Серебряные нити

психологический и психоаналитический форум
Прямой эфир. Youtube
Чат переехал на ютуб

Текущее время: 29 мар 2024, 02:52

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Форум закрыт Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ Сообщений: 1228 ]  Пред.  1 ... 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38 ... 82  След.
Автор Сообщение
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 04 авг 2013, 10:14 
Не в сети

Зарегистрирован: 14 янв 2013, 18:08
Сообщения: 10
Откуда: Москва
Доброго дня!
Можете ли вы дать (здесь, на форуме) свою формулировку такому определению, как "духовное пьянство"? (интересует религиозная и клиническая сторона вопроса). Правильно ли я понял из ваших лекций, что духовное пьянство нужно рассматривать, как явление скорее негативное, чем позитивное? Буду рад, если сошлетесь на авторов и литературу для самостоятельного изучению вопроса.

Предвижу, что для рассуждения об этом, нужно нарисовать схематично то небесное и земное начало в человеке. И вот, многословные богословы берут указку, тычут в нижний треугольник звезды Давида примерно с такими словами: "Ну, мы существа духовные и одновременно плотские... [конечно сошлются на Петра, который хотел сделать кущи] Мол, нельзя там долго находиться, а то, обольстишься еще. Плоть, то должна там дела всякие делать..." Получается, вроде, как можно к Иисусу иной раз прийти, выпить с Ним немножко, но типа надо знать меру!.. Бояться, что после таких "вечеринок", нужно будет к вам идти, доктор ))

Обратил внимание на то, что Новый Завет, насквозь пропитан "опьянением": первое чудо Искупителя - сотворение вина, чаша завета - с вином, Святой Дух приходит на апостолов в опъяняющей славе, Павел постоянно призывает нас выйти из разума. А может и вовсе не стоит бояться то туда провалиться, а? Может это нормальное состояние быть мистически не нормальным и от туда регулируются все жизненные процессы? Вы так же подтверждаете, что все психические процессы говорят о том, что мы жаждем этих переживаний. Если всё же довериться, что Дух учит и ведёт, Он и сам выводит из "духовного запоя" для плотских дел да еще и дает сверхъестественные силы для их совершения. И каждому открывается по его мере возможности понять, т.е. это исключает того, что человек будет "напиваться Духом" ради эффектов внешнего проявления. Как говорит Иисус: "Жаждущий, приходи ко Мне и пей"...


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 04 авг 2013, 11:21 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 13:43
Сообщения: 3137
Откуда: Москва
Molli писал(а):
у меня такой лёгкий вопрос, что чувствуют женщины когда им дарят цветы, особенно если они их любят- это понятно, а что чувствуют при этом мужчины, когда выбирают, покупают, дарят цветы или составленные букеты?
и почему некоторые мужчины стесняются дарить цветы?
наблюдала такую картину, когда молодой человек ожидающий девушку на свидание, буквально не знал куда спрятать розы, увидев приближающихся людей.
(спрятал в траву в итоге :-) ) кто-то не дарит цветы принципиально, слышала и о таких. интересно что может скрываться за такой "принципиальностью"?

Зы. Что, неужели, девушек, женщин, может так расстроить ответ?....
не вижу другого повода не отвечать на вопрос...


Зы :du_ma_et: Насчет расстройства не знаю. Похоже, мои ответы всегда кого-нибудь расстраивают.
Прошу прощения! На работе у нас реформы зацвели и запахли до такой степени, что я не заметил ваш вопрос.

Цветы, поэзия, музыка... одно и то же - это языки выражения или описания чувств. Знаменитое стихотворение Фета:

"Хоть нельзя говорить, хоть и взор мой поник, -
У дыханья цветов есть понятный язык:
Если ночь унесла много грез, много слез,
Окружусь я тогда горькой сладостью роз.
Если тихо у нас и не веет грозой,
Я безмолвно о том намекну резедой;
Если нежно ко мне приласкалася мать,
Я с утра уже буду фиалкой дышать;
Если ж скажет отец: "Не грусти, - я готов", -
С благовоньем войду апельсинных цветов".

Все знают, наверное, что язык цветов существует и создали его женщины арабского востока. Чадра скрывала их тела и лица; выражать свои чувства словами они тоже не имели права. Поэтому средством выражения чувств стали цветы и предметы.
Википедия: "Жена британского посла в Стамбуле в 1717 году Мэри Уортли Монтегю описала тайный язык любовной переписки «селам», именуемый также «языком предметов и цветов», в своих письмах, опубликованных в 1763 году, вскоре после её смерти".
Русский поэт Петр Дмитриевич Ознобишин в 1830 году выпустил книгу "Селам или Язык Цветов". С той поры и в нашей поэзии цветы стали символами определенного комплекса чувств, - то есть, использовались в качестве языка.
Многие помнят, наверное, песню Матецкого на стихи Шаброва "Лаванда, горная лаванда" (ее пели Ротару и Йола).

"Любим или нет, не знаем,
Мы порой в любовь играем.
А когда ее теряем,
Не судьба, говорим

Лаванда, горная лаванда,
Наших встреч с тобой синие цветы.
Лаванда, горная лаванда,
Сколько лет прошло, но помним я и ты.

Лето нам тепло дарило,
Чайка над волной парила,
Только нам луна светила,
Нам двоим на земле"...

Михаил Шабров "селам", несомненно, знал. В нем цветы и запах лаванды означали чувство опасности, недоверие, возможность предательства. Если человек знает это, то сразу становится понятной "игра в любовь" - оба лирических героя заранее знали о невозможности своей любви. Это песня не о любви, а об интрижке.

К сожалению (или к счастью), "селам" как был изначально, так и остался женским языком и... языком поэтов. Как вы знаете, у поэтов с любовью (во всяком случае - с устойчивыми отношениями любви) дела обстоят не слишком хорошо.

