Занятие 19. Лев. (эфир от 7.02.12)
«Царство небесное внутри тебя и познавший себя найдёт его. Познай самое себя».
Доброй ночи. Доброй ночи всем, кто слушает радиотеатр фантазий программы «Серебряные нити». Мы говорили о мифологии знака Лев. Мы с вами движемся по кругу знаков зодиака. Мы выбрали в программе именно такой принцип движения. Возможно, как раз самой по себе мифологии в знаке Льва имеется самый минимум, ведь это знак чисто человеческий. Во всяком случае, мне думается, что именно Львами большинство из нас хочется стать сегодня. Единственный солнечный, чисто солнечный знак зодиака. Что является солнцем для человека, ясным солнышком? Естественно, наш собственный разум и наш ясный ум. Это ведь именно то к чему мы стремимся. Не правда ли? Четыре первых знака зодиака, с точки зрения построения абсолютной человеческой души, души круга, оказались, если Вам угодно, строительными материалами, четырьмя стихиями. Эти четыре стихии смешиваясь, помните, мы говорили, рождаются через знак Рака. И что снова рождается первым? Естественно, человеческий разум. Но почему же тогда среди астрологов этот месяц считается один из трёх наиболее тяжёлых месяцев года? Строго говоря, чем сильнее проявляется в человеке то, что он считает абсолютно позитивной энергией, тем сильнее может проявиться энергия негативная. Чем ярче солнце, говорили мы, тем выше вероятность ожогов и засухи. Солнце может давать жизнь, но может и разрушать её.
Музыка: Gidon Kremer - Cesar Franck – Piano Quintet in F Minor – Allegro Non Troppo Ma Con Fuoco
Откуда же всё-таки берётся засуха? Ведь здесь всё обстоит прямо-таки завидным образом. Ну, во-первых, личность, которой руководит символ Льва, способна отстраниться от влияния внешнего мира. И это значит, что она постоянно чувствует возможность своего собственного влияния на мир. Такие люди всегда чувствуют, что они владеют обстоятельствами, а не обстоятельства владеют ими. Именно характер Льва, в быту, мы обычно называем волевым. Воля – это способность человека воплотить свои собственные желания, планы, взгляды на мир, в окружающей реальности. Это по сути, обратите внимание, земная способность. То есть, способность стихии Земли. Но, для того, чтобы воплотить свою волю, т.е. для того, чтобы быть волевым, человек должен ощущать своё право менять окружающую реальность. Вот это вот чувство права на поступок, мы и называем обычно уверенностью в себе. Львы как будто рождаются с ощущением твёрдой убеждённости в собственной правоте. Они чувствуют себя и ведут себя так, как будто убеждены, что только они являются носителями горчичного зерна истины. И я думаю, что большинству наших слушателей хоть иногда, хоть редко, хотелось бы чувствовать себя именно так. Однако мы все знаем, что именно в этих свойствах характера таится беда. Если человек ограничивает себя одной лишь уверенностью себе, то с точки зрения внешнего наблюдателя, она всё время грозит превратиться в дурацкую самоуверенность. Однако, это вовсе не свойство Львов. Лев прирождённый руководитель. Он способен использовать уверенность в себе для построения гармонии той части внешнего мира, над которой он властвует, в той части внешнего мира, в которой он проявляет свою волю. Солнце опасно тем, что оно очень высоко, до него не допрыгнешь. Львы не очень стремятся понимать других людей. Они стремятся учитывать их интересы для того, чтобы выполнить свои. Они стремятся достигнуть разумной гармонии. Для того, чтобы таким образом понять другого надо, прежде всего, почувствовать себя выше его. И этот способ понимания другого, понимания с помощью одного только разума, означает, мы так и говорим «правильно оценить человека». Отрицательная оценка в этой ситуации разумеется становится равной суду или осуждению. Мы всё время стремимся занять позицию выше партнёра по общению. Мы всё время хотим, даже в астрологии, найти способ рассматривать ближнего своего как букашку под увеличительным стеклом. Мы всё время стремимся к тому, чтобы выставить человеку оценку. Помните, есть какая-то мучительная ошибка человека в том, чтобы различать добро и зло. Книга бытия ясно объясняет, что главная мечта Адама и Евы, а они хотят научиться отличать добро от зла, является их ошибкой, грехом. Однако, вечное стремление выставлять оценки, есть вечное стремление разума. И это то самое стремление, которое даёт Льву уверенность в себе. При этом Лев гармоничен. Я сейчас даже не хочу говорить о Львах тиранах, об авторитарных Львах, о Львах правителях эпохи тоталитаризма. Нет, истинный Лев справедлив по отношению к своей семье. Он создаёт своё мировоззрение для того, чтобы быть справедливым по отношению к обитателям своего большого или маленького царства. Лев – это попытка на уровне семьи, фирмы, города или страны построить свою утопию. Лев пытается установить свою систему законов и неписаных правил, которые с его точки зрения являются справедливыми. Он готов