Занятие 5 Пиноккио, или Азбука человечности.
Доброй ночи. Путешествие вместе с легендарным Деревянным мальчишкой Пиноккио совершаем мы вместе с нашими радиослушателями в театре фантазий программы "Серебряные нити".
— Я обещаю вам, — сказал Деревянный Человечек, всхлипывая, что теперь я буду хороший. — Так говорят все дети, когда им хочется что-нибудь выпросить, — возразил Джеппетто. — Я обещаю пойти в школу и прилежно учиться. — Все дети рассказывают такие сказки, когда им хочется что-нибудь выпросить. — Но я не такой, как все дети! Я гораздо лучше и всегда говорю правду. Я обещаю вам, отец, что я научусь ремеслу и буду утешением и подспорьем в вашей старости. Джеппетто сделал сердитое лицо, но его глаза были полны слез, а сердце полно жалости при виде бедного Пиноккио в таком плачевном состоянии. Поэтому он ничего больше не сказал, а взял инструмент, два кусочка хорошо просушенного дерева и ревностно принялся за работу.
В школу мы еще успеем, так и хочется сказать следом за Пиноккио. А для того, чтобы успеть в школу, нужно как минимум восстановить сгоревшие ноги. "Менее чем через час ноги были готовы: две стройные, сухие, жилистые ноги. Настоящий художник не мог бы сделать лучше. Затем Джеппетто сказал Деревянному Человечку: — Закрой глаза и спи! И Пиноккио закрыл глаза и притворился спящим. И в то время как он притворялся спящим, Джеппетто развел в яичной скорлупе немного столярного клея и аккуратно приклеил ему обе ноги, да так искусно, что нельзя было разобрать, в каком месте они склеены". Конечно, вот тут и хочется вспомнить великого врача или великого волшебника Марио Бестульджи, который, помните, поставил деревянные части тела Пиноккио Санчесу. Так или иначе, у нас сейчас на глазах творится чудо. И это чудо тем более чудесное, что оно кажется читателю чем-то вполне обыденным. Ну, приклеил папа Карло деревянные ноги, ну вырезал их из полена - привычная деталь сказки. Однако, кто же он такой наш папа Джеппетто? Всемогущий волшебник? Вообще, случайно ли он плотник, ремесленник? Ведь все чудеса, и главное, единственное настоящее чудо связано только с двумя персонажами сказки - с папой Джеппетто и с феей, с которой мы уже скоро встретимся. Ну и конечно, очень многие из вас тут же могут вспомнить, что отец Иисуса Христа, Иосиф, был плотником по профессии. С древности профессия мастеровых была профессией священной. Это были люди, которые непосредственно соприкасались с материей, с природой, с ее тайнами и преобразовывали материю во что-то, что было необходимо и полезно человеку. Плотники, чуть позже кузнецы, затем строители могли делать чудеса. И, между прочим, тот самый Марио Бестульджи тоже был плотником - вырезал людям деревянные протезы, творил чудеса.
(Музыкальная пауза)
Сосчитать количество вещей, которые окружают современного человека практически невозможно. Этим мы здорово отличаемся от той самой пустой каморки папы Джеппетто, где был стол, стул и вот этот самый, нарисованный на стене зачем-то камин. Но кто создал все те вещи, которые нас окружают. Мы конечно, можем показать на кого-нибудь и сказать - вот этот человек создал, ну скажем, вот этот автомобиль. Но кто его создал? Рабочий работает на конвейере, и производит только частичную операцию. Автомобиль делают машины, которые сделали другие машины, которые в конечном итоге произвели автомобиль. Конечно, может заявить, что сделал автомобиль инженер или дизайнер, хозяин фабрики, или ее нанятый менеджер, директор. Конечно, само собой, они внесли свой вклад, как и тот рабочий на конвейере, но они не создали автомобиль, каждый из них не произвел его. Это примерно большая часть сегодняшних утверждений о создании чего-нибудь примерно настолько же спорно, насколько спорно заявление любого человека, утверждающего, что он победил в битве, или он взял крепость, хотя, конечно, само собой разумеется, что сделал это не он один. Почему я сейчас