Memento mori писал(а):
Я бы хотел узнать Ваше мнение по поводу выхода из ситуации, которая сложилась в моей жизни на данный момент. В этом году я окончил университет по экономической специальности. И вот, казалось бы, после стольких лет обучения и огромного объема полученной информации, я должен уверенными шагами направиться создавать самостоятельный быт и достигать жизненных целей, ведь теперь у меня есть полная свобода действий, никто не запрещает выбирать тот или иной путь. Но... весь кошмар состоит в том, что я понятия не имею о том, как этой свободой распорядиться. И как та лошадь из Ваших последних передач, готов возвращаться туда, где все просто и понятно, туда, где
спокойнее, ведь жить иначе я просто не умею. Прежде родители обеспечивали мое существование, и учиться серьезно и обретать полезные навыки не являлось жизненной необходимостью. Мне многое в жизни досталось легко - от родителей или при небольших усилиях, - даже красный диплом я скорее высидел жопой, нежели
заслужил. Более того, в те дни мне могло казаться, что легкая жизнь, в которой не надо будет ни о чем задумываться, будет длиться вечно.Отец всегда говорил, как надо делать "правильно", и мое мнение никогда много не значило. Как следствие, нет у меня ни противоволи, ни, тем более, положительной воли, а вместе с ней и понимания того, что я должен в этой жизни сделать.
Еще вчера мною, как деревянной куклой, дергали за нитки родители, а завтра их сменит капиталист, но необходимость самообеспечения и отделения от родителей вынуждают меня устраиваться на работу ради заработка. Но никакого иного удоволетворения - той самой радости - эта работа мне не принесет. В то же время, в своей книге Вы писали, что в процессе работы важны не столь сами усилия, сколько отношение к труду, а именно: "Без любви подлинная бдительность невозможна". Так возможно ли любить, например, чужие стройматериалы, даже если есть вероятность, что их могут воровать? Как вообще можно полюбить нетворческую и рутинную работу? Или в любом случае все сводится к отработке раб. времени? Будет ли для человека, который не знает, чего он хочет, но точно не власти и карьеры, смысл в подобной деятельности, если цель на перспективу - создать самого себя и свое дело? Или же лучше перечеркнуть все и учиться жить заново, совершено в другой местности, например, в тайге?
Думается мне, что вы просто не дочитали "Воспитание Пиноккио"...
Пиноккио смог полюбить "не творческую и рутинную работу" поскольку она помогала ему выживать и кормить больного отца. Увы... не творчеством единым жив человек, - и это утверждение ровно настолько же верно, насколько верно и то, что "не хлебом единым..." жив он же.
Мера любви к "рутинной" работе всегда зависит от меры ее
необходимости для выживания: у вас такой необходимости нет, вот вы и... торопитесь получить все и сразу.
Пиннокио, как вы можете прочесть в конце книги, вполне творчески, научился после основной работы, для себя и... для приработка - плести корзины и даже сплел кресло для больного Джеппето.
Очень немногие поэты, художники и писатели могли зарабатывать достаточно средств продуктами своего творчества. Для подавляющего большинства творчество было чем-то вроде хобби. "Свое дело" всегда начинается с участия в "делах" других людей, - с учебы у них. Понимать и беречь чужое необходимо, чтобы создать свое собственное.
Фея (волшебница!) нарочно создала для Пиноккио необходимость выживать, ваши родители этого делать не стали. Вы сами только что ощутили необходимость отделения, но... вовсе не уверенны в ней.
Почему бы не пожить на деньги родителей пока не подвернется творческая возможность одним махом создать свое дело и самого себя?
Так случается крайне редко, а если и случается, то чаще всего человек довольно быстро перестает
ценить предоставившиеся ему возможности. В "Воспитании Пиноккио" я много писал о том, что человек ценит и бережет (любит) только то, что достается ему ценой усилий и страданий.
Можно еще "махнуть в тайгу", но тайга сама по себе, хоть она и прекрасна ничего за вас решить не может. Ведь у всего должна быть своя цель, - в том числе и у искусственной попытки нарваться на неприятности.
Что это за цель?
Я называл ее "радостью", ее же описывал в "Воспитании Пиноккио", говоря о "бдительности"...
Вот ведь удивительно! Каким-то образом Афалина помнит ответы, которые не помню я
Спасибо!
Давайте попробуем еще раз, возможно это будет интересно всем
Что самое главное в творчестве, творческой работе... в жизни Пиноккио... в любой человеческой жизни?
Киркегор и Ролло Мей отвечали на этот вопрос просто: это
встреча. Не только встреча с любимыми людьми или с Феей - определяющей жизнь и творчество встречей могут быть встречи с животными, с книгами, с безделушками...
Встреча художника с пейзажем или человеческим лицом может определить всю его жизнь. Вот цитата в цитате из книги Ролло Мэя "Мужество творить":
"Наиболее универсальные термины, описывающие два полюса встречи, использует Мак-Лиш в своей книге "Poetry and Experience" ("Поэзия и чувство"): "бытие" и "небытие". Он приводит мнение китайского поэта: "Мы, поэты, боремся с небытием, для того чтобы заставить его стать бытием. Мы стучимся в тишину, чтобы она ответила нам музыкой".
