Муж Иринии писал(а):
… этот вопрос от фармакологии переходит к этнографии. Известно, что некоторые народы, например, в Афганистане, в Южной Америке с младенчества в массовом порядке приучают детей к легким наркотическим препаратам без видимого для них вреда. Хотя это конечно нельзя утверждать со стопроцентной уверенностью, но во всяком случае традиция существует многие поколения. Известно, что привычка приема этих препаратов у некоторых людей сохраняется на всю жизнь (например, жевание листьев "коки"), но не у всех
Так вот, применимы ли биохимические нормы европейских народов к этим редким феноменам?
Судя по популярности… алкалоидов листьев коки среди европейцев, «биохимические нормы» не шибко отличаются друг от друга.
Зато представления о том, что такое «видимый вред» резко различаются.
Например, средняя продолжительность жизни в Афганистане и тех самых «племенах Южной Америки» существенно ниже европейской и даже… российской.
Не стоит даже говорить о том, что вы имеете в виду народности, не добившиеся никаких внешних успехов: они не создали ни заметной материальной культуры, ни оригинальных религиозных культов.
Я не знаю никаких серьезных исследований состояния здоровья таких племен. Мы даже не знаем, сколько жующих лист коки детей переживает младенческий возраст.
Что мы будем именовать «вредом» или его «отсутствием»?
По всей видимости, то, что выгодно нашему мировоззрению - «символу веры». Утверждение: «без всякого вреда» выгодно сторонникам «химического катехизиса».
Я подробно анализировал все это в книге «Человек зависимый», да и учительница Катя в «Поиске видения» никак не могла обойти схожих вопросов.
В первой книге я привожу цитаты из истории конкисты (захвата испанцами территорий обеих Америк). Многие испанские командиры и священники вспоминали, как огромные вооруженные племена сдавались без всякого сопротивления – с выражением полного равнодушия на лицах. Уже в начале XVI века конкистадоры связывали пассивную подчиняемость коренных жителей Южной Америки со жвачкой из листьев, которая всегда была у них во рту. Отмечалось даже, что сопротивление оказывали только те индейцы, которые листьев не жевали (!). Как правило, не жевала листьев… элита племен – они и оказывали героическое сопротивление захватчикам.
Вот, например, интересный вопрос: если человек не чувствует наносимого ему вреда, то как определить: нанесен ли ему вред вообще?
По всей видимости, хроническое жевание листа кокки приводит к состоянию некой погруженности в себя, связанной с чувством удовлетворенности… собой же. Реакция на внешние обстоятельства и воздействия резко снижается. Конкистадоры описывали таких людей словом, аналогичным нашему «тупой».
Возможно, это и есть счастье… кто знает.
По крайней мере, подобное состояние сознания народа всегда было выгодно захватчикам и правителям. Пьянство, жевание листа коки, курение опиума или погруженность в компьютерные игры делают возможным простейшие формы манипулирования людьми. Их ведь не интересует внешний мир - предоставь достаточное количество водки и делай что хочешь!
Откуда возникает традиция массового потребления психоактивных веществ?
Мне думается, что сегодня никто не сомневается – из религиозного культа.
В структуре ритуала (я имею в виду шаманские ритуалы) они нужны (в первую очередь, неофитам), поскольку вызывают измененные состояния сознания.
Поклонники «химического катехизиса» старательно путают состояние измененного сознания с самим ритуалом, то есть содержанием сознания.
Химическое вещество способно задать
форму сознания необходимую для участия в ритуале, но
содержание ритуала задается культом и его хранителями — шаманами или священнослужителем.
Я хочу сказать, что от содержания культа (традиционной веры) зависит, например, с какими сущностями встретится человек во время мистерии – с духами предков, Афиной Палладой или пилотами летающих тарелок….
Участие в культе давало человеку внутреннюю систему координат, которая облегчала его взаимодействие с внешней реальностью.
Вне культа соответствующие психоактивные вещества утратили свой смысл. Точнее говоря, вызываемое им измененное состояние сознание сохраняет лишь роль «рубильника», переключающего внимание на внутреннюю удовлетворенность, без учета внешней реальности. Вместе с исчезновением содержания культа исчезает и внутренняя система координат (основа культуры), а психоактивное вещество становится самым распространенным способом бегства от реальности.
Мне сегодняшнему думается, что психоактивные вещества начинают приносить вред человеку, покидая пределы религиозного культа и становясь частью бытовой (потребительской) культуры.