Серебряные нити

психологический и психоаналитический форум
Прямой эфир. Youtube
Чат переехал на ютуб

Текущее время: 28 мар 2024, 22:26

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Форум закрыт Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ Сообщений: 1228 ]  Пред.  1 ... 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76 ... 82  След.
Автор Сообщение
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 14 сен 2016, 08:58 
Не в сети

Зарегистрирован: 25 апр 2013, 21:12
Сообщения: 341
Откуда: Москва
не смог удержаться...
Цитата:
Шопенгауэру принадлежит замечательно верное изречение, что к великим произведениям живописи нужно относиться, как к Высочайшим особам. Было бы дерзостью, если бы мы сами первые с ними заговорили; вместо того нужно почтительно стоять перед ними и ждать, пока они удостоят нас с нами заговорить. По отношению к иконе это изречение сугубо верно именно потому, что икона больше чем искусство. Ждать, чтобы она с нами сама заговорила, приходится долго, в особенности ввиду того огромного расстояния, которое нас от нее отделяет.

_________________
Danilin писал(а):
крыгл писал(а):
ну вы не правы...

:co_ol:


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 14 сен 2016, 11:46 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 13:43
Сообщения: 3137
Откуда: Москва
Molli писал(а):
Александр Геннадьевич, как Вы думаете, что происходит когда случается первая встреча (то есть, можно сказать влюбляешься) в какое-то произведение искусства.
Вот я сегодня зашла в лавку, гуляя по прекрасному городу Ярославлю, и мне в глаза из всего множества, смотрела только эта иконка (техника левкас)
словно это она меня увидела, а не я её, она лежала-то далеко за прилавком, то есть, её и разглядеть-то не так просто было.
это оказался Синайский Спас.
Изображение
конечно я купила эту иконку, потому что она меня просто впечатлила.
Александр Геннадьевич, что Вы о ней думаете (что в ней такого притягательного)? и что можно сказать, о том, что мне близко именно это изображение Иисуса?


Ох....
Вы, несомненно, знаете, что Синайский Спас - самое древнее из известных изображений Христа - одно из величайших произведений иконописи и искусства вообще. Оригинал был написан, как принято считать, в Константинополе в середине VI века при императоре Юстиниане I и передан им в дар Синайскому монастырю.
Это обязательная справка...
Не мудрено, что этот образ притягивает вас к себе... не только вас одну!

Для того, чтобы писать об этом образе Пантократора, стоит учитывать бесчисленные богословско-искусствоведческие споры...
Рискну!

Остановимся только на двух особенностях иконы.
Во первых: Лик асимметричен: две стороны лица Иисуса написаны по разному.
Вот что пишет израильский экскурсовод Влад Познянский, по поводу одной из копий иконы:
"В ней отразились споры того времени о природе Христа. Незадолго до написания этой иконы диофизиты одержали окончательную победу над арианами и монофизитами.
Монофизиты считали, что в Иисусе есть только Божественная природа, ариане — что Иисус создан Богом и не равен Ему. Диофизиты же утверждают, что в Нём присутствуют одновременно неслиянно и нераздельно две природы— Божественная и человеческая. На иконе отражена эта двойственность.
Правая часть лица торжественна и спокойна, от неё исходит свет, глаз смотрит прямо вперед — это выражение лица Верховного Судии. Левая часть находится в тени, бровь изломана страданием, взгляд направлен вниз — мы видим страдающую человеческую сущность Иисуса. И это все в иконе 6 века! Вот как тогда писались иконы!".


Я цитирую это высказывание, поскольку согласен с ним полностью.
Более того... Двойственность - асимметрия, на мой взгляд, придает Лику Пантократора (Всевластного Вседержителя) удивительную человечность. Ведь... у любого человека тоже две природы - Божественная и человеческая...
На мой невежественный взгляд, неведомый гениальный автор иконы чувствует Христа сначала человеком (противоречивым в основании своем), а потом - Богом. Не судите меня слишком строго...
Оригинал (мир увидел его после реставрации только в 1962 году) был написан, не левкасом, разумеется. Он выполнен в технике энкаустики. Это древняя техника смешивания красочного пигмента с разогретым воском. Воск придавал иконе рельеф - выпуклость, которая делает Лик еще более живым и человечным.

