Занятие 05. Сегодня очередной тренинговый вечер, и мы движемся вслед за расширенной нами немножко символдрамой в глубину наших внутренних пространств, в структуру и значение отдельных символов, которые встречаются нам в воображении и, конечно, в наших фантастических снах. Вы уже садитесь на свои священные места, зажигаете свечу, которая стала символом нашей передачи, огонёк которой успокаивает ум, убирает накопившуюся за день суету. Потому что когда что-то внутри нашей души начинает успокаиваться, можно почувствовать, что где-то здесь, совсем рядом, в этой вселенной, в этой стране, в этом городе, в этой комнате, правда, живут «серебряные нити», которые всегда здесь, рядом с нами и которые, как в старой сказке, опутывают всю вселенную, связывая всё со всем. И вы всё своё существо переносите на горящий огонёк свечи. И там, за этим огоньком всегда видна дорога, которая в этом путешествии ведёт нас на поляну, на поляну в лесу, на поляну, в центре которой стоит столб, наш столб силы. Мы движемся сегодня в то хорошее место на земле, где нам всегда хорошо, спокойно и уверенно. Мы находимся где-то в центральной точке, на пуповине нашего внутреннего мира, того мира, который внутри себя мы создаём всю жизнь, порой не отслеживая этот творческий процесс и даже не замечая его. Однако эта удивительная поляна своя у каждого из нас. И как только вы закрываете глаза и видите перед собой эту поляну, в центре которой вы стоите, стоите спокойно, прислонившись к столбу, и уверенно смотрите вокруг. Ведь здесь на этом месте можно даже почувствовать, как под вашими ногами медленно и спокойно вращается земля, ваша земля, и вы – её центр. И как только вы оказываетесь здесь, суета уходит куда-то. Тот мир, который беспокоил, приносил боль, кажется не имеющим никакого значения. И ваше дыхание становится ровным и спокойным. Вам хорошо здесь, на этой поляне, стоять в её центре и чувствовать, как вокруг вас, как вокруг великой оси этого мира, вращается Земля. И вот сейчас, когда вы стоите здесь, в центре поляны, и смотрите на мир, который где-то там, за лесом кажется бесконечным и далеким, вы понимаете, что на самом деле ваша поляна находится на каком-то очень-очень пологом холме, видимо, ужасно древнем. Может быть, этот холм когда-то был горой. И поэтому вид, который открывается перед вами, столь же прекрасен, как вид с высоких гор. Вы просто стоите и оглядываетесь вокруг. И чувствуете, что вы у себя дома. Вы на месте, которое самое ваше из всех ваших мест на нашей планете. Если вы достигните этого ощущения, то сразу вам покажется, что что-то происходит со столбом, на который вы опираетесь. Потому что если вы почувствуете себя в центре своего мира, то вы неожиданно ощутите, что столб, который находится за вашими плечами, почему-то стал теплым на ощупь. Вы чувствуете его спиной, как что-то теплое и шершавое. Стоя здесь, спиной к столбу, вы начинаете понимать, что на самом деле вы стоите, прислонившись к дереву, которое находится в центре вашего мира, к дереву, которое ради вас может превратиться в столб, но которое на самом деле живёт, оно наполнено соками и наполнено теплотой. Попробуйте почувствовать, как это приятно ощущать спиной не холодный камень, а живую и теплую плоть дерева. Давайте теперь попробуем отойти чуточку в сторону и посмотреть, на какое же дерево вы опирались, какая порода дерева стоит перед вами. Какие у него корни? Крепок ли ствол? Много ли на нём ветвей? Они большие, теплые, тенистые? А может быть, это ель, уходящая в небеса? Может быть, это дерево в цвету, а может быть, на нём поспели большие и сочные плоды? А может быть, это дерево почему-то засохло? Всё, что находится в центре вашей поляны в лесу, всегда рассказывает о вас, всегда описывает образно в виде поэтической метафоры то, каким вы чувствуете самого себя. Каждый человек, подобно дереву, должен укорениться в этом мире, и, совмещая в себе гибкость и прочность, при урагане гнуться, но не ломаться. Во многих культурах деревья являются символами превращения. Корни – это, разумеется, человеческое прошлое, то, как мы чтим наших предков, то, насколько значимы для нас их культура, насколько значимы корни для ствола. Ствол – это наше ощущение себя в настоящем, себя в жизни. Разглядывая ствол дерева, стоящего в центре вашей поляны, вы можете почувствовать, насколько задействованы ваши жизненные силы, насколько вы тверды духом. Ну и конечно, кроны и ветви – это будущее, возможность нашей реализации и достижение наших жизненных целей. Например, если дерево цветёт