Андрей Андреевич писал(а):
Напишите, пожалуйста, в чем разница в проявлении пассивного и активного мортидо-либидо? и как эти проявления отражаются на человеке? При условии,что разница имеется различна ли она в проявлениях Эго и Ид?
Боюсь, что для ответа на ваши вопросы нужно написать целую книгу, но... их и так написано очень много. Похоже, что вы читали одну их них: "Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных" Эрика Бёрна. По крайней мере, сколько мне помнится, только он один и использовал понятия "пассивного" и "активного" либидо и мортидо. Что это такое Бёрн, со своей точки зрения, объяснил достаточно ясно:
Все, что дает ощущение сближения, содействует удовлетворению либидо, и точно так же все, что дает ощущение удаления, содействует удовлетворению мортидо. Отъезды из города, ссоры, сарказм, всевозможные выходки наперекор другим, из одного только упрямства – все это косвенные пути удовлетворения мортидо. Как это ни странно, нам известно из опыта, что сюда же относится и воздержание, хотя оно может показаться на первый взгляд чем то противоположным удалению.
И либидо, и мортидо имеют в своем прямом удовлетворении два аспекта. Либидо удовлетворяется или путем приближения индивида к объекту, или же путем приближения объекта к индивиду в разной степени у разных людей; точно так же мортидо может быть удовлетворено или путем бегства от объекта, или же путем обращения его в бегство. Пассивное либидо мужчины хочет, чтобы женщина к нему пришла, активное же либидо побуждает его преследовать женщину. Точно так же пассивное мортидо побуждает его к бегству, активное же мортидо побуждает вступить в бой, чтобы изгнать другого мужчину. Когда мортидо вызывается опасностью, некоторые люди бегут, а другие сражаются. Таким образом, мортидо – это сила, связанная с двумя эмоциями, – страхом и гневом; поведение человека зависит от того, какая из этих эмоций в данной ситуации сильнее. В любом случае достигается одна и та же цель – удаление индивида от угрожающей энергетической системы.
Как и либидо, мортидо может выражаться различными способами. Вместо удаления противника того же пола можно атаковать его, не устраняя со сцены, как это происходит в деловой конкуренции, в спортивных состязаниях или тогда, когда отпускают саркастические замечания в споре. В других случаях мортидо устраняет индивида противоположного пола, например муж убивает из ревности свою жену, причем объектом мортидо служит человек того же пола; или же индивид устраняет самого себя посредством самоубийства; наконец, вместо человека устраняется животное, как это происходит на охоте. В первом случае имеется собственный объект, но не достигается конечная цель, так что мортидо смещается от своей цели; в остальных случаях объект замещается другим, но цель устранения достигается, так что мортидо смещается от своего объекта. Мортидо также может быть сублимировано; это происходит, например, у резчиков по камню, плотников и шахтеров, которые создают прекрасные и полезные вещи, атакуя неодушевленные предметы. Одной из полезнейших сублимаций мортидо служит хирургия.
Читатель знаком теперь с несколькими парами психологических понятий, очень важных для понимания людей; вот их перечень:
– созидательные стремления и уничтожительные стремления;
– либидо и мортидо;
– энергия, направленная внутрь, и энергия, направленная наружу;
– сближение и удаление;
– смещение цели и смещение объекта;
– активное и пассивное.Не стоит только забывать, что к классическому психоанализу все это... не относится.
Берн никогда не скрывал, что пишет о собственном понимании терминов и стремится упростить психоанализ, превратив его в "технику понимания человека".
Собственно говоря, именно результатом "упрощения психоанализа" стала его собственная модель "трансактного анализа"... Правда, с десятилетиями и... последователями "простой" трансактный анализ стал столь же сложной и запутанной моделью психологической помощи, как и его предшественники.