пропагандировать эту справедливость. Он может непрерывно и убедительно доказывать, объяснять, спорить, обосновывать свою точку зрения, да только жители нашей страны лучше большинства других на собственном опыте знают, что универсальная справедливость, точное знание человеком добра и зла рано или поздно оказываются несовместимы с моралью. Общечеловеческое счастье не совместимо со счастьем отдельного человека, поскольку для счастья отдельной личности необходима её свобода. И счастливая жизнь в стране утопии всё время оборачивается рабством. В точном знании добра и зла, возможно, есть много справедливости, но остаётся очень мало счастья. Похоже, как сказала бы Валентина Дмитриевна, что для счастья кроме консонанса - совместного гармонического звучания, всё время необходим диссонанс - созвучие, выпадающее из ряда вон. Вот его-то Львам мучительно недостаёт. Логика и справедливость разума никак не вмещает в себя хаотическую нотку свободы индивидуальности. Вот утопия всё время и грозит выродиться в тиранию. И знаете, Лев, как правило, вот эту самую справедливость, законность, логичность, своё понимание добра и зла относит и к себе тоже. И самоконтроль и самокритика становятся для него почти абсолютной ценностью. Более того, именно способность к самоконтролю позволяет Львам уверенно судить других. Как правило, они ещё в школе легко усваивают требования послушания, исполнительности, аккуратности. Именно это для разума – послушание, исполнительность, аккуратность рано или поздно становятся синонимом понятия ответственность. И снова, Лев прекрасно понимает, что он в школе жертвует своей самостоятельностью ради того, чтобы поступать правильно, ради общего дела. Для него тоже выполнение неписанных правил является жертвой. Однако он идёт на неё сам и требует от других, включая сюда и своих собственных детей. Именно эту его жертву, ведь он сам пожертвовал своей свободой, как он считает, должны понимать и высоко ценить окружающие его люди. Он справедлив, потому что требует от них то же самое, что требует от себя самого. Для него отказ от свободы во имя долга, справедливости или светлого будущего является своеобразным аскетическим служением во имя принятой им системы ценностей семьи и партии, общества. Точно так же он считает, что любой нормальный человек должен жертвовать своей индивидуальностью во имя общественных или ведомственных интересов, а всё остальное ненормально. Пустыня, которую выжигает солнце в символе Льва – это пустыня разума.
Музыка
Для того чтобы понять откуда возникает пустыня, давайте вспомним историю типичного литературного героя, описывающую тупики символа Льва. На мой взгляд, такую историю Лев Толстой рассказал в своей знаменитой повести «Крейцерова соната». Главный герой маленькой повести, его фамилия Позднышев, женится не по любви, а исходя из модных, видимо с тех времён и по наше время, теоретических представлений о том, что такое брак и какой конкретно должна быть, оптимальная, для героя повести жена. Своему попутчику он рассказывает, что он женился не на деньгах и не на связях. То есть, его невеста была бедна, скромна и не очень красива. Почему он совершил этот брак? По той простой причине, в ней просто редко признаются современные мужчины, но очень часто мыслят точно так же, что именно бедная, некрасивая и от этого скромная девушка не будет претендовать на особенные развлечения, с удовольствием будет его обслуживать и будет всегда ему верна. Тем более, что он тоже, честно, обратите внимание, честно, цитирую: «…имел намерение держаться после женитьбы единобрачия…». Более того, его гордости правильным выбором послушной жены – это его собственные слова, не было пределов. Теперь он что-то понял и говорит своему попутчику, цитирую: «…свинья я был ужасная и воображал себе, что я ангел…» Слово «ангел» для нас тоже не случайно, поскольку это ведь существа света, ясные существа. Именно таким ясным существом он себя и чувствовал. Однако, почему-то против расчётов Позднышева с самого начала, то есть с медового месяца, дело пошло не так как этого ожидал Позднышев. «Всё время было гадко, стыдно и скучно» - его доподлинные слова. А дальше всё складывается очень близко к рамкам нашего разговора в этом цикле представлений в радиотеатре фантазий. Понимая что жена не испытывает никакого наслаждения от пребывания с ним в постели, Позднышев стал подозревать что она ему изменяет. Поскольку как же так она иначе, бедная, скромная. Скоро подвернулся и объект ревности, которым стал музыкант и учитель музыки. А сама музыка, звучащая у нас в программе «Крейцерова соната» Бетховена, оказалась главным виновником убийства. В повести есть легендарные слова о музыке, которые видимо были значимы и для самого Льва Толстого и не утрачивают своей значимости, так же, возможно, ни для одного современного Льва, во всяком случае, очень многие музыковеды регулярно вспоминают эту цитату. Вспомним её и мы.
