Серебряные нити
http://serebniti.ru/forum/

Философские, религиозные, культурологические вопросы
http://serebniti.ru/forum/viewtopic.php?f=43&t=1106
Страница 42 из 82

Автор:  Чакраборти отдохнул [ 01 мар 2014, 14:38 ]
Заголовок сообщения:  Re: Философские, религиозные, культурологические вопросы

Александр Геннадиевич, здравствуйте!
Как Вы оцениваете события в Украине?
Именно какова Ваша оценка происходящего в политическом, военном смысле?
Вопрос даже не столько об Украине, а об Украине-России. Т.к. это имеет
близкое и прямое отношение к нашей стране.
Понятно, что мой вопрос не философский и не религиозный. Прошу извинить за нарушение правил.
Этот вопрос к Вам не как к врачу, психологу и не как к философу.
Вопрос как к взрослому человеку, живущему в государстве Россия,
вопрос как к старшему по годам, как к жителю нашей Родины.
Большое спасибо!
Павел.

Автор:  Danilin [ 01 мар 2014, 20:23 ]
Заголовок сообщения:  Re: Философские, религиозные, культурологические вопросы

Чакраборти отдохнул писал(а):
Как Вы оцениваете события в Украине?
Именно какова Ваша оценка происходящего в политическом, военном смысле?
Вопрос даже не столько об Украине, а об Украине-России. Т.к. это имеет
близкое и прямое отношение к нашей стране.
Понятно, что мой вопрос не философский и не религиозный. Прошу извинить за нарушение правил.
Этот вопрос к Вам не как к врачу, психологу и не как к философу.


Я не политик и не военный...
Мне думается, что вопросов "не философских и не религиозных" вообще не бывает. Возможно, наша проблема как раз в том, что мы считаем, что такие вопросы бывают...

Мой ответ вам известен: мы не любим друг друга.

С точки зрения любви "залежность" или "незалежность" абсолютно не важны.
"Ты хочешь быть независимой, любимая? - Пожалуйста, будь! Я буду любить тебя не меньше!"
Есть единственное ограничение: ты не можешь в своей независимости искать доказательств твоего превосходства надо мной.
Тем более, таких простых доказательств, как национальные.
Невозможно любить человека, который утверждает: "Я лучше тебя, потому что я - еврейка! (полька, венгерка, русская...)".

Независимость нужна, чтобы доказать свою человеческую - семантическую, смысловую, культурную - значимость.
Но это трудно...
Куда проще понимать независимость, как врожденное превосходство.
Национальная самоидентификация - самый простой способ идентификации. Способ, данный тебе самим фактом появления на свет - своего рода "инстинкт". Происхождение этого инстинкта в высшей степени интересно, но об этом как нибудь в другой раз...

Ностальгию по идеям социализма испытывают немногие,..может быть Кургинян?..
Большинство испытывает ностальгию по кормушке - социалистическому "равенству" в распределении колбасы.
Это тоже "инстинкт" - делать как можно меньше, но получать не меньше других. Его происхождение тоже интересно...

Мне думается, что украинцам померещилась кормушка социализма во вхождении в Евросоюз.
Аргументы разума тут не при чем - им так померещилось. Ностальгия...видите ли вы - стереотип восприятия.
Возникшей смутой воспользовались те, кто хотел бы доказать собственную значимость исключительно с помощью своей национальности и автомата Калашникова (по иронии судьбы).

Возможно, ими дирижировали те, кому прекрасно известны оба инстинкта - и национальный, и инстинкт кормушки. Я не сторонник теории заговора, но кто-то же должен быть кормить и снабжать оружием Майдан.
Манипулировать людьми можно, когда у них нет ни образования, ни инструментов для анализа, ни любви.... одни "инстинкты".

Все остальное, увы, банально...
Что касается военных решений, я боюсь, что они неминуемы, - как и рассчитывали те, кому хотелось бы создать очаг войны под боком у России.
Мне думается, что войны всегда приводят к поражению.
Нужна ли физическая война, если экономическая уже выиграна?
Украина, поставившая на независимость, должна сама справиться с инстинктом национализма.

Сможем ли мы сдержать великодержавный инстинкт власти?, - вот в чем вопрос.
В условиях экономического кризиса, как известно, всегда выгодна "маленькая победоносная война".

