Часть 2Так что тогда такое интерес?
Самое главное, что я вас к чему-то готовлю, будто хочу сказать что-то такое необычное. На самом деле я ничего необычного сказать не хочу. Самое адекватное для меня понятие в психологии и психиатрии, описывающее состояние любви и веры, называется «транс синхронизации».
Никто не помнит, как я в передаче об этом говорил? Это состояние самый «кайф» (наркотический кайф). Мне очень нравится сам процесс, как его изучали, описывали в специальной литературе это состояние. Потому, что есть специальные такие психологи, которые сидели в барах и ресторанах и наблюдали за парами влюблённых. Сам процесс просто потрясающий по-моему...
Это тот самый момент влюблённости, когда люди смотрят друг на друга и теряют чувство времени, окружающих. Поднимите руки, кто помнит такое состояние?
...Раньше в ответ на такой вопрос руки поднимал весь зал. Это, кстати, очень характерный показатель времени.
Те, кто помнит, скажите мне — в чём оно заключается? Что происходит внутри?
Зал: Тепло, энергия, ощущение присутствия другого человека...
А.Г.: А ещё внутри есть Он. Он внутри меня и я внутри него. Никаких слов не нужно. Вот это и есть то состояние, которое Христос называет любовью или верой. Потому, что вера, это ощущение: Бог внутри меня, а я внутри Него. Разговор с совестью — это тоже самое: Бог внутри меня, (Он говорит) и это автоматически значит, что я внутри Него, естественно потому, что это так.
Всё что угодно, всё, что связано с нашей увлечённостью: когда я прихожу в музей и влюбляюсь в картину, - я говорю «Ах!». Она описывает мои чувства, и я нахожу в этой картине что-то для себя. Она включает меня в своё поле. Это можно называть в сущности как угодно. Но что, это же «кайф»?...Или не «кайф»?
То что я сейчас рассказываю — это достаточно просто и ясно, банально. Но вы этого нигде не прочтёте. Разве только что вот в
«Чистилище. Познание души». И почему так мало людей начинают это испытывать и поднимают руки человек семь?
Зал: Не всем дано.
А.Г.: Тогда и нет общей истины, если не всем дано. Тогда есть люди и есть животные. Начинается в общем долгая история...
Если вы начинаете задумываться об этом, то очень легко понять — оно на самом деле не про секс. Оно бывает в сексуальные моменты, а бывает и не. Но это совсем другое. Я думаю, что благодаря в том числе, Фрейду (или нашей такой, знаете — тупой интерпретации Фрейда) мы это перепутали. В культуре вообще. Не только в российской. Почему человек бежит от этого состояния?
Зал: Трудно.
А.Г.: Чего трудного?! Сижу я в ресторане. Влюбился. Вот мы кружимся в этом трансе. Покружились, покружились. Я говорю : «Ну её на фиг!»
Я постоянно нахожусь в состоянии влюблённости, потому, что у меня работа такая — если не любишь пациента, то это невозможно.
Например: вот публичное выступление. Есть это чувство, что мои мысли куда-то попадают: я попадаю в вас, а вы в меня?
Зал: Есть.
А.Г.: А чего в этом страшного, почему от этого бежит культура. Вот по сути это что?
Зал: противоборство добра и зла
А.Г.: Вот мы теряемся друг в друге
Зал: Мы как будто стали одним; Отрываемся от материального.
А.Г.: Конечно, мы отрываемся от материальности. Когда мы это говорим, мы имеем ввиду всегда одну и туже мысль: мы теряем себя. Когда говорят: «Ты оторвался от материальности» это значит: ты тут можешь потерять себя. «Федя, ты ушёл в телевизор. Вернись!» Значит, Федя теряет самого себя, и у него в место головы - «ящик».
Это ощущение противостоит индивидуальности. Человек в нём теряет себя. «Эта женщина мне вскружила голову». Что это значит?
Зал: Себя потерял.
А.Г.: Да, это значит — опьянение. А разве можно без этого? Ведь на самом деле «Оранус» Пелевина, о котором мы говорили, и всякие разные понятия века — они рождаются от того, что человек, боясь «транса синхронизации» с другими людьми, боясь вообще этого чувства — он начинает свой «транс синхронизации» с искусственными заменителями. Почему? На самом деле, вы запутались, а я уже об этом говорил: это возникает из-за чувства «избыточности другого». В общем всегда в «Эта женщина вскружила мне голову» есть некое ощущение - «она сильнее меня». Не я её вскружил, а она меня вскружила. Она «больше меня».
Зал: В ней больше энергии...
А.Г.: Да, но я предпочитаю никогда не пользоваться всякими дежурными «энергиями» по тому, что кроме Александра Юрьевича Горничева, книжку которого издали в 1941 году, мне никто и никогда не доказал, что существует некая биологическая, или космическая энергия. А вот то что человеческие чувства существуют,- я считаю совершенно натуральным фактом, имеющем отношение к реальности.
