Всем привет! Я Катя Сафонова. Хотела поделиться своими соображениями по этой карте, а заодно и по рассказу А.П.Чехова «Ведьма».
Прослушала я это занятие (Аркан «Сила»). Согласна во многом, в подтверждение хотела рассказать о личном опыте, который быть может кому-то поможет понять, что же изображено на этой карте. Однажды мне пришлось задуматься, что же значат образы зверей в наших сновидениях. Ко мне часто обращаются друзья за помощью, как к экстрасенсу. Хотя я не экстрасенс, я сновидящая; информацию я вижу во сне и на основании её, я даю какие-то советы. Ко мне обратилась знакомая девушка, дважды она оказывалась в такой ситуации; встречается с парнем, а потом у него возникает кто-то в параллели с ней. Она оскорблённая уходит. В последний раз она была знакома со своей соперницей, а доводы мужчины были такие: «Девушки мои, я так запутался в жизни и в себе, вы мне обе нравитесь, поэтому вы договоритесь между собой, кому я больше нужен, с той и останусь». Кстати, оба мужчины были рождены под знаком Близнецов. В своих снах, посвящённых этой проблеме, вижу странный знак: белую собаку. Обычно образ животных расшифровывают, как указание на какую-то черту характера или порока, например, собака – преданность, змея – коварство и т.п. Но у меня этот метод не работает; несколько раз я во сне таким же способом пыталась выяснять причины «неадекватного» поведения детей; мальчики были в возрасте четырёх лет и семи. Оба гиперактивные, упрямые, не воспитуемые. Посмотрела во сне; опять животные, в первом случае, три чёрных собаки, в другом – белый верблюд. Характер и темперамент? Нет.
Я в своих снах иногда разговариваю с великанами, которые выступают в образе домов. Однажды я подошла к пятиэтажке, у меня было такое впечатление, что она кирпичная, но заштукатурена розовой штукатуркой, на ней присутствовали белые линии. Я как обычно спросила: «В чём твоё предназначение». Дом ответил: «Убиваю животных». Я спросила; зачем? Дом ответил, что они являются нашим зеркалом. А по дальнейшим сюжетам я поняла, что образы животных рассказывают нам о характере нашего реагирования на жизненные ситуации. Я поняла, что у человека есть воля, свобода выбора, есть способность мышления, нравственно-духовные ориентиры, интегрируя их в себе, он совершает то или иное действие. Но, человек очень часто своё поведение сворачивает «до животных инстинктов», до знакомых образцов поведения, которые ему были либо внушены, либо он сам усвоил. Например, я посоветовала той девушке из первого примера, среагировать на ситуацию по-новому; вступить в соперничество и отбить парня. Ну, разумеется, она заявила, что она на это не способна. А ведь такое не типичное для неё поведение, могло переломить негативную «карму». В отношении детей, тот же принцип работает; дети каким-то образом усвоили определённый стиль поведения в жизни, разумеется, они «подсмотрели» это у взрослых, поэтому здесь важно родителям самим быть гибкими в своём поведении.
Эти «инстинкты» и стандартные характеры реагирования не только присутствуют в человеке, но и человек, их ошибочно старается приписать Жизни. Но у жизни нет инстинктов. Даже в социуме, не смотря на то, что трибуны, политики и лозунги пытаются формировать «инстинкты» человека. Они всё равно «размываются» Жизнью, в которой нет инстинктов. Для примера; я столько раз слышала фразу: «Да, без приличного образования невозможно найти хорошую работу». Я десять лет проработала в кадрах, и видела немало случаев, которые опровергали эти случаи. Видела руководителей, которые не любят образованных и амбициозных, видела «мастеров», которые требуют «чистый лист», чтоб не переучивать после ВУЗа. Видела талантливых самоучек без образования. Обычно, наши фразы: «Да, меня там пошлют», «Да, я там не нужен» и т.п. это «инстинкты», которые мы приписываем жизни.