Автор:  Чакраборти отдохнул [ 02 мар 2014, 07:58 ]
Заголовок сообщения:  Re: Философские, религиозные, культурологические вопросы

Спасибо за ответ, Александр Геннадиевич!
Я стараюсь понять и почувствовать его.
Безусловно, Вы правы, война это всегда поражение.
Часто, Ваши ответы напоминают мне действия тех
украинских инспекторов ГАИ, с которыми беседуют
новые "законные" властители. Вы смотрели это видео?
Ответ действительно верный: мы не любим друг друга.
Вероятно, поэтому Вы не политик и не военный.
А что такое "великодержавный инстинкт власти"?
Спасибо!

Автор:  Danilin [ 02 мар 2014, 16:29 ]
Заголовок сообщения:  Re: Философские, религиозные, культурологические вопросы

Чакраборти отдохнул писал(а):
А что такое "великодержавный инстинкт власти"?

Мне думается, что наиболее полно его отражает понятие "геополитика" - в сущности это стремление к захвату территорий без учета того, что люди, проживающие на этих территориях - живые.

Автор:  Чакраборти отдохнул [ 02 мар 2014, 20:35 ]
Заголовок сообщения:  Re: Философские, религиозные, культурологические вопросы

Не учитывать, что люди живые и тем более любящие -
это лучший и эффективнейший способ уничтожить их физически.
Забыв, что есть понятие "геополитика", есть вероятность
продолжать любить и тех, кто уже подставил нож к горлу.
Может быть поэтому мы не любим друг друга?
Сложно. Не могу разобраться.
Спасибо, Александр Геннадиевич!

Автор:  Danilin [ 03 мар 2014, 11:09 ]
Заголовок сообщения:  Re: Философские, религиозные, культурологические вопросы

Чакраборти отдохнул писал(а):
Забыв, что есть понятие "геополитика", есть вероятность
продолжать любить и тех, кто уже подставил нож к горлу.
Может быть поэтому мы не любим друг друга?
Сложно. Не могу разобраться.


Это христианская максима. Старец Силуан Афонский, которого многие из нас читали в 70-х до того, как приняли христианство, писал однозначно: "если ты не можешь любить врага своего - ты не христианин!"
Для меня это и сейчас "тест" на христианство в душе конкретного человека.
Если тебе "подставили нож к горлу" - подставь другое горло...

Что тут непонятного?
Мужчина, влюбленный в женщину и получивший отказ в интимной близости, часто объявляет женщину врагом ("надо же, какая сволочь!").
Это значит... женщина права. Мужчина не хочет видеть в ней человека - видит только объект собственных сексуальных притязаний (объект власти). Он считает, что имел на нее права

Судя по опросам, большая часть российского населения считает, что украинцы (по крайней мере восточная часть и Крым) хотят вернуться в состав России.
Мне сегодняшнему думается, что это, мягко говоря, не так.
Судя по событиям, даже Крым (преданный Россией дважды) сегодня думает о независимости, а не возвращении в состав России.
Это мы хотим вернуть России Крым, проецируя свои желания на жителей полуострова.

Если мы сами считаем, что "справедливым распределением благ" в России сегодня и не пахнет, то почему считаем, что этого никто за пределами нашей страны понимать не должен?
Мы живем плохо и не в состоянии принимать самостоятельные решения?
Значит, все должны стремиться жить так же, как мы!
Вот это и есть великодержавный инстинкт власти.

Я сегодняшний отождествляю любовь (в самом широком смысле этого слова) с попыткой понять желания и устремления другого человека.

Сложно ли понять, что украинцы хотят не к нам, а в Европу? Трудно ли понять, что их ведет миф о кормушке, сохранившийся с советских времен? Разве мы сами не склонны мифологизировать европейские принципы справедливости в постоянных разговорах на тему "как это делается у нас и как это у них", делая выводы не в свою пользу?

Национализм это "инстинкт" - простейший способ самоидентификации.
Но говоря о национализме я не писал о том, что это фашизм или "приступ ксенофобии". Что плохого в стремлении построить собственное национальное государство? У нас тоже постоянно слышны подобные призывы. Так или иначе, именно национализм объединил Польшу, жителей других стран Восточной Европы и Прибалтики. Они строили независимые государства... случались и перегибы, но, в конечном итоге, ничего страшного не произошло - нигде нет фашисткой диктатуры. Все находятся в терпимых отношениях с Россией.

