Серебряные нити http://serebniti.ru/forum/ |
|
Занятие 1. http://serebniti.ru/forum/viewtopic.php?f=49&t=1274 |
Страница 1 из 1 |
Автор: | quagga [ 08 сен 2012, 15:30 ] |
Заголовок сообщения: | Занятие 1. |
Привет, Пиноккио! |
Автор: | КС [ 09 сен 2012, 20:16 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Занятие 1. |
Об образе Терёшечке (Терёшке) я хотела рассказать в связи с прошедшей передачей о страданиях юного Вертера (И.В.Гёте). В теме так поэтично говорили об этом герое, что я побоялась отзываться о нём и его страданиях скептически. Но вот, что я вспомнила, я недавно в поисковике искала всё, что касается имени Терёшка/Терёшечка и наткнулась на произведение нашего великого поэта А.С.Пушкин "Метель". Там фигурирует кучер Терёшка. Александр Сергеевич очень по доброму иронизирует над поэтичностью и романтичностью молодых/юных людей. Вот одна из цитат: "Марья Гавриловна была воспитана на французских романах, и, следственно, была влюблена. Предмет, избранный ею, был бедный армейский прапорщик, находившийся в отпуску в своей деревне. Само по себе разумеется, что молодой человек пылал равною страстию и что родители его любезной, заметя их взаимную склонность, запретили дочери о нем и думать, а его принимали хуже, нежели отставного заседателя. Наши любовники были в переписке, и всякий день видались наедине в сосновой роще или у старой часовни. Там они клялися друг другу в вечной любви, сетовали на судьбу и делали различные предположения. Переписываясь и разговаривая таким образом, они (что весьма естественно) дошли до следующего рассуждения: если мы друг без друга дышать не можем, а воля жестоких родителей препятствует нашему благополучию, то нельзя ли нам будет обойтись без нее? Разумеется, что эта счастливая мысль пришла сперва в голову молодому человеку и что она весьма понравилась романическому воображению Марьи Гавриловны." Сюжет повести строится так: молодые решают тайно обвенчаться. В день побега случается метель. Барышня с кучером Терёшкой отправляется в церковь, а молодой человек тем временем заблудился в непогоде. Он приезжает к уже закрытым вратам церкви. После Марья Гавриловна заболевает, она находится на грани жизни и смерти. В бреду она произносит имя своего возлюбленного. Родители думая, что болезнь её происходит из-за невозможности выйти замуж за любимого, решаются на неравный брак. К удивлению всех, её возлюбленный отвечает невразумительным отказом. После он отправляется на войну (с Наполеоном) и там погибает. Вокруг богатой барышни вьётся большое количество женихов, но она хранит верность памяти своего возлюбленного. Наконец, в её жизни появляется раненный на войне - Бурмин, помещик, живший по соседству. Они испытывают взаимную симпатию друг к другу. Однажды Бурмин приехал с визитом и нашел Марью Гавриловну в саду. Он объявил Марье Гавриловне, что любит её, но не может стать её мужем, так как уже женат, но не знает, кто его жена, где она и жива ли. И он рассказал ей удивительную историю, как в начале 1812 г. ехал он из отпуска в полк и во время сильной метели сбился с дороги. Увидев вдалеке огонек, направился к нему и наехал на открытую церковь, около которой стояли сани и в нетерпении ходили люди. Они вели себя так, как будто ждали именно его. В церкви сидела молодая барышня, с которой Бурмина поставили перед налоем. Им двигало непростительное легкомыслие. Когда обряд венчания кончился, молодым предложили поцеловаться, и девушка, взглянув на Бурмина, с криком "не он, не он" упала без памяти. Бурмин беспрепятственно вышел из церкви и уехал. И вот теперь он не знает, что сделалось с его женою, как её зовут, и не знает даже, где происходило венчание. Слуга, бывший с ним в то время, умер, так что нет никакой возможности отыскать эту женщину. "Боже мой, Боже мой! - сказала Марья Гавриловна, схватив его руку, - так это были вы! И вы не узнаете меня? Бурмин побледнел... и бросился к её ногам... Вот такую удивительную историю написал А.С.