Итак, образы животных во сне символизируют наши «инстинкты» и характер нашего типичного реагирования на ситуацию. Они символизируют некие ограничения нашей жизни, могут говорить об отрицательной «карме», о наших «закостенелостях» из-за которых мы не можем изменить ситуацию. Это значит, что лучшим нашим символическим деланием во сне, было бы убийство зверей. Сказочные герои и богатыри из былин так и делают, занимаются охотой:
«В те поры Илья Муромца дома не случилося: Полевал он далече во чистом поле, Зверя лютого на копьё ловил, Соболей, кунец на низок низал». Но, случается и «внештатная» ситуация, зверь может молвить человеческим голосом: «Не убивай меня, я тебе ещё пригожусь». В шаманской традиции у многих шаманов есть духи помощники зверей. Цитата:
«Тотемные животные — это духи, принявшие облик и свойства определенного животного. Таким животным может быть млекопитающее, птица, пресмыкающееся, рыба, земноводное, даже беспозвоночные твари вроде насекомого (хотя чаще животными силы выступают млекопитающие или птицы). Эти животные духи действуют как коллективное сознание представляемого ими вида, обладая великой ведовской силой». Мне кажется, они символизируют особые инстинкты – родовые инстинкты, которые могут нам пригодиться. Во сне такие животные отличаются от реальных животных. Я считаю, что предыдущая карта Фортуна, где изображены животные, рассказывает об умении разбираться в своих инстинктах. А следующая, за ним карта «Сила» об умении взаимодействовать с инстинктами, которые «могут нам пригодиться». Вот такой я увидела в своих медитациях карту «Сила».
Кроме того в момент медитации я видела символы животных в том числе и мифических, которые были изображены на дыбах. Подобные изображения в древности часто носились на воинских щитах и стягах, их использовали в эмблемах городов и княжеств. Для своей Карты я выбрала – перекрещивающиеся изображение коней на охолупне крыши избы. Головы коней - символы родовых инстинктов. В русских сказках есть сюжет, когда герой подходит к некой границе между мирами, он видит избушку на курьей ножке и произносит следующую фразу:
«Избушка, избушка, повернись к лесу задом, ко мне передом». Поворот – важное магическое действо. Во многих значимых осознанных сновидениях, когда подходишь к некоему пределу или завершению и нужно попасть на новый этапа развития, то происходит этот магический акт поворота вокруг своей оси или кувырка через голову. Этот творческий акт ничто так хорошо не передаёт как древнейший символ коловрата или солнцеворота… Считалось, что именно солнце играет самую важную роль в мироздании, оно - средоточие силы, жизни, кипучей энергии и плодородия. Магический поворот невозможно совершить без внутренних усилий, которые основываются на загадочных родовых инстинктах. Рассказывая о карте Таро Шут-Дурак я говорила об инициации, когда меня два зверя, один из которых – черепаха, переворачивали через голову. После этого я реально ощутила, что из «правши», я превратилась в «левшу», то есть по некоторым признакам я почувствовала смену ведущего полушария, после чего мне стали доступны новые смыслы понимания.
Далее я хочу сказать о «Мастере и Маргарите» М.Булгакова, «Ведьме» А.Чехова и рассказать кое-что о себе. Все вы знаете о существовании «архетипов». Каждый человек может выражать собой тот или иной архетип. Архетипы в нас существуют в динамике. Сейчас мы выражаем один «архетип», потом другой, наверное, ярче других это ощущают актёры, у которых есть талант перевоплощений. Но, почему-то так бывает, что человек надолго «застревает» в одном своём образе. Виноваты в этом все те же наши «инстинкты». Может быть это обусловлено ошибками наших предыдущих кармических воплощений, и не обязательно личных, но и коллективной. Я всегда в пример привожу себя. Однажды я встретилась со своей бывшей одноклассницей, она глубоко чувствующий человек, она мне спросила: «Хочешь я скажу, кто ты была в прошлой жизни?». А потом добавила: «Русалкой». Такое её заявление полностью совпало с моим духовным опытом. Позже я поняла, что наша духовная жизнь в том или ином эгрегоре, обуславливается ошибками или точнее сказать «инстинктами», которые преобладали в предыдущей жизни. Я так подробно рассказываю о себе, потому что знаю, что здесь на сайте тоже есть «девушки-русалки», я часто их встречаю на психологических, мистических и сновидческих сайтах. Ведь это их родная стихия. Поэтому, быть может мой рассказ кому-то поможет понять себя. Конечно, русалки отличаются друг от друга, но я могу выделить в них общее. Это общее очень точно описал сказочник Г.