Сейчас украинцам придется "переваривать" Майдан.
Майдан требует перехода к "кормушке" и... это нормально. Массы могут выдвигать только популистские требования - на то они и массы.
Жаль только, что требования эти в условиях кризиса никто не может выполнить - ни Россия, ни Европа, ни новая Рада.
Украине неминуемо придется "затянуть потуже пояса"...

Однако затягивать пояса добровольно люди умеют только под влиянием мифа. Нет мифологемы, требующей от народа самоограничения, - Майдан с его требованиями не остановить.
Религиозные мифологемы сегодня в Украине почти не звучат...
Коммунистическая, столь же явно, усиливает раздражение.
Вокруг чего могут сплотиться люди?
Мне думается, что идея построения национального независимого государства остается чуть ли не единственной возможностью... уйти с Майдана и начать какую-то созидательную деятельность.
Что касается фашизма, то его проявления осуждены и запрещены во всем цивилизованном мире. Под нацистскими знаменами в Европу никак не попасть, и большинство украинцев, по-моему, это понимает.

Да! Национальная тенденция избыточно демонизирует "Старшего Брата" - нас с вами. Однако если брат действительно старший - он обязан понимать и прощать дерзости младшего. Это и есть любовь.
Ведь если младшему станет действительно плохо - ему не к кому бежать, кроме родной кровинушки... Только прибежать должен он сам!
А "прибежать" он может, только когда поймет и почувствует: с братом хорошо, без брата - плохо.

Инстинкты или болезни национализма - это болезни самоопределения. Человеку необходимо давать возможность принимать самостоятельные решения, даже если старший брат с ними не согласен... Иначе человек никогда не повзрослеет - не сможет принимать на себя ответственности за собственные поступки!
А взрослый человек старается не совершать поступков во вред себе самому...
Повзрослевшее государство - тем более!

В какое бы государство не трансформировался Майдан, ему никуда не деться от родства... Мы связаны не только родством, но и "кровеносной системой" газовой трубы и "органами" отраслей промышленности. Государство не может далеко убежать от собственной выгоды...

Самое невыгодное дело - не понимать всего этого, раздувая искру национализма угрозами войны. Мы сами можем раздуть пламя фашизма.
Насколько известно мне, украинцы до 55 лет (!) стоят в очередях, чтобы попасть в списки на мобилизацию... в том числе, и в восточных областях.
Это очень хрупкая грань.
Психоанализу хорошо известно, что демонизированный образ старшего брата с несказанной легкостью превращается в образ врага и становится спусковым крючком для "справедливого" насилия.
Мы как-то забыли, что партизанская война на территории России и Европы прекратилась в 1945 году, а в Украине, несмотря на весь опыт ГПУ и ГРУ, она продолжалась до 1954...

Автор:  Чакраборти отдохнул [ 03 мар 2014, 19:33 ]
Заголовок сообщения:  Re: Философские, религиозные, культурологические вопросы

Как Вы думаете, Александр Геннадиевич, а тест на христианство
может включать в себя возможность полного отстутствия христианства у
тестируемого? Как вариант теста. Другими словами, ведь у
"испытуемого" возможно отсутствие опции "Христианство", в принципе.
В момент смерти от перерезанного горла того, кто любит и
прощает, с точки зрения владельца ножа, вероятно, нет разницы,
является ли тот христианином или не является. Такое бывает.
Вы, сегодняшний (а сегодня идет война), что по этому поводу
думаете?

Ухнуть человека физически, всегда удобней, если он погружен в
атмосферу любви и всепрощения. Александр Геннадиевич, где, в
какой точке для Вас находится момент, когда христианин (или
не христианин) от любви к врагу переходит к его истреблению,
чтобы защитить свою семью, например. Или Вы не рассматриваете эту
вероятность принципиально? Или Ваш личный опыт не включает в себя это?
В какой системе кординат происходит это различение? Различение
всепрощающей любви от лютой ненависти к врагу?
В какой момент кончается любовь к врагу, выращивающего героин
в Афганистане и начинается вывод войск из этой страны?
В какой момент кончается вывод войск из Австрии и начинается
любовь к культивированию кукурузы по всей стране?
Где кончается "брат" и начинается "не брат"?

Подставляя другие горла (в метафизическом, метафорическом, новозаветном
и прямом смысле) можно потерять жителей не только Крыма (потерять не в
значении, что он "принадлежит "старшему брату"") а и другую какую-нибудь
часть земли со всем ее неопределившемся в своей независимости населением,
причем не важно с какой стороны - со стороны "врага" или со стороны "друга".

