Серебряные нити http://serebniti.ru/forum/ |
|
Занятие 8. http://serebniti.ru/forum/viewtopic.php?f=49&t=1301 |
Страница 1 из 3 |
Автор: | КС [ 04 окт 2012, 12:14 ] |
Заголовок сообщения: | Занятие 8. |
Погоня КС писал(а): Я об этом [о значении числа четыре] задумалась когда читала сказку о Катоме-дядьке, которая рассказывает о становлении человеческой индивидуальности. Сказка называется «Слепой и безногий богатырь». Кстати, Пиноккио тоже встретит своего слепого и безногого богатыря: хромую Лису и слепого на два глаза Кота. Как и положено богатырям, которые проводят инициацию, эти персонажи представлены в отрицательном ракурсе. Я хочу провести сравнительный анализ образа Кота и Лисы из сказки К.Коллоди и образа слепого и безногого богатыря на примере сказки "Слепой и безногий богатырь"
ссылка
К.Коллоди, так описывает кота и лису: "Не пройдя, однако, и километра, он повстречал на улице Лису, хромую на одну ногу, и Кота, слепого на оба глаза. При ходьбе они помогали друг другу, как добрые товарищи. Слепой Кот служил опорой для хромой Лисы, а хромая Лиса служила слепому Коту поводырем". В русской сказке к Ивану-Царевичу был приставлен Катома-дядька. Когда приходит время родителям Ивана-царевича умирать они наказывают Ивану во всём его слушаться. Катома-дядька помогает царевичу женится на Анне Прекрасной и пройти испытания, которые та устраивает. Королевна Анна Прекрасная решается извести Катому-дядьку, поэтому она его оговаривает. Иван царевич отдаёт ей на расправу своего слугу, и та приказывает ему отрубить ноги (мы уже говорили о символе утраты ног, как утрате врождённых инстинктов при прохождении социализации). Потом королевна оглядывается и видит в лесу высокий пень, куда и приказывает посадить обездвиженного Катому-дядьку. Именно на пне Пиноккио, который идёт по тёмному лесу, встречает светящуюся тень сверчка. Символ пня - говорит об утрате своих корней. Корни уходят вниз в землю и это указывает на инфернальный мир. Я обязательно перечитаю книгу А.Г. о путешествии Данте по инфернальному миру - Ада, но то что я успела прочитать в интернете об инфернальном мире явная путаница, "каша" в головах людей. Взять хотя бы вот это http://www.alt2032.net/manifest/manifest.02.htm В сказке К.Коллоди и в русской сказке ясно говорится, что "инфернальность" (пень, тёмный дремучий лес) появляется тогда, когда человек совершает предательство, забывает заповеди родителей (Бога) и калечит внутреннюю совесть (сверчка, Катому-дядьку). Данте смог найти в себе "Древо", по которому совершил путешествие от корней (инфернального мира, Ада), по стволу (Чистилищу) и до ветвей (Рая). Пиноккио тоже найдёт древо своего спасения (даже два дерева, сначала это будет сосна, потом дуб): "Пробежав добрых пятнадцать километров, Пиноккио совсем выбился из сил. Он уже потерял надежду на спасение, но тут увидел высокую сосну, вскарабкался на нее и уселся на верхних ветках. Грабители тоже попытались влезть на дерево, но, добравшись до середины, сорвались вниз, грохнулись оземь и разбили себе до крови руки и ноги". Как-то в теме о кошмарах во сне я говорила, что приснившаяся погоня и преследователи, рассказывает о силе, которая пытается направить тебя в нужном направлении. Это ощущение впервые испытывается в момент родов, когда матка становится страшной и ребёнок пытается уползти/убежать из неё и от преследующего его "последа". Я не помню, как эту мысль формулировал А.