Занятие 13. Рак. (эфир от 17.01.12)
«Царство небесное внутри тебя и познавший себя найдёт его. Познай самое себя».
Доброй ночи. Вот мы и добрались до летнего солнцестояния, до загадочного и как будто всё время прячущегося под водой символа Рака. Это один из ключевых знаков гороскопа. В нашем движении по зодиакальному кругу он является первым знаком четвёртой стихии – Воды. И как всякий водный символ, Рак чрезвычайно противоречив. Он сочетает в себе тончайшую эмоциональную чувствительность с желанием спрятаться от жизни, погрузиться в глубину вод. Вы можете обратить внимание, что это как раз то, чего в культуре, т.е. нам всем не достаёт в Близнецах. Сегодняшняя культура уклоняется от эмоциональной чувствительности. Но уклонение всегда означает, что вот это самое – рачья тонкая чувствительность – всегда прячется где-то в глубине сознания и является важнейшим аспектом жизни, только вытесненным, скрытым, эзотерическим в самых разных проявлениях своих. Нашей культуре мучительно недостаёт того, чтобы перестать прятать этот аспект. Вот как знак Рака звучит в исполнении Рика Вейкмана.
Музыка: Rick Wakeman – Cancer
То, что наша культура сегодня содержит в своём восходящем знаке Близнецов, несомненно. Даже действительно интересную музыку молодых композиторов всё труднее и труднее обнаружить в нашей стране. Такое впечатление, что сама музыка куда-то исчезла, уступив место новизне и разумному конструированию композиций. В музыке это очень легко заметить – это такой момент, когда асцендент Близнецов в культуре, это момент, когда во имя новизны и конструктивных построек из неё исчезают чувства. А мы в отзывах на наши передачи встречаемся с тем, что люди всё меньше и меньше способны чувствовать как они реагируют на мелодии. Как на солнечную, так и на лунную сторону звучащих у нас композиций. Особенно часто, видимо неслучайно, и очень важно для понимания символа Рака, это происходит с мужчинами. У меня иногда складывается такое впечатление, что люди, вообще, отказываются чувствовать мелодии. Поэтому я решил ещё раз попросить нашего музыкального психолога Валентину объяснить, как построена музыка в наших тренингах и что значит её чувствовать. Не сумеем этого понять, не поймём и символ Рака. Валентина Скворцова: В нашей интерпретации солнечные и лунные стороны знака выражаются в мажорной и минорной тональности. Мажор, вообще, всегда ощущается более устойчивым, более плотным, более пружинистым, чем минор – зыбкий, тягучий, вязкий, призрачный. Нет, нет, минорные произведения тоже могут быть тяжёлыми, как «Лунная соната», например. Или взлетать, быть лёгкими, воздушными. А мажорные могут быть лёгкими, прозрачными. Но, тем не менее, эти ощущения будут разными, телесно мы будем ощущать их по-разному. В наших музыкальных фантазиях мы исходим из того, что солнечная, ясная, выраженная в мажорной тональности сторона знака, более устойчива, консонантна. А мелодия в минорной тональности более неустойчива, диссонантная, зыбкая. Первая, мажорная мелодия как бы указывает на эмоциональные опорные точки, равновесие, порядок или спокойствие. Вторая мелодия, как бы ходит по краю, балансирует, парит в невесомости. И именно она позволяет почувствовать состояние возможности, возможности изменения, свободы. Мелодия как кошка, которая гуляет сама по себе. Она не привязана к условностям привычных нам взглядов, убеждений или эмоциональных реакций. Первая мелодия – мажорная - может вызывать как ощущение спокойствия и ясности, ощущения полноты пространства, так и ощущение тесноты, замкнутости, вызывающее апатию завершенности, невозможности вырваться из своих рамок. Вторая мелодия может вызывать как тревогу и неуверенность, будоражить, вызывать внутренний протест, может казаться, что вы зависли в невесомости, где не за что зацепиться, а может ощущение свободного полёта, ощущение возможности перехода в другое состояние, потенциальность, движение, потенциальность развития мелодии, а также чувство, которое мы часто описываем словами «это ещё не конец» или проще говоря - ощущение надежды. Это такой маленький тест, который поможет понять нам, где мы застряли на своём пути, и подскажет пути движения. Может случиться и так, что Вам не понравится, ни первая, ни вторая мелодия. Одна будет казаться слишком скучной, а