Мы много говорили о том, что мужчины, в большинстве своем, гораздо более "экстернальны", чем женщины: они ориентированы на внешний мир и достижение успеха в нем.
Большинство мужчин боится не столько выражать свои чувства, сколько их дифференцировать. Мужчины не умеют выражать оттенки и нюансы своих чувств с помощью того или иного языка, - тем более, с помощью языка неопределенного - символического.
Женщина может получить от большинства мужчин признание в любви, типа: "Ну люблю я тебя, люблю!" Но вопрос женщины: "А как ты меня любишь?", - может довести мужчину до ступора, если не до бешенства....

И это правильно!

Дело в том, что в способности к тонкому чувствованию, к выражению нюансов и оттенков чувств, женщины чувствуют свое превосходство над мужчинами.
Женщины любят поэтов, но, как правило,.. очень недолго.
С помощью говорящих букетов и разговоров о музыке и поэзии женщину можно соблазнить, но сохранить отношения с ней, продолжая участвовать в разговорах о цветах и чувствах, - почти невозможно.

Увы! Для женщины "настоящий мужчина" - эмоционально туповатое существо, которое дарит цветы... редко и неуклюже.

Если мужчина способен говорить о нюансах и оттенках чувств и откликается на подобные разговоры, или подбирает букеты, как строфы стихов, то женщина быстро начинает чувствовать в нем... подружку!
Партнер перестает восприниматься ею как мужчина. В избыточной эмоциональности мужчины и его способности "тематизировать" свои чувства, женщине мерещиться "ненадежность" мужчины.
Действительно, тонко чувствующие и умеющие выражать свои чувства мужчины одновременно оказываются "нервными" или
"эмоционально нестабильными". Легко понять: одно невозможно без другого.
Федор Тютчев (о котором мы снова будем говорить 07.08.) всю жизнь стеснялся своих стихов и прятался "под сюртуком" суровости и эмоциональной прохладности. Зато... женщины его ценили.

В партнере, способном на тонкое выражение чувств, как бы пропадает необходимая женщине "опора в жизни"... и она уходит от мужчины.
В таких ситуациях женщины часто и сами не понимают, почему расстались с "хорошим человеком".
Часто звучат до сумасшествия болезненные для мужчины слова: "Давай останемся друзьями"; "Я хочу продолжать разговаривать с тобой"...
В общем, "опора" - метафора сугубо фаллическая. Из "настоящего мужчины" что-то должно "торчать", а способность к описанию чувств - это способность к пониманию (приятию) - способность "вагинальная", то есть женственная.

Во время покупки и составления букета мужчина чувствует, как стремительно теряет мужественность (все, что у него было). Ваш молодой человек с розами боится продемонстрировать всем окружающим свою... женственность. Скорее всего, само его стеснение... очень понравится его девушке: она будет чувствовать в его поведении присутствие мужественности.

Вот такой вот... "легкий вопросик" @->--


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 04 авг 2013, 15:27 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 17 авг 2012, 18:07
Сообщения: 5118
Спасибо за интересный и содержательный ответ, он навёл меня на массу размышлений.

а в сочетании с музыкой и поэзией-это просто адская смесь!))

Цитата:
Ваш молодой человек с розами, боится продемонстрировать всем окружающим свою... женственность.

ну, тот, молодой человек, судя по возрасту, наверное действительно не имел большого опыта дарения цветов, но Вы правы, в первую очередь, он вероятно боялся "оценки" окружающих.


Кстати, мой молодой человек, прекрасно интуитивно чувствует красивые гармоничные сочетания, и в целом очень неплохо разбирается в цветах, в общем, его выбор доставляет мне восторг, но при этом в подружки записывать не собираюсь :-):

Зы. за неимением смайлика "Счастливый бамбук"

Изображение

Спасибо ещё раз!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 05 авг 2013, 11:19 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 13:43
Сообщения: 3137
Откуда: Москва
discovery писал(а):
Можете ли вы дать (здесь, на форуме) свою формулировку такому определению, как "духовное пьянство"? (интересует религиозная и клиническая сторона вопроса). Правильно ли я понял из ваших лекций, что духовное пьянство нужно рассматривать, как явление скорее негативное, чем позитивное? Буду рад, если сошлетесь на авторов и литературу для самостоятельного изучению вопроса.

Обратил внимание на то, что Новый Завет, насквозь пропитан "опьянением": первое чудо Искупителя - сотворение вина, чаша завета - с вином, Святой Дух приходит на апостолов в опъяняющей славе, Павел постоянно призывает нас выйти из разума. А может и вовсе не стоит бояться то туда провалиться, а? Может это нормальное состояние быть мистически не нормальным и от туда регулируются все жизненные процессы? Вы так же подтверждаете, что все психические процессы говорят о том, что мы жаждем этих переживаний. Если всё же довериться, что Дух учит и ведёт, Он и сам выводит из "духовного запоя" для плотских дел да еще и дает сверхъестественные силы для их совершения. И каждому открывается по его мере возможности понять, т.е. это исключает того, что человек будет "напиваться Духом" ради эффектов внешнего проявления. Как говорит Иисус: "Жаждущий, приходи ко Мне и пей"...


Чем больше я читаю подобных вопросов, тем больше убеждаюсь в том, что этот раздел Форума нужно реформировать. В вашем вопросе почти никаких вопросов нет, но есть декларация собственного мнения, при чем декларация, которую мне приходится расшифровывать и разгадывать - больно она невнятная. Тексты такого рода может присылать только человек, невнимательно смотревший видео, и уж точно, не слушающий радиопередачи. Скорее всего, я буду просить администраторов сайта размещать вопросы только тех пользователей, которые поместили хотя бы один отзыв в разделе "Радиопередачи".

