Клуб психологических исследований "Серебряные нити",
Александра Геннадиевича ДанилинаЗанятие от 01.10.11."Второй секрет". Или о том, чего нет в к/ф "Секрет" ("The Secret")Что это за фигурка, и что она означает?
Я всё время пытаюсь говорить словами Юнга — это некий «Архетип», правда? Он никого вам из художников не напоминает? Дали, например? Нет, не похоже? Для меня похоже. Чего он значит-то? А?
Смотрите, это же знакомый нам жанр искусства, и как минимум, мы все его любим. Сейчас я уже даже не знаю, проходят ли такие выставки. У нас регулярно собирали выставки поделок из корней. Берут лесную корягу какую-нибудь, на ней вырезают чего-то. И, в общем, очень здорово получалось. И мы ходили, смотрели — не знаю как вы...
http://fotki.yandex.ru/contest.xml?id=111 /Изображения всевозможных изделий из дерева/ Чего это такое, зачем это нужно?
Зал: Это способность взглянуть на обычную корягу какую-нибудь, другими глазами и увидеть в ней нечто живое.
А.Г.: Это символ нашего всего предыдущего разговора. Кто был в прошлый раз? Поднимите руки. Как я называл такое состояние души две недели назад?
Зал: «Может быть»
А.Г.: Правильно: «может быть». Это символ состояния «может быть» - вот что удивительно.
Строго говоря, Женьшень - это общеизвестный символ человека. Историю про женьшень знают бОльшая часть людей, которые народной медициной интересуются. Короче говоря — дух, план, именно этот архетип - у корня мандрагоры такой же как у человека.
То есть как бы Творец опустил на Землю некую идею...и «промазал». Часть этой идеи ушла в траву, и эта трава стала особенно нужной и волшебной для нас.
Почему я говорю о состоянии «может быть». Разве может человек находиться в состоянии Дедушки-Женьшеня? Это какое состояние? Ну никто никогда себя не чувствовал «корявым (со словом «коряга» хорошо ассоциируется)
Зал: Ух, часто!
А.Г.: О! «Старой корягой», «молодой корягой» - не важно. Это состояние какое?
Зал: Переходное
А.Г.: «Переходное». Вы все философски-продвинутые. Я рад за вас)) Но оно неприятное, это состояние — традиционно. Разве нет? плохое состояние. А почему нам нравятся "Дедушки-Женьшени", "Старики-Лесовики", вырезанные на корягах лица, Сальвадор Дали...? Люди, проросшие в почву с длинными отростками. В целом - стиль, модель, запущенная Дали и современным искусством. Почему, откуда это берётся?
Потому, что это некое внутреннее «состояние коряги» в этих образах освоено, оно человеческое. Оно доброе. Это то состояние коряги, когда мы никак освоиться не можем. А в чём ещё это «состояние коряги» заключается? Что ещё есть в Старике-Лесовике и Дедушке-Женьшене. Почему они были в старину священными существами?
Зал: Они уносили в другое измерение.
А.Г.: Чего?
Зал: Они не отсюда.
А.Г.: А откуда?
Зал: Из чего-то волшебного
А.Г.: А что это «волшебное»? Земля. А что в земле?
Зал: Корни, грибница.
А.Г.: Грибница! Это всегда знали, конечно. Во все времена собирали грибы. Там — огромная тайна. Настоящая жизнь — там, а это плодовое тело. Не сам организм. не само живое существо. Поэтому гриб священный. Он же говорит не от имени себя — гриба, а от имени вот этой огромной и загадочной грибницы, какого-то загадочного целого. Мы всегда говорим: «Найти корень; почувствовать корни; пустить корни» - это же не случайная метафора, правда? Потому, что мы должны «укорениться» в чём-то большем. А имеет это отношение к состоянию, о котором мы говорим?
Помните я как-то (я уже не помню: закончил, начал) с состояния Адама, который изгнан из Рая? Чего он перед собой видел? (это опять же - состояние «может быть»)
/Томас Коул "Изгнание из Рая" (1928 г.)/ Он видит перед собой, не знаю там: лес, море, озеро, пустыню... Он видит перед собой какие-то пятна, но не знает, как они называются. Он ещё «не укоренился», он с ними не связан. Он что чувствует?
Чувствует растерянность, чувствует страх, наверное. Очень важно, на самом деле, что чувствует Адам.
Какие у него есть выходы? Вот был он без сознания. Тут зажёгся прожектор внутренний - «лампочка». Увидел он эту неизвестность- он что может сделать; какие варианты поведения у него есть?
