Werpeja писал(а):
решила сегодня сходить в монастырь, побеседовать с монахом(официальная учеба потребовала). разговор завязался не из самых приятных.. выяснилось, что я еретичка, глупая(хотя не полная дура), и в голове у меня каша..хотя, эти вещи говорились мне корректно, с умиленной улыбкой и непонятно откуда взявшимся, при таком раскладе, интересом к моей личности.
да и монах производил, в общем то, хорошее впечатление неглупого, не без доброты, человека..
правда, сопровождавших меня в период взросления, любимых авторов (Фридриха Ницше, Александра Блока, Михаила Булгакова) выбросили за борт, как ненужных и даже вредных.. Карла Юнга туда же. правда, Достоевского пожалели, великий мыслитель, сказали.)
есть необходимость к чему то или кому то прикрепиться. нет, не к мужу, к чему то духовному, а это у меня ассоциируется с отцом(внутренним), и хочется его перенести во вне, то есть на человека. может быть, это стремление можно назвать неправильным? то, что я не могу его найти, о чем может говорить?
Судя по тому, что вы свободно пользуетесь понятием "перенос", вы сами понимаете, что ваше стремление "можно назвать неправильным".
В общем, все это говорит о том, что вам пора... разозлиться на себя.
Любимый вами когда-то Фридрих Ницше писал:
"...
Нетерпение к себе охватило меня;я увидел, что настала пора сознать
себя. Сразу сделалось мне ясно до ужаса, как много времени было потрачено - как бесполезно, как произвольно было для моей задачи все мое существование филолога..."
Вас никогда не удивляло, почему мы так легко предаем "любимых авторов, сопровождающих нас в период взросления"?
Я могу попробовать ответить на этот вопрос: мы о них не думаем. Мы часто называем "взрослением" обретение способности не задумываться - "автоматически" пользоваться минимальным набором общепринятых в культуре понятий. Мы не задумываемся о том, почему нам нравиться или не нравиться тот или иной фильм или книга. Мы не размышляем, после просмотра фильма, какие струны он задел в нашей душе и какое он имеет отношение к нашей личности. Нам достаточно ярлыков: "прекрасный фильм" - "отвратительный фильм"; "Ницше мудрец - Ницше антихрист"; "я люблю Блока - я не люблю Блока". Мы привыкли "ставить диагноз" и принимаем оценку (суд) за знание.
Фридрих Ницше называл такое "знание" -
полузнанием.
"Полузнание победоноснее законченного знания:оно знает вещи более простыми, чем они суть в действительности, и поэтому оно делает свое мнение более понятным и убедительным".
Человек, способный чувствовать глубоко, знает про себя только то,... что ничего не знает. Мы неисчерпаемы и противоречивы. Человек, лихорадочно пытающийся пользоваться названиями чувств и мыслей вместо самих чувств и мыслей, очень быстро начинает путаться в собственной бесконечности. Поэтому ему становиться нужен "отец".
Ницше жил до эпохи научной психологии. Он называл подобных "отцов" - "отверзателями уст" и боялся их. Сегодня мы называем их "манипуляторами".
По мнению Ницше мы сами приходим к "отверзателю уст", поскольку, путаясь в себе, хотим чтобы кто-то поставил нам "диагноз".
Может ли психолог или священник помочь нам разобраться в себе, не сформировав при этом зависимости от него самого?
Точно так же, как мы пытаемся определить прочитанную книгу, мы хотим, чтобы нас определил священник или психолог. Монах, о котором вы рассказываете, пользуется, между прочим, приемом категорически запрещенным даже в НЛП (сегодня многие опасаются подобных психологических техник). Он "ставит подножку": статус священника как бы дает ему право пытаться
выбить почву у вас из под ног: "выяснилось, что я еретичка, глупая (хотя не полная дура), и в голове у меня каша... любимых авторов выбросили за борт".
Этим запрещенным приемом часто пользуются взрослые мужья юных жен: "...ты ничего не понимаешь, родители воспитывали тебя не так, ты не те книги читала, не так ходишь, не правильно чашку подаешь...". Разумеется, это делается для того, чтобы получить полную власть не только над телом, но и над сознанием девушки.
На этом примере можно понять главный прием "власти над умами": девушка оказывается лишь "поставщиком" исходной информации (о чувствах, наблюдениях, сомнениях и т.д.). Толковать (интерпретировать) информацию будет "отверзатель уст". Он будет давать определения и навешивать ярлыки. Только он знает, что для девушки является "добром", а что - "злом"...
Он берет на себя функцию сознания девушки - ее "Я".
Увы! Слишком многие девушки (как и юноши), выходя замуж или женившись, обращаясь к батюшке, психологу или психиатру... именно этого и хотят. Они хотят, что бы кто-то думал за них. "
Исповедь.
Свою вину забывают, исповедавшись Другому, но Другой обычно не забывает ее".Фридрих Ницше.
Тем же самым приемом может пользоваться политик, психиатр, психолог, "гуру". Ваш покорный слуга прекрасно понимает, что его профессия попадает в определение Ницше. Поэтому я изо всех сил пытаюсь не "загуреть" и спровоцировать людей на самостоятельную мысль.
Ницше был крайне застенчивым и вежливым человеком. Любая книга или любой авторитетный человек оказывали влияние на его мышление. В конце концов,...он
разозлился.
Но произведения "злого Ницше" - это призыв к самостоятельному мышлению.
За что вы, скорее всего, его и любили,... не раздумывая над ним, не пытаясь искать Ницше внутри себя.
Заявление "я люблю Ницше" чаще всего означает: "Ах, как это верно!". Но...мы навешиваем ярлык "верности", забывая при этом прочитанную мысль.
Ницще грустно замечал по этому поводу:
"Все, что мы делаем никогда не поймут, а только расхвалят или разругают".
Вместе с тем, размышлений над текстом любого из перечисленных вами авторов достаточно для того, чтобы обнаружить "внутреннего отца". Это, в том числе, означает, что философ Ницше для нас перешел в ненавидимую им категорию "отверзателей уст"....
Совсем обойтись без "отверзателей уст" невозможно. Они создают ту самую культуру, без опоры на которую мышление невозможно.
Все дело в нашем отношении к ним. Книга, написанная человеком, не может содержать в себе абсолютных истин, но она необходима нам
как партнер для внутреннего диалога.
Приведенные выше мысли основываются на "Ecce homo" и "Человеческом, слишком человеческом", но это уже не мысли Ницше - это
мои мысли.
Размышления над великими текстами - и есть европейский способ формирования себя. У "отверзателей уст" есть скрытая функция: они должны провоцировать нас на "злость", которая ведет к пониманию и выражению собственных мыслей.
Не книги воспитывают человека! Человека воспитывает размышление над книгами, - мы все время пропускаем одно звено.У Ницше есть даже классификация "отверзателей уст", но я не буду приводить ее здесь, поскольку главный критерий уже ясен: "отверзатель", пытающийся выбить почву у вас из под ног, является манипулятором.
Бойтесь добрых и внимательных людей, пытающихся сообщить вам, что все, что вы знали и любили до сих пор - "чушь" или "ересь".
Ваши мысли о "силах зла" совпадают с моими. На эту тему были и радиопередачи и обсуждения на форуме. Надеюсь, что команда СН поможет со ссылками.