Серебряные нити

психологический и психоаналитический форум
Прямой эфир. Youtube
Чат переехал на ютуб

Текущее время: 19 мар 2024, 06:05

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Форум закрыт Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ Сообщений: 1228 ]  Пред.  1 ... 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70 ... 82  След.
Автор Сообщение
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 17 янв 2016, 13:29 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 13:43
Сообщения: 3137
Откуда: Москва
Molli писал(а):
после просмотра этого видеоматериала у меня возникли противоречивые ощущения.
https://www.youtube.com/watch?v=wyyEEK5uJt4
с одной стороны, мне вроде бы всё понятно, и со всем согласна, и сама пользуюсь подобными "методами".
а с другой, всё что Вы приводите в пример, претендует на некую "элитарность", я понимаю, что хороший вкус дорого стоит:)
но вот если представить, что человек вдруг лишится; любимого, привычного, качественного, и т.д. (не по собственной воле) можно вспомнить какой-нибудь пример из Истории...хлоп! и вместо чая-кипяток (условно говоря)
как человеку справляться с тревогой, без того "в чём он себя находил"?
сможет он научиться находить себя в чае из пакетика, если "пуэра" больше нет в его жизни?
или поняв однажды принцип работы этого "метода" с тревогой, можно будет и в голом кипятке "вечность" ощущать?
если так, то всё это "антураж"?-не более того.. не имеющий отношения к нахождению себя в вещах?
Александр Геннадиевич, и ещё очень интересно как Вы завариваете пуэр; методом "пин ча", "гунфу ча" или каким-то другим способом?)


Как всегда: Вы сами знаете ответ на свой вопрос.
Наверное, я просто не умею выразить что-то самое важное за десять минут...
Для меня это видео записано целую эпоху назад. После некоторых событий реальные предметы коллекции утратили для меня внутреннюю ценность. Наверное, отношениям человека с "элитарными" вещами были посвящены две передачи о фильме "Лучшее предложение": http://audio.serebniti.ru/files/%D0%91% ... 1%80%D0%B5).ogg

Однако, сама по себе "элитарность" чрезвычайно важна, поскольку... это и есть индивидуальность.
Элитарны не сами вещи - элитарен взгляд на них.
Элитарен тот личный "лимит бесконечности", который я, бесконечно давно, в этих вещах ощутил.
Конечно, вы правы! Можно элитарно смотреть на падающий снег и вполне элитарно пить кипяток!
Конечно элитарные вещи существуют не только у тебя дома... в музеях их гораздо больше.
"Элитарность" это не вещи, а твой личный кусок бесконечности, то что только ты можешь открыть в вещах и принести, с их помощью любимым людям.
Уходят любимые люди - сами вещи теряют всякий смысл. Ты любишь... и вещи оживают.
Вещи - лишь "скальпель" с помощью которого можно открыть, что внутри твоего дряхлого тела есть и бесконечность и любовь, в которые ты никак не хотел верить.
Это они - бесконечность и любовь - единственные начала, противостоящие экзистенциальной тревоге.

Я всего лишь хотел сказать, что отношения с людьми всегда строятся на сложной системе теорий, проекций, оценок... суда. Все это вызывает вину и тревогу.
Открыть в себе свой собственный, личный кусок бесконечности - твое личное чувство прекрасного легче оставаясь наедине с вещами - элитарными или не очень.
Само это открытие "эха" вечной красоты вещей или природы в своей душе помогает справиться с тревогой.

Дальше все зависит от того, как ты используешь это открытие...
Недавно я был а выставке деревьев бонсай в Ботаническом саду МГУ. Для меня это потрясающий, (хотя возможно и "элитарный"?) способ открытия вечности. Впрочем - вход в вечность по японски, - в европейском смысле всегда "элитарен". Эти деревца - маленькие вселенные в глиняных горшках.

