Вот ведь непростой вопрос, смущающий меня уже давно: связь человека и общества, добра и зла. Запечатленные истории Немрода, Необы, Саула и прочих, говорят о гордыне, зависти, насилие, о стремление к власти, значимости. И индивидуальности... Если индивидуальность это Свертывание физической и психической субстанции с целью создания собственного гравитационного центра, то эгоизм и себялюбие, со всеми вытекающими из них последствиями, вполне объяснимы и естественны. Если индивидуальность дана физически, соответственно она должна быть дана и психологически. Т.е. иметь свои особенности, индивидуальные и неповторимые пути развития. Здесь в своем роде индивидуальное противостоит общему, общественному. Индивидуально все, что не коллективно. Каждый человек желает быть в жизни значимым, весомым, кем-то, чем-то. Мало людей мыслящих исключительно в рамках общественного. Есть глубокая, жизненно важная необходимость БЫТЬ САМОМУ! И тогда запускается процесс обособления, развития индивидуальной личности (конечно, с опорой именно на это Общее). Как правило, нормой у нас считается то, что принято социумом, обществом, и всякое отклонение от нее строго осуждается. Выходит, что каждый не желающий адаптироваться к общественным ценностям и нормам, но жаждущий пройти свой путь своей линией дороги, следуя призванию, уже не признан изначально. Отсюда у нас такая нелюбовь к людям творческим, к инноваторам, маргиналам. Но невозможно остаться здоровым и нормальным следуя преимущественно коллективным нормам. Общество, состоящее из таких индивидов ущербно, и напоминает пациентов с психическими заболеваниями. Весь процесс создания своей индивидуальности соответствует тому, что вкладывал Юнг в свое понятие Индивидуации (процесс взросления, самореализации личности). Рождаясь, человек не имеет индивидуальности, лишь постепенно, накапливая опыт и проживая свою жизнь, начинает формироваться Я, выпадая из чего-то общего и большого. Оно постепенно свертывается и образовывает некий центр, вокруг которого крутиться (как ему кажется) вся вселенная. Следующим этапом может быть развитие своей самости и вновь возвращение к Общему началу. Ведь именно отсюда появляется мораль, нравственность, семья, огромная зона ответственности (за жизнь, мир, людей). Возможно, этих циклов и гораздо больше и они все смешиваются, трудно различаясь друг от друга, но оно точно циркулирует. Наверное, герои барельефов не смогли перешагнуть в новый этап взросления. Ему соответствует энергия Расширения, излучения, восходящая к единству ( в идеале к Богу). Застряв же на пути становления своего Я, усиливая лишь только свой эгоизм, герои объявляют свое Я нормой и абсолютном, превосходящим все и вся, самодостаточным и имеющим смысл само по себе. Отсюда и возведение себя чуть ли ни в рамки бога, и все что связанно с ориентацией на ИМЕТЬ (а не быть). Отсюда и все, что основано исключительно на однобоком чувстве Я: желание власти, значимости, гордыня, зависть, жестокость, и т.д. И мудрость следующего этапа как раз и состоит в том, что бы посредством личных усилий найти в себе и через себя то, что отраженно в обществе, его идеалах и ценностях. Понять культуру не потеряв себя.
_________________ "Ищущий да обрящет"
|