lirim писал(а):
Дислексия - интересно ваше мнение об этом нарушении. Действительно ли оно существует? Если да, то какова причина этого недуга - биологические или ментальные? Почему в США и Европе так много внимания уделяют (судя по фильмам, сериалам, литературе), почему они так активно ищут детей с этим нарушением и стараются иначе учить их в школах? Почему в России всем это не так важно? Стоит ли вообще заострять внимание на симптомах дислексии у своих детей (или у себя), и что-то с этим делать?
Ну... в России важна только "шизофрения"... больным детям можно давать таблетки... тогда их не нужно воспитывать.
Я не логопед, к сожалению, и в спорах о дислексии мне участвовать не доводилось.
"Международная ассоциация дислексии" придерживается следующего определения: "Дислексия — специфическая неспособность к обучению, имеющая нейрологическое происхождение. Характеризуется трудностями с точным или беглым распознаванием слов и недостаточными способностями в чтении и письме, парциальными нарушениями внимания. Эти затруднения связаны с неполноценностью фонологических компонентов языка. Они существуют, несмотря на сохранность других когнитивных способностей и полноценные условия обучения. Вторичные последствия могут включать проблемы с пониманием прочитанного, а плохая техника чтения стоит на пути роста словарного запаса и образования в целом".
Следовательно, нейрологический (биологический, органический) компонент необходим для установления диагноза.
И, пожалуй, для меня именно в рамках такого широкого определения дислексия существует, как заболевание или неврологическая проблема.
Но... вот что справедливо, на мой взгляд, пишет "Википедия":
"В западных странах в понятие дислексия включают все проблемы, связанные с письменной речью:
проблемы с овладением навыком чтения;
проблемы с овладением навыком письма;
проблемы с грамотностью;
проблемы с овладением математикой;
проблемы, связанные с нарушением моторики и координации;
проблемы с поддержанием внимания.
Отечественная логопедия рассматривает все эти проблемы по отдельности, не связывая их между собой, как: дислексия, дисграфия, дизорфография, дискалькулия, диспраксия, СДВ(Г).
Вот этих
отдельных проблем, на мой взгляд,
не существует. Все это варианты единого психоорганического синдрома, возникающего, как правило, в результате внутриутробной или врожденной гипоксии мозга ребенка.
Почему в США и Европе так много внимания уделяют дислексии?
Мне думается потому, что педагоги и психологи прекрасно понимают: все дети читают куда меньше и усваивают информацию куда хуже, чем 20 лет назад. Изучение детей у которых дислексия отчетливо выражена помогает понять процессы, которые происходят в культуре в целом.
Кроме того мы с вами живем в пост коллективистском обществе, которое вообще предпочитает считать индивидуальные особенности личности "болезнью". "Больных" от такого общества нужно изолировать, чтобы они не мешали "здоровым" спокойно продолжать делать глупости.
Западное общество вообще ориентировано на ценность индивидуальных и непривычных свойств человека. Поэтому, такое общество старается обучить тех, кого у нас считают "больным", не изолировать, но интегрировать их.
За "симптомы дислексии" у своих детей и у себя легко принять... "педагогическую запущенность" - отсутствие любви к чтению и
привычки читать. Чтение - это сложный навык и если его не поддерживать - навык ослабевает, а вместе с ним и
навык думать...
В этом случае слово "дислексия" становится
оправданием, позволяющим родителям не читать и не учить чтению детей.
С этим мне приходится сталкиваться куда чаще, чем с настоящей дислексией...
"Что с этим делать?"...
Все время вспоминаю старый еврейский анекдот:
"Учительница пишет записку маме ученика:
"Софья Абрамовна, Моня плохо пахнет; Моню надо мыть!"
Ответная записка:
"Сара Соломоновна, "
Моню не надо нюхать;
Моню надо учить!".
Моне не нужно ставить диагнозы! Это ничего не изменит!
Моню все равно придется учить!