Изображение
Бродя по выставке я понял, как важно, чтобы рядом с тобой был человек, с которым ты можешь и хочешь поделиться теми мыслями которые порождает в тебе столкновение с вечностью...
Иначе... красота через некоторое время исчезает и на ее место снова возвращается тревога.
Просто приобретаемое для себя чувство вечности нельзя удерживать в душе лично для себя - "духовное пьянство" рвет душу на куски.

Поэтому я пытаюсь делиться тем, что успел понять и почувствовать с вами... Не всегда удачно, простите.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 18 янв 2016, 00:01 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 17 авг 2012, 18:07
Сообщения: 5118
это Вы меня простите, Александр Геннадьевич)
видео и правда короткое и у меня возникло ощущение тревожности) от недосказанности в нём чего-то важного, на мой взгляд.
Вы развернули и продолжили разговор-спасибо.
да, в общем, не вещи конечно, сами по себе оказывают на нас влияние, а то что мы видим за этими вещами.
а то что мы видим, и является нами.

зы. догадываюсь, какое впечатление оставляет искусство японских мастеров)
это отдельная тема для разговора, как и чай)
очень надеюсь что об этом будет разговор в темах СН)
Спасибо!)


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 28 янв 2016, 07:20 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 18:05
Сообщения: 3757
Откуда: Уфа
Александр Геннадиевич, у меня вопрос на тему о моде на голые кирпичи, неровную штукатурку и т.п. в интерьерах. Как вы думаете, каковы психологические истоки этого дизайнерского стиля?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 29 янв 2016, 11:39 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 13:43
Сообщения: 3137
Откуда: Москва
Djuley писал(а):
Александр Геннадиевич, у меня вопрос на тему о моде на голые кирпичи, неровную штукатурку и т.п. в интерьерах. Как вы думаете, каковы психологические истоки этого дизайнерского стиля?


Мне думается, что вы знаете ответ на этот вопрос. В сущности, все просто.
Эстетическое чувство (то что нам нравится во внешнем мире), всегда является лишь следствием чувства этического.
Я, в данном случае, имею в виду не мораль, а то, что ее создает - цельное мировоззрение - цельный взгляд на мир, сформированную систему ценностей.
В эпоху постмодерна мы лишились этой цельности, поэтому пытаемся очистить свой взгляд от разнообразия форм, которые раньше были эстетическим чувством.

Голые стены - как будто говорят: "я больше не знаю, кто я такой и что действительно ценно для меня".
Это бытовая попытка вернуться к архаике - в пещеру, к "телу без свойств" (в "шизоанализе" Делеза и Гватари).

Мне нравится этот дизайн в помещении, которое мы сейчас снимаем для проведения занятий в "Клубе СН"... Может быть в оголенности кирпичных стен и неровной штукатурке легче понимать и создавать что-то новое?
В ней большее значение приобретают отдельные сакральные штучки, которые я приношу для размышлений. Мы вместе создаем с их помощью мысли внутри голых стен...
Вот например деревца бонсай. Для того, чтобы разговаривать с таким деревом оно должно быть одно - посреди голых стен. В Японии - именно так...
- Правда, в оголенности стен, как в оголенности души, всегда есть что-то болезненное...

Но может быть, эта болезненность и есть необходимое условие творения чего-то нового?
Правда, есть и еще одно необходимое условие - человек не должен чувствовать эту оголенность, как... окончательную эстетику, как "моду"... Нужно, чтобы он хотел создавать в этом пространстве что-то свое...
Но что уж чувствует человек, то он и чувствует...


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 29 янв 2016, 11:57 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 18:05
Сообщения: 3757
Откуда: Уфа
Спасибо )


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 29 янв 2016, 20:18 
Не в сети

Зарегистрирован: 28 дек 2011, 20:16
Сообщения: 200
Откуда: Ярославль
Добрый вечер нашей эры, Александр Геннадиевич!

Поскольку снова умер, считаю себя вправе задать ещё один вопрос.

Недавно познакомился со всадниками Апокалипсиса. Какие ассоциации они у вас вызывают?

Пожалуйста, не удаляйте мой следующий пост. Форумчанам будет интересно прочитать буквально пять строчек про моих знакомых.

