Занятие 12. Вы зажигаете свечи, чтобы полностью окунуться в их свет и по узенькой дорожке, бесконечной тропинке света этой свечи двигаться вперёд, в наш волшебный мир, на нашу удивительную поляну, где мы встречаемся со всё новыми и новыми чудесами и героями. И если вы делаете это, то ваше дыхание само собой становится глубоким и ровным, и вы вдох за вдохом вдыхаете доброту и волшебство и выдыхаете суету, равнодушие и бессилие, потому что каждый глоток воздуха здесь, на нашей волшебной поляне, приносит вам силу и покой. И комната, в которой вы находитесь, постепенно превращается во что-то нереальное, в далёкий фон. А вы стоите на вершине зеленого холма. Сумерки. Вы стоите спиной к заходящему солнцу, отбрасывая на траву длинную тень. Над вашей головой простирается огромный купол неба. Сегодня он безоблачен. Его синева, потемневшая почти до черноты, уже проколота кое-где волшебными первыми чуть-чуть вздрагивающими от вашего взгляда, может, от стеснения, звёздочками. Земля медленно вращается под вами. Блаженство, тишина заката и покой. Как вдруг где-то в конце тропинки, которую видно с вашего места у дерева, той самой тропинки, которая ведёт к волшебному колодцу, появляется фигура человека. Это очень пожилой человек. Видны его длинные седые волосы, окладистая борода, опускающаяся на грудь. Он движется, легко ступая своими длинными худыми ногами. Но так как на нём надета длинная зеленая одежда, стелящаяся по траве, то вам кажется, что он плывёт к вам, плывёт гораздо быстрее, чем мы ходим. Когда он приближается, вам становятся видны черты его лица, прямые и благородные. И мне кажется, что его седые волосы перехвачены на лбу бронзовым кольцом. На его плечи надета перемётная сумка. Он приближается к вам, и в руке у него волшебный посох, посох странника. Попробуйте рассмотреть этого мудреца, который движется к вам и почувствовать волшебство этого заката и человека, который подходит. А человек, который приблизился к вам, низко кланяется в пояс, снимает с плеча сумку и достаёт оттуда небольшой музыкальный инструмент. Это гусли. И при этом он как будто передаёт вам подержать свой огромный и горячий посох. Он говорит: «Меня зовут Баян. Я Баян, Велесов внук. И я спою вам песню, которую вы сами себе пытаетесь спеть. Но спеть её не можете, потому что забыли мотив. Я Баян, Велесов внук, хранитель летних звёзд. Я пришёл к вам, чтобы быть вашим проводником в путешествии ко двору Беловодья, где вы сможете спросить о том, что ждёт вас в будущем. Послушайте же теперь мою песнь и последуйте за мною.» И он начинает играть на гуслях, мягко и медленно ударяя по струнам. Маленький инструмент издаёт громкие внушительные звуки. Они, как колокольный звон, проникают в вас настолько глубоко, что вы теряете любые представления о времени и месте. Вы опираетесь на посох Баяна и оказываетесь где-то вместе с ним, где-то вне времени. Хотя, может быть, это вне времени есть наше подлинное настоящее. Вы слушаете его песню и, как будто по знаку Баяна, вы прикасаетесь посохом к древу, которое растет в центре поляны. И вдруг под звуки его гуслей, проникающих в душу, как колокола, вокруг вашего дерева возникает лестница, прекрасная лестница, обвивающая дерево, и вершиной своей она упирается в это синее небо, проколотое вздрагивающими звёздными огоньками. И словно пастух ведёт овцу, ведёт вас Баян к этим ступеням. И вы поднимаетесь вверх, опираясь на его посох. А великий бард следует за вами, не прекращая играть. И вы медленно поднимаетесь следом за ним. Эта серебристая лестница, уходящая вверх, удивительна сама по себе. Потому что на каждой из её ступенек вы можете увидеть тени. Пока вы здесь, внизу, это будут тени вашего детства, может быть, тени вины, тени забытых родных, тени ваших шалостей, ваша школьная любовь, ваши обманы в институте, а может быть, что-то ещё. Но только всё увереннее и увереннее набирают звук могучие гусли Баяна. И всё увереннее и увереннее поднимаетесь вы, пока земля не остаётся далеко внизу. Всё выше и выше ведёт лестница, пока вы не увидите перед собой яркое серебристое сияние и не поймете, что сияние это исходит от одной из звёзд на небосклоне, к которой приближаетесь вы, всё выше и выше поднимаясь по этой священной лестнице. И звезда эта удивительно похожа на дверь. И вы подходите всё ближе и ближе к этому сиянию, которое толи вход, толи выход. И понимаете, что в благоговении своём не можете проникнуть сквозь эту дверь, как будто какая-то плёнка затягивает её. И нужно сделать какое-то последнее мучительное усилие внутри. И усилие это как будто подсказывают звуки толи баяновских гуслей, толи его же вечных, бесконечных, звучащих колоколов. Нужно