Серебряные нити

психологический и психоаналитический форум
Прямой эфир. Youtube
Чат переехал на ютуб

Текущее время: 29 мар 2024, 01:48

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Правила форума


Уважаемые форумчане! Просим на каждое занятие заводить отдельную тему...



Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 34 ]  Пред.  1, 2, 3
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: Занятие 8.
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 15 янв 2013, 07:49 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 08 фев 2012, 05:05
Сообщения: 532
Откуда: Москва
В связи с прошедшей передаче по пьесе Островского "Снегурочка" захотелось договорить тему "пассионарности". В теме о Снегурочке я опубликовала картинку, которая символизирует эту область. На ней изображена крепостная стена, разумеется, из красного кирпича.
Козельск
Изображение

Внизу мужчина. Одна его половина лица - чисто выбрита, в другую - небритую щёку, его целует женщина. В истории воинских (народных) объединений, которые защищали Родину, существовала странная традиция выбривать некоторую часть лица или головы, например, запорожские казаки или донские казаки, которые делали себе чуб. Образ Мизгиря в опере "Снегурочка" многим представляется, с аккуратно выбритой бородой, что его, как чужака выделяет среди берендеев, которые как и Дед Мороз имеют окладистую бороду. Мизгирь чем-то напоминает Мефистофеля.

Изображение

Эту область сознания - символизирует морковь, причём, противоположную область - капуста. Существует традиция, в снежную бабу вместо носа втыкать морковку - и это важный символ.
Свернуть

Персонажи пьесы представляют собой противоположности: пылкий Мизгирь - холодная Снегурочка. Эти две противоположные энергии - живут внутри нас, и они нуждаются в обнаружении и в равновесии, потому что в процессе воспитания мы как бы делаем выбор, и начинаем ярко выражать одну из полярностей. Возможно, утрата своей полноты, является побуждающим мотивом общения с другими людьми или поиска своей половинки. Я считаю, что поиск и взаимодействие со своей противоположностью - важная духовная задача, в процессе которой "половинки" понимают, что их противоположность выражена не в другом человеке, а она находится внутри себя. Происходит та смена ролей, которую мне легче объяснить на примере сказки о Снегурочке.

Нашу полноту - можно назвать самостью. У самости есть числовое обозначение - она состоит из двенадцати частей, шесть которых противоположно другим шести частям. Ярким символом самости - является зодиакальный круг. В нём есть два противоположных знака: Козерога и Рака, которые можно условно сравнить с Мизгирём и Снегурочкой. Козерог - земной, материалистичный знак, олицетворяющий принцип высоты. Рак - знак воды и принцип глубины. Снегурочка - хоть и замёрзшая вода, но всё таки вода. Эта пара очень значимый символ многих сказок, вспомнить хотя бы сестрицу Алёнушку и братца Иванушку. Злая ведьма топит в воде Алёнушку, и та становится, чем-то вроде, водной нимфы, которая общается со своим братом, который превратился в козлёночка. То же превращение только наоборот, мы видим в сказке К.Коллоди "Пиноккио", когда Пинокио плывёт к горе, на которой его ждёт Фея в образе козочки, но его проглатывает огромная акула - и он в чреве акулы погружается в морские воды. В исходе пьесы Островского та же схема. Та, которая выражала принцип глубины, растаяв от палящих лучей Ярилы-Солнца, взмывает высоко в высь в виде тонкого облачка, а тот кто олицетворял принцип высоты (Мизгирь) - бросается с крутого обрыва, в глубину вод. Это очень похоже на мысль, которую приписывают Иисусу Христу: "Когда вы соедините в себе внешнее и внутреннее, левое и правое, верх и низ - вы соединитесь с Богом".
Канонический текст
Евангелие от Фомы (стих 27): "Иисус сказал им: Когда вы сделаете двоих одним, и когда вы сделаете внутреннюю сторону как внешнюю сторону, и внешнюю сторону как внутреннюю сторону, и верхнюю сторону как нижнюю сторону, и когда вы сделаете мужчину и женщину одним, чтобы мужчина не был мужчиной и женщина не была женщиной, когда вы сделаете глаз вместо глаза, и руку вместо руки, и ногу вместо ноги, образ вместо образа, - тогда вы войдете в [царствие]".
Свернуть