Во вторых, это все таки Пантократор. Образ Христа не просто заполняет икону - он выходит за ее пределы, указывая на то, что Христос - это и есть мир - Он его главное содержание. Город (Небесный или земной Иерусалим) по сравнению с Ним теряется на заднем фоне - обыденная жизнь теряет всякий смысл. Бытие полностью заполнено Христом, как пространство иконы.

Что выбор иконы говорит о вас?
Во первых, вы, наверное, отчетливо чувствуете противоречивость своей натуры. Главное противоречие между амбициями "пантократихи" - всевластной жены и всезнающей умницы, у которой все "под каблуком" и мучительной неуверенностью в себе. Амбиции вы демонстрируете окружающим - это гиперкомпенсация (психическая защита) вашей неуверенности.

Во вторых, ваша неуверенность в себе, наверное, приводит к острой потребности в... заполнении.
Вы нуждаетесь в духовном руководстве и, наверное, неоднократно нарывались на неприятности и ложь, пытаясь реализовать эту потребность у "гуру" отечественных "духовок".
Вам хочется наполнится чем-то необычным, чтобы двигаться вперед, но... необычное не есть Спасение и вы неоднократно убеждались в этом.
Спасение - в человечности Бога, которую вы увидели в ярославской лавке.

Ну и конечно... Женщина, нуждающаяся в заполненности хочет родить ребенка... стать почти Богоматерью...
Простите, конечно, я это знаю.

Я думаю, что икона Бога, похожего на вас... на всех нас.. способна вам помочь!

И не обижайтесь! По секрету: это одна из самых любимых моих икон...


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 14 сен 2016, 14:02 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 17 авг 2012, 18:07
Сообщения: 5118
Мне стыдно...
очень даже вероятно, что я видела и раньше эту икону, но как говорится, проходила мимо.
и то что это одно из самых древних изображений Христа, я узнала буквально позавчера из инета.
но я безмерно рада, что встреча с этим произведением наконец-то состоялась.
Цитата:
Во вторых, это все таки Пантократор. Образ Христа не просто заполняет икону - он выходит за ее пределы, указывая на то, что Христос - это и есть мир - Он его главное содержание. Город (Небесный или земной Иерусалим) по сравнению с Ним теряется на заднем фоне - обыденная жизнь теряет всякий смысл. Бытие полностью заполнено Христом, как пространство иконы.

Да, точно, не знаю приём ли это художника, писавшего икону, но ощущение значимости Христа, его присутствие великолепно передано в этом творении.
Спасибо, что обратили на это внимание.
Про асимметричность.., я почитала конечно накануне, что смогла найти об этой иконе (и продолжу искать) но вот что интересно, до того как я прочла версию, о двойственности, я это уже для себя знала, точнее чувствовала:
"Монофизиты считали, что в Иисусе есть только Божественная природа, ариане — что Иисус создан Богом и не равен Ему. Диофизиты же утверждают, что в Нём присутствуют одновременно неслиянно и нераздельно две природы— Божественная и человеческая. На иконе отражена эта двойственность."
Так вот, наверное это меня в первую очередь и поразило, ибо глаз это улавливает, считывает и начинается такое интересное погружение в лик Христа..., происходит просто удивительный контакт с иконой. мастер действительно-Гений! и цвета в иконе, они "земные", тонкие земляные оттенки они очень гармоничны для восприятия.
Цитата:
Что выбор иконы говорит о вас?
Во первых, вы, наверное, отчетливо чувствуете противоречивость своей натуры. Главное противоречие между амбициями "пантократихи" - всевластной жены и всезнающей умницы, у которой все "под каблуком" и мучительной неуверенностью в себе. Амбиции вы демонстрируете окружающим - это гиперкомпенсация (психическая защита) вашей неуверенности.