Спасибо вам за внимание.

_________________
Глупости во всех сообщениях.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 30 янв 2016, 09:56 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 13:43
Сообщения: 3137
Откуда: Москва
Павел Харитонов 990 писал(а):
Недавно познакомился со всадниками Апокалипсиса. Какие ассоциации они у вас вызывают?


Боюсь даже прикасаться к этой теме... Нет, наверное, в европейской культуре символов, имеющих столько же слоев интерпретаций. Откровение Иоанна Богослова - текст, который каждый человек должен понять для себя сам.
Если говорить о моих личных ассоциациях, то прошу всех учесть, что это именно ассоциации, а не интерпретации...

Для меня образы коня и всадника в сновидениях - это, в первую очередь, образы влечения с которым человек не в силах совладать или справляется с большим трудом. Это сила, которая тебя "везет" (ведет), а тебе только кажется, что ты способен до конца управлять ею ("разумом понимаю, что так поступать нельзя, но поступлю именно так, назло разуму").

Наверное, для меня сегодняшнего "конь белый" и его всадник ассоциируется со "лжепророчествами" - всевозможными теориями и концепциями, с помощью которых человек оправдывает собственную подлость или бездействие. Потребность в оправдании себя - одно из самых мощных влечений человеческого разума...
Когда снимается "первая печать", множество таких теорий и концепций ("стрел" белого всадника) охватывает мир (и отдельную человеческую душу) сея раздор - неспособность людей понимать друг друга.

"Конь рыжий" и в тексте Апокалипсиса соответствует агрессии. Человек начинает ненавидеть тех, кто не согласен с его теориями и концепциями. Когда снимается "вторая печать" раздор в душе приводит к насилию.

"Конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей" - для меня олицетворение власти.
Когда снимается третья печать власть побеждает любовь, а закон - благодать. Желание иметь (деньги или человека) подменяет желание быть (вполне по Фромму).
Для большинства людей любовь и власть, закон и благодать становятся неотличимыми друг от друга.
"Мера" власти - это мера прав на обладание чем-то или кем-то (от наложниц до природных ресурсов).
Человечество начинает делиться на тех "кто право имеет" и "негров" - "пушечное мясо". Разделение людей на "черных" и "белых" утверждается законом, в основе которого лежит, разумеется, та или иная концепция "справедливости" (как это было и при фашизме и при коммунизме).

Все это приводит к "тепловой смерти"...

"Конь бледный, и на нем всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним" - это смерть души. Только убив собственную душу, лишившись Веры, Надежды и Любви, человек может почувствовать право "умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными", как минимум "четвертою часть земли"... так вскрывается "четвертая печать".
Цвет коня и всадника у меня ассоциируются со знаменитыми словами из третьей главы того же Откровения:

"...знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч!
Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих.
Ибо ты говоришь: "я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды"; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг (Откр., 3:14 - 17)"
.

Примерно такие ассоциации...

К сожалению, я не смогу оставить вашу интерпретацию в этом разделе. Однако, вы можете поместить ее в "Междусобойчике", а здесь оставить ссылку.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 30 янв 2016, 20:20 
Не в сети

Зарегистрирован: 23 июн 2014, 20:12
Сообщения: 64
Откуда: Тернополь
Александр Геннадиевич, вы читали книгу Руслана Хазарзара "Сын Человеческий"?
Возможно ли в принципе отделить (или найти) те слова что действительно говорил Христос и отделить их от того что ему "приписали"? Или вопрос о приписывании ставить не стоит?
Ссылка на книгу: http://khazarzar.skeptik.net/


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 30 янв 2016, 21:23 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 13:43
Сообщения: 3137
Откуда: Москва
raven1981 писал(а):
Александр Геннадиевич, вы читали книгу Руслана Хазарзара "Сын Человеческий"?
Возможно ли в принципе отделить (или найти) те слова что действительно говорил Христос и отделить их от того что ему "приписали"? Или вопрос о приписывании ставить не стоит?