Г., но в таких родах/погоне рождается тройственность человека. Но вернёмся к русской сказке: "Катома-дядька сидит на пне день, и другой, и третий не пивши, не евши; слезть никак не может, приходится помирать голодною смертию. Невдалеке от этого места был густой лес; в том лесу проживал слепой сильномогучий богатырь; только тем и кормился, что как услышит по духу, что мимо его какой зверь пробежал: заяц, лиса ли, медведь ли — сейчас за ним в погоню; поймает — и обед готов! Был богатырь на ногу скор, и ни одному зверю прыскучему не удавалось убежать от него. Вот и случилось так: проскользнула мимо лиса; богатырь услыхал да вслед за нею; она добежала до того высокого пня и дала колено в сторону, а слепой богатырь поторопился да с разбегу как ударится лбом о пень — так с корнем его и выворотил. Катома свалился на землю и спрашивает: «Ты кто таков?» — «Я — слепой богатырь, живу в лесу тридцать лет, только тем и кормлюся, коли какого зверя поймаю да на костре зажарю; а то б давно помер голодною смертию!» — «Неужели ж ты отроду слепой?» — «Нет, не отроду; а мне выколола глаза Анна Прекрасная королевна». — «Ну, брат, — говорит Катома-дядька дубовая шапка, — и я через нее без ног остался: обе отрубила проклятая!» Разговорились богатыри промеж собой и согласились вместе жить, вместе хлеб добывать. Слепой говорит безногому: «Садись на меня да сказывай дорогу; я послужу тебе своими ногами, а ты мне своими глазами». Взял он безногого и понес на себе, а Катома сидит, по сторонам поглядывает да знай покрикивает: «Направо! Налево! Прямо!..» Налицо параллели с Котом и Лисой из сказки Коллоди! (продолжение следует) |
Автор: | Julia_Xexbr [ 06 окт 2012, 16:25 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Занятие 8. |
Спасибо. Интересно. Образ Лиса. Японская лисица-оборотень и европейский Рейнике-Лис. Ещё присутствовать могут |
Автор: | КС [ 06 окт 2012, 17:29 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Занятие 8. |
Julia_Xexbr писал(а): Спасибо. Интересно. Образ Лиса. Японская лисица-оборотень и европейский Рейнике-Лис. Ещё присутствовать могутДа, Юля, Рейнике-Лиса исследователи называют трикстером (англ. trickster — обманщик, ловкач): "Как правило, трикстер совершает действо не по «злому умыслу» противления, а ставит задачей суть игрового процесса ситуации и жизни". В моём сне был явно игровой процесс, я пыталась с лисёнком запрыгнуть то в один трамвай, то в другой... Пять золотых. Первое, что приходит в голову - пять стихий: воздух, огонь, вода, земля и эфир. Но в связи с образом Кота, который может олицетворять - военное воспитание, вспомнилось, что в Спарте получила своё начало система физических упражнений - пятиборье/пентатлон: бег, метание диска, метание копья, прыжок и борьба. Пиноккио, чтобы не попасться в руки грабителей, нужно умение бороться, быстро бегать, перепрыгивать изгородь, залезать на дерево, переплывать речку... Да, ещё грабители поджигают сосну, на которую взбирается Пиноккио, но тот успевает спрыгнуть. Как тут не вспомнить поговорку: «пройти огонь, воду и медные трубы». Это означает — пройти жизненные испытания, набраться ума-разума, повидать в жизни всякое, закалить свою волю. (продолжение следует) |
Автор: | Julia_Xexbr [ 06 окт 2012, 18:50 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Занятие 8. |
КС писал(а): Julia_Xexbr писал(а): Спасибо. Интересно. Образ Лиса. Японская лисица-оборотень и европейский Рейнике-Лис. Ещё присутствовать могутДа, Юля, Рейнике-Лиса исследователи называют трикстером (англ. trickster — обманщик, ловкач): "Как правило, трикстер совершает действо не по «злому умыслу» противления, а ставит задачей суть игрового процесса ситуации и жизни". В моём сне был явно игровой процесс, я пыталась с лисёнком запрыгнуть то в один трамвай, то в другой... Пять золотых. Первое, что приходит в голову - пять стихий: воздух, огонь, вода, земля и эфир. Как тут не вспомнить поговорку: «пройти огонь, воду и