Да, со мной не легко)) но рядом лучший в мире человек, конечно он ни в коем случае не подкаблучник, но понимающий и терпеливый) ну и конечно мне хочется такого отношения к себе от всех остальных)))
И Вы правы, я отчётливо чувствую, свою "асимметричность", то есть противоречивость.
И наверное да, через асимметричный лик происходит некое узнавание.
Цитата:
Во вторых, ваша неуверенность в себе, наверное, приводит к острой потребности в... заполнении.
Вы нуждаетесь в духовном руководстве и, наверное, неоднократно нарывались на неприятности и ложь, пытаясь реализовать эту потребность у учителей отечественных "духовок".
Вам хочется наполнится чем-то необычным, чтобы двигаться вперед, но... необычное не есть Спасение и вы неоднократно убеждались в этом.
Спасение - в человечности Бога, которую вы увидели в ярославской лавке.

Честно говоря, ничего не приходит в голову, по поводу учителей отечественных "духовок". даже не понимаю о какой неприятности или лжи может идти речь.
Видимо у меня не было такого опыта. Мои духовные учителя, по ощущению, это прежде всего те педагоги, которые учили чувствовать и понимать, живопись, рисунок, скульптуру. вот это для меня было и остаётся духовностью.
но то, что мне хочется наполниться чем-то необычным, чтобы идти вперёд, это Вы абсолютно точно заметили. мне интересно и приятно чем-то или кем-то вдохновляться.
Цитата:
Ну и конечно... Женщина, нуждающаяся в заполненности хочет родить ребенка... стать почти Богоматерью...
Простите, конечно, я это знаю.

Может быть и хочу, но наверное всё же больше боюсь этого) слишком не уверена в себе, как Вы выше писали) такая заполненность даётся наверное по силам, мне пока не даётся.
Цитата:
Спасение - в человечности Бога, которую вы увидели в ярославской лавке.

Отозвалась, эта фраза, множеством промелькнувших лиц перед глазами, и какой-то теплотой.
Спасибо, что поделились своим секретом @->--


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 15 сен 2016, 11:17 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 13:43
Сообщения: 3137
Откуда: Москва
Ириния писал(а):
Александр Геннадьевич, у меня аналогичный вопрос.
икона прошла через огонь - оклада нет, но то, что осталось, вводит в транс.
Изображение
с другими иконами такого не замечала.

И снова... ох!
Вы знаете, конечно, что это Богоматерь Знамение или Знамение Пресвятой Богородицы - икона, принадлежащая к иконописному типу Оранта. Поза Оранта говорит о том, что Богородица молится - разговаривает с Богом. Молится Она, разумеется, о нас - защищает нас с вами, как на самом известном и изначальном для православия изображении Оранты ("Нерушимой стены") на фреске купола собора Софии Киевской.
Изображение
Высота фигуры — 5 метров 45 сантиметров...
"Знамение" принадлежит к числу самых почитаемых в православии икон. Она прославилась после междоусобицы 1169 года, когда спасла Великий Новгород.
Ваша доска, скорее всего, написана деревенским мастером в конце XIX - начале ХХ века, и спаслась из огня русских революций.
Икона производит потрясающее впечатление! Нимбы выгорели и... как будто впитались внутрь сохранившихся ликов и воздетых рук. После пожара икона ожила и приобрела рельеф и внутренний трагизм. Скорее всего, до пожара она была не слишком интересной ...

Историю православных изображений Оранты можно посмотреть во множестве источников. Поэтому, я снова остановлюсь на двух аспектах иконы:
Во первых, на образах Богоматерь делает жест, куда более древний, чем Христианство:
Изображение
Вот, что пишет Руслан Стойчев:
"Адорант — фигура (преимущественно женщины) с простёртыми к небу руками в античном и раннехристианском искусстве (особенно в росписи катакомб), служившая для передачи образа просящего или его просящей души. (Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. — М.: Центрполиграф. В. Д. Гладкий. 1998 г.).
Слово «adorant» латинского происхождения и обозначает «обожествлять». Образовано это слово от «orante» — «молиться», что, в свою очередь, происходит от латинского корня «ōrō», «ōrāre»» — говорить, молиться. Яркий пример ещё одного использования этого корня в нашем языке — слово «оратор». Таким образом, слово «Оранта» и «оратор» однокоренные. Любопытно также, что в древнеарамейском языке (язык, на котором говорил Иисус) понятие «говорить» и «молиться» также было объединено в одно слово. Всё это говорит о глубинной сути значения, заложенного в само слово «Оранта». Ведь в древности считалось, что слово дано людям как начало пути к пониманию и осознанию своей Божественной природы. Вернёмся к статуэткам. Адоранты довольно древние. Возраст самых древних найденных статуэток в позе Оранта, как это не поразительно, — 45 тысяч лет! И это ещё не всё! Такие фигурки находят исследователи во всех, без исключения, культурах мира. И фигурками данный список не ограничивается, схематические изображения людей в позе Оранта встречаются и среди наскальных рисунков, петроглифов по всему миру! Австралия, Африка, Северная и Южная Америка, Сибирь, Италия, Франция, Китай….".

