Molli писал(а):
... спешу задать вопрос. что же это за состояние?
проснулась, и с самого утра начала "узнавать" в происходящем сюжеты своих сегодняшних сновидений.
я бы назвала это- "дежавю из сна" дело в том, что на протяжении всего дня, с момента пробуждения, наяву я узнаю, то, что было со мной во сне (я имею ввиду только то, что я
словно видела во сне сегодня)
...повторюсь, нечто подобное случалось и раньше, (раз, два, три в год) но это всегда что-то новенькое, неповторимое, каждый раз по своему сильное впечатление. мне это очень нравится. я словно в другом измерении в минуты таких дежавю на протяжении всего дня.
в чём же причина подобных состояний?
как я понимаю это зависит от момента пробуждения.
то есть,
условно говоря, мозг просыпается не так как "нужно" я сильно далека от истины?
Давайте скажем: нет,- вы не сильно далеки от истины.
Иначе, мне придется ответить на вопросы: "что такое дежавю?"; "что реальнее явь или сновидение?", а значит и на вопрос "что такое реальность?".
Последний вопрос, как вы знаете, - главный вопрос философии...
Что могу сказать по этому поводу я, сегодняшний?
Лермонтова хочется вспомнить:
"В полдневный жар в долине Дагестана
С свинцом в груди лежал недвижим я;
Глубокая еще дымилась рана,
По капле кровь точилася моя.
Лежал один я на песке долины;
Уступы скал теснилися кругом,
И солнце жгло их желтые вершины
И жгло меня - но спал я мертвым сном.
И снился мне сияющий огнями
Вечерний пир в родимой стороне.
Меж юных жен, увенчанных цветами,
Шел разговор веселый обо мне.
Но в разговор веселый не вступая,
Сидела там задумчиво одна,
И в грустный сон душа ее младая
Бог знает чем была погружена;
И снилась ей долина Дагестана;
Знакомый труп лежал в долине той;
В его груди, дымясь, чернела рана,
И кровь лилась хладеющей струей...."
... И, особенно, Тютчева:
... "И в нашей жизни повседневной
Бывают радужные сны,
В край незнакомый, в мир волшебный,
И чуждый нам и задушевный,
Мы ими вдруг увлечены.
Мы видим: с голубого своду
Нездешним светом веет нам,
Другую видим мы природу,
И без заката, без восходу
Другое солнце светит там...
Всё лучше там, светлее, шире,
Так от земного далеко...
Так розно с тем, что в нашем мире, —
И в чистом пламенном эфире
Душе так родственно-легко.
Проснулись мы — конец виденью,
Его ничем не удержать,
И тусклой, неподвижной тенью,
Вновь обреченных заключенью,
Жизнь обхватила нас опять.
Но долго звук неуловимый
Звучит над нами в вышине,
И пред душой, тоской томимой,
Всё тот же взор неотразимый,
Всё та ж улыбка, что во сне."
Почему дежавю в поэзии так часто связаны с любовью, точнее говоря - с тоской о любви?
У Тютчева "неотразимый взор", неразрывно связан с "другой природой", возникающей в вашем видении.
Тоска о любви, - это
надежда на любовь -
мечта о ней, то есть...
проекция анимы (у поэтов мужчин).
В душе у каждого из нас есть некий "экзистенциальный образ", тех самые надежд и мечтаний. Это образы не только женщин или мужчин, это и образы Рая, - образы мест в которых
нам было бы хорошо вдвоем. Если хотите у нас в душе есть свой образ "леса Моруа" (из легенды о Тристане и Изольде).
Разумеется, этот образ связан со значимыми характеристиками восприятия: как правило, это особая яркость образов и чувств (и определенная цветовая гамма).
Не случайно, наверное, когда нам не хватает любви, то не хватает и детской яркости и непосредственности восприятия.
Наши мечты и надежды и их связь с реальностью "обрабатываются в сновидении", отсюда и возникающие дежавю.
Если вам особенно сильно не хватает любви ("скучно жить"), если вам особенно сильно не хватает красоты и поэзии (это тот же недостаток любви), то... случаются подобные дежавю.
Сновидение пытается заполнить реальность тем, чего вам так
страстно не хватает.
"Стастно не хватает", - это внутренняя ажитация - состояние тревожного возбуждения в котором всегда скрывается ожидание чуда...
Такие состояния вполне способны влиять на физиологию сна - активная фаза становится длиннее, чем обычно и вы просыпаетесь именно в ней.
Конечно, полнолуния, геомагнитные катастрофы, перепады атмосферного давления, ... тоже могут влиять на эти процессы, но и они, сначала вызывают то же тревожное возбуждение, которое мы пытаемся заполнить мечтами о любви и Рае.