Нет, книгу не читал.

Узнать, что "действительно говорил" тот или иной человек невозможно. После того, как слова прозвучали собеседник передает их дальше с искажением, соответствующим его (собеседника) пониманием смысла сказанного.

Можно ли понять, что "действительно говорил" поэт, хотя он, несомненно, написал конкретные стихи?

Новый Завет - это великая поэзия, ведь Он "учил притчами", а притчи даже точно переданные в тексте, имеют множество уровней смысла.

Он сознательно не записывал своих притч, видимо не хотел, чтобы мы знали точные слова. Для меня это значит: Он хотел, чтобы мы искали точные слова в себе, раскрывая в своей душе смысл рассказанных Им историй и историй, рассказанных о Нем...

Отделить можно только пересказы от пересказов (как слухи от слухов), поскольку самая ранняя запись, апокрифическое "Протоевангелие Иакова" написано, видимо, около 150 года нашей эры.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 30 янв 2016, 22:37 
Не в сети

Зарегистрирован: 28 дек 2011, 20:16
Сообщения: 200
Откуда: Ярославль
Вы совершенно правы, Александр Геннадиевич, оффтопик ни к чему. Предлагаю форумчанам отвечать здесь:

viewtopic.php?f=14&t=1034&p=121183#p121183

По взвешенности ваших текстов, А.Г., видно, что вы приняли Святого Духа. С вами очень приятно разговаривать.

Совсем недавно прочитал подборку текстов Мейстера Экхарта (перевод М. В. Сабашниковой).

Как вы можете интерпретировать идею о том, что человек должен стать Богом?

_________________
Глупости во всех сообщениях.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 31 янв 2016, 09:57 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 13:43
Сообщения: 3137
Откуда: Москва
Павел Харитонов 990 писал(а):
Совсем недавно прочитал подборку текстов Мейстера Экхарта (перевод М. В. Сабашниковой).
Как вы можете интерпретировать идею о том, что человек должен стать Богом?


Я не уверен, что буду и дальше интерпретировать важнейшие тексты культуры, которые вы изволили "недавно прочитать".
Дело в том, что Экхарт выражается предельно ясно.
Человек не может "стать богом" поскольку он не может перестать быть человеком. Но он может ощутить в себе Бога... "вылив свою чашку". У Экхарта "чашка души" заполнена "тварью" (тем что мы называем "собой" или "своими интересами"):

"Далее, я говорю о другом и более трудном. Кто пребывает в наготе и чистоте этой природы, тот должен преодолеть личное настолько, чтобы делать то же добро тому человеку, который находится по ту сторону моря и которого он никогда не видал в лицо, как и тому, кто теперь с ним, и кто его заветный друг. Пока ты желаешь добра для себя более, чем для человека, которого ты никогда не видал, ты поистине не прав и ты ни на один маленький миг не заглянул в эту простую глубину. Быть может, ты и видел истину в бледном мысленном отображении ее, как бы в подобии, но ты никогда не обладал наилучшим...

Я решительно утверждаю, что пока ты делаешь что-нибудь ради царствия небесного, ради Бога, или ради твоего вечного блаженства, то есть ради чего-нибудь извне, ты воистину совсем не прав. Конечно, и это можно тебе предоставить, но это не самое лучшее. Ибо воистину, если ты думаешь, что скорее достигнешь Бога через углубление, благоговение, расплывчатые чувства и особое приноровление, чем в поле у костра или в хлеву, ты не делаешь ничего иного, как если бы ты взял Бога, обернул вокруг Его головы плащ и сунул бы Его под лавку.

Ибо тот, кто каким-либо образом ищет Бога, схватывает образ, но Бог, сокрытый за этим образом, от него ускользает. Лишь тот, который не ищет Бога в образе, обладает Им, таким, каков Он есть Сам в Себе, и Он - сама жизнь.