Я могу, конечно, провести небольшое исследование о понятии "духовное пьянство", однако, это потребует нескольких дней работы. По-моему будет логичнее, если вы, как человек интересующийся этим вопросом, сами проведете такое исследование, а мы разместим его на сайте.

Мне думается,что "духовное пьянство" в первую очередь - это попытка монаха или священника использовать переживание Благодати или Фаворского Света исключительно в целях собственного удовольствия - то есть, не стремясь обратить полученную энергию на спасение мира или ближнего своего. Насколько я помню, первым об этом подробно писал Святитель Тихон Задонский. Его "Творения" почитать, в любом случае, будет не лишним.

Мне сегодняшнему думается, что к феноменам "духовного пьянства" относится и попытка использовать разнообразные элементы религиозного опыта для манипуляции людьми, - то есть для достижения личной власти (или богатства).

Что касается самих элементов "религиозного опыта", то их изучение, на мой взгляд, стоит начать с книги Уильяма Джеймса "Многообразие религиозного опыта", вышедшей более ста лет тому назад.

Я не очень понял ваши вопросы о роли вина в Новом Завете. Как я понимаю, вы выступаете в роли апологета пьянства и считаете, что экстаз опьянения не отличим от религиозных экстатических переживаний.
Мне думается, что главная наша беда - это буквализм мышления: мы хотим конкретности от священных текстов, но конкретности в них, в принципе не может быть, ведь они даются человечеству на все времена, а в человеческой истории конкретные объекты слишком быстро меняют свою семантику.
Как известно:
“Всё сие Иисус говорил народу притчами, …да сбудется реченное через
пророка, который говорит: “отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от
создания мира” (Матф. 13:34—35).

Понятно, что Новый Завет содержит в себе притчи, ведь он написан для всех. Притча - это аллегорическое повествование, содержащее в себе символы, а не описание конкретных вещей или событий. И вино, и хлеб, и одежды новые - всё это аллегории, при чем, аллегории понятные жителям Востока первых веков нашей эры, поскольку эти образы содержались не только в Ветхом и Новом Завете, но и в любой поэзии тех времен.

Мы совсем недавно говорили в радиопередаче о символическом смысле вина и винограда в рубаяте Омара Хайяма. Светящиеся плоды винограда, по всей видимости, с древнейших времен (возможно с эпохи Вед, а возможно и много раньше) были символами богов Солнца и, соответственно, стали символами Фаворского Света или Божественного Откровения. Тот же смысл символ вина сохраняет во всём Новом Завете.

Каждый человек сталкивается с Божественным Светом, всякий раз, когда переживает чувство любви (это чувство - одни из тех самых элементов религиозного опыта).
Если человек не умеет любить другого человека, то Бога тоже любить не сможет.
У человека, никогда не любившего другого человека, отсутствуют внутренние ориентиры позволяющие ощутить присутствие Божественной Благодати.

Молодым и гостям на свадьбе в Канне Галилейской не хватало взаимной любви. Браки, в те времена, крайне редко заключались на основе взаимных чувств.
Иисус обратил воду равнодушия в светящееся вино любви...

Я мог бы продолжать, но тогда мне снова придется писать монографию о символах Нового Завета. Собственно, я уже начал это делать в радиоцикле "Притчи Нового Завета".

В прочем и самое настоящее вино человек, во время застолья, может использовать, как символ света (точно также, как капли вина используются во время причастия) или как самоцель. Во втором случае он просто напивается и вместо света переживает тьму - сужение или отключение сознания.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 05 авг 2013, 13:57 
Не в сети

Зарегистрирован: 14 янв 2013, 18:08
Сообщения: 10
Откуда: Москва
Спасибо, за ответ. Прошу прощение за "деклорацию", но иногда без неё, вопросы задавать не получается. Можно конечно умышленно примитизировать их примерно сводя к запросом в поисковиках, (кстати, скоро они тоже научаться слушать и выдавать специализированные развернутые ответы и даже консультировать), но я верю, то что вы на мой "запрос" не просто обращаетесь в "базу данных" своих наработанных материалов... :hudo_zhnik:

Спасибо, обязательно почитаю книгу.

Нет, апологизировать пьянство, как химическое воздействие я не собираюсь, роль притч и иносказаний мне ясна, можете не сомневаться.

Попробую еще раз объяснить, простите меня уж...

Когда я говорю об "опьянении" в Евангелии, я говорю, как раз об экстатических религиозных переживаниях. Это его "ненормальность", его измененное любовью сознание, его "безумство ради Христа", это свойственная пьяным людям уверенность, внутренняя правота, это УДОВОЛЬСТВИЕ от спасения не понятное сему миру... Думаю, в книге "Ключи к смыслу жизни", вы через это и частично пытаетесь открыть гениальность читателя...учите сделаться "сумасшедшим в мире сем".

А теперь, возвращаюсь к "духовному пьянству", к попытке "использовать переживание Благодати или Фаворского Света исключительно в целях собственного удовольствия". Попробуем как-то сопоставить понятия между собой ...И вот здесь у меня возник вопрос, который мне так сложно вам сформулировать. Вопрос: как? почему через этот термин пытаются отделить удовольствие, это экстатическое переживание от жизни верующего? На сколько корректно использование такой формулировки, если через Христа Бог вернул Эдем? Евангелие возвращает это удовлетворение человеку просто так, а этот термин, как-будто анулирует его. Почему аналирует? да потому что он опять заставляет человека оправдываться перед Богом своими делами, т.е. "спасением мира и ближнего своего" или добрыми делами"... В Евангельском УДОВОЛЬСТВИИ человек учится Духом не зацикливать на самом себе эту самую Благодать, она ведь начинает сама переть из него... :son-ce: Получается, что мы должны жить в этом вине Нового завета полностью опьяненные Его любовью. Дела совершаются не от того, что надо так по закону, а от того, что прёт. Как говорил Павел, не взирая даже на гонения: "Я не могу не возвещать!", а все вокруг думали, что апостолы сумасшедшие и что-то там употребляют втихую.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 05 авг 2013, 20:16 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 13:43
Сообщения: 3137
Откуда: Москва
discovery писал(а):
Попробую еще раз объяснить, простите меня уж...
Когда я говорю об "опьянении" в Евангелии, я говорю, как раз об экстатических религиозных переживаниях. Это его "ненормальность", его измененное любовью сознание, его "безумство ради Христа", это свойственная пьяным людям уверенность, внутренняя правота, это УДОВОЛЬСТВИЕ от спасения не понятное сему миру... Думаю, в книге "Ключи к смыслу жизни", вы через это и частично пытаетесь открыть гениальность читателя...учите сделаться "сумасшедшим в мире сем".

