Серебряные нити http://serebniti.ru/forum/ |
|
Философские, религиозные, культурологические вопросы http://serebniti.ru/forum/viewtopic.php?f=43&t=1106 |
Страница 22 из 82 |
Автор: | Картонный [ 12 ноя 2012, 14:40 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Философские, религиозные, культурологические вопросы |
Александр Геннадьевич, как Вы думаете, есть ли талант внутри каждой человеческой души? И что делать, если человеку кажется, что у него нет ни таланта, ни способностей, ни призвания? Многие мои приятели, думая подобным образом, устроились работать менеджерами, чтобы много зарабатывать, так же много тратить и себя уже не искать... |
Автор: | Danilin [ 13 ноя 2012, 14:14 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Философские, религиозные, культурологические вопросы |
Картонный писал(а): Александр Геннадьевич, как Вы думаете, есть ли талант внутри каждой человеческой души? И что делать, если человеку кажется, что у него нет ни таланта, ни способностей, ни призвания? Многие мои приятели, думая подобным образом, устроились работать менеджерами, чтобы много зарабатывать, так же много тратить и себя уже не искать...У каждого человека есть свой талант (и не один - "и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе")... и у каждого человека нет ни одного таланта. В мир мы приходим голыми. Если бы у нас на лбу была печать, например: "шахматист", "повар", "проститутка", то у нас не было бы ни разума, ни индивидуальности, поскольку и первое и второе возникают из совокупления таланта и свободы. То есть, у каждого человека есть врожденные склонности или предназначения, но у него есть и свобода - пустить их в дело или зарыть в землю. Поэтому талант редко очевиден. Если хотите, поиск своего таланта - и есть поиск самого себя. Удивительное свойство таланта заключается в том, что его можно открыть в себе, только отдавая другим людям. Скорее всего, именно это и боятся делать ваши друзья. "Большие траты" для них являются подменой поиска себя. Они надеются, что "себя" можно купить. И они имеют право жить именно так! Проблема в том, что Господин из Новозаветной притчи, со своим проклятым вопросом: на что ты потратил свою жизнь? - является человеку всегда. Просто это обычно происходит во второй половине жизни. Вспоминая наши предыдущие разговоры, можно сказать, что именно здесь кроется опасность моды и необходимость нигилизма как исходной точки познания. Ваши друзья поступают "как все", - и в результате могут потерять себя. "лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро моё торгующим, и я, придя, получил бы моё с прибылью". Чаще всего, мода как раз и является той "землей", в которую человек зарывает свой талант. Проблема в том, что человеку все время кажется, что он [i]получает, только когда приобретает что-то. На самом деле, мы получаем все (и деньги, и талант), только когда вкладываем или отдаем. Все остальное я уже писал выше: надо дерзать и пробовать. Притча не случайно использует коммерческий пример, ведь торговля - сплошная конкуренция. Главное, - подсказывает Спаситель, - не бойся конкуренции: если ты обнаружишь свой талант, Я буду поддерживать тебя. Реализация таланта или призвания - не только наша, это, в первую очередь, Его прибыль и каждый творческий человек это знает. |
Автор: | Эльмира [ 15 ноя 2012, 18:37 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Философские, религиозные, культурологические вопросы |
Александр Геннадиевич, благодарю Вас за ответ на вопрос о моде. Мне (по впечатлениям) от прошедшей передаче о моде не хватило контекста, в котором мода рассматривается не только с нигилистических позиций. Цитата: Баланс достижим только через осознание наличия своего собственного мнения (отличного от моды) и осознание необходимости придерживаться общественных мод, ради сохранения общества, в котором ты живешьС этими словами совершенно согласна... |
Автор: | Pavel [ 19 ноя 2012, 15:23 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Философские, религиозные, культурологические вопросы |