вторая просто бессмысленной. Это очень важный для нас момент. Дело в том, что как я уже говорила, это не музыка в том смысле, в каком мы привыкли это понимать, в смысле законченного, цельного произведения искусства, которое имеет своей целью как можно точнее донести слушателю ту или иную мысль или эмоцию. В детстве, каждый из нас хоть раз раскрашивал раскраску. Контуры сказочных героев или животных нужно было раскрасить так, как хочется. Наши музыкальные композиции – это как бы такая раскраска. Я пытаюсь нарисовать контур, даже скорее набросать контур, но только Вы можете дополнить его своими личными линиями или цветом. Наши упражнения предполагают соавторство. Они дорисовываются Вашими уникальными эмоциями и образами. Когда человеку не нравится ни та, ни другая мелодия, чаще всего это означает, что он не хочет дорисовывать, он хочет получить готовую мелодию, которая сама по себе должна в нём вызвать определённые эмоции или мысли. Это напоминает акупунктуру. Иголочки попадают в определённые зоны, вызывая помимо воли человека, определённые рефлекторные реакции. Слушая музыку подобным образом, человек не впускает её в себя, музыка звучит снаружи. Он как бы наблюдает себя и музыку отдельно, как две стены стоящие напротив друг друга, которые не имеют проникновения. И это, кстати, опять тест на экстернальность и интернальность. Если Вам хочется, чтобы музыка сама вызвала в Вас что-то, но не хочется продолжать её, не хочется додумать её, может быть допеть, может быть продолжить движением, может быть что-то нарисовать, может быть что-то написать, тогда Вы, скорее всего, хотите просто потреблять музыку, простите за грубость. То есть, не придумывать ничего нового, просто получить что-то, что как бы само собой должно Вас изменить. Если же мелодия продолжается в Вашем воображении, она вызывает какие-то личные образы, она помогает двигаться по пространству воображения и Вам хочется продолжить её, хочется в наших, там есть такие паузы в мелодиях, хочется влить туда свою краску, свой цвет, тогда Вы скорее имеете тенденцию к интернальности. Нужно отметить, что у женщин гораздо лучше получается слушать музыку внутри и дорисовывать мелодии. Я думаю, что это, вообще, чисто женское свойство – примерять. Редкая женщина откажет себе в удовольствии примерить платье, даже если оно не в её вкусе или не подходит по размеру. В своём воображении мы примеряем мужчин. Фантазируя, примеряем будущее, даже если эти фантазии негативны. Читая книги или смотря фильмы, примеряем образы героинь. Женщины, выбирая, всегда сравнивают. Мы как бы соразмеряем себя с чем-то. Мне это подходит - Мне это не подходит. Мне это идёт. - Мне это не идёт. Таким же образом можно примерять и наши упражнения. Когда будет звучать мелодия, спросите себя «Мне это подходит? Слишком тесно или слишком свободно? Может быть, где-то нужно убавить, а где-то прибавить. Где?» Попробуйте почувствовать телом, где именно, в каком месте возникает напряжение, а в каком расслабление. Может быть, Вам это уже мало? Я ни в коем случае не хочу обидеть наших слушателей мужчин. Просто мужчины, чаще всего, точно знают чего им нужно. Мужчина выбирает по принципу «мне это нужно – мне это не нужно». А.Г.: Примерить на себя - значит почувствовать. Почувствовать, тебе подходит или тебе идёт та или иная музыка, то или иное чувство. Мы в этом тренинге занимаемся примеркой символов зодиака. Мы одеваем их в себя, внутрь. И это операция для всей современной культуры оказывается слишком женской. Но, так как, по-прежнему культуру определяют и строят мужчины, то это вполне возможно и приводит к тому, что разум в ней преобладает над чувствами и асцендентными являются Близнецы. Ведь Рак – это женский знак. Рак – это то, что сокрыто в глубине вод, во влажных тёмных глубинах. То, что нужно научиться чувствовать. То, чего никак не удаётся нашим мужчинам. Поэтому давайте начнём необычно. Давайте попробуем, прежде, чем я буду рассказывать о разных аспектах этого символа, все вместе, мужчины и женщины, почувствовать мелодию Валентины Скворцовой, почувствовать как она отдаётся в душе, подходит или нет. Ведь на самом деле, посвятить две минуты, ведь не больше, чувствительности, это как раз и значит обнаружить в себе аспект или тенденцию символа Рака. Давайте попробуем.
