Я тоже был на встрече :). А подойти за автографом почему-то постеснялся. Помню слова дока в каком-то из эфиров, примерно так: "... я буду раздавать автографы, хотя вижу в этом нечто противоестественное"
Напишу здесь о чем была речь на встрече.
Насколько человеку важны внутренние переживания? - Начал док без предисловий и приветствий. Знаете, что это такое? - показал публике тибетский ритуальный кинжал - Пхурбу (Пхурба, Пурбу, Пурба). Символ концентрации энергии, помощник в изгнании злых духов. Далее последовала история, очевидцем которой была исследовательница востока. Однажды, путешествуя по Тибету, она увидела делегацию лам, несущих ящик. Ламы были очень напуганы. Поинтересовавшись, она узнала, что в ящике пурба и ламы боятся именно ее... Эта история описана ею в книге
Мистики и маги тибета, в главе
"Заколдованный" кинжал. Когда Алексанра рассказала эту историю другому ламе, тот долго смеялся. В тибетском буддизме существует ритуал изгнания злых духов. И пурба - предмет, который помогает сосредоточиться на этом процессе. А те, недалекие ламы, поверили, что пурба, т.е. предмет, стал причиной их бед. Предположительно над этим и смеялся тот, более "продвинутый" лама.
Вся эта предыстория к вопросу: может ли предмет управлять человеком? Или все же он сам управляет предметом? Об этом же Данилин говорил в программе трегольник. Тут лучше привести примеры:
Водка управляет человеком и заставляет его пить, губит его? Или все же человек выбирает водку?
Или, например, дорогой автомобиль делает его обладателя более статусным, значимым? Или же просто человек начинает так считать и в поте лица работает, копит на машину, думая, что купленный авто прибавит ему авторитета.
Алкоголизм, суеверие (например, вера лам в то, что пурба им вредит), вещизм - все это эффект плацебо.
Пурба, Ваджра, Воронка РозановаДалее А.Г. снова сосредоточился на пурбе, на ее внешнем виде. Лучше рассмотреть вот такой вариант пурбы.
Тут же Док попросил друзей подать ему ваджру - еще один ритуальный предмет буддизма (для медитации), олицетворяющий духовную силу.
В руках Индры он символизирует земную власть, в руках Агни - власть духовную. Ее рукоять олицетворяет мировую ось, протянувшуюся между небом и землей.
Далее Данилин рассказывает о некой личной заметке философа Розанова, написанная им не для печати.
Цитата:
Мне и одному хорошо, и со всеми. Я и не одиночка и не общественник. Но когда я один - я полный, а когда со всеми - не полный. Одному мне все-таки лучше. Одному лучше - потому, что, когда один, - я с Богом. ... «Мой Бог» — бесконечная моя интимность, бесконечная моя индивидуальность. Интимность похожа на воронку, или даже на две воронки. От моего «общественного я» идет воронка, суживающаяся до точки. Через эту точку-просвет идет только один луч: от Бога. За этой точкой — другая воронка, уже не суживающаяся, а расширяющаяся в бесконечность: это — Бог, «там — Бог». Так что Бог 1) и моя интимность 2) и бесконечность, в коей самый мир — часть.
Далее моя вольная интерпретация-пересказ: Человек по сути своей одинок. Мы общаемся друг с другом, чтобы немного ослабить тягостное чувство одиночества. Но каждый из нас никогда не может быть абсолютно понят другим и поэтому пребывание в общении не может принести полного удовлетворения. Однако это ощущение непонятости и отдельности не будет столь тяготить, если принять факт уникальности себя и каждого человека и позволить себе иногда уходить в свои переживания, общаться со своим внутренним миром.
А.Г. продолжает пересказывать Розанова: "И только когда я сужаю общественную воронку до точки я вижу луч от бога."
Т.е. для того, чтобы слушать себя настоящего (или слушать бога) необходимо полностью отстраниться от внешних проблем. Отсечь все ненужное. Сконцентрироваться на том, что идет от бога. И направить сконцентрированную энергию во вне. Т.е. в творчество, деятельность и т.д. (как я это понял).
А теперь как все вышесказанное отражается в ритуальных предметах: Воронка Розанова - Ваджра (земная и духовная власть). Ваджра как бы встроена в пурбу - точка посередине, верхняя и нижняя "воронка". Кривой нож отсекает все ненужное. Общественная воронка (земля) сужается до точки (центральная точка пурбы), в которой концентрируется божественная энергия (от неба). Сконцентрированная сила направляется через острие пурбы по назначению :).
В "поиске видения" аналогия воронки это два начала - реальность и нереальность.
Некоторые, чтобы достичь концентрации и отбросить ненужное, прибегают к алкоголю или к психотропным веществам. Данилин, кстати, сказал, что в конечном итоге все же вещества только мешают.
Духовное пьянствоВ итоге, концентрируя энергию от бога в себе, мы получаем удовольствие, радость, мы говорим "кайф, мне хорошо", но счастья это не приносит. Если сконцентрированная энергия не находит выхода, то начинается духовное пьянство.
Что такое счастье?Тема на встрече, кстати, была именно про счастье. Что же такое счастье? Счастье в расхожем понимании - исполнение желаний. И многие в понятие счастья вкладывают инфантильные желания. Например, Замужество или женитьба с целью, чтобы один супруг что-то делал для другого, чтобы найти понимание или любовь. Понимание в том смысле - чтобы понимал желания и исполнял их. При этом партнер сам по себе (его желания) значения не имеет, а только то, какую пользу он может принести.
Чтобы понять что же такое счастье, можно пойти и от обратного и определить что такое несчастье, это кажется проще. Несчастье - это зацикленность на невозможности изменить то, что изменить очень хочется. Люди сами делают себя несчастными, преувеличивая важность того, без чего на самом деле можно обойтись. Вовлекая себя в зависимость от внешних вещей, которыми не получается обладать. Т.е. получаем простую формулу счастья: возможности / желания >= 1.
Далее Данилин переходит от формулировки счастья, которую можно выразить крылатым тостом "Выпьем же за то, чтобы наши желания совпадали с нашими возможностями", к тезису: Потребительская жизнь для собственных желаний к счастью не приводит; чтобы быть счастливым - нужно отдавать.
Действительно, получив желаемое, мы тут же хотим что-то другое. Жить постоянно чувственными удовольствиями нельзя - надоест, будет хотеться все бОльшего - более дорогие виски, более другую женщину :)) и т.д. Т.е. наполнив свой сосуд счастья до краев, он снова становится пуст и мы стремимся заполнить его снова. А как сделать, чтобы удовлетворение было устойчивым и сосуд был полон постоянно? Ответ - нужно отвести от него трубочки к другим людям.