Александр Геннадиевич, здравствуйте! Хочется задать вам вопрос по поводу недавних событий, связанных с блокировкой ряда сайтов чиновниками ФСКН с учетом ваших недавних рассуждений о роли запретов. Речь идет о небезызвестном сайте lurmore, который был заблокирован за статью о конопле. Луркоморье – сайт, сделанный молодым поколением для молодого поколения. Он содержит огромное множество статей про все возможные виды наркотиков. Статей, так или иначе касающихся темы наркотиков там без преувеличений сотни. В подавляющем количестве случаев статьи очень адекватные, и, на мой взгляд, являются как раз правильными материалами о наркотиках. Запрет, скажем, статьи о героине, которая является действительно хорошей пропагандой против наркотиков (так как она написана, по сути, «от первого лица») была бы очевидной глупостью. Но со статьей о конопле (ныне удаленной по решению ФСКН) ситуация обстоит не так. Я ее читал, и эта статья в полной мере выражает коллективное восприятие марихуаны нынешним молодым (моим и младше) поколением. Я думаю, не нужно вам объяснять, каково это отношение. Если героин и многие другие наркотики признаются очевидным злом, то отношение к марихуане выражено положительное. И статья, на мой взгляд, действительно являлась пропагандой употребления марихуаны в самом настоящем «нечиновничьем» смысле (подробно описывается, почему не вредно, высмеивается вся борьба с марихуаной и т.д.). Причем сила такой пропаганды высока, так как это написано действительно умными молодыми людьми. Очень убедительно, если не очень разбираться в вопросе. Собственно вопрос. Как вы считаете, что делать с подобными вещами? Я для себя не смог сформировать четкой понимания по этому вопросу. Для меня выбор между «запрещать» и «разрешать» в данном случае совсем не очевиден. По крайней мере, просто «разрешать» кажется не вполне обоснованным, хотя надпись «удалено по решению ФСКН» может быть и еще хуже. P.S. Сайту lurkmore лично я обязан знакомству с вашим творчеством. Первое, что я увидел в вашем исполнении, это видео про телевидение, которое размещено в статье «Зомбоящик» . И, может быть, вам будет интересно узнать, что ссылки на вас есть как минимум в трех статьях этого сайта, так что ваше творчество оказывается востребовано среди самой что ни на есть целевой аудитории любого нарколога. |
Автор: | Danilin [ 19 ноя 2012, 15:54 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Философские, религиозные, культурологические вопросы |
Pavel писал(а): Собственно вопрос. Как вы считаете, что делать с подобными вещами? Я для себя не смог сформировать четкой понимания по этому вопросу. Для меня выбор между «запрещать» и «разрешать» в данном случае совсем не очевиден. По крайней мере, просто «разрешать» кажется не вполне обоснованным, хотя надпись «удалено по решению ФСКН» может быть и еще хуже.Павел! Возможно, я не до конца понял суть вопроса, но все проблемы, в сущности, основаны на все том же "черно-белом" мышлении. Одни (на мой взгляд, неудачно) шутят, и считают черное - белым, а другие вовсю пользуются новым законом, без предупреждения закрывая популярный ресурс. Разумеется, закон есть закон и его нужно выполнять. Лично мне думается, что до закрытия ресурса пресс-служба ФСКН вполне могла бы поговорить с редакцией сайта, предложив им либо убрать соответствующую статью, либо переделать ее так, чтобы она работала против марихуаны, - тот же юмор может явиться весьма эффективным средством профилактики употребления запрещенных веществ. Это может показаться странным, но кто собственно мешает редакции сайта и пресс-службе ФСКН вместе написать подобную статью? Ведь работники ФСКН, я уверен, тоже не прочь пошутить и посмеяться. Так нет - обе стороны озабочены поиском врагов, а не союзников. Так во всем: мы ищем различия друг с другом, а вовсе не сходства. У каждого "своя правда", хотя несомненно то, что нас объединяет неприятие жизни в наркотическом дыму. Собственно говоря, такого рода диалог есть проявление такта, который необходим человеческому общению, чтобы перестать делить мир на "правых" и "виноватых", на преступников и преследователей. |
Автор: | Manasya [ 26 ноя 2012, 05:17 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Философские, религиозные, культурологические вопросы |
Александр Геннадьевич скажите, как найти свое призвание, свой смысл жизни. И понять к чему у меня есть способности. |
