Eugenia писал(а):
Доктор, скажите, а вот почему в нашем обществе сохранилось отношение к интеллектуальной работе как к чему-то ненужному и даже вредному – такое же отношение, какое было, я не знаю, в дореволюционные времена? Ну, вроде же был большой советский период, когда наша наука и система образования прославлялись. Почему это ничего не изменило? Ведь у нас есть даже такое оскорбление: «Больно умный нашёлся!» - такого, наверное, ни в одном языке больше нет. И ещё один вопрос. В программе про «утечку мозгов» вы много говорили о спросе. Ну, то, что на интеллектуальную продукцию нет спроса у молодых – это ещё можно объяснить: они выросли во время рынка и ничего другого не видели. Но почему этого спроса очень часто нет у людей в возрасте – тех, кто получал высшее образование в СССР? Есть, конечно, пожилые люди, которые покупают книжки – но есть и много таких (повторю: людей с советским высшим образованием), которые покупают не книжки, а новый телевизор; и спрос у них только на тупые сериалы. И прокомментируйте, пожалуйста, вашу фразу в конце программы об утечке мозгов: «В последние годы интеллектуальная работа порой становится откровенно опасной, поскольку она всё время противоречит тому же самому СПРОСУ, который, видимо, и пытается поддерживать государство». Вы имеете в виду примеры вроде того музыкального коллекционера из Нижнего Новгорода, для которого его увлечение обернулось бедами?
Страна же крестьянская...
Образованные классы общества, у нас всегда воспринимались как чужаки. В сущности, даже трагический раскол церкви возник на почве неприятия большинством населения... грамотных переводов священных книг. Греческие переводчики (казалось бы - из колыбели православия) воспринимались как "образованцы" - захватчики, пытающиеся изменить привычный ритуал. Все сложнее, конечно, но все таки....
Образованными были дворяне-помещики, и... "немчура" - их всегда было подавляющее меньшинство. Даже народники, на селе воспринимались, как враги привычного уклада жизни.
Тонкая образованная прослойка, которая была и осталась "врагом народа", была физически уничтожена после революции, на глазах того самого народа.
В "большой советский период", "наша наука и система образования прославлялись", но прославлялась далеко не всякая наука и вполне определенное (марксисткое) образование. Однако, как вы знаете, советский интеллигент никак не мог получать зарплату больше, чем промышленный рабочий самой низкой квалификации - страна была "пролетарской". В результате отношение большинства населения к образованию, осталось сугубо презрительным. Где-то, конечно, существовали секретные прославлявшиеся физики, где-то строились их закрытые города, кто-то, в столь же секретных городах, строил ракеты, но... это же не вся наука. Все остальные могли вести только существование "полусумашедших энтузиастов".
Сейчас... ничего не изменилось. Государство поддерживает какие-то отрасли оборонки и какую-то часть образования - все остальные, по прежнему ведут существование... "энтузиастов".
Попасть в число достойно финансируемых учреждений могут только организации имеющие крепкую "лапу" на верху и... готовые делиться.
Я имел в виду, что интеллектуальная работа и сейчас противоречит интересам государства, требующего сегодня, вместо пролетариев, "образцовых потребителей" и (по-прежнему) "снижения расходов на образование".
Что там говорить, на днях гос
дума, уверенной рукой, разрушит остатки отечественной науки.
Нашей стране никогда не были нужны люди...
более умные и образованные, чем... начальство.
Они имеют нехорошую манеру... "идти не в ногу".
Поэтому их существование в нашей стране всегда было опасным. От "шибко умных" у нас всегда пытались избавиться... и самыми разнообразными способами. Меломан из Нижнего Новгорода здесь не при чем.
Причина?
Мучительный комплекс неполноценности (связанный, в том числе, с собственным образованием начальника).
Вы с этим никогда не сталкивались? Этот комплекс и "гонит" начальников все выше и выше по карьерной лестнице... Иначе, зачем эта лестница вообще человеку нужна?
Психологическую часть проблемы мы уже много обсуждали.
Главной особенностью образования вообще является то, что оно построено на сомнениях и порождает сомнения - в первую очередь, сомнения в собственной правоте.
"Во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь...".
Разве классическая музыка, которую любит несчастный коллекционер из Нижнего - способна порождать в человеке тупую самоуверенность ("позитив")? Нет! Она порождает сомнения и мучительную грусть о чем-то несбывшемся
. Поэтому он не нужен никому в своей стране.
Сериалы... имеют специальный "лечебный" эффект. Они позволяют людям
страдающим тяжким комплексом неполноценности сохранять ощущение, что они "и без вас (без образованных и ихних книжек) сами все знают ("позитив"). Сериал - это бочка такая в которую можно самого себя засмолить, что бы ни о чем не думать.... разновидность "духовного пьянства".
Видите, насколько проще отвечать, когда мы начали разговор о комплексах.