"Младший брат" УЖЕ бежит в Россию, - в интернете люди говорят, что поезда
переполнены. И бежит он уже не "сам" и не "не сам", а бежит просто по факту,
т.е. от ножа, подставленного к горлу.

Отождествление любви с попыткой понять желания и устремления другого человека,
штука замечательная! Любовь даже можно отождествить с отождествлением любви
с попыткой понять желания и устремления другого человека.
Но от этого почему-то у молодой семьи деньги на квартиру, где можно кормить и
любить своих детей и врагов, никак не появляются. (к примеру)
Очень сложные для меня вещи.
Спасибо Вам!

Автор:  Danilin [ 03 мар 2014, 20:17 ]
Заголовок сообщения:  Re: Философские, религиозные, культурологические вопросы

Чакраборти отдохнул писал(а):
Как Вы думаете, Александр Геннадиевич, а тест на христианство
может включать в себя возможность полного отсутствия христианства у
тестируемого?...


"Тестирование" предлагается для тех, кто считает себя христианином. Для других убеждений существуют другие "тесты".
"Подставить другую щеку", - вовсе не означает быть добреньким до слюнотечения. Поэтому "ухнуть" его иногда оказывается не так просто...
Некоторые священники удивляются близости дзен-буддизма и христианства. В сущности, ничего удивительного.
Все Айкидо основано на понимании движения противника, то есть... искусстве подставить другую щеку... Стивена Сигала (очень красивое айкидо) трудно назвать легкой жертвой.
Искусство владения мечом (иайдо) тоже основано на понимании движения противника. Удивительно, но в сражениях эпохи распространения дзен в Японии действовал принцип: "побеждает тот, кто любит (понимает) соперника".
В свою очередь, я никак не могу понять, почему у современных мужчин понятие любви так тесно связано с пассивностью. Женщин-то нам приходится добиваться вполне активно, но учитывая их непростой характер...

Никакого отношения к вопросу справедливого распределения или кормушки (согласно Аристотелю) эта тема не имеет.
Как бы не было вам сложно, мне думается можно утверждать, что в результате войны "у молодой семьи денег на квартиру, где можно кормить любить своих детей и врагов" никак не прибавится. У любви шансов всегда больше.

На все остальные вопросы вашего длинного текста я, как мне думается, уже ответил. Нужно просто подумать над ответом. Без этого сложное не становится простым.
На этом мы прекратим дискуссию.

Автор:  Molli [ 03 мар 2014, 20:59 ]
Заголовок сообщения:  Re: Философские, религиозные, культурологические вопросы

Здравствуйте, Александр Геннадьевич.

Чем можно объяснить такое активное желание участников форума, "поспорить" с Вами в этой теме последние несколько дней?)

Автор:  Danilin [ 04 мар 2014, 06:14 ]
Заголовок сообщения:  Re: Философские, религиозные, культурологические вопросы

Molli писал(а):
Чем можно объяснить такое активное желание участников форума, "поспорить" с Вами в этой теме последние несколько дней?


Как всегда: желанием выразить свою точку зрения. Ничего плохого в этом нет. Философские вопросы потому и философские, что на них нет окончательных ответов. Просто, для высказываний собственного мнения нужно выбирать другие разделы форума.

Автор:  Pavel [ 05 мар 2014, 18:43 ]
Заголовок сообщения:  Re: Философские, религиозные, культурологические вопросы

Александр Геннадиевич, здравствуйте!

Хочу задать вам вопрос относительно двух интереснейших русских философах, о которых вы много говорите и пишете – о В. Розанове и П. Флоренском.