Х.Андерсен в своей сказке «Русалочка». «Русалка» по разному может вести себя в своей родной стихии. Но как только она оказывается на земле (в реальности), она молчит, терпит и не может сформулировать свои потребности, тем более их озвучить и отстоять. Я не раз от таких девушек слышала рассказы об изнасиловании, которое происходили в юности. Такое со мной не случалось, но я попадала в угрожающие ситуации, из-за элементарного неумения сказать подруге «нет», сказать, что мне эти парни не нравятся, что я не хочу туда ехать и т.п. Наверное, каждой «русалке» нужно разбираться, почему она такая. Я считаю, что это не только проблема воспитания, но и проблема, уходящая куда-то в прошлое. Однажды в ОС я решила разобраться, почему я так надолго застряла в этом образе. Я отправилась в прошлое, этот скачок происходил через вращение, я обернулась вокруг своей оси. Я оказалась в небольшой комнате, лежащей на диване, я была молодой девушкой. Я лежала не одна, а с мужчиной, нам было хорошо, но тут в дверях появилась сначала белая собака, потом дама, которая была намного старше меня. Это была то ли жена того мужчины, то ли это было указание на его внутренний архетип женщины, который был сильнее меня. Ситуация была позорной и я убежала из комнаты. Позже мне показали, что это было моей ошибкой. Конечно, я не увидела каких-то точных подробностей, фигурировала ли в этой сценке законная супруга мужчины, была ли я любовницей. Но я поняла, что такой «треугольник» очень хорошо показал М.Казаков в своём фильме «Покровские ворота», он выражается так: Маргарита Павловна-Хоботов-Людочка. Вот «Людочки» и застревают в роли «русалочек».
Моя подруга «видит» также и динамику. Она, например, говорит, что из «русалки» я должна буду эволюционировать в «богиню изобилия». Я с ней полностью согласна, потому что в отличие от «русалки» эта богиня может формулировать, как свои истинные потребности, так и потребности других людей, и их удовлетворять. А ещё она считает, что между мужчиной и женщиной, которые относятся к одному и тому же архетипу существует сильное притяжение. Мужчина и женщина выражают два противоположных аспекта одного «архетипа», одной «истории». В своих картах Таро я, например, нашла противоположный аспект своей «русалки», он проявился на карте символизирующую «Императрицу»:
Это Медведь-гора. В мифе о Медведь-горе фигурирует ещё третий персонаж, я его условно называю «Моряк», о нём позже. Это тоже часть архетипа. На карте изображен символ, то ли восьмёрки, то ли знака бесконечности, установленного вертикально, я его увидела, когда медитировала на букву «В». От одного экстрасенса слышала, что именно такой знак она видит над некоторыми парами. Только она не знала, как он расшифровывается. Я ей предложила вариант; «архетипической» или «кармической» пары, которая должна вместе что-то отработать или понять какое-то знание. За любым архетипом скрываются Знания и Мудрость. Ведь это карта Василисы Премудрой. Однажды в ОС я разговаривала с великаном, который сказал, что мне будет дана «книга нибелунгов», их знания, потом он сказал, что нибелунги и берендеи это суть одно. Наш разговор был подытожен знакомым образом.
Кстати, в преданиях о небелунгах фигурировали русалки, они обладали даром пророчества. Исследователи говорят, что более точное название русалок в классической и романской традиции – сирена. Так британская сирена, белая, с золотистыми волосами и рыбьим хвостом.
