Софья Жданова писал(а):
Александр Геннадиевич, в передаче о реинкарнации Вы высказались против переселения души человека в бессловесное животное. Я общаюсь с животными и не считаю их бессловесными. Я всегда нахожу с ними общий язык и взаимопонимание. Не является ли Ваша позиция следствием стремления человека быть победителем (начальником) и страх быть побежденным (подчиненным). Разве Бог делит мир на начальников и подчиненных, а не на тех кто любит и тех кто не любит.
Я, правда, не помню, о какой передаче вы говорите. Недавно мы говорили о реинкарнации в видео "Метафизика 2" на первой странице сайта. Там же я достаточно подробно отвечаю на ваш вопрос.
Независимо от того, как вы трактуете понятие "бессловесное", факт остается фактом: животные не говорят. У них, в отличие от нас, отсутствует потребность в саморефлексии - познании и оценке самого себя. Следовательно, у них отсутствует и индивидуальность (в человеческом понимании этого слова). Наблюдать за деятельностью индивидуального сознания, мы можем только благодаря речевой способности. Поэтому можно считать приведенные выше характеристики - главной особенностью индивидуального сознания вообще. Животные не обладают индивидуальным сознанием, но мы можем с ними эмоционально общаться. Это возможно только благодаря тому, что наши домашние любимцы способны уловить и усвоить наши свойства - частичку нашего сознания.
Простите, но я никак не могу ответить на ваш вопрос от имени Бога. Но мне-сегодняшнему думается, что отсутствие сознания никак не делает животных ниже человека, наоборот: животные, в отличие от нас, постоянно существуют в Боге. Они точно знают цель своего существования, у них отсутствуют сомнения и колебания в выборе жизненного пути, им неведомы противоречия человеческого сознания, в конечном итоге и порождающие зло.
Это нам надо пробиваться к Богу, а вовсе не им. Поскольку наука так и не смогла объяснить, что такое "инстинкт" и где он находится, в сущности, понятия "инстинкт" и "воля Бога" чрезвычайно близки друг другу. Я подробно писал об этом в книге "Ключи к смыслу жизни" и говорил в радиопередачах.
Однако сознание и способность к рефлексии, видимо, возникают неслучайно. Сознание является образом и подобием Божьим в человеке. В индуизме и буддизме, цепь перерождений ("колесо сансары") имеет воспитательный смысл: человек рождается вновь и вновь до тех пор, пока не сможет преодолеть страдание и достигнуть нирваны (разумеется, я предельно упрощаю).
С воспитательной точки зрения, реинкарнация в качестве животного или баобаба окажется бессмысленной именно потому, что в этом состоянии отсутствует саморефлексия. Пребывание в инстинкте, уже является преодолением страданий, поскольку животные, несомненно, испытывают боль, но им неведомы чувства ошибки, вины, бессмысленности, - то есть всего того, что составляет подавляющую часть человеческих страданий. Таким образом, реинкарнация в качестве животного становится не наказанием, а наградой - выходом из круга страданий. В страданиях животных всегда виновен лишь человек, вырывающий животное из естественной среды обитания.
О чем-то схожем и размышлял Ориген (не о животных, правда) еще в I веке нашей эры.
В размышлениях о Боге, мне-сегодняшнему приходится более всего задумываться над вопросом о том, может ли Бог
не любить кого-либо из Своих творений? Мне думается, что нелюбовь - это человеческое свойство. Многие люди любят животных, потому что не любят людей.
Если вы задаете вопросы, не забывайте о существовании вопросительных знаков, поскольку иначе получается, что я отвечаю на ваши категорические декларации.