Я спокойно воспринимаю, например, презрительное отношение Достоевского к евреям или Юнга к русским. Это не очень влияет на мое отношение к их бесспорно блестящим философско-религиозным подходам, так как каждый человек имеет право относиться к другим как угодно, это, в конце концов, чувство, а не выбор. Однако меня приводит в ступор, когда Павел Флоренский, блестящий христианский философ и священник, анонимно публикует тексты в поддержку обвинений по делу Бейлиса. Ведь невозможно было не понимать как абсурдность обвинений, так и аморальность подобных публикаций. И я достаточно спокойно отношусь к «Обонятельному и осязательному отношению евреев к крови» в исполнении Розанова, здесь по большому счету нет прямого противоречия с его философией. Но как можно воспринимать всерьез философию священника, который анонимно публикует заведомо ложные вещи, льющие воду на мельницу обвинения, способного довести невиновного человека до виселицы? Невозможно отрицать гениальность Флоренского и его невероятные личные качества в других ситуациях. Но одновременно закрадываются сомнения, как же может прекрасная философия уживаться в одной душе с низкими поступками, не совершать которые вроде бы ничего не стоило. Нет ли изъяна в такой философии? Я вот честно не вижу изъянов (хотя знаком далеко не со всем творчеством Флоренского и Розанова, может быть и есть). Поэтому просто не могу понять, как это оказалось возможным? Я могу понять Юнга, Достоевского и даже Розанова. Я могу понять Джеймса Уотсона, который говорил о превосходстве белой расы над черной – он ученый, и вполне мог иметь научные, то есть согласующиеся с его жизненной философией, поводы так сказать. Я даже могу понять (не значит принять) какого-нибудь Йозефа Менгеле или Адольфа Эйхмана, они были законченными преступниками и подонками, органичными в своем практически абсолютном зле. Я могу понять людей, которые совершают плохие вещи по слабости. Но вот Флоренского с его прекрасной философией и железной волей, чтобы ей следовать, я просто не понимаю.

Заранее прошу простить, если вопрос покажется некорректным, я понимаю, что Флоренский, Розанов и Лосев вам вероятно близки. Мне тоже очень близки их мысли, для меня это вершина русской философии, наравне с Соловьевым, Бердяевым и Достоевским. Но именно поэтому мне так важно разобраться.

Автор:  Nik1500 [ 07 мар 2014, 19:27 ]
Заголовок сообщения:  Нестандартное мышление

Добрый день! Разъясните, пожалуйста, откуда у человека возникает способность нестандартно мыслить, придумывать очень смешные шутки(желательно более основательно или подскажите где почитать об
том)? По себе знаю- не во время 'думания', а наоборот, когда ко всему относишься легкомысленно, когда не хочется напрягаться. Этому нужно учиться, решая нестандартные логические задачи, например, или как-то вызывать в себе это состояние творческого мышления и как?
Заранее спасибо за ответ

Автор:  Афалина [ 07 мар 2014, 21:29 ]
Заголовок сообщения:  Re: Философские, религиозные, культурологические вопросы

К вопросу Nik1500 ...


Nik1500, здравствуйте!
Подробно о данной способности можно прочитать в книгах А.Г. Данилина "Прорыв в гениальность" - М.: Вершина, 2008 - ISBN 978-5-9626-0439-8
и "Ключи к смыслу жизни" (более позднее и расширенное переиздание кн. "Прорыв в гениальность"),
а также в следующих материалах сайта:


Аудиозаписи передач:
2004.04.02 Юмор
2007.10.31 Анекдоты
2012.01.18 Чёрный юмор
2008.04.16 Юмористические передачи
2012.02.10 Как начать самостоятельное творчество

Видеоролики:
Разговор об анекдотах
Как начинается творчество

Радиотренинги и упражнения:
Тренинг "Актерское мастерство"
Тренинг "Простые истины" (диск прилагается к книге "Ключи к смыслу жизни")
"Письма о воспитании" - Выпуск №6 Упражнение "Невозможное-возможно"

Автор:  Danilin [ 08 мар 2014, 18:48 ]
Заголовок сообщения:  Re: Философские, религиозные, культурологические вопросы

Pavel писал(а):
... Я могу понять Джеймса Уотсона, который говорил о превосходстве белой расы над черной – он ученый, и вполне мог иметь научные, то есть согласующиеся с его жизненной философией, поводы так сказать. ... Я могу понять людей, которые совершают плохие вещи по слабости. Но вот Флоренского с его прекрасной философией и железной волей, чтобы ей следовать, я просто не понимаю.


Уотсона, Достоевского или слабоумного Менгеле вы прощаете. Флоренского простить не можете, поскольку он был умнее других (у него прекрасная философия и железная воля) и он был ближе к Богу (был священником).
Может быть, вы не можете его простить именно потому, что он ближе вам - вашему мышлению, а не мне?
Кого нам труднее понять (простить): постороннего человека или близкого?

На эти вопросы можно ответить, уловив смысловое различие между понятиями понимания и прощения: понять можно и теорию, а вот прощаем мы только человека.

Ваш вопрос, на мой взгляд, упирается в другой, более общий:
Насколько прекрасной, вообще, может быть окончательная философия жизни (цельное или "твердое" мировоззрение) , которую строит человек?
Священник же не Бог...

