Это Я писал(а):
Знаете, как я поняла "синдром волшебной палочки"? Вот так: чтобы у ребёнка этого "синдрома" не было, надо как меньше кормить его грудью и игнорировать его желания, пусть привыкает к нашему "жестокому" миру.
Видите ли, Катя... в одной лекции, одной радиопередаче, даже в одной книге сказать
все невозможно.
Здесь, например, я предполагал, что мои читатели и слушатели уже знают о статье Шандора Ференци "Детское всемогущество". Эта статья является психоаналитической основой моих рассуждений, а так как это далеко... не десятая лекция посвященная "волшебной палочке" или "яблоку познания добра и зла", то я рассчитываю (возможно ошибочно), что если люди и не прочтут эту статью, то хотя бы, запомнят из лекций в чем ее суть.
"Синдромом" чувство (и желание) всемогущества становится у взрослых. По Ференци - это обязательный этап детского развития, длящийся где-то от 3-х до 6-ти лет, обусловлен этот этап как раз необходимостью (и наличием) родительской заботы. Школьный возраст - этап социализации ребенка - и есть возраст в котором ребенок должен научиться преодолению стремления к "детскому всемогуществу".
Ваше понимание моего рассказа о "синдроме..." этим же "синдромом" и обусловлено. Желание получить "простые и однозначные" ответы на сложные вопросы и есть желание получить "волшебную палочку", пусть, в данном случае и ментальную ("умственную").
Это желание обрести всемогущество заставляет людей ставить вопрос "ребром": "или - или"; или заботиться - или игнорировать; "или черное - или белое".
На самом деле, каждая мать прекрасно знает: в реальности бывает только "и - и": и заботиться - и приучать к самостоятельности; и приучать к самостоятельности - и учить заботиться (думать) о других людях.
О разных сторонах детского всемогущества, о том, как дети манипулируют родителями, о приемах воспитания, направленных на преодоление "детского всемогущества" я подробно писал в книге "Воспитание Пиноккио". Пусть я не прав снова, но мне хотелось бы рассчитывать, что люди заинтересованные в воспитании и регулярно посещающие наши занятия эту книгу прочли или прочтут.
Это Я писал(а):
Потом вы говорили о способности одновременно любить несколько человек. Опять же нам на лекции, которая была посвящена стабилизатором семейных отношений, говорили, что это не возможно. По настоящему любить можно только одного человека.
Вы чувствуете разницу? Я хотела спросить, существует ли разница в вашей и этой интерпретацией Фрейда?
Насколько мне известно, ваш вопрос не имеет никакого отношения к "интерпретации Фрейда".
Вы, как и лектор (видимо) снова хотите получить окончательный ответ на вопросы у которых нет и не может быть окончательных ответов.
Никто еще не дал окончательного "научного" определения понятию "любовь" или... такое определение дали все, но каждый по своему.
Поэтому: если человек утверждает, что он любит несколько мужчин (женщин) одновременно, то... ему приходится верить. Ведь каждый из нас любит множество людей одновременно, причем как живых, так и мертвых. Лектор, видимо, как и каждый из нас, любит не только жену, но и Фрейда, кого-то из своих учеников, Пушкина, маму, Гагарина и многих других... Конечно это разные формы любви... но кто сказал, что разных мужчин и женщин мы любим
одинаково?
Всегда нужно допускать, что другие люди определяют любовь, каким-то другим способом, - не так, как ваш лектор.
Кто дал лектору право судить какая любовь "настоящая", а какая нет?
- Фрейд?
- Боже упаси! Фрейд никогда не занимался вопросом "подлинности" чувств. Он пытался интерпретировать их вытесненное содержание, но Фрейд (как и все образованные аналитики) всегда избегали любых нравственных оценок. На попытках судить или оценивать - любой анализ заканчивается.
Один из авторитетнейших людей психоанализа - Жак Лакан утверждал:
"Любое знание параноидально".Давайте я попробую "перевести" этот тезис в рамках собственного понимания:
Если человек думает, что знает что - либо "точно" или "окончательно" - это всегда бред.Дарю!
Можете пользоваться
Откуда берутся на лекциях попытки рассуждать о "настоящей" и "ненастоящей" любви?
- От того же детского желания всемогущества... оно же "первородный грех" - желание "быть как боги" простым способом - съев запретное яблоко (в данном случае "слегка надкусив яблоко фрейдизма"), например.
- Чем отличается "яблоко" лекции от психоанализа?
Тем что в анализе ничего не бывает однозначно:
Подход Фрейда и Эриксона, к описанию этапов развития ребенка - это совершенно разные подходы. Эриксон сохраняет фрейдовские названия этапов развития, но придает им совершенно отличный от Фрейда смысл.
Вообще, книгу Эрика Эриксона «Детство и общество» (Erikson, 1963) в которой представлена его модель «восьми возрастов человека» на мой взгляд должна прочесть каждая мама, особенно, если ей хочется получить адекватные (а не "параноидальные") психологические знания. Это небольшая книга, вполне доступна не специалисту, она написана простым и ясным языком.
Вы пишите о первом возрастном кризисе по Эриксону.
Само понятие "кризис" в книге глубоко диалектично, что и позволяет Эриксону уйти от "окончательных" приговоров или "диагнозов". Если бы вы прочли, то поняли бы, например, что "отношение недоверия к миру" "запечатлевается" в ребенке не только "если потребности ребёнка не удовлетворяются", но и в том случае когда они
удовлетворяются избыточно.
Истина (у Гегеля - "синтез") - всегда находится
где-то посередине между избытком ("тезисом") и недостатком (антитезисом") ... Именно
где-то - никто не может сказать
точно где именно. "Пропорцию" могут определить только родители - в этом наша свобода.
Это Я писал(а):
К тому же ваше мнение мне важно, в связи с текущими передачами об "инопланетянах", у которых просматривается разорванная связь с реальностью (землёй), образ которой ещё с детства репрезентуется матерью, в т.ч. и материнской грудью
Не знаю о каких передачах вы говорите, но взгляды о формировании представлений о реальности через отношения с материнской грудью принадлежат Анне Фрейд, их развивала и продолжала Мелани Кляйн. Мне сегодняшнему эти взгляды не слишком интересны и не слишком близки (возможно потому, что я "искусственник"). Для меня в них слишком много буквализма и ничем не доказанных прямых аналогий (как в "аналоговой магии").
Поэтому, если вам и правда интересно, то стоит почитать... не меня, а Кляйн.
Если вы перестанете искать окончательную истину и начнете искать свою - то вам будет очень интересно.
...
ДА! Я ЗНАЮ КАТЯ, что вы ни в чем не согласны, но мы
не спорим в этом разделе