А теперь, возвращаюсь к "духовному пьянству", к попытке "использовать переживание Благодати или Фаворского Света исключительно в целях собственного удовольствия". Попробуем как-то сопоставить понятия между собой ...И вот здесь у меня возник вопрос, который мне так сложно вам сформулировать. Вопрос: как? почему через этот термин пытаются отделить удовольствие, это экстатическое переживание от жизни верующего? На сколько корректно использование такой формулировки, если через Христа Бог вернул Эдем? Евангелие возвращает это удовлетворение человеку просто так, а этот термин, как-будто анулирует его. Почему аналирует? да потому что он опять заставляет человека оправдываться перед Богом своими делами, т.е. "спасением мира и ближнего своего" или добрыми делами"... В Евангельском УДОВОЛЬСТВИИ человек учится Духом не зацикливать на самом себе эту самую Благодать, она ведь начинает сама переть из него... :son-ce: Получается, что мы должны жить в этом вине Нового завета полностью опьяненные Его любовью. Дела совершаются не от того, что надо так по закону, а от того, что прёт. Как говорил Павел, не взирая даже на гонения: "Я не могу не возвещать!", а все вокруг думали, что апостолы сумасшедшие и что-то там употребляют втихую.


Боюсь, что я не могу ответить на ваш вопрос,.. если я правильно его понимаю.
Ответить на подобный вопрос может лишь человек, имеющий достаточный опыт исихии или христианской медитации.

Я, лишь читая и слушая об этом опыте, также как вы пытаюсь понять разницу между духовным пьянством и присутствием Благодати.

Я сегодняшний думаю, что... Благодать не может "сама переть из него".
"Прет" пьянство.

Нельзя допьяна напиться вином из Каны Галилейской.
Фаворский Свет - это Свете тихий:"... пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний, поем Отца, Сына, и Святаго Духа, Бога...".
Лишь краешек закатного Эдема дано почувствовать человеку. Он приходит во тьме и виден сквозь тьму. Это свет во тьме и даже... темный свет. Он появляется, когда человек полностью оставляет надежду увидеть его.

Любовь - не веселящий газ. Думающий так, подвержен духовному пьянству.

Любовь это последняя, как будто предсмертная ясность, освещающая дела человеческие.

Любовь не "прет" - она "... долготерпит, милосердствует,.. не завидует,.. не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит..."

Любовь не прет, но она дает уверенность в том, что человек делает то, что должен.
В ясности мы должны жить, а не в опьянении. Опьянение мутит разум. Любовь проясняет.

Мне думается, что Павел мог "не возвещать", но тогда его жизнь потеряла бы смысл. Но он, куда яснее, чем мы, понимал последствия своей проповеди... "Возвещания" Павла - это не опьянение - это крест, который принял на себя сборщик податей.

Любое опьянение - всегда - возвращает человеку чувство собственной исключительности ("гордыню"). "Удовольствие" - это состояние, в котором из человека прет гордость, пусть даже гордость за то, что его - именно его - коснулась Длань Господня. Именно он имеет право говорить людям от имени Божьего. А это не просто гордость - она страшна...
Это из-за зависти к ней Каин убил Авеля.

"Прет" человека только от самого себя - от собственного эго. Но и эго нужно человеку,.. иначе не будет разных взглядов и разных стихов о Боге и о Любви. Поэтому так легко перепутать тихий свет и... "зацикливание на самом себе" - "прелесть".
Прелесть... прелестна, - от того и пьянит.
"Я не могу не возвещать!", - накладывает огромную ответственность, ясное понимание которой заставило пророка Иону бежать. Обратите внимание - он вполне может совершить побег. Богу приходится его... отрезвлять водичкой.

Бог Нового Завета не отдает приказы (они сотрут эго без следа) и не пытается "засветить в глаз".
Для того, чтобы любить, требуется усилие смирения, а усилие души - это и есть то, что люди считают главным страданием...

Все это я уже говорил и в передачах, и в лекциях по метафизике. Стоит только захотеть услышать. Где-то в лекциях и в этом разделе я уже рекомендовал книгу "Внутренний опыт" Томаса Мертона. Рекомендую еще раз.
Уж простите меня за пафос.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 25 авг 2013, 21:40 
Не в сети

Зарегистрирован: 23 янв 2013, 23:01
Сообщения: 26
Откуда: Ставрополь
Здравствуйте,Александр Геннадиевич !
Скажите ,пожалуйста, знакомы ли вы с творчеством Максима Кантора , а так же работой его отца (философа) Карла Кантора "Двойная спираль истории" ? Очень интересно было бы узнать как вы лично оцениваете литературные произведения и картины Максима Кантора....,и изданный труд Карла Кантора...Заранее извините,если данный вопрос неудобен (или кажется некорректным). Мне очень важно знать ваше мнение.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 26 авг 2013, 12:20 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 13:43
Сообщения: 3137
Откуда: Москва
[
Елена И_ писал(а):
Здравствуйте,Александр Геннадиевич !
Скажите ,пожалуйста, знакомы ли вы с творчеством Максима Кантора , а так же работой его отца (философа) Карла Кантора "Двойная спираль истории" ? Очень интересно было бы узнать как вы лично оцениваете литературные произведения и картины Максима Кантора....,и изданный труд Карла Кантора...