Я могу добавить, что поза адоранта обладает внушающим воздействием на людей и, поэтому, к ней в экстатических или псевдо-экстатических состояниях часто прибегают люди публичных профессий: актеры, проповедники, ораторы...

Во вторых, на вашей иконе глаза Богоматери и Иисуса отчетливо смотрят вверх и влево.
На оригинале иконы XII века (Софийский собор Великого Новгорода) глаза смотрят прямо на зрителя.
Изображение
На более поздних профессиональных списках - тоже.
Изображение
Мне известен только один чудотворный список Знамения, где глаза смотрят так же, как и на вашей иконе. Это рыбинский список середины XVII века. (Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник).
Это означает, кстати говоря, что икона, скорее всего писалась где-то под Рыбинском.
Изображение

Уж простите меня, грешного!
С точки зрения Эриксона, а следовательно НЛП... это означает, что Богоматерь и Иисус на иконе ВСПОМИНАЮТ Свою Божественную природу. Это значит, что для художника (пусть и бессознательно) они сначала люди, а потом Боги...

Что ВЗАИМНОЕ притяжение с иконой может говорить о вашей личности?
- Конечно, вы человек тонко чувствующий и, поэтому, хрупкий эмоционально - нуждающийся в защите. Наверное, вы часто надеетесь, что кто-то будет защищать вас, но, незаметно, обнаруживается, что это вы сами бросаетесь на чью-то защиту... Для этого нужны силы, которые дает вам икона.
- Конечно, вы человек творческой (говорящей, пишущей, поющей...) профессии. Вам знакома поза Оранты.
- Наверное, вы часто "прячетесь" - пытаетесь пустить дела "на самотек", но... тогда регулярно случаются "пожары" и вам приходится снова и снова преодолевать кризисы.
- Самое важное в кризисе - это страдающее самолюбие. Вам известна тоска Иова...
Что остается человеку?
- Только ВСПОМНИТЬ свою Божественную Природу!
Стоит только поднять глаза влево и вверх...


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 15 сен 2016, 11:40 
Не в сети

Зарегистрирован: 25 апр 2013, 21:12
Сообщения: 341
Откуда: Москва
....здорово
есть ещё одна икона этого типа
https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q= ... Xkvx3tHQog

_________________
Danilin писал(а):
крыгл писал(а):
ну вы не правы...

:co_ol:


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 15 сен 2016, 11:41 
Не в сети

Зарегистрирован: 25 апр 2013, 21:12
Сообщения: 341
Откуда: Москва
и вопрос тогда
соответствует ли её положение какойнибудь карте таро ?какому нибудь архетипу?
раз уж столько культур имело этот жест

_________________
Danilin писал(а):
крыгл писал(а):
ну вы не правы...

:co_ol:


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 15 сен 2016, 11:54 
Не в сети

Зарегистрирован: 25 апр 2013, 21:12
Сообщения: 341
Откуда: Москва
да и ещё одно
кураев расшифровывает её как беременная
именно этим объясняется что Исус в овале

аргументированно

например руки её красные...восход...начало суток

_________________
Danilin писал(а):
крыгл писал(а):
ну вы не правы...

:co_ol:


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 15 сен 2016, 15:31 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 10 сен 2013, 06:16
Сообщения: 409
Откуда: Москва
Александр Геннадиевич, спасибо огромное за Ваш пост! @->--
очень важно для меня место написания иконы. значит, Рыбинск.
И еще меня поражает синхронизация.
в этот раз с занятием клуба, где был бубен, розы и знак солнечного креста.
А еще нашла на форуме прошлогоднюю тему Селены о Неопалимой Купине. как раз осенью прошлого года я "болела" этой иконой. (в хорошем смысле. я ее переживала, чувствовала и искала связь ее со Спасом Силы)