Человек Павел Флоренский был интеллектуалом в некотором предельном смысле этого слова. Не знаю плох этот смысл или хорош, но это то самое состояние человеческой души, когда теории и концепты для личности важнее чувств. Точнее, именно теории вызывают самые острые и значимые чувственные переживания.
Розанов характеризовал отца Павла как человека "с эмоциями проваленными внутрь", - снаружи не наблюдаемыми.
Флоренский еще в юности сформулировал свое окончательное мировоззрение и пытался буквально и на полном серьезе ему следовать.

Мы давно привыкли к "двойной бухгалтерии сознания": теории это одно - реальная повседневная жизнь иное. Человек серебряного века пытался жить в реальности, соответствуя своими взглядами на мир.

Сам себя отец Павел определял словами "средневековый человек".
Нам сложно понять и принять, что для него это была не метафора!
Он так жил.
Ренессанс и гуманизм в глазах Флоренского означали распад средневекового замкнутого иерархического общества (аналога Божественного порядка во Вселенной) становились грехопадением западной культуры.
Реальностью Флоренский считал мир идей Платона (понимание Платона у Флоренского, соответствует средневековой патристике). Стало быть все, что происходило в реальном мире для него было лишь "тенями на стене пещеры" из знаменитой метафоры.
Может быть, эти взгляды и играли роль "железной воли" хрупкого человека - позволили ему вынести все то, что ожидало его в реальности нового средневековья, оказавшегося совсем другим чем то "Новое Средневековье", провозвестником которого он себя считал.
Вы знаете, конечно, что в опубликованной в 1922 году книге "Мнимости в геометрии" Флоренский, со всей серьезностью, реабилитировал гелиоцентрическую (птолемеевскую) вселенную средних веков (такой, как она представлена в "Божественной комедии"). Отец Павел интерпретирует опыт Майкельсона — Морли как доказательство неподвижности Земли. Он доказывает, опираясь на принцип относительности Эйнштейна: птолемеевское мировидение, помещающее Землю в центр мироздания, истинно, а система Коперника, принадлежащая ренессансу, глубоко ошибочна. Одним из доказательств становится изначальное, "естественное" понимание мира детьми. По мнению Флоренского, благодаря непосредственности "детское восприятие преодолевает раздробленность мира изнутри".
"Граница между небом и Землей", по Флоренскому, может быть точно определена: она располагается между траекториями Урана и Нептуна. Сам Флоренский называет этот результат "поразительным",.. оказывается, граница мира проходит в точности там, куда ее помещали уже в средние века. Флоренский утверждает: на этой границе скорость движения тел достигает скорости света. Согласно первому уравнению Лоренца, протяженность тел при этом делается равной нулю, а их масса (также и время для внешнего наблюдателя) становится бесконечной. При таких условиях тела утрачивают признаки своего земного существования, переходят в вечность и обретают абсолютную стабильность, - именно таковы "атрибуты платоновских идей"(!)...

Антисемитизм - один из ключевых атрибутов средневековья. Евреи в средневековом мировоззрении уподобляются антихристу, в частности, общим у евреев с антихристом является сам отказ исповедовать Христа...

Вы, в первую очередь, имеете в ввиду те статьи Флоренского, которые Розанов опубликовал в "Осязательном и обонятельном отношении евреев к крови" под псевдонимом "Щ". Это еще не страшно, есть у отца Павла и куда более страшные материалы...
Дело Бейлиса было крайне значимым для мировоззрения Флоренского. Это был процесс по обвинению еврея Менахема Менделя Бейлиса в ритуальном (магическом) убийстве (12 марта 1911) 12-ти летнего ученика приготовительного класса Киево-Софийского духовного училища Андрея Ющинского (процесс состоялся в Киеве 23 сентября - 28 октября 1913 года). Один из самых значимых (и знаковых) для России судебных процессов...