В передаче о Снегурочке Александр Геннадьевич проводил параллели с современностью; как "синдром Снегурочки" - выражается в поведении современных девушек. Почему Снегурочка в пьесе Островского, выходит из леса чтобы послушать песни Леля, но влюбляется в Мизгиря? А точнее в венок, который ей дала мать Весна-Красна. Я считаю, что венок это символ некой пассионарной идеи: любви, спасительства и жертвенности. Иисуса Христа мы тоже понимаем через похожий образ; у спасителя терновый венок (венец), и его жертва тоже происходит весной. И эта идея мучительно рождается и осмысливается в каждом столетии на протяжении последних тысячелетий истории человечества. Наверное, лучше всего этот "синдром" описал Л.Н.Толстой в своём романе "Война И Мир". И мне опять легче объяснить его на примере рисунка. Внутри нашего сознания находятся две противоположные области, которые я изобразила, вот на этом рисунке.
Изображение
Левую сторону, я согласно прошедшим в СН тренингам, назвала "Волшебный город", правую сторону - "Волшебная поляна" (тренинг "Мир символов"). Как Мизгирь и Снегурочка принадлежат к противоположным аспектам Бытия, так семья Болконских и семья Ростовых - дуальны друг к другу. Любовь, конечно, вспыхивает между Наташей Ростовой и Андреем Болконским, но по стечению роковых обстоятельств, их союз становится не возможен. Мне кажется, что и в современной реальности - браки, сотрудничество и дружба возникает между людьми, которые тяготеют к одному полюсу мироощущения. Но вот Толстой описывает Войну, а это на моём рисунке область Зимы. И в этой области, в том числе и нашего сознания, возможно соединение любых противоположностей, которые ранее не могли даже пересечься друг с другом. В войну хоть и ненадолго Наташа Ростова находится рядом с раненным Андреем Болконским, а её брат Николай Ростов венчается с Марьей Болконской. Эти образы тоже глубоко архетипичны и показывают некий выход в возможности соединения противоположных взглядов: религий, систем образования, воспитания и пр. Поэтому такой краткий союз Снегурочки и Мизгиря хоть и можно отнести к военно-полевому роману, но он является духовной жертвой и рождает Надежду.

(продолжение следует)

_________________
Катя Сафонова.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Занятие 8.
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 15 янв 2013, 14:14 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 08 фев 2012, 05:05
Сообщения: 532
Откуда: Москва
Решила нарисовать образ, появившийся во сне. Печка, с вьюшечной чугунной дверцей, на которой было написано: "Шубинъ, 1890 г.":
Изображение
Очерк о Шубине был выше. Мне почему-то кажется, что этот образ индивидуации, каким-то образом связан с передачей "Серебряные нити" и её ведущим - Александром Геннадьевичем. Этот образ - не имеет привязки к конкретной точке земли, хотя предания о горном хозяине - Шубине, появились в шахтёрской среде Донбаса.

А ещё я хотела рассказать, что каждый значимый образ национальной индивидуации - связан с той или иной точкой Земли. Я раньше публиковала рисунок, который я назвала русской индивидуацией.
Изображение
То место, в котором я вижу этот образ, когда отправляюсь в путешествие в Осознанных Сновидениях, я отношу к Владимирской области и городу Владимиру. Который, по моим ощущениям, стал символом рождения новой Руси. А.Тарковский, снявший фильм "Андрей Рублёв" о средневековой Руси 15 в., не столько создавал историческую эпопею, сколько очень точно передал зарождающиеся образы новой индивидуальности Руси. Они до сих пор - являются ядром нашего национального самосознания, хотя многое там разрушено, и многое в запустение.

Но есть и другие образы национальной индивидуации, потому что мессии на Русь приходили с завидным постоянством: это и Иван Грозный, и Пётр Первый, и Сталин. И новые индивидуации - спешили запечатлеть себя в зодчестве. Вот, недаром, в древности существовала страшная традиция; мастеров, которые создавали храмы - ослеплять. Мистический аспект этого изуверства, я не буду объяснять. Расскажу лишь, как я увидела в своих ОС индивидуацию Руси, созданную Иваном Грозным.

Я шла по улице Варварке (г.Москва), я увидела длинную крепостную стену. Она была выбелена в белый цвет. Сомнений не было - это китайгородская стена:
Изображение
Китайгородская стена, вид в сторону Варварки

Я дошла до храма Василия Блаженного (Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву):
Изображение
И почувствовала сильные эманации злобы, я даже услышала злобные женские выкрики. Меня в нашем народе всегда поражала одна отличительная черта: злобность женщин, которая особенно проявляется в общественных местах. Далее у меня было путешествие на Запад, где я фрагментами увидела эманации других народов: какого-то народа из бывшего соц.лагеря, который тоже излучал неприятную энергию: мужского старческого маразма и старческой похоти. Потом я оказалась на Британских морях, где увидела в море, стоящие на сваях замки, дворцы и дома. Очень красиво, причём, я не почувствовала какую ни было человеческую эманацию. То, что коллективное бессознательное англичан - организованно другим способом, чем наше, я в этом убедилась в Турции, отдыхая с ними в одном отеле. И если я видела, что русские (я в том числе), на какие-то ситуации бессознательно реагируем агрессией и обидой, то у них - такая реакция напрочь отсутствовала.