крыгл писал(а):
и вопрос тогда
соответствует ли её положение какойнибудь карте таро ?какому нибудь архетипу?
раз уж столько культур имело этот жест


присоединяюсь к вопросу крыгла. :-):

_________________
Все есть яд и все есть лекарство, и только мера делает одно другим


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 16 сен 2016, 08:57 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 13:43
Сообщения: 3137
Откуда: Москва
крыгл писал(а):
да и ещё одно
кураев расшифровывает её как беременная
именно этим объясняется что Иисус в овале...


Честно говоря, мне всегда думалось, что телесный исток образа - беременность Богом - настолько очевиден (он же изображен на иконе), что не требует обсуждения.
Что делать! В священниках иногда просыпается неудавшийся врач, а врачам (как Войно-Ясенецкому) иногда удается стать удивительными священниками.

... И мне думается, что Ириния не беременна. То есть этот аспект к вопросу отношения не имеет.

Меня больше волнует аспект припоминания особенно заметный на рыбинской иконе: "Царствие Божие внутри нас".
С одной стороны, это можно рассматривать с точки зрения беременности: всякая мать хочет родить маленького бога и постоянно прислушивается к тому, что происходит у нее внутри.
С другой стороны быть для этого беременным вовсе не обязательно.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 16 сен 2016, 09:37 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 13:43
Сообщения: 3137
Откуда: Москва
крыгл писал(а):
и вопрос тогда
соответствует ли её положение какой нибудь карте таро ?какому нибудь архетипу?
раз уж столько культур имело этот жест

Рассматривать иконы с точки зрения таро - НЕХОРОШО.
И дело тут не в предрассудках. Икона говорит на своем самодостаточном языке. Его просто нужно знать и тогда никакие дополнительные символические языки не потребуются.

Объединять смысл Арканов Таро и Архетипов - тоже не корректно. "Архетипы" - термин Юнга и он их ни с какими Арканами не соотносил.
Можем ли мы мыслить по аналогии?
- Можем, но есть риск заблудиться. Для этого нужно твердо знать верную дорогу...
"Сбившись с пути можно блуждать до бесконечности", - писал Сенека.

Икона принадлежит православной культуре. "Верный путь" - понимать ее в рамках этой культуры.

Если для вас важны аналогии с Таро, то можно рассматривать не иконы, но позу адоранта. В классической марсельской колоде такой позы нет. Схожую позу принимает только персонаж аркана XV - дьявол, что не удивительно - дьявол всегда притворяется, что знает истину - говорит от имени бога. В модной колоде Райдера - Уэйта так поднимает руки персонаж аркана V - папа (верховный жрец) - но я воспринимаю значение карт совершенно по другому - не так, как трактуют символы Райдер - Уэйт.
Мне думается, что для понимания смысла позы и жеста адоранта нужно использовать... несколько "букв" алфавита Таро: XIIII, XVII, XXI арканы. Для меня они означают (очень коротко): обнаружение внутренней гармонии в себе; способность отдавать эту гармонию миру; способность чувствовать свое Единство с миром.

Но согласитесь, обнаружение гармонии и Единства внутри себя и обнаружение внутри себя Иисуса Христа - все таки вещи разные.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 16 сен 2016, 10:09 
Не в сети

Зарегистрирован: 25 апр 2013, 21:12
Сообщения: 341
Откуда: Москва
Danilin писал(а):

Но согласитесь, обнаружение гармонии и Единства внутри себя и обнаружение внутри себя Иисуса Христа - все таки вещи разные.

Я ещё хотел задать вопрос,но учитывая ваш интересный ответ ,не решился .
А вот ваше послесловие опять к нему вернулось...