- Мне все не нравится.
- В жизни или в искусстве?
- Нигде.
М. Кантор. «Учебник рисования».

Разговор о выпущенных книгах или выставляющихся картинах, не может быть некорректным. И все-же... неловкость чувствуется. Есть люди, говоря о которых невольно говоришь о себе, а это всегда неудобно.

Я отношусь к поколению Максима Карловича Кантора и считаю его одним из главных художников нашего поколения. Я немного, по-хорошему (если зависть бывает хорошей), завидую его способности выразить рисунком то, что наше поколение так и не смогло выразить словами...
Все поколение, включая сюда и меня, и его самого.
На "карикатурах" Кантора - измученные ложью люди, но в глубине их искаженных лиц и тел хранится свет икон. Они не способны почувствовать этот свет, но он в них есть!

Поэтому я прочел "Учебник рисования", сразу после того, как он вышел. Не стану скрывать: было трудно - больше полутора тысяч страниц. И... больше ничего у Кантора я читать не буду.
Почему?

Потому что я с болью узнаю себя.
Художник, обожавший своего отца, пытается стать философом, но не решается писать философский текст и пишет "роман" без сюжета. Для меня этот роман - прямое подражание "Зияющим высотам" близкого друга семьи (А.А. Зиновьева), но... из подражания ничего путного не вырастает. "Высоты", для меня, несравнимо более искренняя и цельная вещь.

И все таки, написав предыдущие строки, я снова ловлю себя на зависти. Наверное, я всю жизнь завидовал людям у которых были отцы и друзья семьи, способные дать сыновьям традицию мысли. Это ведь и есть настоящее наследство.

В сущности, кто я такой, чтобы оценивать Кантора?
Я врач, неудачно пытающийся философствовать. Врач, не решающийся сформулировать собственную философию, и, от этого, стыдливо прячущийся за великими спинами... Данте или Коллоди.
Когда я пишу - тоже все время ловлю себя на желании написать книжку... обо всем.
"Учебник рисования" - попытка написать книгу обо всем.
Сам Кантор, скромно, говорил: "Можете считать мой роман энциклопедией нашей жизни».
Поэтому, на мой завистливый взгляд,... книги и не получилось.
Попытка рассказать обо всем со своей точки зрения, неминуемо связана с превращением точки зрения в... "кочку". Кочка зрения - это суд над всеми.
В книге Кантор делает то, что ему удалось миновать в живописи (впрочем, я знаю и людей, считающих, что и здесь не удалось).

Попытка написать обо всем приводит к искривлению видимого пространства - ведь точкой отсчета - "создателем всего", оказываешься ты сам.
Чаще всего, человек, оказываясь в этой точке отсчета получает возможность высказать свои обиды на мир. Но высказать их прямо - тоже не получается. Нельзя! Ты же пишешь (создаешь) "объективную" книгу - "энциклопедию жизни".
В результате книга обо всем, оказывается книгой ни о чем.

Невозможно яростно ненавидеть "либеральную интеллигенцию", оставаясь... либеральным интеллигентом и сыном либерального интеллигента.
Невозможно яростно ненавидеть живопись авангарда, оставаясь авангардистом.
Невозможно создать очередную "энциклопедию русской жизни", долгие годы живя за рубежом, выставляясь и продаваясь там же.
Оттуда можно, конечно, писать о национальном поражении, но пытаясь спасти Россию с запада, практически невозможно продолжать эксплуатировать тему "заговора" против России злобных западных заговорщиков...

«А я последние годы притворялся. Притворялся, когда ходил в галереи, когда ходил на выставки, когда спорил об искусстве. Да, я все время врал, все время прятался. Я встречался с художниками и притворялся, что я с ними заодно… Работаю с галеристом Поставцом, участвую в выставках авангардистов, продаю рисунки в западные коллекции – а сам ненавижу их всех, да – презираю и ненавижу. Ненавижу их – дельцов, которые покупают мои рисунки, музейных директоров, которые лебезят перед деньгами. Ненавижу критиков, которые слюнявыми губами говорят то, что ждут от них дельцы… Я взорву эту мерзость до основания, до самой последней детали, до самой маленькой неправды… Я сделаю такую выставку, которая все это взорвет. Люди снова увидят картины – они забыли, что бывают картины, а не значки, не закорючки, не инсталляции из горшочков с калом – но картины про людей и их поступки…».

Это слова лирического альтерэго Кантора - Павла Рихтера. Этому герою он, с умилением, передает авторство лучших своих картин – «Палаты №7», «Государства», «Одинокой толпы», «Реквиема террористу», …
В реальности никто никакой "взрывательной" выставки не провел.
Значит, автор притворялся и продолжает притворяться.
Где же настоящий Кантор - в картинах или в книге?

В Романе философом оказывается не отец, а дед Павла Рихтера - Соломон Моисеевич Рихтер. Но и там главный труд философа называется «Двойная спираль истории» (так называется итоговая книга Карла Моисеевича Кантора). Взгляды Карла Моисеевича изложены в романе так подробно, что монографию отца художника... можно не читать.

Монография эта вызвала у меня двойственное чувство. С одной стороны - отечественных работ по историософии крайне мало, но с другой - они есть! В книге чувствуется попытка написать что-то оригинальное, не задумываясь о "Смысле истории" Бердяева или "Философии истории" Карсавина... чисто марксисткая привычка.
Хотя "Двойная спираль" - это спираль веры и знания, совместно творящих исторический процесс, в книге проведена странная операция. В ней идеи превращены в самостоятельные - внешние объекты анализа, а о внутреннем мире человека живущего в истории нет ни слова. Хотя Бог и отношения с Ним упоминаются постоянно - Он тоже лишь внешний объект участвующий в общественных отношениях.