или плодоносит, то это говорит о внутренней убежденности человека в том, что его цели вполне достижимы, что в будущем он, дерево, может дать плоды. Как всегда, в анализе метафоры есть свои приёмы. Если вы отнесете эти характеристики ствола, корней, ветвей к себе самому, то вы поймёте внутреннее ощущение вашего жизненного древа. Плиний утверждал, что деревья были храмами. Наши древние предки соотносили священные деревья и священные рощи или леса с различными божествами. Чтобы делать приношение богам, когда-то приходили в лес. Даже сегодня можно встретить в разных культурах украшенные различными повязками священные деревья или среди деревьев статуи святых с табличками о приношениях. Мы всегда, приезжая на дачу, смутно ощущаем священную роль деревьев в нашей жизни. Ведь если дерево в наших видениях изображает человека, то и посадка деревьев и разведение садов или маленьких цветников это путь к воскрешению собственной природы, это повторение некого древнего священного акта, для нас сохранившегося лишь как пословица: построить дом, написать книгу и посадить дерево. Построить дом и написать книгу сложно, посадить дерево может каждый из нас. И в этой поговорке, конечно, чувствуется священная роль деревьев. Ну и, конечно, наша новогодняя елка, прообразом которой было космическое дерево, ярко озаряющееся в полночь посреди зимы, нам всем знакома. Мы сейчас попробуем изменить то священное дерево, которое растёт в центре нашей поляны. Но я бы хотел для этого попросить вас ещё об одной необычной вещи. Я бы хотел, чтобы вы попытались станцевать танец дерева. Поднимитесь со своего места, глубоко вздохните и представьте себе, что когда-то, когда вас не было на свете, в центре вашей поляны, там, где сейчас растёт дерево, лежал камень. Это был небольшой камень. Возможно, на этом камне был начертан какой-то священный символ. Но однажды из никому неведомого светящегося зернышка, которое лежало в тени под камнем, стал пробиваться росток. Этот росток сначала немножко сдвинул камень с места, потом оттолкнул его. А потом, может быть, этот камень лопнул, и из него стал подниматься уверенный и мощный древесный побег. Молодое деревце неудержимо тянулось листочками и ветвями к солнцу. Это происходило, может быть, очень медленно. Но мы чувствуем это сейчас, поскольку вместе с деревом мы сейчас попробуем с вами расти, расти из светящегося ростка. Рост не всегда происходит плавно и гармонично. В нём происходят какие-то внутренние рывки, какие-то барьеры. И мне бы хотелось, чтобы вы отпустили себя навстречу этому звучащему кларнету и попробовали вырасти в мощный, огромный ствол, который будет стремиться куда-то ветвями, стремиться куда-то бесконечно вверх к небу, потому что пройдёт совсем немного времени, и мы с вами вместе с этим стволом попробуем к нему подняться. Для того чтобы построить ствол, сколько бы вам ни было лет, нужно немножко отпустить себя и представить себе, разрешить себе это – прорастать, как прорастает в вашем воображении светящийся древесный росток. Попробуйте. Поскольку если вы не разрешите себе свободного движения здесь, на вашей священной поляне, то, может быть, не разрешите этого странного танца нигде и никогда. Выросло огромное и могучее дерево, упирающееся кроной в небеса, дерево, к которому вы можете прислониться, дерево, которое является вертикалью, связывающей ваш центр мира с небом этого мира. Древо познания в саду Эдема является своеобразным отрицательным символом бессмертия, которого лишился человек. Обретая вечное древо в центре своего маленького рая, мы, может быть, преодолеваем что-то, что чувствуем как собственную греховность. Древо есть во всех древних мифах. Вечно человек поднимается и спускается по природной лестнице, образованной его ветвями, сообразно с собственными возможностями. В древнееврейской традиции древо жизни – это древо сиферот, которое тоже связывает небо с землёй и проходит по дороге три мира: мир божественных эманаций и творений, который мы называем небо, мира воплощённых творений и форм (земля) и подземного мира, где оно превращается в древо смерти. В китайских мифах очень похоже связывает миры китайское дерево края света. Это место, где мы сейчас с вами стоим и смотрим на наше огромное дерево, на самом деле, наверно, можно не только назвать пупом земли, но ещё и краем света. Ствол этого китайского древа достигал существенно больше 100 км в высоту, а с его веток свисали 10 солнц, и за каждым из этих солнц пряталось по 10 преисподних. Просто поднимите глаза вверх и почувствуйте, как