Автор: | Селена [ 26 ноя 2012, 10:05 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Философские, религиозные, культурологические вопросы |
К вопросу Manasya… Manasya, в Актерском тренинге есть несколько занятий, посвященных поиску собственной миссии или призвания, с размышлениями Доктора о том, что же это такое, и с упражнениями. Актерский тренинг 19. Миссия жизни. Актерский тренинг 19. Миссия жизни. Актерский тренинг 48. Внутренний психоанализ. Кроме того есть размышления Александра Геннадиевича на подобную тему в ответах… viewtopic.php?p=61821#p61821 viewtopic.php?p=61835#p61835 И еще… В книге INFERNO: Испытание души ... есть глава 14, посвященная размышлениям о насилии над ближними. Там есть замечательное упражнение по преобразованию агрессии в “здоровую злость” для поиска собственного призвания. Божественная комедия. Занятие 14 … соответствующее этой главе. |
Автор: | Danilin [ 26 ноя 2012, 12:14 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Философские, религиозные, культурологические вопросы |
Manasya писал(а): Александр Геннадьевич скажите, как найти свое призвание, свой смысл жизни. И понять к чему у меня есть способности.Мда, простенький такой вопросик Ответ тоже несложный: призвание - это любовь. Только это необязательно любовь к мужчине, - это то, что вы любите делать. Призвание существует в любом вашем действии, выполняемом с любовью. Вы любите стоять, подняв голову, и смотреть на первые падающие с неба снежинки? Что вы больше любите: рассматривать их волшебную красоту, ловить их губами, чувствовать, как они тают, покалывая ваши щеки? Или - во время первого снегопада у вас в голове сами собой мелькают строки стихов и картинки загадочных приключений? Ваше призвание, соответственно, может оказаться призванием художника, кулинара, танцора или спортсмена (телесные чувства), поэта или писателя. Ваше призвание всегда проявляется в действиях, о которых вы любите мечтать. Конечно, девушки всегда мечтают о принце, но принц, как правило, нужен им для того, чтобы что-то делать без всяких забот и хлопот. Что позволяет делать принц, о котором вы мечтаете: танцевать на балах? вышивать в тишине? петь или сочинять музыку? общаться с интересными людьми? учить детей? заниматься благотворительностью? Почти все мы в детстве и юности мечтали (как чеховская героиня Ольга Дымова) о том, как, стоя на сцене, кланяемся под гром аплодисментов. Во время мечтаний, задумайтесь: чем вы заслужили аплодисменты? В передачах, приведенных Селеной, рассматривается еще один вопрос, более современный: что вы любите делать настолько, что готовы платить за это деньги? В передачах, я предлагаю найти общее между детскими мечтами и тем занятием, за которое взрослый готов платить деньги. Есть у призвания (интенции или склонности) две особенности, о которых я должен вас предупредить. Во-первых, это чувство - чувство любви; никакого отношения к воспитанию и прагматическому разуму оно не имеет. Это то, что лежит за пределами рассуждений о том, как сегодня нужно или не нужно поступать и чем выгодно заниматься. Во-вторых, призвание, как и всякую любовь, можно постигнуть только в действии. И как всякая любовь, оно дается вам в руки далеко не сразу. Если вы в своих мечтах обнаруживаете дело, которое любите, его конкретное воплощение в жизни может принимать много разнообразных форм. Например, желание петь имеет множество разных воплощений: классическое оперное пение и пение эстрадное или хоровое, имеют несколько разные цели, а призвание кроется именно в цели действия. Занятия пением могут иметь своей целью приобретение певцом славы, воспитание слушателей, слияние с музыкой, как медитацию - как слияние с высшим божественным началом. Соответственно, призванием человека, который учится петь, может оказаться педагогика, психология или религиозная вера. Только занимаясь чем-то длительное время, можно постигнуть, к чему призывает тебя жизнь или Бог. Если, например, вы сходите на урок пения, у вас ничего не получится и вы скажете: "Это не мое", - это будет иметь отношение к вашему эгоцентризму, а к призванию - никакого. Если вы упорно занимаетесь пением не менее года, то можете начать чувствовать, к чему именно в этом мастерстве вы склоняетесь. С призванием все просто - следуй за тем, что любишь: "Люби и делай что хочешь!", - писал Бл. Августин. И с призванием все очень сложно, поскольку любовь к тому, что ты делаешь, автоматически порождает ответственность, а ответственность требует упорных и кропотливых усилий. |
