Долго слушала тренинг с интересом и вниманием… Точнейший в мельчайших подробностях культурный портрет времени, богатейшая цепочка ассоциативных отсылок к именам и произведениям подчас совсем мне не известных. Все здорово и замечательно,… однако…
Однако,… все время не давала покоя явно декларируемая связь “Двенадцати стульев” и “Божественной комедии”…
“Правда и ложь или Божественная комедия российской жизни… Доброй ночи…”Именно так по вторникам и четвергам вот уже пятый месяц начинаются тренинговые программы. Но почему?...
Где в “Двенадцати стульях” Ад, Чистилище и Рай, где грех, покаяние и любовь, где спуск под Землю и подъем на Небо?...
Есть только горизонтальная суета в поисках бриллиантовых сокровищ. Правда, камни как “слезы Люцифера”, соотнесены с инфернальным началом. Но на протяжении всего романа они провоцируют, скорее, пустую активность, чем явные преступления.
Самоуверенный сын турецкоподданого легко и ловко манипулирует окружающим миром. Хотя потихоньку, вслед за Ведущим, понимаешь: легкость этих манипуляций обусловлена внутренней пустотой выведенных персонажей. При ближайшем рассмотрении оказывается, что все это декорации, внешние маски ничего не скрывающие, так как и скрывать уже нечего,… или все-таки есть что скрывать?…
И вдруг добрались до “Колумба”, первооткрывателя нового. Уже привычно подумалось, что за этим новым тоже пустота. Оказалось, нет,… оказалось все еще сложнее и страшнее… оказалось там за масками в пустоте кровь вычленяемых душ.
В античном театре боги сами рассказывали людям божественные истины. Богов из театра убрали и Данте в своих видениях уже разговаривает с тенями, которые стали отражать, пусть неполно и искаженно, но все еще божественные истины. И вот… через 600 лет… хирургическое вмешательство,… культурная революция,… вырезание души из культуры и искусства и замена пустотой, приличными бутафорскими декорациями. Так надеялись. Да нет. Там за этой пустотой, за красивой или смешной вывеской, кровь Ада.
“Божественная комедия”,… как считал сам Данте: комедия - всякое поэтическое произведение среднего стиля с устрашающим началом и благополучным концом, написанное на народном языке… становится в “Двенадцати стульях” индивидуальной трагедией. Теперь уже не Вергилий проводник по знаковым точкам души в поисках света и истины,… теперь Остап проводит по пустым декорациям, чтобы понять, что же было уничтожено, что пытаются скрыть фальшивые идеи и лозунги, что заставляют забыть.
После сегодняшней программы оглянулась на прошедшие программы, и совершенно по-другому высветилось то, что запомнилось.
Спасибо за тренинг, Александр Геннадиевич. За сегодняшний эфир, особенно…
Что-то сумбурно написала,… извините, если что не так,… ночь все-таки, мысли уже путаются потихоньку… 