Этот разговор об Иване Грозном я завела для того, чтобы продолжить начатый разговор Александром Геннадьевичем в программе "О репрессиях в России и равнодушии-2"

рассуждения А.Г.
Механизм, который с нами происходил, понятен. Этот механизм ещё в прошлой передаче радиослушатели назвали - ложью. Я много раз вспоминал о механизме описанным Грегори Бейтсоном и группой [?] – психологическом механизме, которые авторы считали механизмом формирования шизофрении, одной из особенности которой является утрата эмпатии, то есть потеря способности к эмоциональному сопереживания. А то что двойной зажим непрерывно действовал в нашей культуре, я могу сказать совершенно точно, потому что конечно Иван 1V Васильевич непрерывно разводился и убивал своих жён. Совсем не задолго до этого старец Псковского Елеазаровского монастыря Филофей отчётливо сформулировал идею Москвы – Третьего Рима и реализация этой идеи, её воплощение, народ ожидал от царствования первого царя Всея Руси, объединившего княжеские земли. Наихристианийший царь пролил на Руси столько крови, что процент этой пролитой крови, вполне сравним со сталинской. Старцами и эпископами говорилось одно, а в жизни происходило другое, и конечно, народ, как и в сталинские времена это прекрасно видел. Призывали народ к чему-то одному, а в реальности от него требовали чего-то другого, и абсолютно не понятного. Возможно вы помните из цикла по Истории о Великом Смешении Умов, когда в 1575 году Иван Грозный обиделся и венчал на царство крещённого татарина и хана касимовского Симеона Бекбулатовича. И тогда он почти два года был царём и великим князем Всея Руси. А сам Иван Грозный назвался Иваном московским уехал из Кремля и стал жить на Петровке. Надо сказать, что этому предшествовало новый всплеск казней, это уже после утихание опричнины было. Я хочу обратить ваше внимание на то, что все казни были внезапными и проповеди читались, как о Руси – третьем Риме, и царь был безоговорочным авторитетом . Я хочу вам напомнить и о той части русской истории, это русский раскол старообрядства конца 17 века. В сущности, сами реформы Никона, по всей видимости, казались ему самому, реформами внешней формы обряда, а не какого-то содержания. /…/ Когда современный человек читает подробности этого раскола, то ему непонятно из-за чего произошла та колоссальная трагедия, психологическая, в первую очередь, в которую раскол вызван. Но во-первых, по мнению старообрядцев взгляды Никона того времени, о какой-то конкретной христианской традиции, в данном случае, греческой, как бы эталонной были подобны трехъязычной ереси, то есть учению о том, что священное писание может существовать исключительно только на трёх языках, на которых была сделана надпись на кресте Христовом: еврейском, греческом и латинском. Национальному христианскому сознанию такой взгляд был абсолютно чужд. Однако Никон занялся жёстким преследованием и репрессиями тех, кто не принял реформу. А старообрядцы объявили весь мир вне старообрядческих общин – миром Антихриста. Антихристом объявился царь Пётр 1 и все кто выразил согласие с реформами Патриарха Никона. И это делало их «не людьми». В ответ жертвами Антихриста и поклонниками Антихриста Никон назвал старообрядцев. Соотвестственно христиане, по некоторому набору внешних примет, внезапно разделились на "людей" и "не людей". Причём каждый определял, кто человек, а кто не человек, по какому-то внешнему, одному ему известному набору примет. Примерно таким же способом в 30-х годах начали выделять "врагов народа". Человеческое сознание не в силах понять, каким образом сделать выбор: где враг, а где друг. Мы каким-то загадочным образом запретили себе разбираться в людях и их чувствовать, потому что, в конечном итоге, каждый человек, который выглядел как-то не привычно, воспринимался как враг, и что гораздо хуже, не просто, как враг, а как не совсем человек; сын Антихриста. Так, наверное, развивалась это страшная ситуация в истории. Однако мы всё время забываем, что те мрачные времена прошли. Мы должны научиться чувствовать, что нами управляют тени и признаки, и что если ты не пытаешься чувствовать другого человека и любить его, у тебя на душе становится очень холодно.
Свернуть


