Миша писал(а):
Разрешите задать вопрос о парадоксальности зла. Понимаю, что по внешним признакам зло, не отличимо от добра. Но у меня возник вопрос, где находиться та грань, между тем, когда один человек помогает другому отказом в прямой помощи и тем, когда прямую помощь оказать стоит? Не окажется ли тот, кто откажет в просьбе в такой ситуации, что человек, чью прозьбу не выполнили, так и ничего не вынесет из этой ситуации. Что поставит отказавшего в позицию ненавидимого, не любимого, а в итоге общее количества зла увеличится. Как понять, научиться чувствовать, какой из этих вариантов выбрать, что бы любви стало в итоге больше. Как остаться в такой ситуации благодетелем? Интеллект в этом плане ограничен, значит должно быть что-то другого качества. Возможно это чувство, но какое, к чему прислушиваться. Александр Геннадьевич, подскажите!
Как раз зло, на мой взгляд, никаких парадоксов в своем составе не имеет. Зло делает все исключительно
для себя (обладает самопоглощающей природой) и выводы, которые делает добро, его не интересуют.
Парадоксально только добро. Это с точки зрения добра видно, что Мефистофель — "часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо".
Посему, сами ваши сомнения - проявления добра.
С моей сегодняшней точки зрения, добро парадоксально в силу парадоксальности (двойной природы) самого человеческого бытия. На этом парадоксе основаны все лекции цикла "Метафизика" (видео на первой странице сайта).
Упрощая, можно сказать так: наша биологическая природа стремится к самосохранению, психологическая следует за биологической, стремясь сохранить индивидуальность (личность и ее оригинальность), а духовная (внутреннее Я) стремится к расширению и возвращению к своей изначальной природе - Единству или Целостности.
Духовная природа человека, которую мы безотчетно именуем "добром" или "благом", устремлена к растворению границ индивидуальности в море любви. Мы считаем добром
самоотдачу, мы чувствуем, что
должны отдать себя Ближнему, Любимому, Долгу или Богу.
Правда, в отличие от философов мы не очень задумываемся о последствиях своих представлений о добре,.. чем и пользуются те, кто "манипулирует" нами, взывая к "добру" во имя своих собственных интересов.
Парадокс души человеческой именно потому и является парадоксом, что существуют две
абсолютно равнозначные возможности его решения: центростремительная и центробежная.
Главная проблема человека в том, что он должен одновременно научиться отдавать себя и себя же сохранять.
Парадокс добра можно описать примерно следующим образом: человек не может отдать себя ближнему, поскольку если он отдаст себя целиком, то любить ближнего будет просто некому. Любовь возможна только при сохранении двух индивидуальностей (или двух тайн) - любимого и любящего.
В случае полного отказа от "эго", любовь тоже становится "майей" - одной из иллюзий человеческого ума.
"Оставаться благодетелем" в любой ситуации - невозможно, поскольку это означает чувствовать себя богом. Желание всегда быть благодетелем направлено исключительно на себя самого, следовательно, в рамках приведенных выше рассуждений, оно относится к категории зла.
С этим желанием и стоит бороться в первую очередь.
Научиться чувствовать, в какой ситуации оказывать помощь, а в какой нет, можно только осознав и продумав для себя проблему равнозначности двух природ человеческой души.
Человек не может быть благодетелем для всех, поскольку это разрушает его индивидуальность. Тот, кто
просит о помощи, не может требовать от своего благодетеля
жертвы.
Конечно, человек может пожертвовать собой, но это - добровольный шаг.
Это значит: если человек принес себя в жертву другому, он уже не сможет обвинять последнего в том, что сделал это "ради него". В традиционных обвинениях супругов: "Я принес/принесла свою молодость тебе в жертву, а ты!..", - нет никакого смысла.
Мы можем и должны помогать другим людям в том, что не требует от нас саморазрушения. На этом, кстати говоря, основана элементарная вежливость.
Если вы ощущаете просьбу со стороны других людей как
разрушающую вас, то есть как просьбу
принести в жертву ваше время, силы или средства, вы имеете полное право отказать в выполнении просьбы, не чувствуя при этом, что ваш отказ - "зло".
При этом, правда, придется отказаться от миссии "благодетеля".
Собственно, это относится ко всем
безвозмездным просьбам, то есть к просьбам тех людей, которые ничего не делают или не сделали для вас. Просьба о помощи родителей, например, к таким просьбам не относится.