NatalyaS писал(а):
... Точнее, в голову иногда приходит не столько мысли, сколько ощущение-вопрос, а вдруг меня вовсе нет здесь, среди этих стен, в этой комнате, в этом доме, городе, и вообще нет? Вдруг мне это только кажется, что я есть, вдруг это только, например, воспоминание? Вдруг разговоры, в которых я участвую, ведутся на самом деле не со мной? Вдруг люди разговаривают не со мной, а с человеком, которого уже нет, и они это знают, но не говорят мне? Или бывает, наоборот, иногда кажется, будто окружающей действительности уже на самом деле нет.
Я, конечно, отчетливо понимаю, что это лишь фантазии, и что я есть, и есть люди рядом со мной, и есть окружающий мир, и что все мы живы и связаны друг с другом. Но эти мысли периодически (хоть и редко) все же приходят в голову, на несколько секунд. А раз приходят, наверное, это зачем-то нужно, это отражение каких-то процессов, происходящих или непроисходящих, но должных происходить.
Свидетельством чего эти мысли могут быть? Страх жизни? Инфантилизм? Самолюбование? Скрытые суицидальные мысли? Отсутствие подлинного интереса к чему-то важному в жизни? На самом деле отсутствие цели, смысла ее? Неумение любить? Или необходимость что-то изменить в ней?
Эти мысли могут быть свидетельством всего перечисленного вами... или ничего из этого. Скорее, эти ощущения и мысли являются свидетельством свойственной нам всем неуверенности в себе (в своем "я"), а все перечисленное - лишь варианты психологической защиты от нее.
Кратковременные переживания "дереализации - деперсонализации" (именно так называется в психиатрии то, что вы описываете) абсолютно нормальны в юношеском возрасте, в различные критические для физиологии периоды жизни (в том числе и во время менопаузы у женщин). Во взрослом возрасте переживания такого рода не редкость у людей, родившихся на свет в условиях гипоксии. Мне думается, что физиологически они связаны с "минимальной церебральной недостаточностью" (следствием гипоксии), о которой я очень много писал в этом разделе. Чаще всего они возникают в связи с физиологическими процессами (когда характеристики кровоснабжения мозга немного меняются): стрессы, полнолуние, внезапные перепады погоды (атмосферного давления), месячные, простуда и т.д.
Необходимость заниматься лечением подобных состояний зависит от того... насколько они вам мешают.
Судя по вашему письму, вам достаточно научиться справляться с ними психологически.
Честно говоря, в юности я часто переживал что-то похожее. Это продолжалось до тех пор, пока я (интуитивно) не сказал себе: "
Ура! В этом состоянии есть тайна и я должен ее почувствовать!".
Действительно, все религии и философии мира спорят о том что такое "действительность" и есть ли она "на самом деле".
Неуверенность в себе есть нормальное свойство человека (это скрупулезно доказал А. Адлер), поскольку все философии и религии утверждают, как минимум, относительность (условность) бытия человеческого "я". Даже для материалиста "я" эфемерно (иллюзорно), поскольку является продуктом общественных отношений.
Все религии и философии начинаются с вопросов, перечисленных вами в письме: "Вдруг мне это только кажется, что я есть...?", - все начинается с сомнений в собственном бытии....
... И с "минимальной церебральной недостаточности" тоже!
Мне сегодняшнему думается, что философа, проповедника или художника невозможно представить себе без минимальных неврологических расстройств, как и без кратковременных эпизодов "дереализации -деперсонализации" (или без эпизодов déjà vu - как вариант).
Ведь "минимальная церебральная недостаточность" определяет всего лишь зоны повышенного напряжения в коре головного мозга. Психологически это означает, что человек больше чем другие фиксируется ("фокусируется", как я писал в одном из ответов) на своих эмоциональных состояниях.
Но ответ на вопрос об их причинах: "Страх жизни? Инфантилизм? Самолюбование? Скрытые суицидальные мысли? Отсутствие подлинного интереса к чему-то важному в жизни? На самом деле отсутствие цели, смысла ее? Неумение любить? Или необходимость что-то изменить в ней?", - каждый выбирает сам.
Ведь для того, чтобы ответить на эти вопросы, нужно выбрать свой ответ на главные вопросы философии и религии:
"Что такое страх?"; "Будьте как дети" - это инфантилизм или нет?"; "Имеет ли человек право убить себя?"; "Мы сами распоряжаемся своей жизнью?, - и если да, то до какой степени?"; "Чем самолюбование отличается от любви к себе?"; "Что в жизни действительно важно?"; "В чем смысл жизни?"; "Что такое любовь?".
Я ответить на эти вопросы за вас не могу. Я могу лишь предложить (и вроде предлагаю) варианты ответов.
На эти вопросы можете ответить себе вы... особенно в своих состояниях "дереализации -деперсонализации"!Обрадуйтесь им!