Каждый человек ищет «своего человека», эта концепция, если верить словам моей одноклассницы, у многих выглядит одинаково; каждый пытается найти половинку своего архетипа. Мне повезло, мы с мужем совпали архетипами. Но, проблема в другом, он как и многие живёт только внешними проблемами, философские тайны бытия его не интересуют; получается, смотрим в разные стороны. Задача двух «архетипических половинок» понять Мудрость и Знание. Это как Мастер и Маргарита отыскивают смыслы своего общего архетипа, который выражается, на мой взгляд, немного гомосексуально «Иешуа – Воланд», но что ж поделаешь, архетип то христианский, а как заметил ещё Д.Браун, у христиан из символов веры был «выброшен» женский аспект. Это всё равно, что из вышеописанного архетипа убрать образ русалки, останется «моряк – медведь-гора», хотя это суть одно. В юности во многих мальчишках проявляется архетип «моряка», например, мой муж «бредил» морем, рисовал парусники, читал о викингах. Поэтому Булгаковский «Иешуа-Воланд» это не два антагонистических начала, это некая динамика, которая осуществляется между полярностями. Мужчине и женщине мало совпасть архетипами, нужно иметь общее устремление; чувствовать свои внутренние смыслы и реализовывать их в Жизни. Кстати, здесь возникает другая проблема; все тайные Знания имеют своё реальное биологическое воплощение на Земле. А как я заметила, многие люди путают ментальность и реальность. Например, написание книги, создание компьютерной программы – это скорее ментально занятие. Неким тестом на реальность может служить такое понятие, как Земля, обустройство Земли. Если на Земле появляется что-то новое: своими руками построен дом, посажено дерево, воспитан сын, значит, действия произведены в реальности. Например, нибелунги-берендеи знали об особых золотых линиях-силы, которые опоясывают нашу Землю. Поэтому многие древние сакральные сооружения: Стунхендж, Аркаим были приурочены к месту пересечения этих линий. В сказаниях о нибелунгах можно встретить предание о волшебном кольце, которое было подарено одним из великанов – Зигфриду. Я узнала, что образу кольцу соответствовал особый биологический механизм, который реализовывался в Родовых поместьях. Он выражался так; в определённой последовательности по кругу высаживались лекарственные растения, они обеспечивали механизм бессмертия. Благодаря этим растениям их употреблению, человек до старости доживал здоровым. Умирал, а точнее уходил в силе, и возвращался-рождался вновь с полным осознанием себя.
Приведу слова из одной лекции о К.Юнге:
«К.Г. Юнг проводил аналогию между архетипом и кристаллической ре¬шеткой, задающей структуру кристалла, отмечая структурирующую функ¬цию архетипов. Подчеркивая, что архетипы определяют направленность че¬ловеческой активности и «канализируют» психическую энергию (Либидо), он сравнивал их также с руслом реки, задающим направление ее течения». «В архетипах «аккумулируется» исконная и бессознательная мудрость человеческой души. Однако власть архетипа, захваченность индивидуаль¬ного сознания архетипическими содержаниями оборачивается «слепым», за¬программированным, инстиктоподобным поведением, примером чему слу¬жат патологические состояния психики (психозы) и феномены психологии масс (так называемые «массовые психозы»). В современном мире мы можем видеть наиболее яркие проявления захваченности архетипическими символами в сектантстве и религиозном фанатизме. Поэтому огромное значение для конструктивного развития личности имеет критическая позиция сознания по отношению к архетипам, способность к их различению и осмыслению».
В лекциях А.Г. часто задавал вопрос, почему Мастер и Маргарита заслужили покой, мне кажется, что они, если говорить словами этой статьи, освободились от власти архетипических символов всё тем же актом осмысления и различения. Причём, тот исторический период, в котором жили Мастер и Маргарита: Великая Октябрьская Революция и «сталинизм» это феномены психологии масс, которые характеризовались захваченностью сознания архетипическими содержаниями.
А теперь о ведьмах. Понятно, что ведьма и Василиса Премудрая – суть одно. Эта карта символизирует третью букву алфавита, которая в русской азбуке озвучивается, как «веди». Общеславянский корень этого слова восходит к праславянскому ВЕДАТЬ в значении «знать». Поэтому в дальнейшем я не буду употреблять слово «ведьма», буду говорить Василиса Премудрая. Как проявляется Василиса Премудрая в женщине? Александр Геннадьевич, говорил, что в отличие от «Берегини» это уже не молодая женщина. Я хожу на курс лекций по возрастной психологии в центр, куда вожу свою дочь. И на одном занятии нам лектор сказала, что до тридцати лет мы живём по программе заложенной нашими родителями, либо мы сопротивляемся этой программе. Программа и антипрограмма – суть одно. Свою программу, свой Логос мы создаём ближе к тридцати лет. Этот возраст называется – кризисом тридцати лет. Не знаю, как у вас, у меня её слова нашли полное подтверждение. Программе своих родителей я, в отличие от сестры, не сопротивлялась, отец пристроил меня в ВУЗ, потом на престижную работу. Зато ровно в 30 лет я этому всему дала «пинок под зад»; ушла с работы, с твёрдым намерением, что я в ту область никогда не вернусь. В этот период кризиса, как и у многих у меня началась дематериализация. Это необходимо, чтобы сотворить свой Логос, свою программу жизни. Мне кажется, что карта третьего аркана Таро – Императрица, Вассилиса Премудрая олицетворяет собой этот период. Возможно, Раиса Ниловна из рассказа А.