Пушкин. Но как это всё связывается со страданиями юного Вертера? Мне кажется, ключ к этой тайне лежит через имя "Терёшка". В белорусской традиции существовали обряды, которые позволяли примерить на себя новые социальные роли, например, женатых людей. Среди таких обрядов был обряд под названием "Женитьба Терешки". Цитата: Женитьба Терешки – это свадьба понарошку. Так называется колядная игра, которая являлась довольно популярной в наших краях вплоть до середины прошлого века. Сейчас она "живет" в Минской и Витебской области. Наверняка, она и была распространена в наибольшей степени в этих районах. Первоначальной функцией этой игры было поближе познакомить неженатую молодежь. Как из одной деревни, так и из других местностей. Читать полностью: http://www.prazdnik.by/content/detail/8/25/50584/ Соединив Гёте "Страдания юного Вертера", прошедшую передачу А.Г.Данилина об этом произведении, повесть А.С.Пушкина "Метель" и белорусский обряд "Женитьба Терёшки" мы получаем некие сведение о ещё не сформированных чувствах юных людей. Их можно назвать, если не истинной любовью, то скорее "пробной любовью", "пробным браком". Кстати, в теме о Вертере приводится в пример Ромео и Джульетта, но вспомните, Ромео вначале пылал любовь к другой девушке. Пылким и романтическим юношеским чувствам требуется "вызревание", хотя бы в таких мудрых обрядах, как "Женитьба Терёшки". А.С.Пушкина в повести "Метель" раскрывает и показывает выход из проблемы, обозначенной в романе Гёте о страданиях Вертера. Выводы делайте сами. |
Автор: | КС [ 10 сен 2012, 08:17 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Занятие 1. |
Я пыталась сделать выводы сама, но мне это так трудно даётся, поэтому я лучше расскажу об ассоциациях, которые возникли в результате этих размышлений. Если вы будете читать повесть А.С.Пушкина "Метель", то обратите внимание, что первый возлюбленный Марьи Гавриловны называется только по имени - Владимиром. Имя - это наша индивидуальность. Пушкин описывает привязанность Марьи Гавриловны к своим родителям, побег из родного дома психологически дался ей с большим трудом, может быть поэтому, Пушкин наделяет её отчеством. А вот новая любовь барышни называется исключительно по фамилии - Бурмин. Пушкин немного иронично, но подчёркивает зрелость этой личности: "Бурмин был в самом деле очень милый молодой человек. Он имел именно тот ум, который нравится женщинам: ум приличия и наблюдения, безо всяких притязаний и беспечно насмешливый. Поведение его с Марьей Гавриловной было просто и свободно; но что б она ни сказала или ни сделала, душа и взоры его так за нею и следовали. Он казался нрава тихого и скромного, но молва уверяла, что некогда был он ужасным повесою, и это не вредило ему во мнении Марьи Гавриловны, которая (как и все молодые дамы вообще) с удовольствием извиняла шалости, обнаруживающие смелость и пылкость характера". Когда Александр Геннадьевич написал, что поэт служит Белой Богине, я подумала, а кому служу я? Ответ пришёл незамедлительно: Богу Рода. В наших фамилиях запечатлевается родовая информация, фамилия это наш Род. Мне вспомнился звонок радиослушательницы Ирины (передача "Оптимальное воспитание"), цитата: "...в семье должна присутствовать искренняя ценность нравственная, и неважно сколько денег в семье, и неважно на каком уровне папа или мама, и ребёнок должен отличать этот высокий статус семьи, который страшно уважаем предками, и он должен впитывать это с детства, и вот это даст ему такой стрежень, что кем бы он потом не был, по какой бы дороге он не пошёл, он будет человеком. Никогда не забуду, что мне когда-то сказала мама. Когда все начинали гулять с мальчиками, и гуляли за полночь, и мамы рылись в их дневниках, и мамы с ума сходили, и я видела то, что происходит в семьях моих подруг. Моя мама совершенно спокойно, ничего не спрашивая у меня, никуда не лезла. И мне самой это стало интересно: "Мама, ну как же так, ты не лезешь, не выпытываешь, не спрашиваешь, где я была в половине первого ночи?". Мама ответила: "Ты моя дочь и ты носишь нашу фамилию". Белая Богиня в нашей культуре имеет имя - Татьяна. Существует древняя песня "Таня, Танюша, Таня белая". "Итак, она звалась Татьяной" - я не сомневаюсь, что Пушкин в "Евгении Онегине" не столько воспевал свой женский идеал, сколько общий для всех поэтов образ Белой Богини. Татьяна это Зима. В России