Тогда наверное всё таки задам ,хотя вы ответили ....
Не кажется ли вам что Иисус на Синайском Спасе -"Шут наоборот"?
Там есть и диалектика -такая же как в Таро.
Название вседержитель-говорит об власти над ....картами говорить не хочется а архетипами вы считаете не корректно ,скажу над образами таро .
Ну и то чтоБог рисуется как человек-это "вещь в себе" пришедшая "к вещи для нас"

Условно говоря
Правильно ли если рассматриватьТаро как лестницу якова
То
В начале шут
Сама лестница-образы таро
А в верху -.....образ схоий с иконой "Синайского Спаса"

_________________
Danilin писал(а):
крыгл писал(а):
ну вы не правы...

:co_ol:


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 16 сен 2016, 10:21 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 13:43
Сообщения: 3137
Откуда: Москва
крыгл писал(а):
Тогда наверное всё таки задам ,хотя вы ответили ....
Не кажется ли вам что Иисус на Синайском Спасе -"Шут наоборот"?

Действительно, я ответил. Поэтому: НЕТ, НЕ КАЖЕТСЯ.
Это ваши субъективные аналогии.
крыгл писал(а):
Правильно ли если рассматриватьТаро как лестницу якова

НЕТ НЕ ПРАВИЛЬНО.

У вас достаточно поводов для размышлений и я советовал вам прочесть много книг. Сомневаюсь, что вы успели. Вы торопитесь и ваши аналогии поверхностны. Я думаю, что у вас есть над чем спокойно подумать. В ближайшее время ваши вопросы и комментарии рассматривать не буду.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 16 сен 2016, 10:56 
Не в сети

Зарегистрирован: 25 апр 2013, 21:12
Сообщения: 341
Откуда: Москва
ясн ..
спасибо

_________________
Danilin писал(а):
крыгл писал(а):
ну вы не правы...

:co_ol:


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 16 сен 2016, 11:27 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 13:43
Сообщения: 3137
Откуда: Москва
крыгл писал(а):
Изображение
вот эта икона со мной срезонировала
судя по платку художник понимал что рисует -философ
платок это прокладка -человек грешен-а библия например свята
по этому в иконах часто библия лежит на платке-что бы не соприкасаться с телом
а здесь ...она убирает эту прокладку...
то есть или не боиться загрязнить христа
или его в принципе не возможно загрязнить

но меня больше занимает след ...
след как обобщение а не предание
получается что христианство след бога?
что то здесь очень красивое есть -через отрицание
от Филона до алмазной сутры