медленно покачивается упирающаяся в небеса верхушка вашего священного древа, какая тишина стоит при этом вокруг, и какую уверенность испытываете вы. Попробуйте почувствовать танец священного дерева, когда его крона важно волнуется под воздействием ветра, который может немножко прогнуть этот ствол, но он не в силах его сломать. Если вы сейчас смотрите на это великое древо со стороны там, в воображении, сделайте простой шаг, просто слейтесь с деревом, войдите в него. Почувствуйте, как дует ветер, как он волнует ваши листья и ветви, как это вызывает только танец, танец людей-деревьев. Бесконечно древнее изображение, которое проходит осью через все тысячелетия человеческой культуры. Если вы сейчас участвовали в нашем упражнении, то вы знаете, что такое люди-деревья, которые появились на скалах ещё в эпоху неолита. Когда Спаситель слился с крестом, он тоже стал человеком-деревом, виноградной лозой. И вы знаете изображение крестов, на которых распято дерево, или крестов, которые образованы лозой. Это тоже вселенское древо жизни и крови, и вечной жертвы, и вечного страдания, символом преодоления которого является могучий ствол, который гнётся, но не может сломаться никакими жизненными ураганами и бурями. На этом древнем стволе есть ещё одна поза, которая, как говорят, тысячелетиями приносила человеку здоровье. Я не уверен, что эту позу можно как-то объяснить. Но на древних рисунках, на древних камнях люди-деревья очень часто держат правую руку на сердце, а левую руку – где-то посередине между пупком и эпигастрием, т.е. где-то прямо под желудком. Если вы сейчас стоите, то положите правую руку на сердце, а левую куда-то на середину живота и ещё раз подвигаться под музыку или скрип ветра, который играет в ваших ветвях, и ствол гнётся, но не может сломаться. Эта поза использовалась исихастами, последователями Григория Паламы. Говорят, что когда в этой позе произносишь иисусову молитву, на душе как-то сразу становится легче. Даже если вы не знаете этой молитвы, просто попробуйте покачаться вслед за ветром нашей сегодняшней музыки, подержать руки так, как призывают нас тысячелетия. Танец дерева древнее и необыкновенно мощное упражнение. Это упражнение, которое даёт ту самую уверенность в себе, которой нам так часто не хватает. Помните? Из горящего дерева получил Моисей заповеди. Неопалимая купина – символ невероятно божественной силы, горящая крона которой воплощает целостность и бесконечность космоса. И внутри, где-то в глубине ствола русские увидели деву Марию (на иконе «Неопалимая купина»). Гибкость дерева – это его женственность и мягкость, а мощь ствола – это его мужественность и прочность. Из этих двух начал с людьми и разговаривал когда-то Бог. Когда-то, кроме новогоднего дерева, в Европе примерно до 16-17 века было ещё и майское дерево. Его ставили 1 мая перед дверью, покрывали украшениями и лентами. Оно являлось вестником уважения и любви для тех, кому хотели оказать честь или почести. Такое дерево ставили перед окном молоденьких девушек парни в городах и деревнях. С помощью этих маленьких украшенных деревьев люди разговаривали друг с другом. Маленький ясень обозначал почтение к учителю, сирень – восхищение красотой девушки, остролист попрекал девушку за плохой характер. Мне бы хотелось поставить перед всеми нашими слушателями такое вот майское дерево, дерево вашей уверенности в себе, дерево, связывающее ваше прошлое с вашим будущим, дерево, связывающее ваших предков с вашим небом. Примите этот подарок, почувствуйте себя деревом. Для того чтобы вы поняли самое главное, что есть в нашем видении поляны в лесу, я бы хотел, чтобы вы снова стали деревом и почувствовали, как крона его упирается в небо и как уходят в землю его могучие корни, которые держат этот надежный и гибкий ствол с его нежной и женственной сердцевиной, сердцем. Наверно, тогда вы сможете почувствовать, что там, под поляной, которая на вершине пологого холма, где-то в глубине, под её корнями скрывается ещё одна необыкновенно значимая вещь. Там, в глубине, есть пещера, загадочная, прекрасная, как храм. Мы не видим её сегодня. Но давайте попробуем почувствовать всё вместе. Например, закат, вы, как огромное древо, стоите над миром. Ваши ноги-корни уходят куда-то в землю, чувствуя и обнимая там внизу прекрасную пещеру. Вы чувствуете всё это и чувствуете корнями, как вокруг вас медленно вращается земля. Попробуйте это ещё раз, и вы будете завтра чувствовать себя по-другому в этом самом сложном мире из всех миров, известных под солнцем.
|