сделать последнее усилие и этой вспышкой прорвать эту плёнку. Вы сейчас сделаете его, пройдёте в звёздную дверь и оглядитесь. Ведь каждый из вас увидит там что-то своё. Каждый из нас может это сделать. Вот вы и проникли в это сияние. И каждый из вас увидел что-то своё. А в двух шагах вправо, если вы повернёте свой взгляд туда, вы увидите вход, ещё несколько ступеней и вход в огромный зал. Этот зал с теряющимися вдалеке стенами и еле-еле улавливаемым сознанием потолком, как будто соткан из золотого и мерцающего света. Ваш молчаливый спутник что-то очень тихо наигрывает на гуслях сзади вас. Теперь вы можете увидеть этот серебристый свет на его челе. Помните, что чело Баяна и в «Слове о полку Игореве» названо сияющим? Он уже не играет на гуслях. Но мы находимся в месте, в котором музыка не стихает никогда. Она лишь стала величественнее, богаче и прекраснее. Словно игра Баяна на лестнице, по которой вы двигались, была лишь слабым отголоском той истинной музыки, которую вы слышите теперь. Бард молча указывает вам, чтобы вы двигались вперед. Ступаете по полу, который вроде бы сделан из сплошного золота. Но это не золото, конечно, нет. Это что-то больше похоже на звёздный свет, полупрозрачное, через него видно и вашу поляну, и весь мир внизу, и где-то там, на далёком фоне, ваше истинное жилище. Покрывающие это полуузоры слишком прекрасны, чтобы как-то их называть. Глядя на них, вы просто испытываете глубокую радость. Эти узоры, как музыка, они колеблются вслед вашей душе. С того момента, как вы вошли сюда, вас переполняют ощущения полного покоя, благополучия и ясности. Вы как будто всегда стремились сюда, в этот волшебный упоительный зал. Все ваши чувства обострены необычайно. Вы видите, слушаете, нюхаете гораздо интенсивнее, чем прежде. Место это напоено каким-то тончайшим ароматом. И вот впереди становится видна противоположная стена зала. Похоже, что там, где-то в этой стене источник мягкого света и той проникающей мелодии, которая слышна здесь. Там, в конце зала, закреплено что-то, напоминающее гигантский кубок толи с хрустальными, толи с зеркальными стенами. И боковые стены этого кубка отлиты в форме огромных древних деревьев. Где-то вверху плавает корона из 7 светящихся звёздочек, световых точек. «Вы видите корону Беловодья при дворе звёзд», - говорит вам Баян. Его голос громко звучит в огромном зале. Звёздные огни загораются всё ярче в такт его словам. Вы смотрите в зеркало или в этот бездонный кубок, и он постепенно темнеет. Там больше нет вашего отражения, а вместо этого там появляется фигура, излучающая теплое сияние. Это женщина. Она настолько прекрасна и стройна, что кажется почти прозрачной. Из неё и сквозь неё лучится свет. И вы снова слышите голос Баяна, он говорит вам: «Не бойся, это королева звёзд. Там есть ещё много разных королев.» Тут к вам обращается ещё один голос. Вы слышите его не ушами, а самим разумом. Он просто звучит внутри, как колокольный звон, и так же чист и ярок, словно прозрачный кристалл. Этот голос настолько далёк от всех тех голосов, которые звучат в нашем мире, что он как будто отстранён от нашего существования вовсе. «Ты явился сюда в поисках грядущего? Задавай же свой вопрос, человек.» Хотя это был не вопрос, но этот голос вызывает отклик всего сердца, и вы всем сердцем отвечаете на него и говорите ему: «Я не знаю зачем, но покажи мне самое главное, что мне нужно понять в этой жизни.» И вам согласились помочь, вам ответили всем сердцем, и это согласие выразилось не словами и даже не чувствами, а тонким мерцанием этой сияющей фигуры. «Посмотри на то, что ты искал», - даже не звучит, а эхом отдаётся где-то внутри вашей души. Фигура исчезает, и вы видите там, в глубине этого зеркала-кубка то, что можете увидеть только вы. Вы можете увидеть страсть всего мироздания, облеченное в форму ваших желаний. Нужно только побывать здесь, во дворце Беловодья. И если там звучала какая-нибудь музыка, то эта музыка была схожа с колокольным звоном. Всё, что казалось непознаваемым и неприкосновенным, на самом деле можно почувствовать и увидеть. И вы увидели и почувствовали сейчас что-то абсолютно важное. И когда вы это услышали и почувствовали, с вами больше не стало Баяна, поскольку вы теперь оказались в числе потомков его, как и все мы. И мы стоим уже за закрытой, но не навсегда, звёздной дверью в этом огромном небесном куполе. Мы стоим на верхней ступени лестницы, и нам предстоит спуск вниз. Но не хотим мы этого. Сердце переполнено чем-то, и это что-то просит о полёте. И вы, раскинув руки и выгнув спину, которая никогда больше не будет теперь сутулиться, прыгаете с лестницы в ваш мир, прыгаете с клёкотом птичьим. Вы