Eugenia писал(а):
Здравствуйте, Александр Геннадиевич. Вопрос такой. Как бы вы описали атмосферу, царившую в советском обществе (по крайней мере, в той среде, где вы жили) в середине и конце 70-х? Под «атмосферой» я имею в виду некую, скажем так, эмоциональную «ауру», те настроения и интересы, которые, что называется, «висели в воздухе». Меня интересует это время; я видела по специальным каналам много советских фильмов и телепрограмм, но у меня как-то не получается представить эту атмосферу как некое целое. Я вот чего не могу понять. О 70-х годах часто говорят, что это было время «всеобщего пофигизма и всеобщей нацеленности только на материальные блага, на доставание дефицита». Но одновременно с этим в том же советском обществе было некоторое количество поэтов, писателей, кинорежиссёров, мультипликаторов, композиторов и т.д., которые умели создавать выразительные, иногда даже гениальные, произведения. ... Можете ли вы назвать те фильмы, или книги, или мультфильмы, или что-то ещё, в которых, на ваш взгляд, атмосфера того времени показана такой, какой она и была?
Плохо у меня с мемуарами,... пока.
Я бы назвал ту часть "атмосферы", с которой был знаком атмосферой
мечтаний в пустоте.
"Согласованная социалистическая реальность" дышала пустотами. В ней, с одной стороны, все было раз и (как казалось) навсегда определенным. А с другой стороны всюду зияли бесформенные пустоты ("дефицит" тоже пустота - физически ощутимая пустота прилавков).
Разумеется, для кого-то заполнение этой материальной пустоты становилось смыслом жизни.
Но,... я был из другой "песочницы" (сегодня сказали бы "дискурса"). Моя бабушка и родители, похоже, не умели задумываться о том, что где-то существует другая жизнь, в которой квартиры бывают больше однокомнатной "хрущебы"... и не задумывались. Во всяком случае, я не помню даже разговоров на эту тему (хотя разговоры о том, как дотянуть до зарплаты, помню, конечно). Богатые люди с детства не входили в круг семейного общения (как, увы, не входят и по сей день). Это другая "песочница" - я ее не знаю ни с плохой, ни с хорошей стороны. Там были свои "тусовки", куда нам вход был заказан.
Что касается моей "песочницы", то нас мучила пустота смыслов. В 70-е мы с семьей переехали в Тушино - новый тогда район Москвы, куда переселили жителей бараков с Красной Пресни. По будущему бульвару бродила шпана и развлекалась мордобоем. Я пытался заниматься спортом, что бы хоть что-то им противопоставить, но... спортсмен из меня не очень получался. В реальности перспектив у меня не было никаких, поскольку для карьеры тогда, как и сейчас, были нужны связи или деньги. Вместо будущего - сплошной туман.
Поэтому... оставалось только мечтать. Мечталось о большой любви и больших знаниях, позволяющих преодолеть липкую грязь тушинских новостроек. Казалось, что какая-то чистота и свобода от тумана существует в науке,... первые же курсы института развеяли и эту надежду.
Зияла пустота знаний. Привычные школьные идеологемы не давали ответов на вопросы о жизни и смерти, беспокоившие подростковую душу (я рано столкнулся со смертью). Было понятно, что взрослые отчаянно врут (в том числе, самим себе), что где-то существуют другие прилавки и автомобили, другая музыка, другие знания и другие книги. Ощущение всеобщей лжи и создавало постоянное чувство пустоты - "запущенности" реальности.
Внешний мир казался погруженным в серость. Он был каким-то атрофированным.
Меня больше волновали музыка и книги, но и о "материальной составляющей" никакой реальной информации тоже не было. Разноцветные журналы, как и пластинки продавались из под полы и стоили как джинсы (которые у меня появились, когда пошел работать). Даже путь к легендарным "ксероксам" самиздата мне был заказан, - они распространялись в своих "песочницах", поскольку за их распространение можно было получить статью.
Конечно, поступив в институт и начав зарабатывать я получил доступ к вожделенным "ксероксам", но... боже мой какая это была "гремучая" смесь из Солженицина, основанного на индуизме "нью эйджа" и старца Силуана!
Попытки вырваться из превратившейся в бессмыслицу навязчивой лжи системы упирались в махровую безграмотность основанных на ксероксах "духовных тусовок" и беспробудное пьянство "учителей" (подчеркну - тех с которыми довелось пересечься мне). Здесь тоже была ложь и липкая грязь "свободной любви" неофиток с "учителем" - просто это была "ложь против". Тогда, людям тоже казалось, что сам по себе протест придает смысл человеческой жизни.
Где-то существовали(и я знал об этом) творческие люди: "поэты, писатели, кинорежиссёры, мультипликаторы, композиторы и т.д., которые умели создавать выразительные, иногда даже гениальные, произведения". Но для того, что бы их посмотреть, послушать или прочесть, были нужны серьезные усилия. Если даже они не были под прямым запретом, то, по крайне мере, не рекомендовались "для массового потребления". Иногда, затраченные для попадания на концерт или для добывания книги усилия приводили к разочарованию...иногда - к вдохновению.
Тогда я понял, что талантливые люди, жестко ограниченные рамками всеобщей лжи, двигаются в глубину - в бесконечность того отрезка между точками "А и В", который им выделила судьба или идеологическое начальство, - тогда и получались подлинно великие произведения.
Сейчас я понимаю, что важным было само усилие. Запрет - топкая ложь, - автоматические задавал необходимость духовных и физических усилий, которые нужно было затратить, чтобы пробиться к чему-то, что ты воспринимал как подлинное. Возможно поэтому кажется, что талантливых произведений тогда было больше.
На самом деле, с этой точки зрения ничего не изменилось. Лишь соблазн изменил свою форму. "Мода" и "популярность" куда более тонкие соблазны, чем идеология. В них, для большинства, содержится иллюзия "свободного выбора".
Сколько людей сегодня смотрят умное авторское кино? Сколько людей разыскивают талантливых поэтов, издающихся мизерными тиражами за свои деньги? Сколько людей слушают сложную музыку, написанную в последние десятилетия? Сколько людей пытаются пробиться сквозь трясину новой лжи?
Я думаю, что процент остался тем же. Неудивительно, что в этом проценте много "стариков" - тех, кто "набил руку", пробиваясь сквозь ложь идеологии.
В конце 70-х начале 80-х я решил, что чтобы разобраться, нужно начать сначала и стал читать Эсхила, Платона и Аристотеля (перечисляю не все, разумеется). Мне это здорово помогло тогда. "Набивание руки" - это развитие вкуса, а здесь без образования не обойтись.
Что касается совпадения моих ощущений атмосферы с художественными произведениями, то самое точное совпадение - "Ежик в тумане" )))
Кроме этого, пожалуй, как ни странно "Семь стариков и одна девушка" и страстно ненавидимый мною "Осенний марафон"..."Взрослая дочь молодого человека", "Альтист Данилов". Из поэтов - Николай Глазков.
Впрочем, для всех разместим потрясающую ссылку с хроникой культурных событий 70-х:
http://www.ruthenia.ru/document/202590.html#0zh