Автор: | Manasya [ 27 ноя 2012, 04:44 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Философские, религиозные, культурологические вопросы |
Спасибо. Раз десять вдумчиво перечитала ваше письмо, и появились кое-какие идеи о том, чем я хочу долго и упорно заниматься. :) И Селене, тоже спасибо, за полезный материал. |
Автор: | Александр [ 28 ноя 2012, 20:20 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Философские, религиозные, культурологические вопросы |
Читаю "символические формы" Кассирера, и тут же приходит в голову Юнг. Где-то я читал, что, по Юнгу, символы в сознании человека не осознаются, но ощущаются. Кассирер же пишет о человеке как о творце символов. По Юнгу, символы создаются бессознательным? Пытаюсь совместить для себя эти идеи, но не очень получается. Может быть, Вы подскажите, есть ли у Юнга работы, в которых он обращает внимание на "человеческие символы" более подробно в контексте человеческой культуры и истории? Может быть, Вам известны его собственные работы или его последователей? И в чем отличие между символами и архетипами? К примеру, море. Море может выступать символом опасности, враждебности по отношению к человеку, но в то же время быть романтичным, символом уединения в себе. По крайней мере, такой позитивный устойчивый образ моря возник с Нового времени. Но в то же время может ли море являться архетипом? Или для этого необходим некий "сюжет" (миф), например, пересечение моря как путь в другой мир, в потусторонний мир (плавание Одиссея)? |
Автор: | Danilin [ 29 ноя 2012, 14:13 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Философские, религиозные, культурологические вопросы |
Александр писал(а): Читаю "символические формы" Кассирера, и тут же приходит в голову Юнг. Где-то я читал, что, по Юнгу, символы в сознании человека не осознаются, но ощущаются. Кассирер же пишет о человеке как о творце символов. По Юнгу, символы создаются бессознательным? Пытаюсь совместить для себя эти идеи, но не очень получается. Может быть, Вы подскажите, есть ли у Юнга работы, в которых он обращает внимание на "человеческие символы" более подробно в контексте человеческой культуры и истории? Может быть, Вам известны его собственные работы или его последователей?И в чем отличие между символами и архетипами? К примеру, море. Море может выступать символом опасности, враждебности по отношению к человеку, но в то же время быть романтичным, символом уединения в себе. По крайней мере, такой позитивный устойчивый образ моря возник с Нового времени. Но в то же время может ли море являться архетипом? Или для этого необходим некий "сюжет" (миф), например, пересечение моря как путь в другой мир, в потусторонний мир (плавание Одиссея)? Вы немного запутались, поскольку Юнг и Кассирер исходят из совершенно разных мировоззренческих позиций. Юнг понимает символы в смысле Платона: то, что мы ощущаем как символ, всегда содержит в себе земное и небесное - принцип реальности (иначе мы бы их просто не воспринимали) и коллективное бессознательное. Кассирер, в след за своим учителем Когеном, в целом продолжает идеи Аристотеля: символы создаются человеческим разумом, в процессе осмысления Природы (у Аристотеля это и есть познание). В любом случае, символ - это то, что человек может осознать: нарисовать, слепить или просто выделит в своем восприятии. А архетип - это то, что лежит в области, непостижимой человеческим сознанием (у Платона - в мире идей). Человек может уловить суть архетипа с помощью чувств, но ни слова, ни изображения не передают его полностью. Например, архетип Матери: в этот архетип может входить бесконечно разные изображение матерей - от "неолитических венер", до изображений Богоматери. Образу матери посвящены миллионы различных произведений искусства, и вместе с тем каждому человеку знакомы чувства, стоящие за словом "мама". Поэтому море - не архетип, а архетипический образ. Архетип, соответствующий образу моря, описывают