Vladimir Degtyaryov писал(а):
Как, по Вашему мнению, может ли ЛИШЬ это быть причиной проблем современного общества?:
"Ф.М. Достоевский, предупреждал человечество о том, что если Бога нет в душе, то это место занимают другие силы, и тогда уже все позволено! Ведь сколько живет человечество, столько и ведется борьба за душу человеческую между Богом и дьяволом..."
Услышал сегодня, объяснение митингов, бойкотов и прочих выступлений против государства:
"Если у людей отнять надежду на рай небесный, то они начнут требовать от правителей рай земной".
Здесь в контексте говорилось, что немецкие правители, в начале 20-го века, хотели избавиться от церкви (Католической), а церковь в ответ сказала, что от такого решения они же сами и пострадают.
С точки зрения религии, ЛИШЬ это причиной и является.
Человеку очень хочется простых ответов.
Но вот... допустим, некоторое большинство с этой простой истиной, на первый взгляд, согласны.
Встает вопрос: что с ней делать?
Может быть, следует загнать железной рукой всех несогласных в церковь?
Бога в душе таким образом не возродить, это, я надеюсь, доказывать не нужно.
Снова внушить детям надежду на "рай небесный"?
Это потребует нескольких поколений "церковных" концлагерей (буквально - нужна полная изоляция от науки и информации вообще - этакий Оруэлл).
Бог в душе... как зовут этого Бога?
Вы, видимо, вспоминая Достоевского, имеете в виду Христа. А как же Адонай, Аллах, Шива, Кришна?.. (Простите, что не упомянул многих). Мы назовем их "другими силами" и начнем борьбу с ними?
Тогда мира в душе не будет, а без мира, какой уж там Бог...
Я уже не говорю о том, что верующие в других Богов построили культуры ничуть не менее достойные, чем наша.
Я о том, что эти люди давно живут среди нас. "Они" - это мы и есть, и избавиться от этого факта невозможно.
В отличии от Достоевского, для подавляющего большинства тех, кто сегодня заявляет о своем православии, Бог - сила внешняя. Он действует в церкви, через иконы на стене; Его останки есть в священных реликвиях; возможно, Он существует где-то в космосе... но не в душе. Всевидящее око - это слишком страшно....
Для объединения современных людей в Духе, каждый должен открыть в глубине собственных душ Единство - психическую структуру, которую все будут чувствовать как Бога, независимо от Его Имен.
Нужно сказать, что отрицать Имена Бога я ни в коем случае не призываю. Как и сказано в Священном Писании - это Имя - дверь, с помощью которой конкретная общность людей получает возможность войти к Богу в глубинах души каждого члена этой общности. Это дверь, ведущая в глубины человеческого "Я" - к Духу Утешителю....
Получается, что возвращение Бога и Рая "на свое место" - в глубину человеческой души - невероятно сложная психологическая задача. Это задача психического возрастания в духе.
Именно психологическая!
Ведь по сравнению с мыслями Достоевского, мы все никак не пройдем младенческий возраст веры.
Процитирую еще раз нелюбимого у нас Фрейда. Я думаю, что его у нас не любят вовсе не по причине "избыточной сексуальности". На самом деле он... сложен и мыслит непривычно: "Ну его совсем!".
"...мы приписали беспомощному организму способность первой ориентировки в мире посредством восприятий благодаря тому, что он научается различать "вне" и "внутри" по отношению к себе в связи с мускульными действиями. Восприятие, исчезающее благодаря действию, признается внешним - реальностью, а в тех случаях, когда действие ничего не меняет, восприятие исходит изнутри собственного тела, - оно нереально. Для индивида чрезвычайно ценно обладать таким признаком реальности, который одновременно имеет значение также и помощи против нее, и ему очень хотелось бы располагать подобной же силой и против неумолимых требований влечений. Поэтому он делает такие усилия для того, чтобы перенести вовне, проецировать все, что ему становится мучительным внутри".
Бог (совесть) в душе мучителен для "младенца" - мы не хотим мучатся вопросами Достоевского, поэтому проецируем Бога вовне. Бог - это
иной мир, чуждый повседневной человеческой суете.
Первым назвал совесть Богом в душе человека тоже Достоевский.
Своим вопросом вы как бы предлагаете запихнуть Его (совесть) обратно ("интроецировать", согласно терминам психоанализа).
Это больно!
Ведь тогда вечный вопрос Карамазова: "А есть ли в душе Бога место сомнениям и стенаниям? Пережил ли он когда-то тоже самое, что выпало на участь людскую? Может ли он судить нас и поступки наши, дебри души нашей, если является только Творцом, но не участником?", - решается просто.
Все зависит от человека - захочет он, оставаясь свободным, услышать голос собственной совести, или нет. Если Бог находится в нас, то и мы в нем... Это не только любовь, но и страшная ответственность - окажется, что мы и Бог - единое целое...
Исихазм (православное учение об обнаружении Бога в душе) - это духовный подвиг. Можем ли мы требовать такого подвига от каждого человека?
В XVIII веке исихазм пытались осознать в России, как политический проект, - ничего не получилось.
Слишком многие люди принимают катехизис веры, чтобы снять с себя ответственность за собственную жизнь.
Простой вопрос, но продуктивный ответит на него очень непрост. Интроекция Бога требует учета всего того, что происходило с человеком, пока он считал, что Бога в его душе нет.
Без опыта Фрейда и Юнга (многих-многих других) никак не обойтись. Но учиться мы пока не хотим, увы!