Одним словом, лучше не читал бы я никогда этих книг.
После их прочтения я как-то перестал замечать внутренний свет на полотнах Кантора. Может он мне просто померещился когда-то?

Я пытаюсь ответить на вопрос честно... и осуждаю. Завидую, наверное... свободе высказанных обид, плохо скрываемой коньюктурности и искренности в объявлении себя спасителем.
Впрочем, возможно, заметить все это (и позавидовать) может только человек, пытавшийся писать книги обо всем.

Для того, чтобы книги освободились от брызганья ядовитыми слюнями обиды, нужно совершить простую операцию: поместить себя среди своих карикатур с искаженными лицами, а не среди "спасителей отечества".
Правда, в русской литературе, это удалось, по-моему, только Достоевскому и Гаршину....

Селена прислала мне в ЛС свои размышления о живописи Кантора. По-моему, ей удалось точно выразить мысль, которую я сформулировал несколько неуклюже. С ее разрешения приведу фрагмент сообщения:

Селена писал(а):
...Колорист он чудесный. Каждый штрих цвета просто просится рядом с соседним. И если смотреть только на цветовую фактуру, невероятная гармония, та самая световая. А вот формы,… формы разорваны и изломаны. В них света нет. И эти два пласта в какой-то неспрягаемой параллели находятся. Да, как мы,… как я в совсем еще недалекие времена… Но от этого надо уходить. Посмотреть, понять и уходить.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 26 авг 2013, 13:52 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 13:43
Сообщения: 3137
Откуда: Москва
karpenko57 писал(а):
Здравствуйте Александр Геннадиевич. Послушал ваши передачи о Е.П.Блаватской и о ТеоСофии. С точки зрения психиатрической науки она была больным человеком. Отсюда особенности её характера и "фантазии" о контактах с Махатмами. У шизофреников богатое воображение и дар литературно-художественного творчества. Контакты с духами, инопланетянами, ангелами и пр. видимо тоже считаются их прерогативой. У меня к вам просьба: при случае ознакомьтесь пожалуйста с нижеприведёнными материалами и ответьте, опять же при случае, если есть желание и возможность, через неделю, месяц, полгода, на вопрос: кем являются с точки зрения современной психиатрии данные люди.


НЕТ.
Я не отношу Блаватскую к "шизофреникам" и ничего подобного не говорил. Это ваша богатая фантазия, у "шизофреников" ее нет, как не может у них быть и "богатого воображения".
Я предположил участие щитовидной железы в чересчур конкретном и "материальном" воплощении ее образов. Патология щитовидной железы - отнюдь не психическое заболевание.

Я говорил об этом всего-лишь для того, чтобы мои коллеги имели возможность задуматься, а не ставить всем больным один и тот же диагноз. Я пишу слово "шизофрения" в кавычках, поскольку сильно сомневаюсь в существовании этого заболевания вообще.
В частности, стоит отметить, что многие коллеги ставят диагноз так же, как вы - даже не попытавшись разобраться ни в сути самой гипотетической болезни, ни в тайнах человеческой личности.
Ставить диагнозы покойным вообще очень удобно - они же не могут возразить!

Ни через месяц, ни через год,.. я вообще не буду ставить диагнозы на основании видео или книг и никому не советую это делать. Подобное занятие лишь демонстрирует комплекс неполноценности специалиста - ему очень хочется чувствовать себя выше тех, кого он "диагностирует".


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 08 сен 2013, 22:56 
Не в сети
Стенографист!)
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 окт 2010, 20:11
Сообщения: 808
Откуда: Челябинская область
Александр Геннадиевич, а с местными жителями на Урале вы, наверное, общались? Какими вам показались люди? Какие-нибудь акцентуации, преобладающие черты характера вы заметили?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 09 сен 2013, 09:17 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 13:43
Сообщения: 3137
Откуда: Москва
Eugenia писал(а):
Александр Геннадиевич, а с местными жителями на Урале вы, наверное, общались? Какими вам показались люди? Какие-нибудь акцентуации, преобладающие черты характера вы заметили?


Евгения!
Во-первых, в последний раз я был на Урале около четверти века назад.
Тогда, жители Урала, с которыми мне доводилось общаться, казались мне куда более цельными и мужественными людьми, чем москвичи.
Но это было другое поколение.
Во-вторых, если честно, то я вообще не умею мыслить в терминах "акцентуаций" характера. Об отдельном человеке это еще как-то возможно (да и то речь идет о привычных внешних чертах характера, а не о личности), а о людях вообще - так рассуждать, по-моему, невозможно.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 10 сен 2013, 09:53 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 25 июн 2010, 09:25
Сообщения: 328
Откуда: Благовещенск
Александр Геннадьевич, вы, очевидно, помните наш разговор в программе о дефиците человечности в медицине, о том, что такое явление в принципе выхолащивается заботой о соблюдении порядков и стандартов. Так вот, будучи участницей одного из образовательных форумов, я было высказалась о данной проблеме в духе СН. Бог бы мой, что началось! Как только меня не обрывали и не именовали: и тебе погрязшая в негативе и "девушка, вы хоть понимаете, что несете" и "я - коучер в психологии уже 20 лет, так что имею лучшее представление" и пр.и пр. А потом эти, в общем-то уважаемые люди отчего-то сторонились меня и начинали обрывать по другим вопросам уже с порога. Ничего не понимаю, почему? Неужели эта проблема нами надумана? Неужели все что я каждый день вижу в своей больнице и отчего хочется кричать, другим людям (по сути своей таким же как и я патенциальным пациентам) неочевидно? Это у нас здесь, на форуме СН, такая глупость творится или люди, взрослые, уважаемые и очень добрые с другими, не хотят видеть, что король-то голый?! Честно, такого внутреннего раздрая в мыслях как сейчас, у меня не было уже очень давно. Давайте поговорим :du_ma_et:

_________________
Легкий огонь над кудрями пляшущий: дуновение, вдохновение!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 11 сен 2013, 13:11 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 13:43
Сообщения: 3137
Откуда: Москва
Tama писал(а):
Александр Геннадьевич, вы, очевидно, помните наш разговор в программе о дефиците человечности в медицине, о том, что такое явление в принципе выхолащивается заботой о соблюдении порядков и стандартов. Так вот, будучи участницей одного из образовательных форумов, я было высказалась о данной проблеме в духе СН. Бог бы мой, что началось! Как только меня не обрывали и не именовали: и тебе погрязшая в негативе и "девушка, вы хоть понимаете, что несете" и "я - коучер в психологии уже 20 лет, так что имею лучшее представление" и пр.и пр. А потом эти, в общем-то уважаемые люди отчего-то сторонились меня и начинали обрывать по другим вопросам уже с порога. Ничего не понимаю, почему? Неужели эта проблема нами надумана? Неужели все что я каждый день вижу в своей больнице и отчего хочется кричать, другим людям (по сути своей таким же как и я патенциальным пациентам) неочевидно? Это у нас здесь, на форуме СН, такая глупость творится или люди, взрослые, уважаемые и очень добрые с другими, не хотят видеть, что король-то голый?! Честно, такого внутреннего раздрая в мыслях как сейчас, у меня не было уже очень давно. Давайте поговорим


Поговорить? Мы, по-моему, только об этом и говорим... И как видите, нас по-прежнему очень мало.
В разделе "Вопросы..." мы как-то уже говорили, что быть "профессионалом" и быть человеком - очень разное состояние души.
Профессионал - это система добровольно налагаемых на себя ограничений. Поэтому, чем этих ограничений больше, и чем в большем количестве приказов они сформулированы, тем проще быть профессионалом. Стандарты и приказы освобождают профессионала от ответственности.
Я часто цитирую Сартра: "Ответственным может быть только автор". Быть автором собственной жизни трудно, поэтому появляется необходимость в коучерах, а коучер должен почувствовать себя ни больше, ни меньше, как автором чужой жизни.
Способен ли человек принять на себя такую ответственность, да и нужно ли это? Возникают большие сложности с чувством меры во взаимоотношениях с другим человеком. Куда проще, если твоя деятельность регламентирована набором правил и инструкций.
Меру человечности в медицине или образовании никак не регламентируешь.

Проблема не в очередных "голых королях", проблема в том, что подавляющее большинство людей на постсоветском пространстве не хотят быть свободными.
Ведь быть свободным - значит принять на себя ответственность.
Большинство хочет свободы лишь в области "потреблятства" - то есть все хотят иметь достаточно денег для потребления результатов чужого труда. А в процессе своего собственного труда мы хотим, чтобы за нас отвечали другие.

У нас в больнице (как, собственно, и во всей московской наркологии) пациентам запретили отпуска и лечебные прогулки, запретили пользование мобильными телефонами, сняли со стен телефоны-автоматы. Врачам отрубили доступ в Интернет (а у меня не работает еще и телефонная связь). Материального обеспечения больше года не было вообще, компьютеры либо не работают, либо на самообслуживании, зарплаты упали в среднем на 3-5 тысяч.
В общем, получилась "тюрьма" из которой правда, пациент может с минимальными усилиями выйти на свободу (выписаться).
Естественно, наши пациенты не шибко хотят лечиться в таких условиях и разбегаются. Койки опустели. Зато бумагооборот увеличился раза в четыре.

Это я и пытался сказать в интервью Я.Кротову, когда говорил, что попытка тщательной силовой регламентации жизни предприятия или человеческой жизни вообще неминуемо создает конкретный Ад из "Божественной комедии" Данте. То есть, систему правильно организованных "рвов", на границах которых стоят "начальники-вертухаи" и тычут копьями в тех, кто пытается вырваться.

Однако, большинство врачей... довольно таким положением дел. Ведь за численность больных отвечаем не мы, а начальство. За пациента, отпущенного на лечебную прогулку вне стен больницы, отвечать приходится больше, чем за пациента, который сидит взаперти, лишенные связи со всем внешним миром. Заполнение огромного количества бумаг все равно отнимает меньше времени и сил, чем общение с нашими пациентами. Зарплата высокой у нас никогда не была. Плохо, конечно, что зарплаты упали... но больных-то стало меньше. В общем, все прячут друг от друга глаза, но всех всё устраивает. Зарплаты по-прежнему платят не за работу, а за выполнение приказов.

При этом, все всё понимают. "Уважаемые люди" сторонятся вас и обрывают "другими разговорами" потому, что вы пытаетесь адресоваться к их совести (она же - человечность), а они давным-давно решили, что совесть в нашем мире - излишняя роскошь. Они стараются её "выключать" на время работы,... на время развлечений,... на время секса... А вы все время пытаетесь о ней напоминать, а она и так болит, потому, что окончательно выключить её человек не в силах.
Я боюсь, когда сегодня говорят: "Будьте проще, и люди к вам потянутся", - то имеют в виду, в первую очередь, "отключение совести".


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 11 сен 2013, 15:17 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 25 июн 2010, 09:25
Сообщения: 328
Откуда: Благовещенск
Danilin писал(а):
Меру человечности в медицине или образовании никак не регламентируешь.