медные трубы». Это означает — пройти жизненные испытания, набраться ума-разума, повидать в жизни всякое, закалить свою волю. (продолжение следует) Или у Макса Далина "Корона, огонь и медные крылья". Но пять стихий было у китайцев. В европейском оккультизме (Барле, Папюс и другие) выделяют ЧЕТЫРЕ стихии: воздух-вода-земля и огонь. ЛИСА - ещё и символ, обозначающий дьявола в Средние Века, низкие инстинкты и желание обмануть противника. В славянском фольклоре является олицетворением хитрости и изворотливости, а также житейской мудрости. (Хуан Эдуардо "Словарь символов") |
Автор: | КС [ 06 окт 2012, 20:27 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Занятие 8. |
Юль, спасибо. А я ещё такую ассоциацию хочу добавить. Если слепой кот (слепой богатырь) связан с воинской идеей, то вполне понятна сюжетная линия, когда кот проглатывает белого дрозда. Я уже говорила, что в русском фольклоре дрозду дан эпитет "козачёнка". А казаки это этносоциальная группа, несущая в царское время воинскую повинность. |
Автор: | КС [ 07 окт 2012, 05:47 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Занятие 8. |
Однобокое следование только одной образовательной системе, приводит к серьёзным последствиям. Например, жестокость и прагматизм образовательной системы в Спарте, её специализация, направленная на развитие физической подготовки и подавляющая личность в человеке, отсутствие широкой гуманистической культуры и досуга, в конечном счёте привело к упадку Спарты. Мне кажется, эту ипостась очень ярко выражает образ слепого богатыря. В каких случаях мы говорим "слепой"? "Слепая вера", "слепое следование авторитетам" и пр. В свою очередь, однобокое эстетическое воспитание может привести к беспомощности безногого богатыря. Ребёнок не в состоянии постоять за себя, дать отпор, убежать от опасности, он не может мобилизовать силы своего организма, духа и воли. Откушенная лапа Кота. "Тогда меньший из грабителей выхватил огромный нож и попытался вставить его в виде долота меж зубов Пиноккио. Но Пиноккио с молниеносной быстротой ухватил его за руку зубами, откусил ее напрочь и выплюнул. И представьте себе его изумление, когда он заметил, что вместо руки выплюнул на землю кошачью лапу!" Этот момент мне напомнил мою первую инициацию с богатырём-великаном Усыней. Я шла по улицам неизвестного города. Вдруг, как назойливые мухи меня начали атаковать чьи-то обрубки рук. Летающие кисти рук пытались проникнуть в уши, другие я успешно отгоняла от своих половых органов. В этой борьбе одна из ладоней, залетела ко мне в рот. С моим левым локтём стало что-то не так, из него начал расти какой-то хрящ. А внутри себя я услышала мужской голос. Вокруг меня стояли девушки. От испуга и не понимания происходящего, я произнесла: "Помогите!". Но они безучастно смотрели на меня. Кто были эти девушки, я расскажу в теме девятого занятия. |
Автор: | КС [ 09 окт 2012, 10:52 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Занятие 8. |
КС писал(а): Слепой говорит безногому: «Садись на меня да сказывай дорогу; я послужу тебе своими ногами, а ты мне своими глазами». Взял он безногого и понес на себе, а Катома сидит, по сторонам поглядывает да знай покрикивает: «Направо! Налево! Прямо!..». (Русская народная сказка "Слепой и безногий богатырь")КС писал(а): Не пройдя, однако, и километра, он повстречал на улице Лису, хромую на одну ногу, и Кота, слепого на оба глаза. При ходьбе они помогали друг другу, как добрые товарищи. Слепой Кот служил опорой для хромой Лисы, а хромая Лиса служила слепому Коту поводырем (К.