Что такое в этой связи реальность?
Зал: Материальное
А.Г.: А что такое «материальность»? Вот эта тумба материальна? Думаю здесь есть люди, которые понимают, что нет. Как только мы перейдём на квантовый уровень, то мы выясним, что это абсолютно динамическая структура, состоящая из потока электронов. Смотря с какой точки зрения смотреть.
Я что наблюдаю всё время? Что я тут стою сбоку?
Зал: Опереться; Чтобы быть к нам по-ближе...))
А.Г.: Праавильно! Вами манипулировать, входить в «транс синхронизации»))
По одной простой причине — для меня это противный симптом советских собраний. Ни один человек, который сейчас моложе 30 лет, меня не поймёт. Ну, не поймёт, потому, что он этого чувства — не испытал. Для него эта кафедра — старая ободранная подпорка. И какого дьявола я не хочу на неё опираться не ясно...
Что я должен сделать чтобы это преодолеть?
Зал: Сесть сверху.
А.Г.: Я боюсь, что буду делать это долго и смешно))
Что я должен сделать сейчас, чтобы спокойно опереться на кафедру и убрать своё невротическое отношение?
Зал: Изменить своё отношение.
А.Г.: В какую сторону?
Зал: В положительную. Полюбить.
А.Г.: А что значит «полюбить»?
Зал: Найти достоинства.
А.Г.: Никаких достоинств!
Зал: Покрасить! ))
А.Г.: Может лучше распилить и сжечь? Поплясать вокруг? На улице, под дождём. «Транс синхронизации» И участковый пришёл — помешивает, помешивает...))
В первую очередь, я должен вернуть ей реальность. Это значит — воспринимать её как некий квадратный предмет, ничем не виноватый в советских собраниях. Никакого отношения сам по- себе предмет в его «таковости» моего отношения к нему не имеет.
На самом деле вот это собственно всё. Фактически — весь Дзен-Буддизм. Там после этого слова нет никаких теорий, концепций. И даже сутры Будды всячески призывают их не читать. Ну, то есть, можно конечно, только когда научишься понимать. Это просто так и всё. И даже её история, связанная с советскими собраниями, это «так». И мой красный нос, для того, кто меня любит — это «так». Только признав, что у этой вещи есть право на свободное существование, некая тайна, не связанная с моими интерпретациями, очистит её. И тем самым, между прочим, отпустив на свободу, я смогу её полюбить. Поскольку, если у этой вещи нет свободы — как сказал Фрейд — она является моей проекцией. То есть — частью меня. Я отправляю на неё моё воображение, и мне становится неприятно стоять и правильно опираться. Но я жертвую и стою всё равно не так.
И точно так же я могу воспринять женщину. Женщина должна быть удобной. На неё можно опираться, из неё можно сложить костёр. Если я воспринимаю её так, то я её не люблю — я ей пользуюсь.
Зал: Как вещью.
А.Г.: Ну, не обязательно, как вещью. В этой стране огромное множество способов пользования. Просто дело в том, что само понятие «использовать» относится к вещи. Пользоваться можно только вещью. Почему? Потому, что человек и вещь обладают степенью свободы. Буддизма хронически недостаточно. Одной «таковости» недостаточно. Вещь и женщина должны ещё обладать свободой. Это будет любовь. И это будет возможность управления реальностью.
Я не могу управлять этой тумбой, когда я её ненавижу. Я могу её сломать. Она приобретает для меня абсолютно мрачные черты приговора. Даже в случае «таковости» её я признаю, что она такова, какая она есть. Но мне нужно приложить к этому некоторое ощущение того, что она свободна и мне нравится, чтобы мне было легко с ней справляться.
Что происходит с человеком вот в этой любви, которую я пытаюсь понять?
Зал: Он признаёт себя.
А.Г.: Он становится собой.
Зал: Тумбу надо в покое оставить! ))
А.Г.: Кто видел фильм «Казанова» Ф. Феллини? В нём отражён символ отношения мужчины к женщине. Символ мужских правд. Это вообще история похождений Казановы, который ищет идеальную женщину. И кончилось это чем?
Зал: Плачевно закончилось.
А.Г.: Чего плачевного? - Здорово закончилось! Куклой закончилось. Идеальной женщиной оказалась кукла. Огромная механическая кукла.
Смотреть надо, господа, такие притчи современной культуры! Ведь сейчас возможность неограниченная. Хотелось бы потратить чуть-чуть времени — всё есть, я вас уверяю. Приезжаете на «Горбушку» и всё что угодно найдёте.