Вы конечно знаете, что пишите об иконе Божией матери Почаевской.
Икона сия находится в Успенской Почаевской лавре Волынской епархии (Украина) ; название Почаевской получила от местечка Почаева, находящегося между Кременцом и Бродами; от этого же села получила свое название и гора Почаевская, на которой находится лавра.
Гора эта значительно выше всех окружающих ее гор и в особенности замечательна по своей пещере, которая образовалась самою природою и очень удобна для помещения. В этой пещере поселились два монаха, которые посвятили себя подвигам молитвы и воздержания и пребывали в смирении, покрытые благодатью Божиею.
Один из этих подвижников взошел ночью на самую вершину горы для совершения обычной молитвы и внезапно увидел в огненном столпе Пресвятую Богородицу, стоящую на камне. Старец известил о дивном видении своего сподвижника, и оба с благоговейным трепетом взирали на божественное явление. В то же время увидел это и пастух с мальчиками, пасшими под горою стадо, и, поспешив на гору, встретил там двух монахов, прославивших Богородицу за явление и за благодеяние, оставленное Ею на месте явления: Пресвятая Дева на поверхности камня оставила вдавленным оттиск правой стопы своей, наполненный с тех пор прозрачною водою. Под стопою Владычицы нашей твердый камень растаял, как воск, и источил воду живую. В этой стопе никогда не убавляется вода, несмотря на то, что неисчислимые поклонники постоянно наполняют ею сосуды свои для исцеления от недугов. Явление Божией Матери на горе Почаевской и отпечаток Ее стопы на камне были около 1340 года. С того времени гора Почаевская сделалась селением божественной славы, а след стопы Преблагословенной Марии — неоскудевающим источником великих чудотворений.
В 1595 году Константинопольский митрополит Неофит, путешествовавший по России, в благодарность за оказанное ему гостеприимство помещицею Анною Гойскою благословил ее иконою Пресвятой Богородицы, привезенною им из Константинополя. Сначала эта святыня не многим была известна; но вскоре от иконы стали истекать чудеса, и сама Анна Гойская стала оказывать особенное благоговение к иконе и теплить пред нею неугасимую лампаду с тех пор, как увидела Пресвятую Богородицу, явившуюся ей в сиянии света. Анна Гойская удивлялась силе благодати от иконы Богоматери; но, когда ее брат Филипп Козинский, слепой от рождения, повергся со слезами и молитвою пред святою иконою и тут же получил зрение, тогда она устрашилась такую благодатную святыню держать в своем доме и потому в 1597 году при стечении многочисленного народа препроводила ее со свечами и молебным пением в Почаевскую обитель и отдала на вечное хранение инокам, обитавшим в пещере.
Вскоре на скале выстроена была и церковь в честь Успения Богоматери. По смерти Анны Гойской все ее имение и даже самая гора Почаевская достались по наследству Андрею Фирлею, проживавшему в местечке Козине. Он, будучи лютеранином, ненавидел Почаевский монастырь и его иноков, всегда стараясь делать им притеснения. Он отнял у них землю и леса, приказал сожигать кельи, бить монахов и запрещал народу приходить на Почаевскую гору для поклонения чудотворной иконе и стопе Пресвятой Богородицы. Наконец придумал он отнять у них чудотворную икону и с множеством вооруженных единомышленников напал в 1623 году на монастырь, похитил церковные сокровища, ризницу и самую чудотворную икону. К довершению кощунства он приказал жене своей надеть церковные облачения и, взяв святую чашу в руки, явиться в кругу пирующих, изрыгая хулы на православие и святую икону. За такое кощунство жена его в ту же минуту была наказана судом Божиим: ею овладел злой дух и страшно мучил ее, пока Фирлей не возвратил чудотворную икону в Почаевскую обитель. По возвращении иконы в монастырь неоскудно продолжали изливаться от нее различные чудотворения. Слух о таких чудесных событиях быстро разносился по всем концам земли русской, и со всех сторон стали стекаться к ней толпы поклонников, ищущих помощи и спасения в милосердии Божием.
Свернуть

На оригинале иконы, разумеется, нет отпечатка стопы. Чудесное событие и обретение иконы разделяют почти 250 лет. Только очень поздние списки иконы объединяют ее оригинальный сюжет с явлением Богоматери камня.
Пресвятая Богородица, на этой иконе, держит на правой руке Предвечного Младенца, а левой заботливо укрывает Ему ноги и спину платком.
Богомладенец правой рукой подаёт благословение, а левую держит на плече Матери. Богоматерь, склонившись, с нежностью прижимает Свой Лик к Лику Младенца...
Как и положено, Богородица изображена в мафории — четырехугольном плате или накидке, который носила Божия Матерь по обычаю замужних иудейских женщин. Мафорий одевался поверх другой одежды и покрывал не только голову, но и почти все тело.
На вашей иконе тон плата Богородицы темно-красный – в напоминание о царственном происхождении Пречистой и о перенесенных Ею страданиях. Кроме того, багряный «царский» цвет мафория знаменует, что Богородица — Матерь Христа - Царя души человеческой.
Для меня сегодняшнего, красный цвет одежд Богородицы означает ее близость идее Софии - Божественную Мудрость и Знание.
Под мафорием носили тунику ее голубой или синий цвет символизирует девство Богоматери, Ее небесную чистоту.

На более поздних списках, как на приводимом вами, платок в левой руке, как будто повисает отдельно...
Мне думается, что это знак того, что новые иконописцы не очень разбирались в особенностях одежды женщин древней Иудеи. Но, мне думается, что и тогда он предназначен для вытирания слез и пота - как Младенца, так и наших с вами...
К одеждам аналоя (на него во время службы кладут Евангелие или икону) - паволоке или аналойной пелене, этот платок не имеет ни малейшего отношения.

Отпечаток ступни Богоматери - вовсе не аналой. Это свойственное иконе совмещение разных времен и событий в единое целое.