Музыка Валентины Скворцовой
Чувствительность или сензитивность - это то, что хочется спрятать, скрыть, в первую очередь мужчинам. В результате мы как Раки становимся скрытыми друг от друга, ведь познать ближнего своего одним лишь разумом всё равно невозможно. В том числе, для того, чтобы мы научились чувствовать другого через слова, перешли к музыке. Я и задумывал эту серию маленьких представлений в нашем радиотеатре фантазий. Каббалисты считают, что месяц Тамуз, месяц, который существует в календаре под знаком Рака, это один из трёх месяцев относящихся к осуждению. В течение месяца Рака, во вселенной чуть меньше милосердия и сочувствия, а значит точно также как в знаке Близнецов, меньше времени между человеческими действиями и последствиями этих действий. Рак – один из двух знаков зодиака, который целиком и полностью подвержен влиянию управляющих этим знаком небесных тел. Остальные десять знаков управляются согласно астрологии пятью планетами и каждый знак разделяет энергию своей планеты ещё с одним знаком. Венера воздействует на Тельца и Весы, Меркурий на Близнецов и на Деву. Рак - это знак Луны. Только Луна. Женский, ночной, водный, теневой аспект управляет Луной. Рак – это водный знак. Всем известно, что притяжение Луны, гравитация, определяет приливы и отливы. Это и есть главная эмоциональная характеристика символа Рака – склонность к глубоким и долгим эмоциональным переживаниям. Раки считаются подверженными депрессиям и резким сменам настроения, от радости к печали или гневу, и обратно в считанные секунды. Эта их гиперчувствительность, между прочим, является их достоинством, потому что она позволяет с лёгкостью понять, что нужно или чего хочется другим. Раки очень проницательны, от них не ускользает ни одно движение, ни один жест. Они обладают великолепной интуицией, если бы не одно «но», они без устали ищут намёки на перемены и неприятности. Психиатры сказали бы, что люди, определяющие свой психический мир символом Рака чрезвычайно дифензивны, они постоянно переживают ощущение неуверенности в завтрашнем дне, нестабильности и отсутствия достаточной степени безопасности в жизни. Психология характера Раков похожа на детей взбалмошных и непоследовательных родителей. Такие дети гиперкомпенсируют недостаток безопасности в детстве, становясь осторожными, пугливыми и жадными. Раки тоже, как и эти дети могут создавать защитный панцирь из чего угодно, включая сюда и материальные вещи. Только здесь этот панцирь защищает их от чрезмерной чувствительности. Раки как бы всё время разрываются между тончайшим пониманием потребности и боли других людей и своей собственной потребностью в защите, поэтому самый частый их панцирь это маска кажущегося безразличия. Между прочим «смешной человек» у Достоевского, о котором мы говорили в одной из радиопередач, типичный Рак. Он пытается скрыться под этой маской, на самом деле очень тонко ощущая других. Он хочет сбежать от своего собственного чувства.
Музыка: Bohuslan big band – What is this thing called love
Будучи людьми Луны, люди, живущие в структуре символа Рака, не ощущают спасительного света, в который можно убежать. Для Раков раз и навсегда определённые вещи, и факторы физического мира являются назойливыми спутниками, и они постоянно разыскивают в них притаившуюся угрозу. И вовсе неудивительно, что обычно находят. Если все предыдущие знаки были склонны к положительному самооправданию, то Раки склоняются в сторону отрицательного, самообмана. Таким людям всё время кажется, что вот-вот настанет конец света. Они очень бояться рисковать и неохотно рискуют. Они бояться, что их неправильно поймут и постоянно ищут подтверждения и признания. Любые разговоры о будущем приводят их в ужас. Прошлое, память, глубина вод, то, что уже прожито, то, что уже не вызывает беспокойство – успокаивает, и они могут обращаться к прошлому с большим удовольствием. Более того, они могут даже искать убежища в прошлом, упорно называя это депрессией. Даже одно, постоянное и монотонное чувство, чувство собственной вины, порой, создаёт для них большее чувство безопасности, чем движение вперёд. «Что же во всём этого хорошего?» – спросите Вы. На самом деле, это и есть хорошее, поскольку опираясь на прошлое, и испытывая чувство вины по отношению к нему, Раки автоматически становятся хранителями традиций. Самых разных традиций, к которым сегодня вопиет наша культура, надеясь обнаружить среди нас таких хранителей. Это хранители родовых, семейных, народных традиций. Именно хранители, поскольку великолепное чувство – то, что происходит с другим, они всегда готовы подсказать, как эта традиция позволяет преодолеть беду. Хотя для того, чтобы выковырять их из панциря и заставить прийти на помощь ,им нужно дать некоторую паузу. Когда они открывают себя и свою чувствительность - им это кажется смертельно опасным, как будто кто-то может выковырять голое мясо из панциря и сварить из него традиционное и вкусное блюдо.