такие слова как "вселенная", "бесконечность" или "мать", - это архетип среды, в которой происходит смерть и возрождение. Собственно говоря, понятие "коллективное бессознательное" Юнг все время сравнивал с морем смыслов. Архетип - идея - порождает некоторое количество сюжетов, которые находят свое выражение в мифах и сказках. Существует достаточно много попыток выделить основные мифологические сюжеты. Юнгианец Джозеф Кемпбелл, например, выделил единый сюжет, порождающий культуру. Именно его книги "Тысячеликий герой" и "Мифический образ" я бы посоветовал вам прочесть в первую очередь, - они способствуют наведению некоторого порядка в голове. Большинство книг Юнга (за исключением самых ранних работ) посвящены "человеческим символам" в контексте культуры и истории. Начать можно с "Психоанализа и алхимии" и "Aion". |
Автор: | N_Life [ 03 дек 2012, 21:59 ] |
Заголовок сообщения: | |
Александр Геннадьевич, у меня к Вам следующий вопрос. Сталкивались ли Вы со случаями попадания людей в психиатрические лечебницы после занятий такими восточными религиозными практиками, как йога и медитация? Насколько опасны такие практики для психики и что они делают с человеком? Спасибо. |
Автор: | Danilin [ 04 дек 2012, 11:05 ] |
Заголовок сообщения: | Re: |
N_Life писал(а): Сталкивались ли Вы со случаями попадания людей в психиатрические лечебницы после занятий такими восточными религиозными практиками, как йога и медитация? Насколько опасны такие практики для психики и что они делают с человеком?Вынужден ответить "да". Однако, подобного ответа явно недостаточно. Дело в том, что не бывает "практик" йоги и медитации: оба понятия лежат в основе сложнейших религиозных мировоззрений. Столь же сложно говорить о "попадании в психбольницы": кто-то считает, что без генетической предрасположенности к психическим заболеваниям никакая йога и медитация привести к психозу не могут; есть специалисты, которые утверждают, что занятия подобными практиками по сути и являются "психозом". Мне-сегодняшнему думается, что случаи госпитализации возникают у эмоционально чувствительных (сенситивных) личностей по двум главным причинам, первой из которых является слишком поверхностное отношение к практикам подобного рода, а второй - слишком глубокое. В первом случае, человек относится к подобным занятиям, как к "волшебной палочке", которая может решить все его психологические проблемы, при этом не имея никакого опыта самопознания или внутренней работы над собой. Те феномены, с которыми он сталкивается в своем внутреннем мире, оказываются абсолютно неожиданными, и человек пугается...самого себя. Во втором случае, человек пытается сбежать от реальности в восточные практики, то есть рассчитывает построить для самого себя индийскую культуру внутри русской зимы или европейского города. Мне очень близки слова Карла Юнга: «Особо хочу предостеречь от довольно распространенного подражания восточным духовным практикам. Такие попытки приводят лишь к искусственному оглуплению западного интеллекта. Если бы кому-то все же удалось полностью отречься от Европы и действительно стать йогом со всеми этическими и практическими последствиями, вытекающими из этого факта, то есть, если бы, оказавшись в Индии, он сел в позе лотоса на шкуре газели под пыльным банановым деревом и закончил свою жизнь в безличном небытии, — я вынужден был бы признать, что он понял йогу по-индийски, то есть так, как должно. Кто же на это не способен, тот не должен делать вид, что понимает ее. Такой человек не может и не должен отрекаться от своего западного интеллекта — наоборот, ему следует усилить его, чтобы без подражания, честно понять в йоге столько символов, сколько способен понять наш интеллект". Хотим мы этого или нет, наше эго построено из символов нашей культуры. Когда человек пытается разрушить в себе эти символы, психиатр может увидеть в этом безумие. Юнг делает вывод: "Попытаемся сначала с помощью интеллекта отыскать или построить скрытый мост, ведущий от йоги к сознанию европейца». Прежде чем заниматься восточными практиками, в своем мировоззрении нужно построить "мост", соединяющий две культуры. Именно попытка присвоить чуждые понятия, смысл которых человек не может объяснить себе с помощью привычных символов, может привести к безумию. Мы все пытаемся дописать книжку, представляющую собой "мост" между символами Тантры, понятиями типологии личности, европейской метафизикой и болезнями. Вот не знаю, удастся ли нам закончить. |