Если бы кто-нибудь тысячу лет вопрошал жизнь: зачем ты живешь? - и она бы ему вообще отвечала, она не сказала бы ничего иного, как: я живу затем, чтобы жить. И это оттого, что жизнь живет своей собственной глубиной, бьет из себя самой. Поэтому она живет без всякого "почему" и живит себя самое. И если бы кто-нибудь спросил правдивого человека, такого, который действует из своей собственной глубины: зачем ты делаешь свое дело? если бы он верно отвечал, он не сказал бы ничего иного, кроме того, что: я делаю, потому что делаю.

Где кончается тварь, там начинается Бог. И Бог не желает от тебя ничего большего, как чтобы ты вышел из себя самого, поскольку ты тварь, и дал бы Богу быть в тебе Богом. Малейший образ твари, который ты создаешь в себе, так же велик, как Бог. Почему? Потому что он отнимает у тебя целого Бога. Ибо в то мгновение, когда этот образ входит в тебя, Бог со всем божеством Своим должен удалиться. Но когда этот образ уходит, входит Бог. Бог так сильно желает, чтобы ты вышел из себя самого (поскольку ты тварь), словно все Его блаженство зависит от этого. Ах, милый человек, какая тебе в том беда, если ты предоставишь Богу быть в тебе Богом?

Выйди же, ради Бога, из самого себя, чтобы ради тебя Бог сделал то же. Когда выйдут оба - то, что останется, будет нечто единое и простое. В этом едином Отец рождает Сына в глубочайшем источнике. Там расцветает Святой Дух и там возникает в Боге воля, которая принадлежит душе. До тех пор, пока эта воля пребывает неприкосновенной для твари и всего созданного, - она свободна. Христос говорит: никто не восходит на небеса, кроме Сошедшего с небес.

Все вещи созданы из "ничто". Поэтому настоящий источник их - "ничто".


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 31 янв 2016, 15:14 
Не в сети

Зарегистрирован: 28 дек 2011, 20:16
Сообщения: 200
Откуда: Ярославль
Вообще-то Апокалипсис читал раз двадцать, и давно, и Экхарт, конечно, не говорит так прямо, как я интерпретировал. Дело в том, что ясное не бывает простым.

Оставим Мейстера.

Спрашиваю вас о том, что сам не могу понять, поэтому вопросы непростые. Кроме следующего, вопросов не предвидится. Какая мысль Фридриха Ницше вам ближе всего?

Желаю вам преодоления всех трудностей.

_________________
Глупости во всех сообщениях.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 31 янв 2016, 15:39 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 13:43
Сообщения: 3137
Откуда: Москва
Павел Харитонов 990 писал(а):
Какая мысль Фридриха Ницше вам ближе всего?


Мысли Ницше... Каждый раз ближе другая.

Хорошо! Попробую "погадать" на книге...

Сегодня выпало:

"Кто сражается с чудовищами, тому следует остерегаться, чтобы самому при этом не стать чудовищем. И если ты долго смотришь в бездну, то бездна тоже смотрит в тебя".
(Wer mit Ungeheuern kämpft, mag zusehn, dass er nicht dabei zum Ungeheuer wird. Und wenn du lange in einen Abgrund blickst, blickt der Abgrund auch in dich hinein).

"По ту сторону добра и зла".


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 13 фев 2016, 11:54 
Не в сети

Зарегистрирован: 21 янв 2016, 15:17
Сообщения: 6
Александр Геннадьевич, добрый день.
Напишите, пожалуйста, в чем разница в проявлении пассивного и активного мортидо-либидо? и как эти проявления отражаются на человеке? При условии,что разница имеется различна ли она в проявлениях Эго и Ид?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 14 фев 2016, 13:53 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 13:43
Сообщения: 3137
Откуда: Москва
Андрей Андреевич писал(а):
Напишите, пожалуйста, в чем разница в проявлении пассивного и активного мортидо-либидо? и как эти проявления отражаются на человеке? При условии,что разница имеется различна ли она в проявлениях Эго и Ид?