Ведь если вас "вовсе нет здесь, среди этих стен, в этой комнате, в этом доме, городе, и вообще...", то
где же вы? Или: где то начало, которое наблюдает за этим состоянием?
Может быть, вы в "Стране Оз"? Откуда пришла к Фрэнку Бауму эта страна, если не из ощущения "дереализации -деперсонализации". Разве можно было без него написать "Мастера и Маргариту"?..
Если "окружающей действительности уже на самом деле нет", то какая есть?
Что вы можете почувствовать там, за покровом Майи?
То, чего вы пугаетесь, для жителя Индии - высшая цель медитации...
Вдруг разговоры, в которых вы участвуете, "ведутся на самом деле не с вами", а... с чем-то большим чем вы, - вашим внутренним "Я"?
Это значит, что вы можете задавать этому самому
Внутреннему Человеку те вопросы, которые адресуете мне.
Если хотите, это и есть внутренний механизм творчества...
Как только вы и правда обрадуетесь и попробуете исследовать эти состояния изнутри... они начнут проходить, увы! Не стану объяснять почему, но... поверьте моему печальному опыту.
NatalyaS писал(а):
Может быть, к этим мыслям - ощущениям также имеет отношение следующий недавний сон. В нем я была не девушкой, а юношей. Я стояла у подножия небольшого холма, поросшего деревцами. Внезапно правая половина холма (вдоль) прямо на глазах приподнялась и, верхний и нижний «края» ее на миг соединились, и потом вся эта половина, вместе с верхним слоем почвы и всем находящимся на поверхности, скрутилась в рулон, который заворачивался снизу вверх. Левая часть холма осталась нетронутой. После этого "скручивания" вновь появилась земля и вновь выросли деревья. Потом на гребне правой части холма стали появляться люди, их было очень немного, это были мои родственники и знакомые; они медленно сходили вниз друг за другом, с промежутками между появлениями друг друга. Я поднималась к ним и обращалась к ним, но они меня не слышали, будто меня нет. Я чувствовала, что они замедляют ход, когда я обращалась к ним, даже прислушиваются, как-то рассеянно улыбаются, - что они что-то чувствуют, что пытаются услышать и увидеть, но не видят и не слышат. Я что-то им пытаюсь сказать, что-то хорошее и важное, но понимаю, что слова не доходят. Будто мы в разном времени, что ли. Потом я увидела, что и по левой части холма спускается человек, но уже незнакомый мне. Я подхожу к нему. Он меня видит и слышит, что меня ободряет. Я спрашиваю его, видит ли он людей, спускающихся по правой части холма. Он отвечает, что на самом деле никто не спускается, что нет там никаких людей. Тогда я спрашиваю, видит ли он хотя бы деревья, что там растут? Человек приглядывается и отвечает, что видит, но очень смутно.
Из сна напрашивается вывод, будто меня могут «не слышать» окружающие меня люди, что мы не можем понять друг друга. Однако в действительности такого вроде как нет. Не сказала бы, что сейчас в жизни я ощущаю нежелание близких услышать меня, и что я не желаю и не пытаюсь услышать близких, скорее наоборот.
Может быть вы слышите своих близких не так, как хотелось бы им?
Впрочем, "слышать так" все равно не возможно.
Мне думается, что вы запутались в том, чему нужно доверять: чувствам или разуму. Вы все время пытаетесь приложить к себе разные теории и путаетесь в них, а своих собственных выводов (в том числе, в отношении близких) - боитесь.
Ваш "небольшой холм" - это образ вашего самолюбия; вы знали бы об этом, если бы послушали наш давний тренинг "Путешествие в мир символов". Мне думается, что он и сейчас может вам помочь разобраться в себе.
Лес на холме - скорее всего, символ того, что вы "заблудились в трех соснах".
Помните?
"Земную жизнь пройдя до половины,
Я очутился в сумрачном лесу,
Утратив правый путь во тьме долины".
"Скручивание в рулон" - образ раскола вашего "я" на эмоциональную и интеллектуальную половины, которые... никак не могут договориться друг с другом. "Рулон" - это свиток - самый древний вариант книги.
Во сне есть и другая близкая метафора: вы - юноша. Женское и мужское начала внутри вас... никак не могут договориться друг с другом. Видимо, в реальности вы вынуждены быть чуткой и принимать решения одновременно. Возможно именно в мужской области принятых вами решений родственники "плохо вас слышат".
Мужчина, спускающийся с холма - ваш внутренний наблюдатель. Он, наверное, мог бы сказать вам то, что написано в первой части вопроса.
Он и говорит: на самом деле у вас все хорошо, никакого "сумрачного леса" нет, и никаких особых проблем с родственниками (сейчас по каким-то причинам занимающих все ваши мысли) тоже. Просто вы в чем-то немного запутались или "дернулись" в ответ на то, что кто-то из них повел себя не так, как вы планировали.
Более того, вы и сами об этом знаете.. и пишете.