Danilin писал(а):
Православная церковь считает, что стяжать благодать человек может только в стенах храма (монастыря), - все что происходит вне этих стен - лишь обман - "прелесть", которой соблазняет враг.
Может быть, конечно, меня соблазняет враг
, но как-то раньше не было у меня таких сомнений как сейчас...
Получается, что жить среди ВСЕХ остальных людей воцерковленным как-то... не годится. Слишком много прелестей вокруг. Надо защититься стеной. Отгородить себя от остального мира и ДРУГИХ людей- "нехороших", по их мнению (но разве Христос избегал тех, кто не верил в него?). "Стена" помогает избежать искушения, скрепляет тех, кто внутри. Но при этом другие люди оказываются как бы за бортом - отрезанными, отделенными от Церкви! их возможности спастись существенно уменьшаются. Разве Церковь не должна стремиться привлечь их? Церковь декларирует, что всех готова принять к себе. Но в какой-то степени это лукавство... Готова-то готова... но .. учитывая, что большинство населения все-таки не христиане (например, в современной России), "вступление в новую общину" - это очень непростой социальный шаг. Ведь образ жизни верующего сильно отличается от стандартов нынешнего светского общества... Это и "режим дня", и стиль одежды, и разные внешние проявления, например, традиционные молитвы перед едой... Вступая в общину, ты вынужден полностью изменить свою жизнь... и в итоге стать этаким "странненьким" ... с большими шансами потерять ранее близких тебе людей... (вот, например, во время поголовного православия никто не отменял красивую одежду, были бедные и побогаче, разных сословий, одевались по-разному, что естественно... а сейчас.. женщины, активно участвующие в жизни общины, ходят в каких-то балахонах убогого вида... что за показуха!) Получается опять противопоставление - там хорошо, здесь плохо... Нельзя продолжать жить в обществе, в соответствии с принятыми внешними стандартами поведения, и при этом "встать на путь истинный" - измениться внутренне? Возможно, священник ответит: не слишком уж большой подвиг изменить свой образ жизни из-за веры? Ну подвиг-то может быть и не подвиг, но для невоцерковленной семьи - это всегда сложно. Человек отрезает себя от своих близких... теперь они живут как бы в параллельных мирах... А как быть тем, кто живет не в христианских странах, куда христианство не пришло в массовом так сказать порядке... где нет храмов? Получается, что для них единственный путь ко спасению - эмиграция?
И почему в церкви все должно быть неизменно? когда-то появившись и как-то организовавшись, она не приемлет "развития", а только сохранение. В итоге соблюдение некоторых церковных ритуалов выглядит со стороны как жуткий пережиток, а сама церковь - носителем пережитков... Язык, прежде всего! Поклоны земные... целование руки священника... Разве так важно все это блюсти неизменно веками (возможно, когда-то эти жесты были более привычны, т.к. использовались и в других социальных отношениях... это я по-простому..) по сравнению с тем, чтобы привлечь (и спасти!) новых членов?
Кажется, что Церковь, исторически и социально сформировавшаяся в определенной цивилизации, продолжает жить масштабами этой цивилизации. Раз и навсегда сказав своим членам, что все остальные люди - потомки Хама, и, собственно, Церковь - это не про них. Это ли имел в виду Христос?
И наверное самый главный вопрос: как может человек понять, что Церковь и Бог - имеют одну сущность? что Церковь не ошибается в чем-то, не заблуждается, не имеет своей "Тени"? Что ее принципы истинны? Как, например, тот, что только в Церкви можно быть настоящим верующим... Ведь на тезис "только в Церкви...!" - сразу приходит в голову: А ЦЕРКВЕЙ-ТО НЕСКОЛЬКО! ТАК В КОТОРОЙ ИЗ НИХ?