После темы «Анекдоты» мне захотелось немного по-другому осветить карту «Отшельник». Я решила, описать «отшельников» (как я их вижу) совершенно разных людей, занимающихся разными делами. Александр Геннадьевич, вы в их числе.
Девятый Великий Аркан - Инок (Отшельник).
Думая над этой картой, мне вспомнились произведения из цикла С.Алексеева «Сокровища Валькирии». Центральное место в его произведениях занимает тайная организация, каждый её "сотрудник" выполняет определённые сакральные задания. Главное действие разворачивается в Уральских горах, эта организация хранит материальные и духовные богатства арийской цивилизации. Конечно, многое в этом произведении – плод фантазии автора, а многое и нет. С.Алексеев когда-то даже издал книгу «Сокровища Валькирии: правда и вымысел», где рассказал о реальных фактах, которые легли в основу книги. В книге есть персонаж по имени Авега, который совершает таинственные путешествия в разные страны, например, он носит загадочную соль в Индию на реку Гангу. Его однажды ловят за бродяжничество и он попадает в исследовательский институт. Оказывается, что имя Авега – это не столько имя, сколько его «рок», то есть предназначение. В книге оно расшифровывается, как «знающий движение», «знающий путь или дорогу». В книге есть интересный эпизод, который я буду ассоциировать с картой «Отшельник». Однажды Авега попросил главного героя посмотреть на яркое солнце, потом закрыть глаза, отвернутся и посмотреть вниз, увидев зеленый шар, сказать в какую сторону указывает луч от пятна. Луч от зелёного пятна указывал вниз. Вердикт был следующий:
«Но рок тебе — не соль носить на реку Ганга, а добывать ее в пещерах». Впоследствии главный герой поймёт, что «соль» это не только материальная соль, которую добывают в соляных пещерах Уральских гор, но это и древние знания, которые нужно добыть то ли из недр Земли, то ли из своих «внутренних» недр, и принести человечеству.
На Руси одним из важных символом был каравай хлеба. Он обязательно украшался солонкой с солью. Причём слова соль-солонка-солнце не только созвучны, но несут единый комплекс образов. В библии от Иоанна есть такие слова о Спасителе:
«В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков». То же можно сказать и о знаниях:
«ученье свет, а не ученье тьма». На рисунке во многих колодах карт, обозначающих карту «Отшельник», в руках у старца фонарь – свет. Так, что же обозначает этот свет: жизнь, учение или что-то другое?
Уже несколько лет я занимаюсь расшифровкой имён, отчеств и фамилий знакомых людей. Делаю я это так; в состоянии осознанного сновидения я произношу по слогам Ф.И.О. Представляю образ человека, а потом формулирую вопрос: в чём предназначение человека (на данный жизненный момент) или какую родовую традицию он выражает. Увиденные образы я пытаюсь интерпретировать. На основе полученного материала, я поняла, что увиденные картинки или сюжеты неким образом относятся к коллективному бессознательному, духовному наследию наших предков.
Довольно часто я видела образ сидящего мужчины или старца в длинном хитоне, который был, повёрнут лицом вправо (уточню, что эти образы я вижу в осознанном сновидении, которое, по сути, является нашим «зазеркальем», поэтому повёрнутость вправо не противоречит классической иконографии этой карты, где отшельник, как правило, изображён повёрнутым влево). Я поняла, что увиденное, это общие черты архетипа «отшельник». Остальные детали были разные. Поэтому я для примера возьму трёх человек и опишу их индивидуальных «отшельников», и то, какие знания, они, на мой взгляд, несут.
Первого отшельника я увидела при расшифровки имени одного известного психиатра, человека, занимающегося просветительской деятельностью, ведущего программы «Серебряные нити» на Радио Россия, который написал серию замечательных книг, посвящённых идее самопознания и современным проблемам общества. Это Александр Геннадьевич Данилин. Его «отшельник» без бороды, сидит в кресле, похожем на трон, в руках держит не фонарь, а алую розу. Больше всего меня заинтересовал образ цветка. Образ розы фигурирует в западных сказках, где одна прекрасная девушка попадает к Чудовищу. Этот цветок олицетворяет душу этого Чудища, который впоследствии превращается в прекрасного юношу. В России существует аналог этой сказки, он был записан С.Аксаковым. В этой сказке раскрывается световой аспект цветка, который называется уже не розой, а аленьким цветком.
Не знаю почему, но у меня образ Чудища (Чудовища) восходит к образу «Отшельника». Почему? Может быть потому, чтобы добыть крупицы знаний, нужно окунуться в Хаос, в Бессознательное, совершить путешествие в Подземный мир, найти хтонических чудовищ и сразится с ними? В одной из передач Александр Геннадьевич говорил о том, что пациенту после общения с хорошим психотерапевтом, во сне могут сниться чудовища. Причём эти чудовища принадлежат самому пациенту, врач только помогает их «вытянуть» на поверхность сознания. Говоря о Чудовищах, я вспоминаю психолога и психиатра Зигмунда Фрейда. Мне кажется, он окунулся в некий «чудовищный» пласт нашего подсознания и попытался показать человечеству его чудовищ.