Что касается самого отпечатка и легенды о явлении Богоматери в огненном столпе.
Вы знаете, конечно, что подобные отпечатки - древнейшее символическое свидетельство присутствия бога в мире. В Древнем Китае, в ареалах буддизма, ислама и христианства народ всегда почитал схожие с отпечатком ноги естественные и искусственные пустоты на камнях, рассматривавшихся как следы сверхъестественных и божественных существ. Такие почитаемые "следы" стоп святых, героев, великанов, дьявола и ведьм известны во многих местностях Центральной Европы и в России тоже.
Когда Будда Шакьямуни решил погрузиться в нирвану, он отправился в местечко Кушинара, встал на камень и обратился лицом к югу. И остался на этом камне отпечаток его стопы как память потомкам и свидетельство его пребывания на земле. Вырезанные на камне изображения стопы Будды являются талисманами и объектами поклонения. В контур стопы обычно вписаны священные знаки буддизма. Ровно тоже самое касается отпечатков "Лотосных стоп" Кришны и Радхи.

Очень знаменателен тот факт, что на Руси (сейчас Почаев - в Украине) оставила Свой след Богородица, а не Ее Сын... Богородица стала более реальной, чем Иисус...
Для меня это означает невероятную важность материнских аспектов для отечественного сознания - аспектов заботы, защиты, нежности, материнской любви.
Это значит, что всего этого отчаянно не хватает отечественной культуре... и вам, и всем, написавшим вопросы об иконах Богородицы.

Писать о символике божественных следов можно бесконечно. Мне думается, что для вас важно, что они именно следы.
Божественная личность оставляет следы... в качестве подсказки для последователей или приверженцев. В даосизме подобные следы бессмертных, идущие в противоположных направлениях, означают приход и уход, связь прошлого и настоящего, прошлого и будущего.

"Утром мы выходим искать священные знаки", - писал Рерих.
Мне думается, что вы запутавшийся от недостатка систематических знаний "следопыт" (как, собственно, и я), пытающийся разыскивать следы Бога и тайных знаний ведущих к нему. Поэтому вас притягивает отпечаток ноги на иконе и красный цвет одежд Богородицы.
Только вы все время очень торопитесь! Все время бежите, пытаясь "наследить"....
Вам, как и нам всем хочется чуда и... побыстрее!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 16 сен 2016, 14:07 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 13:43
Сообщения: 3137
Откуда: Москва
Бегущая по волнам писал(а):
Александр Геннадьевич, поддерживаю (или разделяю) вопрос Molli.
У меня так было с иконой Божьей матери "Утоли моя печали".


Пусть простит меня чудотворная икона "Утоли мои печали"!
Изображение

Для меня это самая конкретная икона канона Елеуса (Милостивая, Милующая).
Болящей женщине, в сновидении, Богородица дала конкретные указания где найти чудотворную икону.
«Вели себя везти в Москву. Там, на Пупышеве, в храме Святого Николая, есть Мой образ с надписью: «Утоли моя печали», молись пред ним и получишь исцеление».
На образе была конкретная надпись - ни с чем не перепутаешь.
Эта икона, в отличие от большинства других говорит не только образами, но и словами.
На иконе Божия Матерь изображена держащей правой рукой Младенца Христа, у которого в руках развернут свиток с конкретными и понятными словами:
«Суд праведный судите, милость и щедроты творите кийждо искреннему своему; вдовицу и сиру не насильствуйте и злобу брату своему в сердце не творите».
Это слова, которые в христианстве понятны всем - и верующим и атеистам...

Левую руку Богоматерь держит у уха - явно показывая, что она прислушивается к просьбам и стенаниям вопиющих к ней.
Даже мафорий на этой иконе двухцветный, делающий ее человечной - объединяющий ее Царственную и Девственную природы.
Эта икона предельно ясная, что и нужно человеку в глубокой печали.

Мне думается, что взаимное тяготение с этой иконой вы почувствовали, поскольку предпочитаете мыслить по научному ясно, конкретно и просто, предпочитая не задумываться о символических нюансах Божественного начала...
В этом смысле вы и атеист... уж больно там - наверху все туманно...


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Форум закрыт Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ Сообщений: 1228 ]  Пред.  1 ... 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76 ... 82  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 10


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
POWERED_BY
Русская поддержка phpBB
[ Time : 0.141s | 18 Queries | GZIP : On ]