Я хочу обратить внимание ещё на одну особенность мифа об "усекновении головы", мужчину убивает не одна женщина, а две: в легенде Саломею науськивает её мать, в романе Булгакова перед тем как погибнуть, М.Берлиоз поскальзывается на масле, которое пролила Аннушка. Что это значит, я догадываюсь, но сформулировать не могу.
А.Г. на лекции много рассказывал об особенностях мужской и женской психологии, как взаимоотношении этих двух ипостасей "правды" и "истины". Я не буду это пересказывать, потому что есть базисный архетип, а как он будет разворачиваться в каждом конкретном случае, это зависит от индивидуального творчества. В каждом времени, обществе, в каждой паре - могут быть свои особенности.
Это Я писал(а):
Я хочу обратить внимание ещё на одну особенность мифа об "усекновении головы", мужчину убивает не одна женщина, а две: в легенде Саломею науськивает её мать, в романе Булгакова перед тем как погибнуть, М.Берлиоз поскальзывается на масле, которое пролила Аннушка. Что это значит, я догадываюсь, но сформулировать не могу.
Мы на арт-терапии с Наташей (NatalyaS) обсуждали эти образы и она дала мне важную подсказку, как с психологической точки зрения можно трактовать образ двух женщин, которые причастны к "усекновению головы" мужчины.
Когда-то моя знакомая психолог, которая читала лекции о возрастной психологии, жаловалась на то, что практически весь теоретический материал по этой дисциплине был создан на Западе. А у нас в России другая специфика, если у них повзрослевший ребёнок - отделяется от родителей, проходит этапы самоидентификации, профессионального определения и пр., то у нас в силу других экономических причин взрослеющий ребёнок оказывается неразрывным со своими родителями. Это вполне естественно в патриархальных обществах, например, в русских крестьянских семьях, когда с подросткового возраста дети наследовали дело своих родителей. То есть на родительский вопрос: "Кем ты хочешь стать" они могли ответить "Я буду тобой, папа/мама".
Поэтому две женщины в легенде об Иоанне Крестителе и в романе М.Булгакова - это символ неразрывности, преемственности поколений или времён. У меня даже есть визуальный образ, что Истина - эта такая непрерывная нить, а вот Правда - эта такая фрагментарная часть этой Истины, когда одна нить рвётся или делится на отрезки. Для меня Иоанн Креститель не только библейский предшественник Иисуса Христа, но и революционер, тот кто создаёт новую индивидуальность "Нового Завета" и вступает в противоречие к "Ветхому Завету".
Но когда мы знакомимся с легендой, мы сталкиваемся с загадкой. Иоанн угодил в тюрьму за критику Ирода Антипы, за то что тот отнял у своего брата его жену и женился на ней. Смена мужа/жены - это тоже некое "разрывание нити", такая маленькая революция. Здесь Иоанн вопреки своему предназначению революционера, становится поборником традиционных ценностей
В моём сне Саломея была женой Иоанна Крестителя. А какое первое требование мужа к женщине после брака? Разрыв отношений со своей семьёй, особенно с матерью. Это такая прописная истина, отражённая во множестве анекдотов. Поэтому мы имеем дело с очень болезненным личным и социальным противоречием. Что верно: разрывать связь или сохранять преемственность поколений?
Роман М.Булгакова тоже о смене индивидуаций:
социальных (смене царского режима с главенствованием религии на новый атеистический режим),
личных, когда Маргарита, как и мать Саломеи меняет мужей. Эта идея в романе крутится вокруг мистики имени Анна. Как вы помните героиню, которая разлила масло - звали Аннушка, трамвай, которым управляла женщина-комсомолка, назывался трамваем - А, в народе "аннушка". И здесь у меня возникло несколько ассоциаций с толстовской героиней Анной Карениной - эта женщина, которая бросает вызов обществу - меняет мужей. Она же как и М.Берлиоз погибает на "железных путях", которые имеют инфернальный образ зла*. То есть вы видите - рвётся нить судьбы. И тут самая важная ассоциация:
"Но главная властительница человеческой судьбы, мать всех Мойр, зовётся… Ананка! Или, в другом произношении, Ананке. То есть она соединяет в себе и имя «Анна», и его дериват – «Анка». Ананка - богиня необходимости и неизбежности. Между колен она вращает веретено, ось которого – это ось мира, а из пряжи богини возникают нити человеческих судеб". Так о чём же сюжет "усекновение головы"? Разрыв единой "нити судьбы" - это очень противоречивое явление. Разрывать можно оправданно, можно делать это не оправданно. Как бы человечество не стремилось этому деянию прикрепить нравственные ярлыки "добро-зло", "хорошо-плохо", "можно-нельзя", исход не определен и он может рождать явления как со знаком "плюс", так и со знаком "минус". Голова это символ не возможности постижения целого или, наоборот, возможность постижения, но только посредством одной усечённой части тела:
"И я уже различаю в людях - ангелов белых, и ангелов чёрных" (строчки стихотворения Т.Романова-Настиной).
Сейчас в теме о постановке "Тангейзера" возобновился спор. А у меня возникла такая аллюзия. В черновиках М.Булгакова к роману "Мастер и Маргарита" есть глава, озаглавленная «Копыто инженера». В ней идёт речь о том, как Иванушка топчет лик Христа, а Берлиоз, несмотря на требование Воланда остановить пролетарского поэта, предпочитает не вмешиваться в богохульное действо. Далее происходит следующее:
«-Ах! - кокетливо прикрыв глаза ладонью, воскликнул Воланд, а затем, сделавшись необыкновенно деловитым, успокоено добавил:
-Ну, вот, всё в порядке, и дочь ночи Мойра допряла свою нить».Я уже писала, что эта постановка, во мне родила чувства о нарушении преемственности времён, о попытке разрыва с отеческой традицией, в которую, хотим мы или нет, включена православно-христианская церковь.
Использованные материалы:
"Мистика имени Анна в Мастере и Маргарите" http://www.stihi.ru/2010/01/26/6483
О символе железной дороги.
- статья А.Г.Данилина «Бриллиантовая рука», «Курочка ряба» и русская мечта. http://serebniti.ru/2010/01/brilliantov ... ya-mechta/
- Юсуке САТО, В. В. Сорокина «Маленький мужик со взъерошенной бородой» (Об одном символическом образе в «Анне Карениной») http://www.rvb.ru/philologica/05/05sato.htmВот ещё очень интересный очерк "Так танцевала Саломея"
http://www.stihi.ru/2012/10/25/7375