Автор: | quagga [ 04 дек 2012, 12:45 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Философские, религиозные, культурологические вопросы |
Здравствуйте, Александр Геннадьевич! Danilin писал(а): Это роман про "второй шанс": про невозможность закончить жизнь, про "Я" в разных мирах,.... Борис Стругацкий, наверное, уже в Городе,... про предопределенность в "эксперименте" и про свободу отдельной личности. Стоит перечитывать, по крайней мере - раз в 10 лет, с каждым разом, все больше и больше узнаешь... себя.Перечитала роман. Когда прочитала первый раз, подумала, что Град Обреченный- это ад. Но какой-то странный- из него умирают! Сейчас думаю (а взялась перечитывать под влиянием Вашего ответа q7705), что в романе описывается исполнение мечты, для меня очень знакомой: "Я живу не в своей жизни. Вот бы попасть в другую, в свою!" И вот, герои романа попадают в другую жизнь, дав согласие на участие в Эксперименте. Да все они там сбегают из своих жизней, только не все в этом себе признаются! Перечитывая роман, я поняла, что так отовратило меня от него в первое прочтение- многомерность, недоступная мне, не укладывающаяся в имеющиеся в наличии схемы "загробной жизни", и, от страха, я поспешила замкнуть неведомое в уже что-то знакомое, а потом мучалась от ощущения, что "там все ненастоящее", но, странное дело, читая этот роман я тем меньше испытываю дискомфорт от попадания в замкнутую область "ненастоящего", чем больше появляется на его страницах абсурдности и сказочности.. Но почему Вы пишете, что Борис Натанович сейчас в Городе? Неужели Вы думаете, что он сбежал из этой жизни? Или все гораздо.. не сложнее, а многомернее, чем я способна понять? |
Автор: | Danilin [ 04 дек 2012, 16:18 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Философские, религиозные, культурологические вопросы |
quagga писал(а): Здравствуйте, Александр Геннадьевич!Danilin писал(а): Это роман про "второй шанс": про невозможность закончить жизнь, про "Я" в разных мирах,.... Борис Стругацкий, наверное, уже в Городе,... про предопределенность в "эксперименте" и про свободу отдельной личности. Стоит перечитывать, по крайней мере - раз в 10 лет, с каждым разом, все больше и больше узнаешь... себя.Перечитала роман. Когда прочитала первый раз, подумала, что Град Обреченный- это ад. Но какой-то странный- из него умирают! Сейчас думаю (а взялась перечитывать под влиянием Вашего ответа q7705), что в романе описывается исполнение мечты, для меня очень знакомой: "Я живу не в своей жизни. Вот бы попасть в другую, в свою!" И вот, герои романа попадают в другую жизнь, дав согласие на участие в Эксперименте. Да все они там сбегают из своих жизней, только не все в этом себе признаются! Перечитывая роман, я поняла, что так отовратило меня от него в первое прочтение- многомерность, недоступная мне, не укладывающаяся в имеющиеся в наличии схемы "загробной жизни", и, от страха, я поспешила замкнуть неведомое в уже что-то знакомое, а потом мучалась от ощущения, что "там все ненастоящее", но, странное дело, читая этот роман я тем меньше испытываю дискомфорт от попадания в замкнутую область "ненастоящего", чем больше появляется на его страницах абсурдности и сказочности.. Но почему Вы пишете, что Борис Натанович сейчас в Городе? Неужели Вы думаете, что он сбежал из этой жизни? Или все гораздо.. не сложнее, а многомернее, чем я способна понять? Честно говоря, я писал под эмоциональным впечатлением от смерти Бориса Стругацкого, а имел я в виду возможности - бесконечное количество возможностей дальнейшего существования. Мне хочется верить, что там он снова кто-то - учитель или целитель. Мне думается, что бытие таких людей никогда не прерывается совсем. Быть может, каждую нашу смерть можно рассматривать как очередной побег из жизни. Герои "Града..." умирают и рождаются снова и снова. |
Страница 22 из 82 | Часовой пояс: UTC + 3 часа |
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group https://www.phpbb.com/ |