Вика писал(а):
Моей дочери 8 лет. То поведение, о котором я хочу посоветоваться, длиться уже примерно год-полтора. Я все пыталась справиться сама, надеялась без врачей обойтись, но чувствую, не получается у меня. Сначала опишу дочку. Девочка закончила первый класс, учиться хорошо, к школе относится ответственно. Любит читать, рисовать. Долго может этим заниматься и с удовольствием. Мы с ней подолгу можем разговаривать, она мне каждый день рассказывает о том, что у нее случилось, делится, спрашивает совет. У нее есть логопедические проблемы.
...Но сейчас начали меняться зубы, чисто говорить еще не получается. Из-за этого дочь часто переживает, т.к. некоторые ровесники дразнят ее. Общение со сверстниками дается ей нелегко, стесняется, лишь с немногими чувствует себя раскованно. Она не лидер, поддается влиянию девочек из класса, мне кажется, это в основном из-за того, что ей льстит, что кто-то позвал ее играть, обратил на нее внимание. Она завидует девочкам, которые на виду, в центре внимания. И вот в чем проблема. Дома со мной, с бабушкой она совсем другая. Раза три в день на нее что-то находит и она может очень грубо ответить мне, закричать («это тебя не касается», «отстань»), не реагирует на мои слова, требовать своего, даже если я отказываю, по пустякам может обидеться (например, если случайно ее толкнешь), разозлиться, хлопнуть дверью и закрыться в своей комнате. Я обижаюсь, не разговариваю с ней, она подходит, просит прощения, говорит, что не хотела, что не знает, почему так себя ведет. Я, конечно, ее прощаю, но все может повториться буквально часа через три. Я не знаю, как ей помочь, научиться контролировать свою агрессивность. Я понимаю, что вам сложно сказать что-то определенное, не видя ребенка. Я прошу совета, к какому специалисту нам обратиться: неврологу, психологу, психотерапевту? Насколько серьезны эти симптомы? Я еще хочу отметить, что с папой таких проблем нет вообще, он строгий, она его побаивается. Я же всегда вела себя с ней как с равным в правах мне человеком, ...
Я не думаю, что подобные проявления характера вообще относятся к числу каких либо "симптомов", а уж тем более "серьезных".
Вы, очень грамотно, описываете проявления нормального кризиса социализации, через подобный кризис проходит каждый ребенок. Вы пишите, что девочка "стесняется, лишь с немногими чувствует себя раскованно..., поддается влиянию девочек из класса... в основном из-за того, что ей льстит, что кто-то позвал ее играть, обратил на нее внимание. Она завидует девочкам, которые на виду, в центре внимания".
Оказываясь в школе, каждый ребенок выясняет, что он не "единственный" и не "самый лучший", каким его считали в семье.
Ваша дочка...
капризничает, а капризы часто оказываются единственным способом
самовыражения, известным нашим детям к ее возрасту.
Ей не хватает внимания в школе, а помощью капризов она пытается оказаться в центре
вашего внимания - "добрать" недостающее.
Если позволите, я приведу, для всех, фрагмент из собственной книжки "Воспитание Пиноккио" (она должна появиться в продаже в сентябре):
"У сценки с очистками груш можно обнаружить еще один смысл. Джеппетто, не ругает Пиноккио за привередливость, он лишь просит не выбрасывать очистки. Плотник как будто знает, что капризы с едой возникают у детей не только по физиологическим причинам.
Дело в том, что привередливость в пище и капризы с выбором еды, являются одним из первых способов самовыражения.
Это первый, используемый ребенком способ заявить о собственной индивидуальности или уникальности… собственных вкусов и пристрастий. Индивидуальность Пиноккио, ...пока не может выразить себя иначе.
Одна из главных задач воспитания заключается в том, что бы капризы, не остались и у взрослого человека главным способом самовыражения!
Капризного ребенка раздражает несоответствие вкуса пищи его ожиданиям.
Капризную даму раздражает несоответствие предлагаемой в магазине одежды ее вкусам или запросам.
Капризного автовладельца раздражает несоответствие его автомобиля новейшим маркам….
Каприз — двигатель цивилизации потребления!
Капризного взрослого раздражает несоответствие мнений и поступков окружающих людей с его ожиданиями, в первую очередь, с ожиданием их почтительного отношения к себе. В сущности именно поэтому крестьянин вылил на голову Пиноккио ушат воды.
Взрослый пьяный хулиган… капризничает. Я отнюдь не хочу преуменьшить угрозу, которой он может оказаться для встретившихся ему на пути людей. Читатель легче согласиться с этой мыслью, если сможет почувствовать: хулиган ищет способ самовыражения, но… не в силах его найти. Он умеет выражать себя только через то, что ему не нравится (раздражает) — то есть посредством все тех же детских капризов...".
Вы правильно ведете себя с дочкой. Единственное, что я могу посоветовать - не обращать внимания на капризы. Не стоит ни обижаться, ни радоваться. Ваша обида - своеобразный
знак внимания. Если вы не будете обращать никакого внимания на ее "вспышки", то есть будете вести себя как будто ничего не происходит, агрессия сначала усилится, а потом исчезнет совсем.
Однако, не это главное. Если мы говорим о кризисе социализации, значит нужно искать социальную среду, где ваша дочка сможет научиться выражать себя в условиях конкуренции. Спортивная или танцевальная секция, кружок рисования в центре детского творчества - как раз то, что вам нужно. Не бойтесь дополнительных нагрузок - то, что вы называете агрессией, кроме всего прочего, признак того, что ребенку некуда деть переполняющую дочку творческую энергию.