"- Они играли Крейцерову сонату Бетховена. Знаете ли вы первое престо? Знаете?!-вскрикнул он.-У!.. Страшная вещь эта соната. Именно эта часть. И вообще страшная вещь музыка. Что это такое? Я не понимаю. Что такое музыка? Что она делает? И зачем она делает то, что она делает? Говорят, музыка действует возвышающим душу образом,- вздор, неправда! Она действует, страшно действует, я говорю про себя, но вовсе не возвышающим душу образом. Она действует ни возвышающим, ни принижающим душу образом, а раздражающим душу образом. Как вам сказать? Музыка заставляет меня забывать себя, мое истинное положение, она переносит меня в какое-то другое, не свое положение: мне под влиянием музыки кажется, что я чувствую то, чего я, собственно, не чувствую, что я понимаю то, чего не понимаю, что могу то, чего не могу. Я объясняю это тем, что музыка действует, как зевота, как смех: мне спать не хочется, но я зеваю, глядя на зевающего, смеяться не о чем, но я смеюсь, слыша смеющегося. Она, музыка, сразу, непосредственно переносит меня в то душевное состояние, в котором находился тот, кто писал музыку. Я сливаюсь с ним душою и вместе с ним переношусь из одного состояния в другое, но зачем я это делаю, я не знаю. Ведь тот, кто писал хоть бы Крейцерову сонату, - Бетховен, ведь он знал, почему он находился в таком состоянии,- это состояние привело его к известным поступкам, и потому для него это состояние имело смысл, для меня же никакого. И потому музыка только раздражает, не кончает. Ну, марш воинственный сыграют, солдаты пройдут под марш, и музыка дошла; сыграли плясовую, я проплясал, музыка дошла; ну, пропели мессу, я причастился, тоже музыка дошла, а то только раздражение, а того, что надо делать в этом раздражении, - нет. И оттого музыка так страшно, так ужасно иногда действует. В Китае музыка государственное дело. И это так и должно быть. Разве можно допустить, чтобы всякий, кто хочет, гипнотизировал бы один другого или многих и потом бы делал с ними что хочет. И главное, чтобы этим гипнотизером был первый попавшийся безнравственный человек".
А.Г.: О чём собственно говорит Позднышев? Он говорит вот о той самой главной опасности ясного разума, об опасности вот той нашей с Вами мечты, что в жизни всё должно быть просто и ясно. Что значит вот эта фраза Позднышева: «…музыка переносит меня в какое-то другое, не свое положение...». Валентина Дмитриевна: Музыка является источником информации совершенно особого рода. Для нас будет достаточным сказать, что эта информация является чисто эмоциональной и не содержит в себе никаких сведений, которые дают возможность сформулировать её смысл с помощью рассудка, т.е. вербально, с помощью слов или концепций. А.Г.: Вот поэтому Позднышев ощущает музыку как своего врага. Она переносит его из ясного состояния рассудка, в котором он всё правильно решил, правильно выбрал жену и ошибиться не мог, в некоторое иное эмоциональное, душевное состояние, которое он вовсе не готов включить в свою концепцию жизни и брака. Мы, между прочим, с Валентиной Дмитриевной в этом цикле именно этого и хотим. Человека очень трудно смутить словами, потому что очень часто, когда со словами мы не согласны, мы их просто не слушаем. А Позднышев описывает своему попутчику музыку как средство, смущающее его привычный взгляд на мир. Он вдруг оказывается в неком эмоциональном положении, эмоциональной ситуации, которая ему совершенно незнакома. Он не может её объяснить. Это состояние нуждается в расширении горизонта собственных простых концепций, предположений о том, что такое брак и любовь.