А почему никто не смотрел-то? Это всё имеет отношение к нашему духовному бегу по тому, что кино оно какое бывает? Которое я люблю и которое я не люблю. Авторское кино — такое же относительное понятие, как и всё остальное. Вообще реальность бывает: та, которую я люблю и которую я не люблю. И я создаю себя из того в действительности, с чем я могу вступить в этот «транс синхронизации».
Зал: А можно с Вами спорить, а?
А.Г.: Можно, конечно.
Зал: «Транс синхронизации» не является любовью ни в коем случае. Чтобы было не слишком дерзко моё заявление, я хочу сказать, что я знаю, что такое любовь. Любовь — это природа души. Но для того, чтобы понять, нужно знать что такое душа. Поэтому это возможно только по пути. «Транс синхронизации» — это замедленная влюблённость, которая быстро походит.
А.Г.: Я с Вами категорически не согласен и вот почему:
во-первых «транс синхронизации» это способ, чтобы понять любовь, а не сама любовь.
А во-вторых, мы специально оговаривали, что нужно добавить вот эту самую свободу. Почему не согласен. Потому, что «транс синхронизации», однажды возникший, [...] Я бы очень широко сказал, если бы никто не испугался.
Зал: Всё равно, этого не может быть.
А.Г.: А этого в принципе не может быть! Если никто не испугался и эти отношения начались, - они останутся на всю жизнь и станут любовью, потому, что это именно то чувство, о котором мы говорим: что она может быть здесь, а он уже на «том свете» и всё равно они чувствуют друг друга. Это тоже самое, потому, что требует приложения человеческой свободы. Почему я всё время вот тут кручусь и говорю так сложно. Чего боятся?
Бояться только одного можно — бояться смерти. В данном случае, речь идёт о смерти индивидуальности. Я в неё влюблюсь и потеряю себя. Потому, что здесь происходит одна совершенно поразительная вещь: в этот момент, в «транс синхронизации» ..
Зал: А смерть — на физическом уровне?
А.Г.: Ну, на физическом, на психическом. Человек теряет себя?..Или находит?
Конечно, не теряет. Потому, что если потерял, то это как раз и есть главное безумие.
А на самом деле он себя не теряет. О себя обогащает. Это называется — расширяется.
В чём вся проблема? То что я сейчас говорю — это некий язык, который может как я надеюсь, может любому человеку подсказать некоторые его идеи.
Я не пытаюсь излагать истины. Не умею этого, просто по характеру своему. То, что должно происходить — я расширяюсь, я выхожу в некое пространство, где меня нет...но я есть.
Зал: Вот может быть такое, что Вы открыли границы, и Вам открыли границы. В этот момент происходит расширение.
А.Г.: Да, конечно.
Зал: Если оба?
А.Г.: Я сейчас говорю только об обоих. Это гармоничное состояние.
Если я влюбился в кафедру, приобрёл с ней «транс синхронизации», я стал заниматься коллекционированием кафедр: езжу к разным людям, собираю старые кафедры, и стаскиваю к себе в московскую квартиру — что со мной произойдёт?
...В первую очередь — жена меня из дома выгонит. Я впадаю в зависимость. Это поэтому есть вот это чувство у обоих любящих всегда, которое заключается в том, что этого не надо. Мне не надо, чтобы ты жертвовал собой, дорогой, ради меня.
Я сейчас имею в виду стабильную жизнь человеческую: не войну и не блокаду. Существует некоторая граница. Я использую слово «расширяется» потому, что когда это чувство взаимно, - он именно расширяется, а не исчезает. Вот это ощущение по отношению к жизни и реальности японцы называют Самадхи. «Я во всём и всё во мне». Есть ещё такое замечательное понятие «неподвижная праджна». Если кто-нибудь видел картинки наподобие «Будды Грядущего». Картинки на которых тысячи рук. Это попытка передать вот это ощущение «Я во всём».
Во время поединка на мечах, когда тоже речь идёт о жизни и смерти, человек должен почувствовать, что противник — тоже он. И тысяча рук — это способность оказаться в любом предмете, в любой форме и в любой точке. Это такая символическая попытка нарисовать пребывание меня во всём. Способность пользоваться тысячью одновременно.
Зал: А как понять, это реальность или ты в зависимость попадаешь?
А.Г.: Как понять? Это два прямо противоположных чувства. Но оба всегда присутствуют
Зал: Одновременно?
А.Г.: Конечно. Просто доля того чувства, которое мы привычно называем зависимостью, она не велика.
Зал: Вот Вы не находите, что этот термин - «транс синхронизации» - не удачен? Можно я продолжу вопрос? Любой транс — это не только расширение сознания — это потеря сознания...
А.Г.: Абсолютно точно. Потому, что мы находимся в области чувств... словами. Они никогда идеально не совпадают. Отчего я всё время по радио заикаюсь — я пытаюсь что бы такое найти за 40 минут, чтобы успеть сказать.
