Enigma писал(а):
У моих знакомых сын 10 лет периодически начинает крутить волосы на макушке. На мой вопрос что ты делаешь? он ответил: Это у меня привычка с детства.
Моя племянница в возрасте детском (2-5 лет) перед тем как заснуть, вырывала волосину на голове и сосала вместе с пальцем. Я тоже в дошкольном возрасте любила засыпать рядом с мамой перебирая волосы у неё подмышкой( это называлось хочу щикотку. С чем это связано? О чём это говорит? как реагировать родителям на такую привычку?
Ответить на этот вопрос не так просто, как кажется на первый взгляд.
Существует целая проблема невротического развития детей под названием трихотилломания – когда дети не только крутят волосы, но и вырывают их у себя. Связана эта проблема и с другими навязчивыми привычками, таким, например, как сосание пальца, ковыряние пупка, грызение ногтей, губ, щек или кожи на пальцах.
Большинство исследователей связывают привычки такого рода с отрывом ребенка от матери, то есть с жестким или жестоким воспитанием, воспитанием по гиперсоциальному типу или по типу родительского неприятия: ребенка надолго оставляют одного в постели, слишком рано отлучают от материнской груди, в младенчестве редко берут на руки, не укачивают и не уделяют внимания.
Я не вполне согласен с такой точкой зрения. Никак не могу сказать, что мне в детстве уделяли недостаточно внимания (скорее наоборот), однако ребенком я яростно грыз ногти и карандаши, а ручку в руках кручу до сих пор.
Мне сегодняшнему думается, что все не так страшно, и у большинства детей эта проблема связана лишь с повышенной тревожностью родителей. Если родители испытывают неуверенность в себе или в завтрашнем дне, то дети тоже чувствуют себя неуверенно и тревожно, хотя не умеют говорить об этом.
Кручение волос и грызение ногтей помогает ребенку снять эмоциональное напряжение. Давайте вместе задумаемся, почему такие привычки помогают преодолеть тревогу.
Во-первых, кручение волос позволяет переключить внимание с внешнего мира на собственное тело, которое ощущается ребенком как надежное и безопасное. На несколько минут он оказывается отгороженным от опасностей внешнего мира – прячется в своей «скорлупе».
Во-вторых, стоит обратить внимание на то, что для кручения дети используют части тела, способные на регенерацию. Я когда-то встречал словосочетание «симптом хвоста ящерицы»… только не помню где и у кого. Волосы и ногти отрастают очень быстро.
Мне думается, что в кручении волос и грызении ногтей есть та же радость, что и в получении «запаса жизней» во время компьютерной игры. Это бессловесное выражение чего-то вроде фразы царя Соломона: «И это пройдет». Прикосновение к чему-то, что совершенно точно может восстановиться, избавляет от тревоги.
В-третьих, нужно обратите внимание на то, что подобные привычки…музыкальны: это серия ритмичных движений. Вполне возможно, что эти движения выражают некую ритмическую деятельность, которой не хватает мозгу для развития.
В любом случае, стоит помнить, что в борьбе с такого рода привычками главное – помочь ребенку преодолеть тревогу и неуверенность в себе. Это означает, что любая форма запрета, мазание пальцев горчицей и т.д. помочь никак не могут, поскольку усиливают ту самую неуверенность и тревожность.
Помочь могут общие принципы воспитания. Прежде всего, ребенку должно быть интересно жить. Как правило, кручение и выдирание волос усиливается перед сном. Значит, именно перед сном ребенку не хватает внимания. Нужна интересная игра или интересная книжка. Не стоит бояться, что ребенок от этого не заснет, как и не стоит передоверять эту игру компьютеру.
Хорошие психологи порекомендуют вам…ритмические игры перед сном: совместные танцы или обязательные прыжки со скакалкой в течение 10-15 минут перед сном. Можно приобрести лошадку-качалку, и пока ребенок качается читать ему сказку, а можно взять на руки, ритмично покачать и рассказать какую-нибудь историю.
Все детям при засыпании полезно включать тихую акустическую музыку (лучше всего – музыку, имеющую отчетливый ритм).
Только после того, как такие игры налажены, можно переходить к моему любимому приему: обращать внимание ребенка на соответствующее движение и просить его повторить это движение сознательно, причем в два раза быстрее, чем он это делал.