Карта Инок (отшельник) связана с буквой Ш, Щ, Ч. Чудища, чудовища - слова на букву «Ч». А вот интересная информация о букве «Ш» из книги Рыжковой-Гришиной "Волшебный Букварь". Кстати, раньше она называлась «ША»:
"В старину у людей были табу, то есть запреты, на некоторые слова. Считалось, что произносить эти запретные слова могут только люди особенные, сведущие, то есть ведуны. Все прочие табу нарушать не решались. И тогда люди придумали замену этим страшным словам. Это относилось и к словам: "сатана", "бес". Они были запретными. Но ведь надо было как-то называть это страшное существо. И люди придумали слово ШИШКО (с ударением на букве -О-), а значение его было - нечистая сила". Именно этого ведуна, который может озвучивать наши страхи, давать название нашим чудовищам, я и видела при расшифровке имени известного психиатра.
А вот другой человек и другая картинка:
Этого дедушку я увидела, когда расшифровывала имя одной своей знакомой - Бояриновой Алёны, замечательного человека, преподавателя инновационных методик работы с детьми и взрослыми. Вот её сайт:
http://afanasova.narod.ru Расшифровывая в осознанных сновидениях её имя, я оказалась в холмисто-горной местности. Прямо, не далеко от меня на камне сидел старец, который был повёрнут ко мне боком. Он был одет в длинный белый хитон, весь седой, с длиной бородой, в руках держал посох, как бы опираясь на него. Я с ним поздоровалась. Но, он не обратил на меня никого внимания, даже не повернулся. Я почувствовала, как из его правого бока начал исходить энергетический вихрь, который начал всасывать меня внутрь. Я оказалась крутящейся в неком спиральном водовороте. Мне показалось, что на спиральных линиях, на которых я, словно на волнах «барахталась» - сидели какие-то птицы. Эта воронка затягивала меня внутрь. В какой-то момент птицы запели. Их голоса были настолько высокочастотными, что у меня начала раскалываться от боли голова, и я потеряла сознание…. Потом я проснулась. Сомнений не было, птицы – сирены или сирины. Их мифический образ я нарисовала над головой старца. Образы сирен (сиринов) по-разному трактуют различные справочники и энциклопедии. Остановлюсь на одной цитате, которая, по моему мнению, соответствует моему духовному путешествию:
"Сирен сближали с гарпиями и керами; они воспринимались даже как музы иного мира — их изображали на надгробных памятниках. В классической античности дикие хтонические сирены превращаются в сладкоголосых мудрых сирен, каждая из которых сидит на одной из восьми небесных сфер мирового веретена богини Ананке, создавая своим пением величавую гармонию космоса"(1). Вихрь, который меня засасывал в моём сне, был очень похож на веретено. Но в моём видении фигурировал образ мужчины, а не женщины. Ответ на этот вопрос я нашла в другой энциклопедии:
«Ананке» в античной мифологии олицетворяет необходимость, неизбежность. Как и в случае с большинством подобных персонификаций, "Ананке" получает расширительный смысл и указывает на некую безличную силу» (2). В связи с этой картой отшельника у меня возникла ассоциация с другим словом на букву «Ч» - Чародей. Это человек, который наделен способностью, совершать чары и чудеса. Главные его чудеса заключены в умении помочь человеку измениться, пройти духовную трансформацию.
Я обратила внимание на такую закономерность, что все мои увиденные «отшельники» были одеты в белые длинные хитоны. В древней Греции их носили исключительно жрецы, должностные лица при исполнении обязанностей, а также трагические актёры во время представлений (3). Среди множеств толкований карт Таро я встретила заинтересовавшее меня мнение, что одежда мистика, для мужчины нередко оказывается подобием женского платья, возможно, это намек на уподобление андрогинному существу. Напомню, что андрогин – это совершенный человек, объединяющий в себе оба пола. В мифологии это существа-предки, перволюди, соединяющие в себе мужские и женские половые признаки. Ещё одна закономерность; фигуры и лица «отшельников» были повернуты в правую сторону. Эта сторона у меня ассоциируется с иррациональной, образной стороной нашего сознания. Мне кажется, «отшельники» владеют очень древними и загадочными знаниями, которые таёжная отшельница Анастасия назвала - наукой образности.