вдруг рассказываю это? Потому что, говоря о создании живых вещей, таких, как ноги Пиноккио, можно задуматься о том, что современный человек, ну правда, практически ничего не делает, то есть не создает. Я знаю, между прочим, замечательных отцов, дедов старшего поколения, среди моих друзей и близких, по крайней мере, несколько человек таких отцов, которые большую часть мебели в своем доме сделали сами. Не всю, но большую. Они никогда не задумывались о роли плотника Иосифа в жизни Иисуса, ну, по крайней мере, по аналогии с собой. Однако, есть несколько семей, которые я знаю, это удивительные семьи, замечательные, сплоченные тем самым чувством близости, внутренней любви, которые можно искренне совершенно, как у нас говорят, по белому позавидовать. Ну, если взять и посмотреть на жизнь, давайте скажем так, средневекового ремесленника. Глядя на него с сегодняшней точки зрения, можно сказать, что его труд был интересным. Во всяком случае, я думаю, что тот ремесленник никогда не страдал скукой. То, что он изготавливал, практически всегда было творческим актом - стол или табуретка была его собственным детищем. Мы сейчас говорим такие вещи - живые, все то, что сделано - богатое слово hand made считается особенно ценным. Но я сейчас не про творчество вообще. Я сейчас про то, что нужно деревянной кукле для того, чтобы стать человеком. Какой человек более счастлив, тот который делает что-то своими руками, или тот, для которого деланьем является вопрос о том, вещь какого изготовления ему приобрести. Вы никогда не обращали внимание на то, что человек меряется тем, что он сделал: какой поступок совершил, какую книгу написал, какую картину нарисовал. Может ли быть счастливым или живым человек, который, например, только слушает музыку, или человек который только читает книги, или человек, который только покупает еду? Смотрите, какая удивительная вещь, которую мы не сказали в прошлой передаче. Есть некоторая роль в детских капризах. И папа Джеппетто покорно очищает груши. Вам никогда не приходило в голову, что детские капризы с едой нужны не только по причине того,что ну, скажем так, у ребенка какие-то особенности вкусовых ощущений в зависимости от его возраста. Но привередничая по отношению к пище, точнее говоря, пытаясь ее выбирать, ребенок впервые заявляет о себе. Он может заявить о своей индивидуальности пока на основе того, что может сделать для него другой. Он, Пиноккио, пока просто иначе не умеет выражать себя. Он растет очень быстро. Но мы в прошлой передаче застали его в момент, когда он умеет еще только капризничать, и в этом проявляется он. Мы с удовольствием кормим дома, по крайней мере, дома мы стараемся кормить, делиться едой только с теми людьми, которых любим, которых чувствуем как близких или родственников или друзей. Нас почему-то стыдит стол, который заставлен только готовой едой из супермаркета. Почему? Да потому что вкусный салат, необычно приготовленная рыба или невероятно вкусное мясо - это то, что мы сделали - хозяева, это творческий акт которым мы можем делиться с близкими нам людьми. Между прочим, когда мы говорим о детских капризах в еде, или когда читаем ребенку о капризах Пиноккио, имеет смысл рассказать ребенку о тайном значении еды, в виде, например, вот такого назидания, выражая тем самым близость и доверие:
Милый Лева, смотри, что случилось с Пиноккио. Когда бабушка пытается тебя накормить, а ты отказываешься, вспомни, что она вкладывает в еду волшебство. В еде, которую она приготовила для тебя скрыты ее любовь, ее заботы и силы, которые она пытается передать тебе, для того, чтобы ты рос здоровым и сильным. Мы делимся едой с другим человеком, когда хотим показать ему нашу близость, родство наших душ. Чем вкуснее приготовленная еда, тем больше в нее вложено любви. Поэтому хозяевам так обидно, если гости, пришедшие в его дом, отказываются от еды. Представь себе, как обидно бабушке.