Зал: Начать взаимодействовать
А.Г.: Если он испугается, то что будет?
Зал: Он может убежать
А.Г.: Куда?
Зал: В себя. Закрыться и всё.
А.Г.: Воот! Всё по-прежнему это Рай. Это без сознания: напился и упал. Но пока нет ничего. Он не знает где взять вещество, чтобы «выключить» сознание. Он даже и этого не знает. Ничего не знает. Он знает, наверное, имена нескольких животных. Не в этом суть. Какие возможны типы реакций? Если испугается — дальше что?
У него позади Рай из которого его выгнали (условно). Так кто стоит?
Зал: ...
А.Г.: Безобразие! Кто считает себя верующими, поднимите руку? ))
....
А.Г.: Один, два, три человека, четыре...Кто стоит сзади?
Зал: Архангел
А.Г.: Архангел Гавриил...с лазерным мечом))
Что это значит? Что туда нельзя — там ещё страшнее. Здесь — неизвестность, а там ещё страшнее. Если Адам испугается — чего произойдёт? Он застынет на месте и умрёт: либо от холода, либо кто-нибудь из неизвестных ему животных, его съест. Чего ему делать?
Зал: Может попросить прощения и вернуться назад в Рай. «Мама! Роди меня обратно!» ))
А.Г.: Совершенно верно, очень точно! «Проход закрыт!». Голова такая большая, что в маму если и захочешь — уже не залезешь, всё! Чего делать-то?
Это вопрос принципиальный, потому, что это и есть вопрос того, чего не хватает, чтобы трансформировать жизнь.
У нас на сайте много кто обсуждал фильм «Секрет». И вообще — знаменитый фильм. Идея очень простая: (она и в моей «Таблетке от смерти» тоже сохраняется) представляешь себе в голове план, чётко визуализируешь, и он выполняется. Это так? Ну, в общем — нет. Чего-то не хватает, чего-то нужно ещё. Первое, мы сказали в прошлый раз, - не хватает состояния, которое мы считаем неприятным. И Адам считал неприятным. Приятным его никак не назовёшь: впереди какие-то пятна, поверхности — неизвестность. Чего надо?
Чёй-то надо?....)) Ну что нужно человеку, попадающему в неизвестность. Бежать нельзя — ещё страшнее. Там «секи башка» сразу.
Зал: Надо найти еду и воду.
А.Г.: На самом деле это проблема очень такая...скользкая. Он не знает, ни что является едой, ни что является водой. Он кушал росу с цветков. Никаких сведений о том, чем Бог кормил не сохранилось.
Зал: Может быть осмотреться, понаблюдать за кем нибудь, как они сделают...
А.Г.: Нужно найти какого входа, в первую очередь — подземного хода.
Что у него внутри есть вообще. С Адамом проще, потому, что он в начале?
Зал: ...
А.Г.: У него внутри есть как минимум (ничего не сказано про это) - память о Рае. Потому, что если бы этой памяти не было — ему не хотелось бы туда вернуться. Значит память у него есть, по всей видимости. И это единственный его «корень». И это, кстати говоря, в первую очередь означает, что вот в этом есть подсказка. Как мы верим в то, что гриб имеет отношение к источнику мудрости: какому-то большому и сложному, да? Поэтому он становится волшебным в сказках. Чего ещё ему нужно? Что мы ещё понимаем под словом «укорениться»?
Зал: Обрести уверенность
А.Г.: Что для этого нужно сделать? Вот я попал в первый раз в этот зал — чувствую себя неуверенно. Мне что надо сделать?
Зал: Оглядеться, осмотреться
А.Г.: Ну каждому что-то своё: оглядеться, осмотреться, ножку по углам поднять — в общем что-то такое произвести. ))
Зал: Нужно найти что-то знакомое или похожее.
А.Г.: Наверное. Оно будет тем же самым, что и «своё»? Скорее всего — нет. Он будет на основе этой памяти, строить что? Какое-то своё пространство. Он, не знаю, грубо говоря: в лесу отопчет себе полянку; оставит какие-нибудь знаки, что это его территория. Он как-то будет свою территорию ограничивать: создавать в непонятном пространстве что-то понятное.
Мы же так всегда себя ведём: «вытаптываем» какой-то кусочек территории, цепляемся за что-то понятное. Но позволят ему это сделать две вещи. Во-первых: это воспоминание. Во-вторых, я хочу сказать в сущности то, что уже говорил: отношение. Каким должно быть его отношение? Что создаёт реальность? Что ему нужно, какое отношение?
Зал: Дружелюбное.