Мне сегодняшнему думается, что Флоренского в убийстве Ющинского волновала именно магическая сторона вопроса. Дело в том, что средневековом миросозерцании Флоренского ключевым был именно магизм. Именно в нем проявляла себя "подлинная реальность мира идей" и борьба Христа и антихриста за человеческую душу.
Стоит вспомнить, что у Флоренского слова, имена и числа суть не просто условные обозначения, а символы, откровения высшей, сгущенной реальности, т. е. сущности. Благодаря этому через них осуществляются мистические опыты и магические действия: "в имени действует само именуемое, - поскольку в нем присутствует энергия именуемого". "Мощное слово" или магическое число обладают непосредственно действующей силой, которую человек может использовать (вспомним о колдовских заговорах, счастливых и несчастливых числах). Флоренский был убежден: сущностные признаки и энергии, содержащиеся в человеческих именах в особенно концентрированном виде, кладут отпечаток на их носителей и предопределяют их жизнь. Имя - это судьба человека, тот мистический корень, посредством которого человек связан с иными мирами.
Для Флоренского магия - "живое общение" человека с "живой действительностью" (в противоположность науке, занимающейся исключительно "нанизыванием понятий друг на друга"). Флоренский называл "магическими машинами" произведения человеческого искусства и ума... "действие [которых] на окружающих и изменение в их душевной жизни должен оказать не смысл, а непосредственная наличность красок и линий". Подобные "орудия магического воздействия на действительность" - это, в первую очередь, иконы (они противостоят воздействию антихриста)... Но и со стороны врага "магические машины" также непрерывно наступают. Это, к примеру, рекламные и агитационные плакаты, но в первую очередь "пентаграммы и другие магические изображения". И не только... Все классическое западное искусство с его прямой перспективой отец Павел считал "магической машиной", разрушающей христианскую душу. Допустимой для него была лишь обратная перспектива византийских (и русских) икон.

Флоренского читать сложно... но он окажется близок многим. Погруженный в свою последовательную "средневековость" на полном серьезе, он оказывается главным русским теоретиком суеверий и... страха перед "магическими манипуляциями сознанием". Это не удивительно: замкнутый на себе мир средневекового человека боится любого проникновения извне и заранее считает любое проникновение "дьявольским"...
Я помню, как у нас в 90-е годы боялись "еврейских икон" (так новоявленные верующие называли иконы неизвестных им поместных святых и старообрядческие изображения) и китайских ковров "с дьявольскими символами, светящимися в темноте".
Жаль только, что сегодня, когда мы смотрим по телевидению программы "колдунов" и "экстрасенсов", мы никак не хотим понимать, что возвращаемся тем самым к средневековому мировосприятию.

В 1912 году Флоренский стал духовником В.В. Розанова, писавшего: "...[Флоренский] очень давил на меня, требуя отречения от всех моих еретических трудов".
Отец Павел (не он один) усмотрел в знаках на теле несчастного мальчишки попытку магического проникновения в христианскую культуру. Для "средневекового человека" это был принципиальный вопрос мировоззрения.
Понятие "евреи" в средние века по своей символической нагруженности равноценно понятию "антихрист". Это они восстают против Божественного порядка и его земных представителей - царей и тиранов, проповедуя индивидуализм и всеобщее равенство... ставя на место Божественного послушания демократию и права человека. Евреи искушают людей, ориентируя их на самообожествление. Ренессанс, гуманизм, Просвещение и либерализм отмечают этапы их победоносного шествия через историю: "Гуманизм вытек из каббалы. <...> "Просвещенность" - это они изобрели. <...> Жиды всегда поворачивались к нам, арийцам, тою стороною, на которую мы, по безрелигиозности своей, всегда были падки, и затем извлекали выгоды из такого положения. Они учили нас, что все люди равны, - для того чтобы сесть нам на шею; учили, что все религии - пережиток и "средневековье" (которого они, кстати сказать, так не любят за его цельность, за то, что тогда умели с ними справиться), - чтобы отнять у нас нашу силу, - нашу веру; они учили нас "автономной" нравственности, чтобы отнять нравственность существующую и взамен дать пошлость".
Для Флоренского еврейская "кровь" (наследственность) обладает способностью распространять "инфекцию антихриста", то есть тоже обладает магическими свойствами.
Еврейские женщины любыми возможными способами стремятся соединяться с неевреями, чтобы посредством смешения крови распространять влияние Израиля по всему миру. "Таким образом, еврейство, не нося этого имени, внедряется все глубже и глубже в массу человечества и корнями своими прорастает всю человеческую толщу. Секрет иудейства - в том, что есть чисто иудейское, чистокровное, и около него - с неимоверной быстротой иудаизирующая "шелуха" прочих народов. Теперь в мире нет ни одного народа, совершенно свободного от еврейской крови, и есть еврейство с абсолютно несмешанною кровью. Итак, есть евреи, полуевреи, четверть-евреи, пятая-евреи, сотая-евреи и т. д. И вот, каждый народ с каждым годом увеличивает процент еврейской крови, т. е. разжижается в своей самобытности. <...> И, рано или поздно, процент еврейской крови у всех народов станет столь значительным, что эта кровь окончательно заглушит всякую иную кровь, съест ее, как кислота съедает краску".