Если говорить очень кратко:
1. Либидо никак не может быть "пассивным", поскольку все школы глубинной психологии понимали либидо как синоним понятия "психическая энергия", а энергия не может быть "пассивной". Зато, энергия может быть "потенциальной". Классический психоанализ описывает возвращение либидо к своим детским источникам ("потенциальному" состоянию либидо, относительно взрослой - "генитальной" стадии его развития) с помощью термина
"регрессия" и... мы говорили об этом на последнем вебинаре, вы можете приобрести ссылку на этот разговор написав ЛС Alexufo
memberlist.php?mode=viewprofile&u=22. "Мортидо" поздний термин, введенный в 1936 году Полем Федерном, на основе работы нашей легендарной соотечественницы Сабины Шпильрейн «Деструкция как причина становления», в которой она впервые ввела в психоанализ понятие "инстинкт смерти". Изначально Фрейд не соглашался со Шпильрейн, но в 20-х годах прошлого века, начиная с работы "По ту сторону принципа удовольствия" (1920), в так называемой "второй дуалистической теории влечений" признал существование "влечения к смерти" ("Танатос"), как диалектической противоположности "влечению к жизни" ("Эрос"). Согласно новой теории Фрейда влечение к смерти (аутоагрессия и агрессия) противопоставлялось влечению к жизни, которое включало сексуальные инстинкты и инстинкты самосохранения:
«Если мы примем как не допускающий исключения факт,что всё живущее вследствие внутренних причин умирает, возвращается к неорганическому, то мы можем сказать: целью всякой жизни является смерть, и обратно — неживое было раньше, чем живое… Некогда какими-то совершенно неизвестными силами пробуждены были в неодушевлённой материи свойства живого… Возникшее тогда в неживой перед тем материи напряжение стремилось уравновеситься: это было первое стремление возвратиться к неживому».Однако, подавляющее большинство поздних психоаналитиков, начиная с Карла Юнга, не согласились ни со Шпильрейн, ни с Фрейдом. Они были уверены, что понятия "инстинкт смерти", "Танатос" или "мортидо" отражают лишь... состояние души их авторов.
"Энергия жизни не может иметь противоположного знака", - писал Д. Винникот, - "... жизнь не может подпитываться смертью".
Для Юнга, Адлера и психоанализа послевоенного поколения, агрессия является лишь попыткой удовлетворения "регрессивных" (оральных или анальных) фиксаций либидо. Агрессия - всего лишь регрессивная форма креативности (созидания), предпринимаемая человеком, который так и не научился созидать во время "латентного" (по Фрейду) периода развития.
Аутоагрессию еще Юнг определил, как
"стремление к трансформации". Человека влечет не смерть, как абсолютная тьма не существования, но "смерть - возрождение", - смерть, как попытка нового рождения, связанная с тотальной неудовлетворенностью человека реальной жизнью, которую он проживает.
Это не стремление к смерти, но стремление к новой, принципиально иной жизни.
Из учеников Фрейда иных взглядов придерживался, пожалуй, только Эрик Бёрн...
Я сегодняшний, согласен с Юнгом и Винникотом.
3. Как бы то ни было, "Эрос" и "Танатос", "либидо" и "мортидо" - это понятия описывающие
бессознательные влечения, то есть Id.
Человек не может полностью осознать источники и структуру психической энергии.
Если говорить о гипотетическом "мортидо", то в сознание (Ego) прорываются лишь
оправдания, как агрессивного, так и аутоагрессивного поведения (невозможности или неспособности жить дальше), что и позволяет... отрицать мортидо, как отдельный бессознательный феномен или "энергию".
Ведь оправдание собственного агрессивного или аутоагрессивного поведения - это способ получения
удовлетворения в неудовлетворительной жизненной ситуации...
Что касается либидо, то, согласно психоанализу, на "генитальной" стадии развития мы осознаем ее как половое влечение, но не осознаем в других проявлениях креативности ("Эрос" - созидающая энергия у всех авторов - от Платона до Винникота). Мы не осознаем либидо в других формах нашей активности - художественном и поэтическом творчестве, работе, религии, потреблении, дружбе... во всем том, что Фрейд именовал "сублимацией либидо".
Об Эросе и Танатосе (второй дуалистической теории влечений) мы будем говорить на одном из ближайших вебинаров.