Боюсь, что для ответа на ваши вопросы нужно написать целую книгу, но... их и так написано очень много. Похоже, что вы читали одну их них: "Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных" Эрика Бёрна. По крайней мере, сколько мне помнится, только он один и использовал понятия "пассивного" и "активного" либидо и мортидо. Что это такое Бёрн, со своей точки зрения, объяснил достаточно ясно:

Все, что дает ощущение сближения, содействует удовлетворению либидо, и точно так же все, что дает ощущение удаления, содействует удовлетворению мортидо. Отъезды из города, ссоры, сарказм, всевозможные выходки наперекор другим, из одного только упрямства – все это косвенные пути удовлетворения мортидо. Как это ни странно, нам известно из опыта, что сюда же относится и воздержание, хотя оно может показаться на первый взгляд чем то противоположным удалению.
И либидо, и мортидо имеют в своем прямом удовлетворении два аспекта. Либидо удовлетворяется или путем приближения индивида к объекту, или же путем приближения объекта к индивиду в разной степени у разных людей; точно так же мортидо может быть удовлетворено или путем бегства от объекта, или же путем обращения его в бегство. Пассивное либидо мужчины хочет, чтобы женщина к нему пришла, активное же либидо побуждает его преследовать женщину. Точно так же пассивное мортидо побуждает его к бегству, активное же мортидо побуждает вступить в бой, чтобы изгнать другого мужчину. Когда мортидо вызывается опасностью, некоторые люди бегут, а другие сражаются. Таким образом, мортидо – это сила, связанная с двумя эмоциями, – страхом и гневом; поведение человека зависит от того, какая из этих эмоций в данной ситуации сильнее. В любом случае достигается одна и та же цель – удаление индивида от угрожающей энергетической системы.
Как и либидо, мортидо может выражаться различными способами. Вместо удаления противника того же пола можно атаковать его, не устраняя со сцены, как это происходит в деловой конкуренции, в спортивных состязаниях или тогда, когда отпускают саркастические замечания в споре. В других случаях мортидо устраняет индивида противоположного пола, например муж убивает из ревности свою жену, причем объектом мортидо служит человек того же пола; или же индивид устраняет самого себя посредством самоубийства; наконец, вместо человека устраняется животное, как это происходит на охоте. В первом случае имеется собственный объект, но не достигается конечная цель, так что мортидо смещается от своей цели; в остальных случаях объект замещается другим, но цель устранения достигается, так что мортидо смещается от своего объекта. Мортидо также может быть сублимировано; это происходит, например, у резчиков по камню, плотников и шахтеров, которые создают прекрасные и полезные вещи, атакуя неодушевленные предметы. Одной из полезнейших сублимаций мортидо служит хирургия.
Читатель знаком теперь с несколькими парами психологических понятий, очень важных для понимания людей; вот их перечень:
– созидательные стремления и уничтожительные стремления;
– либидо и мортидо;
– энергия, направленная внутрь, и энергия, направленная наружу;
– сближение и удаление;
– смещение цели и смещение объекта;
– активное и пассивное.


Не стоит только забывать, что к классическому психоанализу все это... не относится.
Берн никогда не скрывал, что пишет о собственном понимании терминов и стремится упростить психоанализ, превратив его в "технику понимания человека".
Собственно говоря, именно результатом "упрощения психоанализа" стала его собственная модель "трансактного анализа"... Правда, с десятилетиями и... последователями "простой" трансактный анализ стал столь же сложной и запутанной моделью психологической помощи, как и его предшественники.