Больше не буду...
Переписка Флоренского и Розанова, обсуждающая, по свидетельству отца Сергия Булгакова, "мистические глубины еврейского вопроса" и "огромная и значительная по содержанию", насколько мне известно, все еще не опубликована.

Владимир Соловьев в своей знаменитой предсмертной "Краткой повести об антихристе" пишет об антихристе, как об олицетворенной (воплощенной в политике) сущности человеческого стремления к власти ("самовластью"). Для Соловьева это стремление таится в душе каждого человека.
Соловьев не смог вылечить многих своих последователей от желания воплотить свое стремление к власти в людях конкретной национальности. Флоренский, в отличие от позднего Розанова не обратил внимания на то, что антисемитизм - один из способов демонстрации самовластья. Он нужен средневековому человеку, чтобы не заглядывать в глубины собственной души - внутрь себя, как призывал Христос.
Cтремление к самовластью проявляется в желании избавиться от чувства вины, обнаружив врага в другом человеке (обвинив его в собственных бедах). Народ пытается избавиться от коллективного чувства вины, перенося ее на другой народ.
Русские сегодня вполне могут почувствовать себя на месте евреев. Нас, неожиданно для нас самих, стали обвинять во множестве бед...

Должен признаться: Флоренского я никак не могу назвать близким.
Зато мне, по-человечески, очень близок Василий Розанов. Мне близки и понятны его эмоциональная хрупкость, его сомнения, его горькая ирония по отношению к себе самому, его противоречивость и метания...
Отец Павел Флоренский - "олимпиец"... Он строит вокруг себя непоколебимую интеллектуальную "китайскую стену" и не сомневается в своем праве жить одному за этой "стеной". От этого появляется чувство эмоционального холода в его трудах и ощущение того, что у него есть право судить нас, грешных.
Однако все это не означает, что отец Павел мне неинтересен. Он чрезвычайно интересен во всем, включая его антисемитизм. Жизнь отца Павла - это пример притчи о человеке, который сделал то, о чем лишь мечтают многие современные молодые люди: он построил для себя абсолютно цельное мировоззрение.
Сегодня часто можно услышать: "Ах, я родился (родилась) не в свое время!.."
Антисемитизм Флоренского - потрясающий пример логики человека, который смог жить в другой исторической эпохе.
Исходя из логики моих лекций по метафизике - это типичный пример безумия. Отец Павел воплотил средневековье как реальность своей жизни.
К чему-то похожему нашу культуру сегодня призывает РПЦ. Многие люди не понимают, к каким последствия это может привести.

"Времена не выбирают,
В них живут и умирают.
Большей пошлости на свете
Нет, чем клянчить и пенять.
Будто можно те на эти,
Как на рынке, поменять".
А. Кушнер

Мне думается, что почувствовав холодную красоту работ Флоренского и задумавшись о трагической притче его жизни, потомки должны простить отцу Павлу его антисемитизм. В сущности, размышления о причинах этого антисемитизма служит предупреждением всем желающим вернуться к средневековому мышлению. Правда, для этого над работами Флоренского нужно размышлять.

Автор:  NatalyaS [ 08 мар 2014, 21:32 ]
Заголовок сообщения:  Re: Философские, религиозные, культурологические вопросы

Александр Геннадиевич,
Почему в жизни иногда так получается, что человек дожидается чего-то значимого для него только тогда, когда перестает ждать; что надежды его претворяются в жизнь, когда он перестает надеяться; что он находит искомое, когда перестает искать; что желаемое им исполняется, когда он уже смиряется с тем, что оно не исполнится, и живет дальше чем-то другим? То есть именно тогда, когда он начинает жить в каком-то новом «здесь и сейчас», когда он уверенно переворачивает страницу, - только тогда вдруг приходит то, чего он так ждал?
Может быть, так бывает не со всеми людьми, но со мной так бывает, и с многими друзьями и знакомыми, по наблюдениям, тоже. И этому ведь есть какая-то причина..
Как Вы думаете?

Страница 42 из 82 Часовой пояс: UTC + 3 часа
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
https://www.phpbb.com/