В первой книге В.Мегре «Анастасия» есть размышления о таком явлении, как отшельничество. Там говорится, что человечество создало огромную систему образования, а такое явление, как отшельничество мы обходим стороной, как будто боимся о нём говорить. Но все великие мыслители, люди, создавшие религиозные учения, уходили отшельниками в лес: Моисей, Иисус Христос, Сиддхартха Гаутама (Будда). Православные подвижники Серафим Саровский и Сергей Радонежский. Дальше говорится, что люди живущие отшельниками, видят происходящее в нашей жизни под иным, отличным от нашего, углом зрения. Мне кажется, что действительно, люди, у которых я видела при расшифровке имени образ «отшельника», отличаются нестандартными взглядами. Например, Алёна - преподаватель инновационных методик работы с детьми и взрослыми. Она создаёт педагогическую жизнь, которая отличается от общепринятой системы образования.
Наконец я перехожу к своему отшельнику:
Сначала я увидела со стороны старца, который сидел на берегу водоёма, похожего на прямоугольный бассейн. Почему-то в голове возникло убеждение, что это Николай Чудотворец. Потом произошло как бы слияние двух личностей; я стала себя ощущать им. Теперь я уже сидела, опустив ноги в воду. В воде я увидела большое количество плавающих щук, которые подплывали к моим ногам и больно их кусали. То, что щуки больно кусались, для меня естественно. У меня очень часто во сне бывают состояния осознанного сновидения, где у меня происходят путешествия по духовным мирам, которые создали наши предки. Когда путешествуешь по этим информационным полям, то очень часто ощущаешь боль, своим не материальным телом. Слова: «щука», «щурёнок» и «щур», «пращур» этимологически близки. Вот цитата из «Волшебного букваря»:
«И я хочу напомнить тебе, что в древних славянских мифах было такое божество, которого звали ЩУР (ЧУР). Любопытно, что этот бог был ответственным за отношения с умершими предками и защищал людей от нежелательного общения с ними. С детских лет нам знакомы выражения: ЧУР (ЩУР) МЕНЯ! ЧУР, НЕ Я! Но мало кто помнит, что это – настоящее древнее заклинание, старинная мольба, просьба, обращенная к богу ЩУРУ – уберечь от опасности. Кроме того, есть слово ЧУРАТЬСЯ. Первое значение его: произносить «ЧУР», ограждая себя от чего-нибудь. Второе значение слова: боязливо избегать общения с кем-нибудь. Отсюда пошло слово ПРАЩУР со значением – отдалённый предок, родоначальник».Я считаю, и многие исследователи это подтверждают, что православие вобрало в себя более древние («языческие») воззрения наших предков. Поэтому, возможно, христианский святитель Николай Чудотворец выражает черты более древнего божества Чура, Щура. Николай Чудотворец или иначе Николай Угодник считается покровителем моряков, купцов и детей. В европейском фольклоре он прототип Санта-Клауса. Этот святой был особо почитаем в России. Даже мои бабушка и дедушка, которые не отличались особой религиозностью, почитали его. Каждый посев семян или сбор урожая у них сопровождался молитвами и благодарением этого святого. А единственная икона, которая досталась нам от другого дедушки - икона Николая Чудотворца. И ещё один важный момент; душа любого человека связанна со своей Родиной. Родина - это поля, леса, горы и реки. С древнейших времён разные племена селились возле рек. Зарождение цивилизаций и государств происходило у рек. Я даже больше скажу; реки созидают дух, душу человека и всего народа. Каждая река несла особые духовные знания и особые отождествления. Я родилась и росла на реке Чурилихе (г.Москва). И как знать, может быть, эта река оказала на меня серьёзное духовное влияние.
В качестве заключения. Эта карта идёт девятой. Число девять особая цифра, обозначающее завершение определённого цикла. Но я заметила, что именно на цифре девять у меня идёт «спотыкание». Именно этот «порог» труднее всего пройти. Я когда занималась внутренним алфавитом, именно на девятой букве я выдохлась, у меня пропало рвение и "хотение" продолжать это дело. Здесь такая же история, именно девятая карта с её страшной информацией о чудовищах, трансформации и боли охладила мой пыл. Появилась знакомая мне усталость и апатия.
Мистика или нет, но мы знаем, если цифру девять перевернуть – то увидим число шесть. Если повернём три девятки, то увидим число «зверя». То же можно сказать и о перевёрнутой карте «Отшельник», если её повернуть, то главным становится не человек, а зверь, чудовище, невроз, безумие, список можно продолжить до бесконечности. Как пройти этот этап, и справится со «зверем» будет рассказывать следующая карта.
Некоторые ссылки:
Энциклопедия Кольера. — Открытое общество. 2000.
Мифологический словарь — М.: "Советская энциклопедия", 1990г.
М. Мерцалова "Костюмы разных времен и народов"
Рыжкова-Гришина Л.В. Волшебный Букварь. – М.: «Гармония», Тверская областная типография, 2004 г. – 248 с., илл. -29.