П.Чехова «Ведьма» переживает этот возрастной период. До этого она жила по программе своего отца, который был духовного звания, и для того, чтобы сохранить для дочери приход, выпросил в епархии для неё мужа – дьяка (пересказ не дословный). Но вот, у Раисы Ниловны – кризис тридцати лет. Психологи знают, что эти роковые точки нашего возраста – несут в себе потенцию смерти; старый мир рушится, созидается новый. Любую дематериализацию можно проживать позитивно, либо негативно. Об отрицательной стороне этой «точки обнуления» рассказывает фильм Ларса фон Триера «Антихрист». Я, например, этот кризис прожила позитивно, может быть потому, что я тогда была вдохновлена книгами об Анастасии, которая задала высокую духовную планку для женщины. Результатом этого опыта стала моя работа «Конь-камень. Лошадиное копытце», где я описала многие образы этой дематериализации. Главной задачей для человека в этот период является поиск внутренней силы и знаний, источником которых являются наши внутренние архетипы. Сейчас я перечислю последовательность их поиска. В русских сказках главный герой сначала борется с трёхголовым Змеем Горынычем, потом с шестиголовым, потом с двенадцатиголовым. Вначале мы должны в себе отыскать архетип «ТРЁХ». В нашей фольклорной культуре, это три богатыря. У меня это: Усыня, Горыня, Дубыня. В сложившейся традиции это: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович. Даже Гайдай в своих фильмах воплощает этот архетип в комических образах Труса, Балбеса и Бывалого.
Как часто бывает; женщина может спутать свою потребность поиска внутренних архетипов, с поиском мужчин в реальности. Наверное, из этой ошибочной потребности возникает комический гоголевский образ ведьмы Солохи в «Вечерах на хуторе близь Диканьки». Как вы помните, к ней практически одновременно в дом заявляются: голова, Чуб, дьяк и чёрт. Когда я начала читать рассказ А.П.Чехова «Ведьма» я, как и многие, уловила пародию на Гоголя, Раиса Ниловна – шьёт мешки. Для чего; прятать мужчин в мешки, как Солоха? Вообще, в творчестве Чехова очень много элементов пародии на литературные произведения предшественников и современников. Но вернёмся к архетипу «трёх». В индуизме существует Тримурти – «тройственный образ». В Тримурти слились три бога: Брахма, Вишну и Шива. Все они являлись проявлением единой божественной сути, но за каждым закреплялась определенная "сфера деятельности". Брахма был создателем мира, Вишну - его хранителем, а Шива – разрушителем. С тремя богами соотносится кастовое деление в Индии. В нашей традиционной тройке богатырей мы тоже видим представителей разных сословных групп: разумеется, Алёша Попович из «духовенства», Добрыню иногда величают князем, но чаще всего его место подле князя, он самый близкий к князю и его семье богатырь, исполняющий их личные поручения. Илью Муромца – чаще относят к вольному казачеству: он атаман, предводитель, старший, то есть он представитель высшего воинского сословия. Ведьма Солоха привечает к себе представителей разных сословий; к ней ходит дьяк, а также голова, это название военной и административной должности в России 16-17 в.в., Чуб – богатый казак и замыкает эту троицу - сам чёрт. А.П.Чехов, на мой взгляд, тоже иронизирует над амбициями своей героини, в конце рассказа дьячиха Раиса Ниловна восклицает:
«Коли б не ты, я, может, за купца бы вышла или за благородного какого!». Что значит "архетип троих" в наших душах? Однажды в сновидении я увидела, что это первый осваевыемый нами архетип. Он очерчивает в наших душах три параллельно лежащих круга, три пространства. Что это? Целостность. Вот цитата:
«В мистических представлениях Бог парафразируется как круг с вездесущим центром». После знакомства с архетипом «трёх» мы знакомимся с другими архетипами; архетипами «шести», «двенадцати». Архетип шести – это некие радиальные лучи, исходящие из центральной точки окружностей. Они уже воплощают символ колеса, которое в противоположность неизменяемости круга, демонстрирует дополнительное качество — динамику. С архетипом «двенадцати» я ещё не знакома. Вот эти знания и знакомство с архетипами представляют собой путь ведьмы, иначе Василисы Премудрой. Комичность героинь Гоголя и Чехова, быть может, в том, что они неправильно поняли свои потребности; и вместо внутренней целостности ищут внешние сферы своего влияния, а вместо внутренних архетипов, реальных мужчин?