Музыка
Музыка Бетховена, как отмечали многие музыкальные терапевты и историки музыки это музыка – не улыбайтесь – психоаналитическая. Это музыка как будто специально написанная для того, чтобы слушающий её мог перенестись в эмоциональное состояние своих близких, человека, который находится рядом, других людей. Есть один историк, который считает, что именно благодаря музыке Бетховена в Европе появились первые детские сады. Люди вдруг стали постигать необходимость заботы о детях, и, между прочим, это был колоссальный шаг культуры. Но, понимание и чувствование, сочувствие другому, включая сюда и жену, приобретённую на основе теоретических взглядов и явно находящуюся ниже самого Позднышева по разуму и социальной лестнице, оказывается совершенно не совместимым с устройством сознания самого Позднышева. Музыка смущает его уверенность в себе. Нужно каким-то образом не брать самому, а отдаться ей, перенестись в состояние, о котором повествует музыка, и потом попробовать как-то объяснить его себе словами. Но при этом Позднышев может выйти из состояния самоудовлетворённости. Кстати говоря, удивительное дело, в отличие от современного человека, Позднышев классическую музыку знает и слушал её очень много. Он изучал врага! Наверное, музыка нужна Позднышеву для того, чтобы, если хотите, сделать следующий шаг по внутренней спирали зодиака, но именно это не даёт ему сделать ясность и простота его концепции. Именно в Крейцеровой сонате необыкновенно важен тот факт, что его отношение к Бетховену и к самой сонате, приводит Позднышева к подозрительности по отношению к тем людям, которые не согласны с его своеобразной музыкальной концепцией. То есть, ревность пробуждается в нём именно потому, что жена и музыкант любят ту самую музыку, которую Позднышев считает своим врагом. Раз им нравится следом за музыкой перемещаться в другие эмоциональные положения, как пишет Толстой, то это значит, что они состоят в своеобразном заговоре, ведь кто не со мной, тот против меня. И это их объединяет. Болеет того, они стремятся уйти от Позднышева в другое помещение. Они стремятся это сделать, во всяком случае, так они объясняют это Позднышеву, для того, чтобы его не беспокоить, потому что его беспокоит Бетховен. Ну, и, разумеется, эта их попытка изолироваться от него для Позднышева может означать только одно, они что-то скрывают. В сознании Позднышева они уже стали представителями той музыки, которая пытается им манипулировать, как сказали бы мы современным языком. Из гнева на музыку рождается убийство.
- Опомнись! Что ты? Что с тобой? Ничего нет, ничего, ничего... Клянусь! Я бы и еще помедлил, но эти последние слова ее, по которым я заключил обратное, то есть, что все было, вызывали ответ. И ответ должен был быть соответствен тому настроению, в которое я привел себя, которое все шло crescendo и должно было продолжать так же возвышаться. У бешенства есть тоже свои законы. - Не лги, мерзавка! - завопил я и левой рукой схватил ее за руку, но она вырвалась. Тогда все-таки я, не выпуская кинжала, схватил ее левой рукой за горло, опрокинул навзничь и стал душить. Какая жесткая шея была... Она схватилась обеими руками за мои руки, отдирая их от горла, и я как будто этого-то и ждал, изо всех сил ударил ее кинжалом в левый бок, ниже ребер. Когда люди говорят, что они в припадке бешенства не помнят того, что они делают,- это вздор, неправда. Я все помнил и ни на секунду не переставал помнить. Чем сильнее я разводил сам в себе пары своего бешенства, тем ярче разгорался во мне свет сознания, при котором я не мог не видеть всего того, что я делал. Всякую секунду я знал, что я делаю. Не могу сказать, чтобы я знал вперед, что я буду делать, но в ту секунду, как я делал, даже, кажется, несколько вперед, я знал, что я делаю, как будто для того, чтоб возможно было раскаяться, чтоб я мог себе сказать, что я мог остановиться. Я знал, что я ударяю ниже ребер и что кинжал войдет. В ту минуту, как я делал это, я знал, что я делаю нечто ужасное, такое, какого я никогда не делал и которое будет иметь ужасные последствия.
Приводить этот фрагмент жестоко. Однако мы с Вами должны помнить о возможности такой психодинамики простых и ясных взглядов на мир, взглядов которые для того, чтобы быть уверенными всё время пытаются опустить чувства. Да, мы говорим «оставь сопли. Давай рассуждать логически». Обратите внимание, Толстой абсолютно не описывает приступа какого-то психического заболевания, ни в коем случае. Он подчёркивает вот эти потрясающие слова Позднышева о том, что он всё помнил и ни на секунду не переставал помнить. Его поступок, на самом деле, настолько же логичен, как и вся остальная его логика. Это судьба сверхценного разума или разума, который всё знает сам, разума который считает себя солнцем, ну, хотя бы для одной бедной, некрасивой и скромной жены. Вот здесь таится главная проблема символа Льва. Спокойной ночи.
_________________ Дай мне, Господи, утешать, а не ждать утешения,понимать, а не ждать понимания,любить, а не ждать любви. Ибо, кто даёт, тот получает, кто забывает себя, тот обретает, кто прощает, тому простится... Молитва Св. Франциска Ассизского
|