NatalyaS писал(а):
Ланиста писал(а):
NatalyaS! Ваш рассказ о Киеве мне как бальзам на душу! Из тех немногих городов, где я бывал, Киев произвёл на меня самое сильное впечатление.
В начале 90-ых мне посчастливилось две недели принимать участие в археологических раскопках прямо в центре города. Я получил столько впечатлений!!! У меня было довольно много времени, чтобы осмотреть город. Я побывал почти во всех местах, о которых упоминает
Бегущая по волнам.Киев безусловно имеет какой-то свой неповторимый дух, а цветущие каштаны стали визитной карточкой города. Спасибо всем за киевские рассказы.
Ланиста, это здорово!
А что-нибудь интересное и несекретное, касающееся археологических раскопок, расскажете?
Ничего секретного в археологических раскопках конечно же нет, так что я могу поделиться увиденным.
Фортуна мне щедро улыбнулась
и я оказался второй раз в Киеве и первый раз на раскопе. Собралось нас человек пятнадцать (обоего пола), готовых копать с утра до вечера и жаждущих найти, если уж не клад, то хотя бы остатки каких-то старинных предметов (правда на то момент никто не представлял насколько тяжёл будет наш труд).
Копали мы в трёх разных местах, перемещаясь по очереди из одного раскопа в другой. Первое боевое археологическое крещение мы получили на Контрактовой площади. Начальник археологической экспедиции указал своим перстом на прелестный аккуратно подстриженный городской газон и твёрдо произнёс: "Копать здесь!" Часть газона уже была нещадно разворочена киевскими археологами. Нам оставалось довершить начатое ими дело.
Контрактовая площадь-место в Киеве довольно известное. Площадь располагается в районе, называемом Подол, который вытянулся узкой полосой вдоль Днепра. Именно на улицах Подола разворачивается действие повести А. И. Куприна "Яма". Сам писатель когда-то подрабатывал грузчиком в местном речном порту, так что он хорошо знал нравы этой части города.
Ещё от Контрактовой площади вверх тянется знаменитая улица Андреевский спуск. Та самая, на которой расположились дом-музей М. А. Булгакова и Андреевская церковь (известная многим по фильму "За двумя зайцами"). Вот в таком месте и начались наши раскопки, периодически сопровождаемые шумом, проезжающего рядом трамвая и грохочущего, где-то в глубине прямо под нами метро.
Очень скоро азарт наш сильно уменьшился, когда мы узнали, что раскопки здесь уже были лет за 15 до нас, а копаем мы снова по той простой причине, что местные власти решили построить новый храм на фундаменте старого находившегося когда-то на этом месте. Наша задача состояла в том, чтобы найти основание древнего храма, который был воздвигнут сыновьями Владимира Мономаха в первой половине XII века.
Называлась церковь- Успения Богородицы Пирогощи. Она упоминается в «Слове о полку Игоревом». Там есть такие строки, завершающие рассказ о возвращении Игоря из половецкого плена: "вьются голоси чрезъ море до Кіева; Игорь едетъ по Боричеву къ святой Богородице Пирогощей."
Храм XII века не сохранился до наших дней. Его разрушили монголо-татары. На старом основании возвели новый храм, который за несколько столетий много раз перестраивали, но в результате его снесли большевики в 1935 году.
Так выглядел храм в начале XX века.
Наконец, через несколько дней работы под нещадно палящим июльским солнцем мы откопали верхнюю часть фундамента XII века. Теперь прежде, чем продолжить рассказ, надо кое-что объяснить. В археологии есть такое понятие-культурный слой. Это слой земли, сохраняющий следы деятельности людей. Этими "следами" может быть всё, что угодно: кусочки посуды, кости животных, съеденные когда-то древними людьми, угли костра и т. д. и т. п., вообщем всяческие вещи, связанные с человеком. А тот слой земли, который не содержит таких "следов", называется на языке археологов- материк.
На территории Киева люди начали селиться очень давно, поэтому культурный слой здесь может достигать 4 метра, а то и больше. Нам, чтобы добраться до XII века, пришлось копать в глубину на 2 метра.
Итак, после титанического труда у нас под ногами была земля, по которой ходили люди XII века, нашему взору открылся фундамент и остатки кирпичной кладки XII века.
Но странное дело, мой разум говорил мне: "Смотри! Это же седая древность! Ты видишь XII век!" Но чувства мои молчали. Я ничего не чувствовал! И тут я вспомнил одного киевского археолога, который любил прикладывать ладони к стенам древних храмов. И я протянул руки к старой кирпичной кладке, приложил ладони к тёмно- красному кирпичу и... Я даже не могу описать, что со мной произошло. Осознание того, что этих кирпичей касались руки человека, который жил за 800 лет до тебя, а теперь к ним прикасаешься ты...
Мне на мгновение показалось, что все 8 столетий потоком пронеслись через меня... Спустя некоторое время я оторвал ладони, но мне хотелось прикладывать их снова, и снова. Я вдруг понял, что нашёл способ почувствовать другое время, почувствовать древность...
А теперь, позвольте ещё несколько интересных исторических фактов. Когда мы представляем Киевскую Русь, то обычно в нашем сознании встают образы белокаменных церквей с позолоченными куполами. Но на самом деле храмы в Киевской Руси были... красно-розовыми. Дело в том, что русские мастера переняли опыт строительства храмов у византийских мастеров. Церкви возводились из красного кирпича, называемого плинфой.
Этот кирпич отличался от современного размерами. Его толщина была небольше толщины компьютерного монитора, сантиметра три, а раствор, применяемый при кладке имел розовый цвет. Поэтому стены храма сочетали в себе розовые и красные цвета, этакая красно-розовая чересполосица.
Фрагмент стены с использованием плинфы.
Именно такие тонкие кирпичи-плинфу и остатки розового раствора мы и наблюдали в раскопе в центре Киева. Храмы же из белого камня-известняка появились во второй половине XII века и то преимущественно во Владимиро-Суздальском княжестве при Андрее Боголюбском и ещё в Новгородской земле.
Почти все русские церкви ориентированы по оси восток-запад, т.е. обращены алтарём на восток, т. к. по представлению наших предков на востоке находился рай, а на западе соответственно ад. Эти религиозные представления переносились и в сферу реальной географии. Перед началом строительства храма восток определялся по восходу солнца, так что, находясь рядом с храмом, вы можете легко сориентироваться по сторонам света.
После того как мы раскопали фундамент храма Успения Богородицы Пирогощи нас перевели на новый раскоп, но это, как говорится, уже совсем другая история. А храм через несколько лет отстроили заново. Вот так он выгляди сегодня.