(продолжение следует)

_________________
Катя Сафонова.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Занятие 8.
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 15 июл 2013, 15:32 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20 апр 2013, 06:55
Сообщения: 2110
Откуда: Москва
КС писал(а):
КС писал(а):
Слепой говорит безногому: «Садись на меня да сказывай дорогу; я послужу тебе своими ногами, а ты мне своими глазами». Взял он безногого и понес на себе, а Катома сидит, по сторонам поглядывает да знай покрикивает: «Направо! Налево! Прямо!..». (Русская народная сказка "Слепой и безногий богатырь")

КС писал(а):
Не пройдя, однако, и километра, он повстречал на улице Лису, хромую на одну ногу, и Кота, слепого на оба глаза. При ходьбе они помогали друг другу, как добрые товарищи. Слепой Кот служил опорой для хромой Лисы, а хромая Лиса служила слепому Коту поводырем (К.Коллоди "Приключение Пиноккио")

Удивительное дело, в индуизме тоже есть этот образ. Пра́крити — фундаментальное понятие философской системы индуизма санкхьи, означающее изначальную природу, материальную первопричину Вселенной. Считается женским основополагающим элементом, контактирующим с мужским элементом — духом (пуруша). В текстах санкхьи пуруша описывается как «безногий», сидящий на плечах у «слепой» пракрити. В отличие от китайской теории Инь-Ян, пуруша не является активным мужским началом и описывается как дришти — безмолвный свидетель метаморфоз пракрити, без наличия которого невозможна её деятельность.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Занятие 8.
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 09 июн 2014, 08:11 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20 апр 2013, 06:55
Сообщения: 2110
Откуда: Москва
Решила перенести часть сообщения из другой темы, чтобы делать ссылку

"Пракрити и Пуруша двойная природа Космоса. Философия Веданты и Санкхьи": http://cult-portal.ru/kultura-i-filosof ... y-i-sankhi

Изображение

Теперь попробую объяснить почему согласно индуизму и сказки К.Коллоди "мужское" и "женское" начало существует раздельно. Потому что эти начала рождают новую индивидуальность, и для её развития и воспитания нужно создать пространство. Как ни странно, Кот и Лиса из сказки тоже символы этих начал, но из-за своего "слипания" они действуют негативно на индивидуальность Пиноккио, соблазняя его. Я когда слушала передачу о Симоне де Бовуар и Жан Поле Сартре, мне подумалось, что "слипание" этих двух гениев приводила к не очень красивым историям. О том почему гении должны существовать отдельно мне объясняли в моих сновидениях богатыри-великаны: Усыня, Дубыня и Горыня. Во-первых, любовь между двумя гениями - это любовь между двумя противоборствующими индивидуальностями, а мирный союз возможен только при условии, что один откажется от своей индивидуальности. Мне запомнилась фраза одного театрального режиссёра, который сказал, что трагедия Анны Карениной, заключается в том, что она не сможет стать Вронской, и это не только специфика формальных законов, это законы духовные. Это мы, обманутые цивилизацией, считаем, что свою индивидуальность, как платье легко поменять. Ничего подобного...

В моих сновидениях богатыри-великаны мне показывали, что Мир условно делиться на три части. Как-то нужно эти части именовать, поэтому я их называю: Явью, Навью и Правью. Когда-то богатыри-великаны жили в реальности и в нижнем мире, потом они ушли в нижней мир. Их жёны живут в верхнем мире, то есть они раздельны. Женское и мужское начало представляет собой, как бы два полюса, между которыми рождается Новое, появляются и воспитываются новые индивидуальные проявления всего Сущего.

В традиции древних магов (толтеков), о которой рассказывает К.Кастанеда, о взаимоотношении мужского и женского начала, говорится очень логично и практично. Существует определённое строение "магической группы". Есть женщина-Нагваль и есть мужчина-Нагваль. Женщина-Нагваль уходит вместе с партией Учителя в другое измерение, для того чтобы служить неким маяком для мужчины-Нагваль, потому что между ними существует сильное притяжение. Ничего "бредового" в этой идее я не вижу, потому что, если быть объективной, то и в произведениях: Данте "Божественная комедия" и Гёте "Фауст", говориться о той же роли женщины.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 34 ]  Пред.  1, 2, 3

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
POWERED_BY
Русская поддержка phpBB
[ Time : 0.101s | 18 Queries | GZIP : On ]