(Музыкальная пауза)
То, что делает сейчас папа Джеппетто, является чудом. Ну, я даже не могу себе представить, каким образом, например, на приклеенных столярным клеем ногах Пиноккио может прыгать. Нет, папа Джеппетто создает маленькое чудо. Два кусочка хорошо просушенного дерева настолько похожи на ноги, они так хороши, что они тут же становятся почти живыми. Почти, потому что Пиноккио еще не стал человеком. Джеппетто - священная фигура, фигура, которая настойчиво на протяжении всей книжки будет нам говорить: «Надо учить своих детей что-то делать: резать пилить строгать, красить». Поскольку, только делая, вот как готовя вкусную еду, мы заявляем: вот мы какие, вот это я. Очень многие люди, особенно в молодости, чувствуют и помнят, как хочется произвести некоторый, законченный продукт: книгу, пластинку, компьютерную программу. Когда ты можешь вот посмотреть на какую-то вещь и сказать: «Я ее сделал». А если вот этого деланья нету - человек не может чувствовать себя собой, он как будто растворяется в бесконечном потоке картин, звуков, вещей, которые производят другие. Конечно, это называется потребительской позицией. Вся беда не в ней. И я вовсе сейчас не собираюсь заниматься критикой потребительского общества. Вся беда в том, что человек, который не умеет ничего делать, или не способен ничего сделать, не может чувствовать себя удовлетворенным жизнью. Потому, что его жизни, собственно, нет. Есть жизнь других людей, вещей, на которую он себя меняет. Между прочим, когда я задумываюсь о бешеной популярности тайных обществ, в том самом 19-м веке, в котором Карло Коллоди пишет свою сказку, я думаю, что в вот этом нарастающем мире потребления, масоны (нельзя забывать, что они все таки возникали из профессиональных союзов средневековых ремесленников, каменщиков), были чуть ли не последними, которые придавали священную роль инструментам - вот тому, что взял в руки папа Джеппетто, для того, чтобы вырезать Пиноккио живые ноги. Они, удивительная штука, они, конечно, не учились строить, но, в общем, они по сути учились делать разные законченные, завершенные дела, поскольку один из главных принципов масонства это священная работа. Нет, он, конечно, размывался, они, делания эти переходили в политические. Я же сейчас не про историю, а про само возникновение и само ощущение которое испытывал человек. В обычной жизни он тоже мог только потреблять, ну, будучи человеком дворянского, или потом богатого происхождения. А масоны давали ему возможность делать. Вот эта священная роль труда, необходимость для человека создания чего-нибудь - это одна из вещей, которой может научить только отец. Вот поэтому, помните, в диалоге и звучало: "Я обещаю вам, отец, что я научусь ремеслу и буду утешением и подспорьем в вашей старости". Зачем для этого учиться ремеслу? Только чтобы деньги зарабатывать? С одной стороны, несомненно, так. С другой стороны, ведь быть подспорьем в старости, это ведь не только зарабатывать деньги. Наверно, все-таки, мы рассчитываем на своих детей как на подспорье в своих чувствах, но почему-то совсем, как будто выкидываем из сказки этот аспект. Однако Коллоди его прекрасно чувствовал. Когда человек учится ремеслу или мастерству, когда он умеет бережно и творчески относиться к своим инструментам, к своим материалам, он учится так же бережно и внимательно относиться к людям, поскольку, ведь плотник делает мебель не только для себя, он делает ее для других. И для того, чтобы у ремесленника эту мебель покупали она должна быть удобной, она должна иметь вид, который заинтересует другого человека. Невозможно быть ремесленником, не ощущая священную суть другого. Серийные дома не создает никто, поэтому в них никогда не было и не будет удобно жить. А вот авторский дом, дом, созданный ремесленником - это дом, созданный с мыслью и заботой о его же лице. Как только эпоха ремесленников кончается, и начинается серийная эпоха, мы начинаем относиться друг к другу точно так же серийно. Мы не строим жилье индивидуального человека и не готовим для индивидуального человека еду. Мы строим блочные дома и питаемся фастфудом, одним для всех. И я сейчас опять и снова про сказку. Думаю, я ни в коем случае не про хорошо и не про плохо. Я про то, что для того, чтобы человек вырос человеком, или просто был счастливым, он обязательно должен что-то делать, что-то создавать. Он должен быть ремесленником, только тогда ему можно доверить воспитание Иисуса Христа. Мы очень много говорим про Деву Марию. Но ведь Иосиф тоже играл роль в воспитании божественного ребенка, правда? Кто знает, кем бы он вырос, если бы его отец не был ремесленником. Поэтому, если хотите, это призыв и лозунг: Хотите, чтобы ваши дети были счастливые, или просто выросли людьми, учите их делать что-нибудь руками или головой, но только учите тому, что имеет законченную форму - ремеслу. Возможно, оно никогда не пригодится им, как мы сейчас говорим, для жизни, зато оно обязательно понадобится для того, чтобы они чувствовали себя счастливыми и состоявшимися людьми.
(Музыкальная пауза)
Для чего человек приходит в этот мир? Наверное, для того, чтобы создавать в нем какие-то законченные формы. Создание Пиноккио вполне достаточное деяние для Джеппетто.