Музыка: Bohuslan big band – Ive got you under my skin
Что же порождает такие свойства характера? Что лежит в основе символа столь хорошо знакомого нам животного? Что этот символ означает? Глиф Рака, как глиф Рыб, представляет собой рисунок, который кто-то считает двумя клешнями рака, а кто-то мужским и женским семенем, как в японском символе Инь и ян. И судя по нашим музыкальным вопросам, в самом этом символе скрыта одна из величайших загадок человека – загадка его чувств, загадка чувствительности. В любой астрологической книжке Вы прочтёте, что впервые в истории европейской мифологии мы встречаем Рака в мифе, повествующем о битве Геракла с Лернейской гидрой, ужасным девятиголовым чудовищем, которое жило в озере и пожирало всех проходящих мимо. Ещё её называли Лернейской ехидной. Логовищем её было озеро Лерна вблизи Арголиды. Там под водой был вход в подземное царство мёртвых, который охранялся гидрой. По приказу Еврисфея, Геракл и Иолай, его племянник отправились на поиски гидры и по совету Афины (мудрости) сразили ее. Битва была неравной, поскольку как только головы Лернейской гидры отрубались, на их месте тут же вырастали новые. Как Вы, наверное, помните Иолай стал прижигать гидре головы, по мере их появления. А богиня Гера увидев, что Геракл побеждает, она ненавидела Геракла, послала на помощь гидре огромного краба или рака, который ущипнул Геракла за ногу, но от этого щипка Геракл вместо того, чтобы испугаться пришёл в себя и стал с удвоенной силой рубить головы. В конце концов, он раздавил бессмертную голову гидры скалой, навсегда отняв у неё возможность, наносить вред. Лернейская гидра и рак в этом мифе один из стражей порога, страж, который не позволяет проходить в иную реальность тем, чья душа наполнена страхами или иллюзорными ожиданиями. Страж не пропускает людей, которые пытаются протащить в мир иной ценности нашего, низшего, земного мира. Здесь скрыт символ посвящения, который заключается в проверке внутренней готовности. Какая-то темнота в глубине должна быть очищена. Гера пытается очистить Геракла от каких-то его земных амбиций, от амбиций того, что он может справиться со всем. Знаете, есть такие люди, которые бессознательно считают, что все окружающим им чего-то должны, поэтому многим они неприятны, даже если внешне очень респектабельны. Есть люди подсознательно убеждённые в том, что они имеют право на всех «наезжать». В глубине их психики живёт какое-то ошибочное представление о своём праве насиловать другого. Вот это право должен потерять Геракл в битве с вечно живой гидрой и с её параллельной ипостасью Раком. Он должен родиться вновь. И болотистое озеро со входом в царство Аида, и оба этих жутковатых создания являются чем-то вроде страшной матки, в которой Геракл должен либо раствориться, либо родиться вновь, человеком понимающим как, каким образом использовать свою жизненную силу. Да и что ещё богиня Земли, богиня женщина, Гера, могла послать для очищения Геракла. Ну, конечно, матку и распластанный символ Рака, как и созвездие, очень похоже на космическую матку, поэтому это и водный знак. Между прочим, и Гиппократ и древние греки считали матку подвижным органом. Она могла путешествовать по женскому телу вызывая болезни и горячки в самых разных его частях. Ну, и уж, конечно, богини могли отправлять свою матку навстречу своим друзьям и недругам с самыми разными целями и задачами. Из этого образа появляется и Лернейская гидра и Рак. Это, между прочим, значит и ещё одну вещь – как процесс физического рождения включает в себя момент, когда отходят воды, так и ход жизни Рака включает в себя творчество. Он бережёт себя под панцирем для того, чтобы что-то породить. Как женская матка бережёт себя для того, чтобы породить ребёнка. Мы часто забываем, что там, на глубинном уровне кроме творческих способностей в искусстве существуют ещё и мистические творческие способности - рождение божественного ребёнка в глубине собственной души. Возможно это именно то, что является главным аспектом или задачей летнего солнцестояния, Magna Mater– Великая древняя мать, самая древняя манифестация понятия Бог, которое встречается по всему миру. Если мы ассоциируем себя с символом Рака, со способностью чувствовать и прятаться для того, чтобы сберечь что-то в себе, мы не умеем осознавать того, что хотим родить в себе Бога. Спокойной ночи.
Музыка: Astrud Gilberto – The shadow of your smile
_________________ Дай мне, Господи, утешать, а не ждать утешения,понимать, а не ждать понимания,любить, а не ждать любви. Ибо, кто даёт, тот получает, кто забывает себя, тот обретает, кто прощает, тому простится... Молитва Св. Франциска Ассизского
Последний раз редактировалось Nebel 23 янв 2012, 18:02, всего редактировалось 1 раз.
|