Проблема не в очередных "голых королях", проблема в том, что подавляющее большинство людей на постсоветском пространстве не хотят быть свободными.
Ведь быть свободным - значит принять на себя ответственность.
Большинство хочет свободы лишь в области "потреблятства" - то есть все хотят иметь достаточно денег для потребления результатов чужого труда. А в процессе своего собственного труда мы хотим, чтобы за нас отвечали другие.

У нас в больнице (как, собственно, и во всей московской наркологии) пациентам запретили отпуска и лечебные прогулки, запретили пользование мобильными телефонами, сняли со стен телефоны-автоматы. Врачам отрубили доступ в Интернет (а у меня не работает еще и телефонная связь). Материального обеспечения больше года не было вообще, компьютеры либо не работают, либо на самообслуживании, зарплаты упали в среднем на 3-5 тысяч.
В общем, получилась "тюрьма" из которой правда, пациент может с минимальными усилиями выйти на свободу (выписаться).
Естественно, наши пациенты не шибко хотят лечиться в таких условиях и разбегаются. Койки опустели. Зато бумагооборот увеличился раза в четыре.

Это я и пытался сказать в интервью Я.Кротову, когда говорил, что попытка тщательной силовой регламентации жизни предприятия или человеческой жизни вообще неминуемо создает конкретный Ад из "Божественной комедии" Данте. То есть, систему правильно организованных "рвов", на границах которых стоят "начальники-вертухаи" и тычут копьями в тех, кто пытается вырваться.

Однако, большинство врачей... довольно таким положением дел. Ведь за численность больных отвечаем не мы, а начальство. За пациента, отпущенного на лечебную прогулку вне стен больницы, отвечать приходится больше, чем за пациента, который сидит взаперти, лишенные связи со всем внешним миром. Заполнение огромного количества бумаг все равно отнимает меньше времени и сил, чем общение с нашими пациентами. Зарплата высокой у нас никогда не была. Плохо, конечно, что зарплаты упали... но больных-то стало меньше. В общем, все прячут друг от друга глаза, но всех всё устраивает. Зарплаты по-прежнему платят не за работу, а за выполнение приказов.

При этом, все всё понимают. "Уважаемые люди" сторонятся вас и обрывают "другими разговорами" потому, что вы пытаетесь адресоваться к их совести (она же - человечность), а они давным-давно решили, что совесть в нашем мире - излишняя роскошь. Они стараются её "выключать" на время работы,... на время развлечений,... на время секса... А вы все время пытаетесь о ней напоминать, а она и так болит, потому, что окончательно выключить её человек не в силах.
Я боюсь, когда сегодня говорят: "Будьте проще, и люди к вам потянутся", - то имеют в виду, в первую очередь, "отключение совести".


Какой ужас оказывается творится в стационарной наркологии-психиатрии! Честно, мне и в голову не могло прийти, что все так. И это отрасль одна из немногих оставшаяся на бюджетном финансировании! Какой позор. Да, мы все, верно, слишком упростились. Кстати очень часто слышу эту фразу в свой адрес, в последний раз ее произнесла моя тетка перед тем как нам насовсем разорвать отношения. Иногда кажется, что вот такой "свободе", о которой вы говорите, можно завидовать. Хотя если вдуматься, это ведь достаточно тяжкая ноша, предполагающая безусловную ответственность за собственную жизнь и постоянное самоограничение. А знаете что? Если у людей, о которых я писала, чуть больше стала болеть совесть от моих слов - замечательно, хоть не зря по физиономии получала!

_________________
Легкий огонь над кудрями пляшущий: дуновение, вдохновение!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 11 сен 2013, 21:23 
Не в сети

Зарегистрирован: 01 сен 2013, 19:15
Сообщения: 1015
Здравствуйте Александр Геннадиевич.
По РЕН ТВ идёт цикл передач, посвящённый Фрейду. К каналу РЕН ТВ можно относиться по-разному, но не в нём и не в передаче дело. З.Фрейд многое в работе подсознания, если не всё, сводит к желаниям/проявлениям сексуальности, к вагинально-фаллической символике. С подсказки канала родилась мысль (может быть я не оригинален): а что, если это был заказ? Кому-то было выгодно/необходимо внедрить в умы людей/человечества секс со всеми его проявлениями, с соответствующей сексуальной трактовкой снов. Всё есть секс как основа любви/свободы/психики/жизни (если я в этом предложении ошибся, то прошу простить меня). Может пройти некоторое время, люди насексуются вдоволь, и потребность во Фрейдовских трактовках исчезнет. Кто-то решит устремить человечество по другому, например, космическому, пути. И будет заказ ввести в умы людей иной символизм. Цилиндрические вещи перестанут быть символом фаллоса, а станут символом космических ракет. Психоаналитики будут внушать женщине, увидевшей во сне свечку или обрезок трубы, что у неё подсознательное желание полёта на космической ракете. А если кто-то увидит во сне кельтский крест, имеющий сейчас несколько различных толкований: христианское, языческое, возможно сексуальное, - то, будут говорить, что это вид снизу космической ракеты - сопло с четырьмя стабилизаторами. Извергающий сперму мужской член - это заправка ракеты топливом или извергающаяся из сопла реактивная струя газов. И начнётся космическая эра подсознания и произойдёт космическая революция в умах людей взамен сексуальной. Можно, конечно же, при желании, мои фантазии свалить на увлечение теорией заговора.

Возможно не оригинальный вопрос - как вы считаете, возможен ли описанный мной вариант, существующая парадигма психоанализа может ли быть заменена другой?

Ни что не вечно под Луной. Мир - театр, а люди в нём - актёры. Вдруг режиссёр решит сменить декорации на сцене и поставить новый спектакль.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Форум закрыт Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ Сообщений: 1228 ]  Пред.  1 ... 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38 ... 82  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 7


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
POWERED_BY
Русская поддержка phpBB
[ Time : 0.145s | 20 Queries | GZIP : On ]