— Но, для того чтобы я мог идти в школу, меня надо как-нибудь одеть. Джеппетто, который был беден и не имел ни одного чентезимо в кармане, смастерил для Пиноккио костюмчик из бумаги, пару ботинок из древесной коры и колпак из хлебного мякиша. Пиноккио сразу же побежал к миске с водой, чтобы посмотреться в нее как в зеркало, и до того остался доволен своей внешностью, что воскликнул, гордый, как павлин: — Я выгляжу, как настоящий синьор! — Это правильно, — ответил Джеппетто, — но заметь себе: не красивая одежда делает синьора, а чистая. — Однако, — проговорил Деревянный Человечек, — я все еще не могу идти в школу, так как мне не хватает одной вещи, причем самой главной. — А именно? — У меня нет букваря. — Ты прав. Но как нам достать букварь? — Это довольно просто: надо пойти и купить. — А деньги? — У меня их нет. — У меня тоже, — возразил старик сокрушенно. Даже Пиноккио, бывший до сих пор довольно легкомысленным парнем, пригорюнился, ибо, когда горе является настоящим горем, оно понятно всем, даже детям. — Эх, была не была! — вдруг воскликнул Джеппетто и вскочил с места. Затем он напялил на себя свою старую, порванную и всю перештопанную бархатную куртку и быстро вышел из дому. Вскоре он вернулся, держа в руках букварь для сына, но куртки на нем уже не было.
И снова, обратите внимание, Джеппетто действует. Жизнь вообще обязательно должна иметь это измерение, измерение действием. Человек может мечтать, он может заниматься философией, политикой психологией, но каким-то загадочным образом он не может чувствовать себя человеком, удовлетворенным жизнью, если он не взаимодействует с вещами живыми или неживыми. Его деятельность направлена на объекты, которые он преобразует или создает. И правда, о чем разговор Пиноккио и Джеппетто? Ну, во-первых, Пиноккио выдвигает условие. А я хочу сказать, что, между прочим, в школах конца 19-го века, дети бедных слоев, по крайней мере, Италии могли не иметь своего собственного букваря. Он был роскошью не только для Пиноккио. И это, конечно, во время чтения сказки дает возможность родителю произнести, ну например, вот такое назидание:
Милый Лева, смотри, что случилось с Пиноккио. Он сейчас что-то перепутал, и эта путаница может сильно испортить его жизнь. Он решил, что учиться это интересно, но для того, чтобы начать учебу, ему нужна одежда и дорогой букварь. У папы Джеппетто нет денег. Конечно, букварь важен, но школьник может читать букварь соседа по парте или взять его в библиотеке, например. Пиноккио букварь нужен не для учебы. Он хочет хвастаться дорогой и красивой книжкой. У современного школьника вместо букваря мобильный телефон, или даже переносной компьютер. А вместо бумажного костюмчика стильные шмотки. Запомни урок Пиноккио. Все это не имеет никакого значения, если тебе интересно учиться. Уважение зависит не от одежды, или модели телефона, а от цели, которую ты перед собой ставишь.
(Музыкальная пауза)
Папы очень часто забывают о счастье быть ремесленниками. Забывают о том, что для очень многих из нас ребенок, которого мы создали, есть единственное создание нашей жизни. Я все-таки уверен в том, что есть в этом роль общества потребления. Ведь для того, чтобы ценить созданного тобой ребенка, папам нужно иметь опыт создания каких-то других объектов и заботы о них. Папы так устроены. И плотник Джеппетто, я чуть не оговорился и не сказал Иосиф, конечно же, ему никакой папа, и даже сам Пиноккио с букварем под мышкой, отправившийся в школу один, скажет про себя:
Он ведь теперь бегает в одной рубашке, и все для того, чтобы я имел книжки и мог учиться... В этакий холод! Есть жертвы, на которые способны только отцы!
Люди вообще, а маленькие люди особенно, очень ценят, когда для них чем-то жертвуют, необязательно последней рубашкой, ну хотя бы небольшим количеством такого занятого времени. Конечно, это нехорошо. Если вы нам позволите, мы закончим сегодняшнюю передачу коротеньким назиданием, адресованным папам.
Милый Левин папа, помни, пожалуйста, что пожертвовать последним может только отец. Мать не имеет права этого делать, поскольку будет охранять свое дитя до конца жизни. Папа, именно тебе предстоит оснастить сына всем необходимым, для того, чтобы отпустить его в последнее плавание в жизни.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Последний раз редактировалось зеро 09 дек 2012, 19:04, всего редактировалось 1 раз.
|