Если говорить очень кратко:
1. Либидо никак не может быть "пассивным", поскольку все школы глубинной психологии понимали либидо как синоним понятия "психическая энергия", а энергия не может быть "пассивной". Зато, энергия может быть "потенциальной". Классический психоанализ описывает возвращение либидо к своим детским источникам ("потенциальному" состоянию либидо, относительно взрослой - "генитальной" стадии его развития) с помощью термина "регрессия" и... мы говорили об этом на последнем вебинаре, вы можете приобрести ссылку на этот разговор написав ЛС Alexufo
memberlist.php?mode=viewprofile&u=2

2. "Мортидо" поздний термин, введенный в 1936 году Полем Федерном, на основе работы нашей легендарной соотечественницы Сабины Шпильрейн «Деструкция как причина становления», в которой она впервые ввела в психоанализ понятие "инстинкт смерти". Изначально Фрейд не соглашался со Шпильрейн, но в 20-х годах прошлого века, начиная с работы "По ту сторону принципа удовольствия" (1920), в так называемой "второй дуалистической теории влечений" признал существование "влечения к смерти" ("Танатос"), как диалектической противоположности "влечению к жизни" ("Эрос"). Согласно новой теории Фрейда влечение к смерти (аутоагрессия и агрессия) противопоставлялось влечению к жизни, которое включало сексуальные инстинкты и инстинкты самосохранения:
«Если мы примем как не допускающий исключения факт,что всё живущее вследствие внутренних причин умирает, возвращается к неорганическому, то мы можем сказать: целью всякой жизни является смерть, и обратно — неживое было раньше, чем живое… Некогда какими-то совершенно неизвестными силами пробуждены были в неодушевлённой материи свойства живого… Возникшее тогда в неживой перед тем материи напряжение стремилось уравновеситься: это было первое стремление возвратиться к неживому».
Однако, подавляющее большинство поздних психоаналитиков, начиная с Карла Юнга, не согласились ни со Шпильрейн, ни с Фрейдом. Они были уверены, что понятия "инстинкт смерти", "Танатос" или "мортидо" отражают лишь... состояние души их авторов. "Энергия жизни не может иметь противоположного знака", - писал Д. Винникот, - "... жизнь не может подпитываться смертью".
Для Юнга, Адлера и психоанализа послевоенного поколения, агрессия является лишь попыткой удовлетворения "регрессивных" (оральных или анальных) фиксаций либидо. Агрессия - всего лишь регрессивная форма креативности (созидания), предпринимаемая человеком, который так и не научился созидать во время "латентного" (по Фрейду) периода развития.
Аутоагрессию еще Юнг определил, как "стремление к трансформации". Человека влечет не смерть, как абсолютная тьма не существования, но "смерть - возрождение", - смерть, как попытка нового рождения, связанная с тотальной неудовлетворенностью человека реальной жизнью, которую он проживает.
Это не стремление к смерти, но стремление к новой, принципиально иной жизни.
Из учеников Фрейда иных взглядов придерживался, пожалуй, только Эрик Бёрн...

Я сегодняшний, согласен с Юнгом и Винникотом.

3. Как бы то ни было, "Эрос" и "Танатос", "либидо" и "мортидо" - это понятия описывающие бессознательные влечения, то есть Id.
Человек не может полностью осознать источники и структуру психической энергии.
Если говорить о гипотетическом "мортидо", то в сознание (Ego) прорываются лишь оправдания, как агрессивного, так и аутоагрессивного поведения (невозможности или неспособности жить дальше), что и позволяет... отрицать мортидо, как отдельный бессознательный феномен или "энергию".
Ведь оправдание собственного агрессивного или аутоагрессивного поведения - это способ получения удовлетворения в неудовлетворительной жизненной ситуации...

Что касается либидо, то, согласно психоанализу, на "генитальной" стадии развития мы осознаем ее как половое влечение, но не осознаем в других проявлениях креативности ("Эрос" - созидающая энергия у всех авторов - от Платона до Винникота). Мы не осознаем либидо в других формах нашей активности - художественном и поэтическом творчестве, работе, религии, потреблении, дружбе... во всем том, что Фрейд именовал "сублимацией либидо".

Об Эросе и Танатосе (второй дуалистической теории влечений) мы будем говорить на одном из ближайших вебинаров.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Форум закрыт Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ Сообщений: 1228 ]  Пред.  1 ... 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70 ... 82  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
POWERED_BY
Русская поддержка phpBB
[ Time : 0.129s | 20 Queries | GZIP : On ]