стали соколом, птицей, несущей тайну. И вы теперь можете просто парить на крыльях этой птицы по спирали, направленной против витков лестницы, в другую сторону, глядя всевидящими глазами на этот мир и ещё раз на лестницу, по которой вы взошли ко дворцу Беловодья вместе с Баяном, Велесовым внуком. Вы можете увидеть то, что мешало вам подниматься. Эти тени воспоминаний сейчас мирно смотрят на вас, сокола, и машут вам руками, потому что вы спускаетесь и летите, вы, ставший птицей и потому ставший человеком. И вот это чудное парение по спирали заканчивается. Вы садитесь на свои когтистые лапы, на один из корней дерева, растущего в центре вашей поляны. И помните, как это надо сделать? Вы падаете, бьётесь оземь. И снова становитесь человеком с босыми ногами, стоящим в центре поляны. Но и это не всё путешествие. Вы пережили сегодня так много, что вам необходимо отдохнуть. Для этого нужно в последний раз в этом цикле нашего радиотеатра спуститься на салазках, съехать в нашу волшебную пещеру там, под корнями ясеня, который стал лестницей. Давайте сделаем это. Раз! И вот мы уже в прохладной пещере. Через отверстие между корнями в её верху можем видеть звёздное небо и эти звёздочки-двери, каждую ведущую в свой дворец. Здесь, в пещере, я хочу, чтобы вы сумели почувствовать ещё одну бесконечность. Помните, тут, в пещере, где-то недалеко от того места, где вы стоите, журчит родничок? Там капает вода. А на плоском камне рядом с книгой стоит кубок, ножка которого и дуги, поддерживающие хрусталь, сделаны в виде древних деревьев. И кубок этот, как две капли воды, похож на огромный кубок-зеркало, который вы видели наверху, во дворце Беловодья. И чтобы связать все наши сказки воедино, вспомнить всё, всё пережить и всё разместить в себе, вы делаете тот самый волшебный жест, который столько раз, обманываясь и губя самих себя, делают наши близкие, родные, дети. Вы подносите волшебный этот хрустальный кубок к роднику, наполняете его до краёв водой и пьёте живую воду. Пьёте и чувствуете, как капли хрустальной воды, преломлённые через магическое хрустальное стекло, вносят капельку звенящего хрусталя в каждую клеточку вашей души. И в ответ каждая клеточка поёт, наполняется энергией. Сейчас вы понимаете, что если вам хочется взлететь, вы можете размахнуть руками и превратиться снова в сокола, подняться сквозь дыру и полетать… Полетать над поляной волшебной и над лесом и сходить ещё раз во дворец Беловодья. Попробуйте сделать это – выпить из хрустального кубка хрустальной живой воды. Вот ведь не знаю, стоит ли разоблачать ту магию, в которой мы путешествовали сегодня… Немножко. Огромная лестница, лестница на небеса, дерево – это, конечно, синонимы, мифологические синонимы, это путь сообщения между небом и землёй. Лестница – это символ постепенного восхождения и пересмотра внутренних ценностей. Она воплощает переход из одной плоскости в другую. И, конечно, она обозначает и ступени инициации, и ступени путешествия духа к Богу, как любимая нами история о лестнице Иакова, который устанавливает связь между людьми и Богом. Символизирует человека мыслящего, выступающего посредником между небом и землёй, человека, как существо, которое способно стать образом божьим, благодаря обретению собственной мудрости. У персов в их тайной доктрине лестница имела семь входов + восьмой. Каждый вход на эту философскую лестницу был сделан из особого металла, зависел от положения Солнца и др. планет. В масонстве лестница представляла некую программу, идентичную программе средневековых университетов, состоящую из семи ступеней, называемых искусствами. Она подразумевала 7 уровней, которые должен преодолеть испытуемый. Уровни эти: грамматика, риторика, диалектика, арифметика, музыка, геометрия и астрономия. Это наша программа средней школы. В средневековых гербах лестница указывала на силу, необходимую для взятия городов штурмом. Рыцарь, который обязан воспринимать небесные законы и заботиться о соблюдении этих законов на земле, должен был уметь подниматься по ступенькам лестницы и опускаться по ним. Ну и, конечно, как и колодец, лестница символизирует переход, переход, соединяющий подземный мир, землю, наши реальности и жизнь божественную. Сокол - это символ души, души вечно живущей, способной летать, способной путешествовать. Сегодня наш радиотеатр заканчивается, и я предоставляю вам самим разобраться, что же значит для каждого из вас образ Баяна. Что вы чувствовали, когда держали в руках посох, и что значит этот посох-опора человеческой жизни? Что вы видели во дворце Беловодья? Почему столько раз, путешествуя в наших сказках, мы всё время возвращались к образу прекрасной девы?
|