Проблема заключается в том, что в строгом смысле этого слова, транс — понятие не имеющее отношения к эмоциям. И транс — это не отсутствие сознания. Более того, с точки зрения буддиста, транс — это и есть сознание. Подлинное сознание человеческое. Потому, что транс всегда (до тех пор пока мы не говорим о переходе его в гипноз) состояние в котором человек чувствует своё присутствие. Как только меня нет — это уже не транс. Это или психоз или состояние гипнотического сна. Транс — это состояние в котором я, сколь угодно широкий неопределённый, себя чувствую. Это граница. Более того, это очень легко любому из нас понять и почувствовать: за последний час вы все, как минимум, раза два уходили в транс. Потому, что слушать поток информации не отключившись — невозможно. Вот когда вы отключились от меня и задумались о чём-то своём — это был самый настоящий транс. Но это были вы по-прежнему. Это необходимая вещь, потому, что постоянно нужна перекличка между вашим сознанием, вниманием и бессознательным, памятью. Нужно сопоставить то, что я говорю (не всегда привычное) с собственным опытом. Что касается «транса синхронизации» - в некотором смысле, это транс, который остаётся навечно. Потому, что стоит мне вспомнить о ней — и она здесь. Стоит ей вспомнить обо мне, и я это чувствую.
Зал: Это относится вообще ко всему. Всё, что Вы вызываете в памяти, Вы входите в контакт с мыслями.
А.Г.: Сейчас не буду спорить на эту тему. Разница только одна: как мы договорились — это взаимно. А я пытаюсь объяснить, чем отличается транс от зависимости. Зависимость (даже если это женщина) это то, чем я заменил «транс синхронизации». То, что я поставил на его место, поскольку его боюсь. Непонятно?
Зал: Вы говорите о суррогате?
А.Г.: Суррогат, сублимат...Я говорю о некоторой подмене. Скорее тогда пользоваться Платоновским и Бодрияровским термином «симулякр». Опять, это система терминов. Зависимость — это некоторое состояние, когда я управление своей жизнью передаю другому человеку. Среди литературных описаний — это Чеховская «Душечка». Это не любовь — это зависимость. Она считает, что у неё нет персонального сознания. Её сознание целиком заменяется сознанием мужа.
Я бы для себя (хотя точных определений не будет никогда) попробовал описать состоянием «не хочу и не могу». Зависимость отличается от любви ровно тем же, чем «не хочу» отличается от «не могу».
Попробуйте почувствовать: «я не могу без тебя жить» - завишу от тебя и «я не хочу без тебя жить». Это совсем другое. Не хочу, но могу. Ты уйдёшь, я уйду, а транс останется. Если вы хотите терминов, - это называется проблемой инкорпорирования.
Инкорпорируется, с моей точки зрения то, что вызывает «транс синхронизации». Это чувства, которые создают мою реальность. «Моя реальность» это то, что мне нравится или не нравится. То есть, я оставляю в своей реальности только то, с чем могу войти в отношения, похожие на «транс синхронизации».
Но не все отношения таковы. Даже влюблённость она выражается в разной степени погружения. Однако, реальность создаётся тем, с чем я могу или хочу вступить в отношения взаимного проникновения.
Зал: То есть, не все подряд, есть какой-то выбор. С кем угодно не возможно практически?
А.Г.: Я не пробовал пределы возможности...))
Зал: То есть одного примерно уровня должны быть люди. Или «противоположные заряды притягиваются, а одноимённые отталкиваются»?
А.Г.: Это очень важный на самом деле вопрос. Мы с вами только сейчас начинаем подходить к вопросам того что такое индивидуальная правда. Индивидуальная правда, как тут пока предположительно выясняется, - это и есть те направления: жизни, бытия, существования, любви с которыми мы можем испытывать «транс синхронизации».
Я когда сюда пришёл в первый раз — меня позвали коллеги — мне не очень понравилось. Внутренне возникает вопрос: «Я могу с этим синхронизироваться? Почему?» И в общем, когда ответил, что могу — вас позвал. Это как бы метод.
Возможно всё. Ведь есть даже «профессионалы любви» обоего пола. И всё равно профессионалы любви вам скажут: « Всё могу! А вот этого не могу». Всегда есть предел, как бы широко человек не пытался использовать. В 60х годах это было названо «тоннелем реальности». Вот за эти пределы я выйти не могу.
Зал: А Вы не считаете, что индивидуальная правда — очень удобный способ манипулирования своей совестью?
А.Г.: Считаю. Но понимаете в чём дело...речь сейчас не об индивидуальной правде, а о словах «индивидуальная правда». Я так чувствую. Когда человек говорит: «У каждого своя правда» - он скорее оправдывается. Вопрос в том, что надо же как-то двигаться дальше. А дальше - «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Я всё время пытаюсь говорить словами не о концепциях, а о чувствах. И это очень сложно.