А.Г.: Как мы ещё его называем?
Зал: Заинтересованное
А.Г.: «Заинтересованное» - это какое?
Зал: Любопытное
А.Г.: Вот я подхожу и говорю (я не всех здесь знаю — вот Риту знаю). Подхожу и говорю: «Я в Вас заинтересован». Я что имею ввиду? В смысле как мне подойти надо?
В общем для меня (может я не прав) здесь есть оттенок - «попользоваться» чем-то...
Зал: Потребительский
А.Г.: Ну, не обязательно потребительский. Но у меня есть некие интересы, и вы должны их удовлетворить. Такие отношения возможны, но они не самые приятные. Вообще, в некотором смысле этого слова, мы называем такие отношения - любовью. Я должен полюбить это пространство. Потому, что если он будет пользоваться, то что произойдёт? Когда я говорю: « Я заинтересован в Вас», - я имею в виду что? Вы будете выполнять некоторые обязанности. Ничего плохого. Я не имею в виду негативные. В этом есть некое долженствование: «должна вот так». На самом деле это не подойдёт. Я бы это не называл любовью. Чего хотят женщины от мужчин в основном? Защиты. Это главное, чего хотят женщины от мужчин?
Зал: Внимания
А.Г.: Внимания... «Закрой рот, дура, — я уже всё сказал!»
Зал: Материального благополучия
А.Г.: Материального благополучия. Но это не женщины, это проститутки))
Я хочу сказать, наверное, (может я не прав) мы считаем именно это ответственностью. Хотя ответственного отношения, не важно к чему: к работе, материальному благополучию, к жене, к человеку...- Бог знает к чему. Вот мужчина — это человек ответственный. У Адама должно быть ответственное отношение в первую очередь к миру. Или что-то, что мы вкладываем в это слово.
Сложно, занудно — я понимаю. А что мы вкладываем в это слово? У вас никогда не возникало мысли, что слово «ответственность» имеет своим корнем «ответ»?
Зал: ...
А.Г.: Во-первых, это взаимность. А во-вторых — готовность ответить на любой вопрос, который возникает в данной сфере отношений. Ответственность, между прочим, в первую голову — это вопрос знаний. Очень грубо говоря: я не могу отвечать за женщину, которую я не понимаю, я не могу отвечать за вопрос (скажем — административный), в котором я не являюсь профессионалом. Я не могу взять на себя ответственность. Чего ещё-то есть в этом?
Зал...
А.Г.: Всё, всё до дна исчерпали?
Зал: Да
Хорошо, а вот такой вопрос: женщина одна с ребёнком. Она же по большому счёту его не знает...
А.Г.: Нет, нет, нет...Она каждый раз, в каждой культуре про него всё знает. Это неправда, потому, что представление о детях — одно из самых главных представлений культуры. Существовали, например, и в средневековье, и позже — в Европе. Они не имели значения и до 14 лет были прислугой, обслуживающей хозяйство. И чем больше их умирало — тем лучше. Но, тем не менее, в этом есть знание некое. Между прочим, для того, чтобы молодая роженица относилась к родам без страха — принято устраивать школы в цивилизованном мире. У нас не ходят на эти школы ни фига. А вообще, молодые матери ходят в школы. Между прочим — ничего такого научного, а это как раз получение знаний: что в первые дни делать? «куды бечь»? У нас обычно кто-то: или тёща или свекровь, этими знаниями охотно делятся — принимают ответственность на себя, пока мама в стрессовом состоянии. Так что знание-то есть. А чего ещё нет? Чему тут важно научиться?
Зал: Понимать
А.Г.: Что для него важно? Что он может сделать для того, чтобы вытоптать какую-нибудь «свою поляну»? Знаний-то у него нет...
Зал: Действовать
А.Г.: Для того, чтобы действовать — нужны знания. [...] Получается, что Вы — стихия. Что не сделай — всё будет не так.
Зал: Методом проб и ошибок
А.Г.: А если я не знаю - тогда не нужны пробы и ошибки?
Зал: ...К памяти обратиться
А.Г.: «К памяти обратиться», хорошо. А что в памяти, там — Рай. И что?
Зал: У меня мысль такая мысль, что если он будет продолжать идти, то и окружающий мир будет как-то ему отвечать.
А.Г.: Она на самом деле радикально различает взгляд на мир. Вот в XX веке научными атеистами и Марксистами считалось, что наша психика определяется реакцией на мир. Мы сейчас неосознанно цитируем ленинскую «теорию отражения», «теорию адекватного ответа». Но в общем тигру ответить адекватно не очень просто...