"Задумаемся над тем, что это означает, — говорит Мак-Лиш. "
Бытие, которое должно заключаться в стихотворении, возникает из "небытия", а не исходит от поэта. А "музыка", которая должна звучать в стихотворении,
исходит не от нас, тех, кто пишет стихи, но из тишины — она возникает, если мы постучимся. Употребленные здесь глаголы необычайно выразительны: "бороться", "заставить", "стучаться".
Задача поэта заключается в том, чтобы бороться с пустотой и тишиной мира до тех пор, пока мир не обретет смысл, пока тишина не ответит, а Небытие не начнет Быть. Труд поэта — это "познание" мира не посредством экзегезы, эксперимента или логического доказательства, а непосредственно — как, к примеру, мы "познаем" яблоко, пробуя его на вкус" . Вот удачно выраженная мысль, которая может стать противоядием против повсеместно принятого предположения о том, что все, с чем мы имеем дело в акте творчества, — это наша субъективная проекция. Это также и напоминание о тайне, которая неизменно сопутствует творческому процессу".
Как человек ощущает подлинную Встречу?
Нам всем это хорошо знакомо по ощущению вспыхивающей любви. Это особый трепет. Его можно, даже назвать "экстазом", - в буквальном значении этого слова это чувство выхода из себя, чувство спонтанного преодоления отпущенных человеку границ и пределов.
Вы и сами понимаете, что попытка описать все это в одном кратком сообщении безнадежна...
Я бы сказал, что все люди, так или иначе проводят всю жизнь в ожидании Встречи... Из Встречи с Небытием собственно и появляется
подлинное, - личное бытие, искомый нами
смысл жизни. Встреча с Небытием и есть встреча с непознаваемым, апофатическим Абсолютом и Его промыслом о тебе...
Просто, в нашей культуре многие ощущают ожидаемую Встречу... как встречу, - как выгодное приобретение вещи, удачи, человека, - "уж замуж невтерпеж".
На самом деле, похоже, что мы ищем внутренней вспышки подлинных чувств, - чувств освежающих и меняющих бытие...
Это ведь и есть подлинное чудо о котором мы мечтаем. Главное его не пропустить!
Для этого и нужна
бдительность...
Еще одна цитата из Мэя: "Сексуальный контакт - это наиболее интимная, обладающая наибольшей полнотой и богатством Встреча двух людей. Огромное значение этого опыта состоит в том, что
он, - наивысшая форма творчества, поскольку его результатом является создание нового человеческого существа".
... А если мы не бдительны и не различаем внутри сексуального акта трепет и вздохи бесконечности, то считаем партнера вещью, - источником сексуального удовольствия и стремимся исключительно к власти (обладанию) над ним,... а не к тому, чтобы ощутить в миг встречи смысл собственного бытия. Мы путаем экстаз и "кайф", постоянно подменяя первое вторым.
Встреча, трепет и экстаз, сугубо индивидуальны, - как отпечатки пальцев. Для Данте на всю жизнь осталась значимой мимолетная встреча с девочкой (ему было 9 лет, ей - 8). Сезанн всю жизнь писал одно и тоже дерево, Моне - собор в Руанне... кто-то испытывает трепет читая стихи Бродского, кто-то Хармса...
Место работы и творческий трепет вещи разные... и все же будничная работа необходима, не только для выживания. Это тренировка ежедневного столкновения с миром, а без этого столкновения не отличишь экстаз от будничной реальности. Монотонность будней делает ценностью яркие мгновения Встречи. Не будешь трудиться - не сможешь почувствовать чудо.
Не сталкиваясь с реальностью, в которой ты оказался "автоматически" (независимо от собственных усилий) невозможно почувствовать и предназначенную лично тебе Встречу. Чаще всего выясняется, что бегство в "тайгу", - к острым ощущениям, попытка создать для себя "необычную (романтическую) реальность", оказывается бессмысленной, как и всякий... наркотик.
Блудный сын из Евангельской притчи понимает истину только когда
возвращается домой.
Наше призвание, смысл жизни, - Встреча, предназначенная для нас Небытием, почти всегда ждет нас дома или на работе, - в реальности, которая изначально была предназначена для нас.
Опыт любви постижим только через опыт обнаружения любви в том, что ты не любишь, - это и есть опыт смирения, через который Коллоди проводит своего героя для того, чтобы тот стал человеком.
"Любить чужие стройматериалы", наверное и ненужно, но вот охранять их (как Пиноккио охранял чужой сад) стоит! Стоит именно потому, что хозяин стройматериалов тоже человек, - такой же как вы и с точно такими же амбициями, а это значит - его и других "таких же людей" можно научиться... если не любить, то, по крайней мере, уважать.
Не научишься этому, - не сможешь научиться бдительности, - искусству
впускать в себя тот самый трепет, который и твой и не твой одновременно.
Сложно, наверное, но проще пока не могу...