с 17 века повелось праздновать в январе Татьянин День (Бабий кут, Солныш, Татьяна, Татьяна Крещенская). Белая Богиня, так же как и поэтичность, имеет двойственную природу. Я изобразила её так на своей карте Таро "Заповедь. Закон" С одной стороны - метель, вьюга, сильный ветер. Тот же Пушкин в своём стихотворении "Бесы" описывает свой путь с ямщиком в метель. Бесы - это дух отрицания. Это очень свойственно юношескому возрасту. Через отрицание молодой человек ищет свою индивидуальность, ищет своё Имя. Именно зимой на колядки проводили обряд "Женитьба Терёшки". Примечание: Коляда́ — традиционный праздник языческого происхождения у славянских народов, связанный с зимним солнцестоянием, позднее приуроченный к Рождеству. Считалось, что именно перед Рождеством силу набирает нечистая сила, вспомнить хотя бы Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством", кстати, обряд "Женитьба Терёшки" молодёжь проводила перед Рождеством и тоже ночью. Может быть молодым людям это помогало почувствовать в себе "бесовскую" силу эгоизма и отрицания. Вот как описывается этот праздник: "На данных вечеринках-играх господствовала довольно раскрепощенная обстановка. Чаще они заканчивались поцелуями, объятьями, фривольными подколками и шутками". Мне иногда кажется, что поэты говорят на каком-то общем и очень древнем пра-языке и остатки этого языка лучше всего сохранились в русском языке. Я уже проводила лингвистические параллели колода-Колодди. Гёте назвал своего героя Вертером очень созвучно с русским словом "ветер", а это и ветреность (легкомыслие, непостоянство, несерьёзность), это и "ветер в голове" (ребячливость, ветреность, несолидность, несерьезность, беспечность). Очень кстати в передаче звучала библейская притча, рассказанная Валентиной о пророке Илии, который шёл на гору Хаиф, чтобы услышать голос Господа: "... он шёл и поднялся сильный ветер, но "не в ветре Господь", потом он шёл и началось землетрясение, но "не в землетрясении Господь", потом "Господь не в огне". Господь в тихом ветре". Я открою небольшую тайну, на самом деле, Господь - в звоне; в звоне колокола или в звоне колокольчиков под дугой ямщика (об этом я писала в теме посвящённой карте Таро "Заповедь (Закон) viewtopic.php?f=8&t=791 ). Вот эту реальность я изобразила на другой половине карты Таро "Заповедь. Закон". |
Автор: | Сергей [ 10 сен 2012, 14:55 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Занятие 1. |
Как странно, по началу я разочаровался - тема воспитания мне неинтересна - ввиду неактуальности. Потом обнаружил - музыки будто больше чем обычно и она заставляет меня двигаться. Нынче это было можно и я не стал тормозить себя. Вот ведь, это Буратино не терпелось и он двигался, подпрыгивал ещё в Полене ... Док, кроме педагогического, в этом тренинге у Вас есть ещё иной аспект ? |
Автор: | Danilin [ 10 сен 2012, 15:11 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Занятие 1. |
Сергей писал(а): Док, кроме педагогического, в этом тренинге у Вас есть ещё иной аспект ?Видимо, я давно разучился отличать "аспекты" друг от друга. Во всех тренингах мы учимся (и я в том числе) понимать тайну самого себя через текст, и тайну текста - через самого себя. Вас мало интересует педагогический аспект. Однако, кто из нас может ответить на вопрос: когда и на чем заканчивается наше воспитание? Когда человек перестает нуждаться в педагоге (учителе)? В каком возрасте человек перестает нуждаться в сказках? |
Автор: | Сергей [ 10 сен 2012, 15:38 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Занятие 1. |
Хм, видимо мне придётся прочитать Пиноккио. В своё время я прочёл массу сказок. Читал Буратино, Пиноккио - нет, в школьной библиотеке не было. Потом от кого-то слышал, что Пиноккио по сравнению с нашим Буратино - просто занудство. С восПитанием оно кошешно - питать-ся мы перестаём понятно когда ... И Учитель всё время нужен ... так где-ж его найти ... другие вот с надеждой смотрят - не скажу ли я чего. В итоге ... дело рук самих утопающих ... да и Вам спасибо, Док. |
Страница 1 из 1 | Часовой пояс: UTC + 3 часа |
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group https://www.phpbb.com/ |