Миша писал(а):
Александр Геннадьевич, здравствуйте! Можно Вас попросить проанализировать сон мамы моей.
«Мой сон:
Будто бы я лежу на краю огромной пропасти (котлована) и чувствую, что если я сделаю хоть какое-нибудь движение, то могу скатиться. Половина меня лежит, а другая весит над обрывом. Я прошу тихим голосом (осознавая, что если закричу, то точно упаду в эту огромную яму) маму: «Мама, дай мне руку, я падаю.» Она протягивает мне руку и я успокаиваюсь. И опять мы продолжаем разговаривать (я не помню о чем). В разговоре присутствовали я, моя мама, брат родной О. (мы с ним двойняшки – он умер 5 лет назад) и еще с нами находиться Н. – дочка О., ей как будто бы примерно 4-5 лет (на самом деле ей 25лет). Вдруг я снова оказываюсь в таком же положении на краю пропасти, и так повторяется 3 раза. Два раза протягивает руку мама, но на третий раз я прошу руку у моего братишки – О.. Он подает мне руку. И говорит: «А что там внизу светиться в этой пропасти, пойдем посмотрим?» И мы пошли. Я Н. взяла на руки и несла ее всю дорогу на руках, совершенно не чувствуя тяжести. Мы обошли котлован и спустились вниз (это я не видела, но понимала). Перед нами стояли железные ворота, мы вошли в них, и за нами вошли люди – огромная толпа людей непонятно откуда взявшаяся. Я увидела внутри котлована столы, поставленные друг к дружке по кругу. На них лежали золотые драгоценности, дорогие вещи, обувь, столы были завалены этими вещами. А за столом стояли мужчины в черном костюме и черной шляпе – их было много и все как один похожи друг на друга. Толпа людей кинулась к столам, занимая очередь, чтобы приобрести эти вещи для себя. Я, держа Н на руках, не стала толкаться и обойдя людей направилась к первому столу. Около него стоял один из мужчин в черном. Я подошла к нему и взглянула ему в лицо. Оно мне показалось очень страшным! И вдруг я поняла, что это дьявол, и что надо скорее убегать из этого места. Я, продолжая держать Н, прижала ее к себе сильнее и развернувшись в обратную сторону побежала к выходу. Некоторые люди, увидев меня, вихрем несущуюся в сторону, выхода, тоже побежали к выходу. Они успели выбежать из дверей. Передо мной стояла огромная стеклянная дверь от неба до земли. Дверь была раздвижная. И когда мне осталось несколько шагов, то дверь передо мной как раз закрывалась. Я сказала очень четко и с уверенностью, что именно так и будет Н: «Н, мы обязательно успеем с тобой!» И вдруг дверь начала пружинить, то откроется, то закроется. И в этот промежуток я успела пролететь. Далее я ничего не помню.»
Мне думается, Миша, что и вашей маме и вам самому смыслы этого сна понятен. Ваша мама, скорее всего, находится в том возрасте, когда человек, хочет он этого или нет, начинает задумываться о душе. Общая канва сновидения передает страх смерти, желание защитить близких и тревожащие мысли о том, что сновидящая оставит в этом мире после себя.
Не случайно же "вергилием" ведущим маму на дно воронки "ада" (пропасти) становится покойный и видимо любимый брат.
Men in black - люди в черном - тоже образы из наших смутных страхов. Эти образы в культуре передают ощущение присутствия в мире
наблюдателей. Если рассматривать эти образы в целом, то наблюдатели эти скорее нейтральны, чем злы. Они могут соблазнять человека и подлавливать его на мелких человеческих слабостях, а могут так же неожиданно приходить на помощь. Неявное чувство присутствия в мире подобных сил, проявляет себя в самых разнообразных мифологических, литературных или кинематографических образах. Юнг считал, что бесконечно воспроизводимые современной культурой "былички" (устные мифологические рассказы) об НЛО и встречах с пришельцами, берут свое происхождение от этих суеверных страхов. Нынешние "пришельцы" в европейском фольклоре были эльфами или троллями. В русском фольклоре они воплощались в образах чертей. "Черти" окончательно воплотились в реальность во внешнем виде (черные кожанки, вездесущие "воронки" и т.д.) сотрудников "всевидящего ока" ЧК.
Мама, может быть, помнит строки Ахматовой:
"Видишь, там, за вьюгой крупчатой
Мейерхольдовы арапчата
Затевают опять возню?"Мейерхольд первым вывел на сцену без занавеса арапчат - молчаливых и не участвующих в действии "хозяев" представления.
Появление этих персонажей в сновидениях может говорить о том, что ваша мама...слишком увлекается голливудскими боевика и фантастикой, но скорее всего они передают очень высокий уровень тревоги. Возможно, у мамы появились причины всерьез беспокоиться о собственном здоровье. Подобные персонажи часто появляются в сновидениях, когда человек задает себе или Богу вопрос: "Господи, ну за что мне все это?!"
"Люди в черном" служат как бы ответом на этот вопрос: "Это они, соблазнители проклятые, во всем виноваты". Отнюдь не случайно то, что "наблюдатели" регулярно воплощаются в бреде психически больных людей, ведь психоз очень часто является своеобразным ответом психики на непреодолимую тревогу.
Скорее всего, мама себя за что-то винит. Например, за то, что слишком большую часть жизни отдала на "выживание" или обеспечение материальных интересов семьи. Поэтому на дне воронки (почти Дантова ада) идет банальная распродажа дорогих вещей. Люди, столпившиеся вокруг "людей в черном", считают эти вещи главной ценностью своей жизни. А в душе у мамы, по всей видимости, происходит серьезный душевный переворот. Такой переворот может быть связан с воцерковлением, с проповедями батюшки, наконец... мама может оказаться слушательницей программы "Серебряные нити" - мы же все время обсуждаем "погружение человека в воронку материальности".
Тревога и душевный переворот, как правило, связаны друг с другом. Для того чтобы человек обнаружил какие-то ответы, в его душе должны созреть вопросы. Ответом на тревожные вопросы в сновидении, по счастью, оказываются не люди в черном, а дверь от земли до неба, распахивающаяся в простор бесконечности. Я думаю, что обнаружение этой двери на дне воронки говорит о том, что мама смогла справиться с тревогой и находится на верном для себя пути. Правда, ее не покидают сомнения ("дверь то открывается, то закрывается"), но в конечном итоге мама (видимо, не чувствуя себя достойной войти в эту дверь) все-таки успевает "проскользнуть" в жизнь вечную.
Очень поэтический сон.