Павел Харитонов 990 писал(а):
Во-первых: как соотносятся фантазия и реальность? первое — часть второго? или они не пересекаются? или это одно и то же? Или четвёртый (согласно логике) вариант? Как автор Театра Фантазий вы имеете неоспоримое право на односложный ответ.
Во-вторых. Существует ли что-то, чего невозможно вообразить?
Во-первых:
разрешите поблагодарить вас за то, то наделяете меня правами... У нас это делают не все участники, обычно меня прав лишают
.
Ответ, действительно, возможен почти односложный, поскольку иначе придется давать четкие определения каждого понятия: "фантазии", "реальность" и "существование".
Мне сегодняшнему думается, что дать этим понятиям окончательное определение невозможно и... слава Богу!
Именно эта невозможность оставляет возможность для познания, творчества и индивидуально бытия вообще.
Собственно, именно это и заставляет меня пользоваться оборотом "мне сегодняшнему": моей сегодняшней душе близки одни способы понимания и поэтического описания этих понятий, завтра я обязательно открою другие...
Сегодня я экзистенциалист, а завтра - даос...
Лучше "вчера"!
Размышляя об причинах популярности и альтернативах "кодирования" я вчера на лекции много вспоминал о взглядах и практиках древних даосов, в основе своей, удивительно близких современной психотерапии вообще и "театру фантазий", в частности. Будем надеяться, что и эта лекция когда нибудь появится у нас на сайте (у нас, пока, некому монтировать видео).
Но я сегодняшний и я вчерашний и завтрашний - это все равно я, поскольку я не могу знать все, не могу разбираться во всех аспектах реальности, а только в тех из них, которые пробуждают во мне "пар великого дао" - чувство того, что я следую по своему пути...
Вы, наверное видели лекции из цикла "Метафизика" (первая лекция
http://www.youtube.com/watch?v=xDubQUYq4TA ) и понимаете, поэтому, что для меня сегодняшнего (и вчерашнего)
подлинная (первичная) реальность едина.
Эту реальность даосы обозначали иероглифом "ци". Китайский мыслитель Ван Чун (первый век нашей эры) размышляя о природе ци первым использовал классическую метафору: лед при нагревании становится водой, а вода - паром (этот процесс, собственно и изображен на иероглифе "ци"). Точно так же и ци - сгущаясь образует вещество, а разряжаясь (истончаясь) - становится духом.
Сегодня понятие ци переводят как "энергия", но в общем оно скорее соответствует знаменитой формуле Эйнштейна, демонстрирующей превращение энергии в материю и обратно.
Для даоса любая реальность есть лишь состояния ци - больше в мире ничего нет. Дэвид Бом даже представил модель мира (реальности) в которой существует одна единственная элементарная частица - только движущаяся с невероятной скоростью - "рисующая реальность".
Однако, эту реальность - обозначенную мной как "подлинную" человек может воспринимать лишь в виде чистого света. В Христианстве это Свет Фаворский, у даосов - "киноварное поле Великого Предела". Для ее восприятия нужны специальные, целенаправленные и многолетние усилия. Мы это хорошо знаем из священного писания:
От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф.:11, 12).
Эти усилия - отнюдь не "фантазии".
У даосов подобные усилия обозначены (в основном) иероглифом "цунь сян". Его обычно переводят, как "визуализация", но это отнюдь не так просто. "Цунь" - это существование ци в привычной реальности, а "сян" - мысленный образ. Я бы сказал, что это суть этих практик (и иероглифа) можно определить примерно так: это создание мысленных форм неотличимых, для медитирующего, от реальности с постоянной удержанием в сознании мысли об Одном (едином ци).
Даос учится создавать новую реальность (в первую очередь - реальность собственного тела), повторяя действия
Одного. А это требует, удержания в воображении знания о том, что все созданные разнообразные "реальные мыслеформы" -... одновременно иллюзорны. В даосизме это называется "шоу и" - "хранение одного" или "блюдение одного".
Иногда это понятие применяют для описания сосредоточенности вообще, но это не совсем так, - состояние "шоу и" - это воплощение в области воображения легендарной формулы Шанкары "Атман есть Брахман, а Брахман - Атман".
Для меня сегодняшнего, слово "фантазии" обозначает спонтанный поток мыслей и образов не имеющий никакого отношения к усилию - к труду. Процесс, связанный с усилием, в нашей культуре, скорее именуется "воображением".
Фантазии - это "сырьё дао", то из чего человек должен сформировать свою материальную - вещественную реальность.
В радиотеатре этот процесс генерирую я - для слушателя он не связан с усилиями, и может принести пользу только в том случае, если слушатель сделает этот процесс
воображением - начнет работать сам.
Фантазии не могут изменить реальность - это может сделать только
воображение.
В некотором смысле первично воображение,
но не воображение человека, а воображение Одного. То что мы называем "счастьем" или "удовлетворенностью жизнью" и даже
"долголетием" тела у даосов зависит от того потратит ли человек силы на то, чтобы сделать свои фантазии - воображением.
Собственно, даосизм определяет то, что мы определить никак не можем: что значат для нас, например, слова об "уподобление Богу"?.
Для даоса подобные понятия очень конкретны - процесс уподобления Одному и есть "цзин сы", - концентрация и сосредоточение мысли, то что мы назвали "воображением".
Для иезуита, кстати говоря, тоже. Игнатий Лойола эти вещи прекрасно понимал.
"В Великом Пределе было сокрыто Отсутствие, у которого не было ни существования, ни имени. Из него возникло Одно. Так, Одно пришло в существование, но оно было не оформлено. Существа появились и обрели жизнь, и [это Одно] было их жизненной силой". Чжуан-цзы
Воображение - и есть сила ведущая к оформлению существ из ци Одного. Для человека это сила оформляющая то, что каждый из нас считает реальностью.
Для наших нужд наиболее точным, возможно, станет определение психоаналитика Дональда Винникота. Он называл реальность воображения "промежуточной реальностью" между реальностью бессознательного и реальностью вещей. Точнее, он говорил о "третьей, промежуточной реальности" пространства детской игры. Но игра, хочу сказать я, - это и есть главный
труд воображения ребенка. Детская игра
формирует будущую связь ребенка с миром - то есть нашу реальность.
В этом смысле "радиотеатр фантазий" - игра с помощью которой слушатели могут научиться формировать свою реальность, а могут... и не учиться делать это.
Воображение, в отличии от фантазий, всегда связано с реальностью вещей. Оно дано человеку, чтобы он мог участвовать в творении этого мира - мира форм.
"Великий Предел" - это предел человеческого понимания. Мы не можем постичь откуда берется Отсутствие и потребность в его заполнении Одним.
Отвечая на ваш вопрос: мы не можем постичь ничего лежащего за Великим Пределом - и за пределами развертывания ци... Бог непостижим - постижимо лишь то, что лежит в пределах творимого им мира. Мы не можем даже ответить на вопрос относится ли то, что лежит за Великим Пределом к категории существования...
Постижимо лишь то, что "Дао возникает в Одном (Баопу цзы)". А "дао" это иманентный путь развертывание субстанции ци в отдельном существе. Он постижим с помощью воображения.
В конечном итоге мы исходим из единства и возвращаемся к нему:
Пространство реальности и пространство воображения пересекаются в пространстве Одного.
“Все пребывает в Одном, им порождаются образы Неба, Земли и Человека. Посему и говорится, что Три есть Одно” (Баопу цзы).