Иносказание о сумасшедшем – «у него тараканы в голове». Может быть, это клопы от укусов которых болит уже не спина а душа? «Тихий» - терпит, «буйнопомешанный» - устраивает скандал. Душу гусара (ещё не схимника) кусали «клопы» - и он скандалил, штафирок бил. И нашёл таки средство от них – монашество. « … Евпл считал свою жизнь мудрой, правильной и единственно верной. Жить ему стало необыкновенно легко, и мысли его были хрустальными. Он постиг жизнь и понял, что иначе жить нельзя…» Однако не тут то было. Конечно, «для действительно святого отогнать клопов не составляет труда». Евпл же не был свят. Он монах потому, что так живёт, так ему удобно. Раньше ему было удобно быть гусаром. Святой же – живет «особым образом» и из неё следует необходимость монашества, духовных подвигов. Или не следует. Чего точно не следует, так это скандала с жизнью. Жизнь как-то сама следует за ним. Евпл скандалил с жизнью и лёжа в гробу - принуждал её «быть по-моему». Жизнь даже «прогибалась». Вот и комиссары вежливо ушли, а не «шлёпнули» по обыкновению. Вот и мужик сухари носил – а ведь голод тогда был. Самое минимальное, простейшее возражение жизни – клопы поставило точку скандала Евпла с ней. Он понял, что следует прекратить скандал, жить жизнь «как есть». «Сейчас он служит кучером конной базы» Ну, Евпл – скандалист неудачник. Ему не удалось переубедить жизнь. Упомянутые Маркс, Сталин, Андреев – скандалисты удачники. К их мнению жизнь прислушалась. А вот скандал Л.Толстого с жизнью состоялся не в его пользу. Чехов и Толстой в Ясной Поляне. Толстой оседлал любимого конька – тему о непротивлении злу насилием - и вдруг машинально прихлопнул севшего на него комара. Антон Павлович сыронизировал: «А комарика-то - убили». На что Толстой ответил: «Ну, нельзя же жить так подробно!» Заставил таки комарик великого Толстого сознаться …
|