Коллоди "Приключение Пиноккио")Я, конечно, не договорила очень многое об образе слепого и безногого богатыря. Разумеется, они не только символизируют противоречия двух разных систем воспитания. Они олицетворяют более глубокие культурные противоречия внутри нас. По своему Н.В.Гоголь описывает этих богатырей в своих произведениях. Хома Брут и Паночка, следом за ним Вакула и Чёрт как символ языческого и христианского противоречия наших душ. Фрагмент фильма "Вий" 1967 Иллюстрация к повести "Ночь перед Рождеством" Моя мать говорила, что была в "Серебряных нитях" передача по повести Гоголя "Вий". Я не смогла её найти в архиве. Но вот нашла очень интересную работу Ю. Н.Арабова в которой хорошо раскрываются противоречия "слепого" и "безногого" богатыря: христианского и языческого мира. В книге "Кинематограф и теория восприятия" есть глава посвящённая образам фильма "Вий" http://www.photographerslib.ru/books.ph ... =0002.0014 |
Автор: | Julia_Xexbr [ 10 окт 2012, 09:06 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Занятие 8. |
Но тогда нельзя забыть про Дриаду Цитата: Дриады (др.-греч. δρυάδος, от δρΰς — дерево, в частности дуб) — нимфы , покровительницы деревьев. Существовало поверье, что человек, ухаживающий за деревом, пользуется их особенным покровительствомДриады – красивые интеллектуальные духи дерева. Однако они столь же неуловимы, как и очаровательны, дриады редко замечены если не взяты неожиданностью или если они желают быть обнаруженными. Изящные формы дриады, тонкие и точно точеные, являются очень похожими на эльфийскую деву. Дриады имеют высокие скулы и янтарные, фиолетовые или темно-зеленые глаза. Цвет лица и волосы дриады изменяются с сезонами, как у спрайта с естественным камуфляжем. Во время осени, волосы дриады имеют золотой или красный цвет, а ее кожа тонко темнеет от ее обычного светлого загара, чтобы более близко соответствовать ее цвету волос. Это позволяет ей смешаться с падающими листьями осенью. Зимой, волосы и кожа дриады белые, подобно снегу, который покрывает дубовые рощи. Когда встречается в лесу в течение осени или зимы, дриада часто принимается за привлекательную девицу, вероятно эльфийской крови. Однако никто не принял бы дриаду за эльфийскую девицу в течение весны и лета. В эти времена года, кожа дриады слегка загорелая, и ее волосы зелены подобно дубовым листьям вокруг нее. Дриады часто кажутся обернутыми в свободные, простые предметы одежды. Одежда, которую они носят – цвета дубовой рощи в сезоне, в котором они появляются. Они говорят на собственном языке, также как на языке эльфов, пикси и спрайтов. Дриады могут также говорить с растениями. Дриады - застенчивые, ненасильственные существа. Они редко несут оружие, но они иногда несут ножи как инструменты. Хотя дриада может использовать его как оружие в сражении, она не будет хвататься за нож, если ей серьезно не угрожают. Дриады имеют способность бросить мощное заклинание Очаровать Существа. Дриада всегда использует это заклинание если ей серьезно угрожают, делая попытку получить контроль над нападавшим, который мог бы помочь ей больше всего против своих товарищей. Дриады будут делать попытку обаять эльфов только как последнее средство из-за их естественной сопротивляемости этому типу заклинания. Однако дриады используют свои способности к обаянию не только в боевых ситуациях. Всякий раз, когда дриада сталкивается с мужчиной, она обычно пробует обаять его. Харизматические жертвы привлекшие внимание дриады отводятся к домашнему дереву, где мужчины служат как любовники рабы их красивым захватчицам. Этот дух дерева также имеет две других способности, которые являются очень полезными при защите. Дриада имеет способность буквально пройти в дерево а затем переместится к нему, частью которого она является. Она может также говорить с растениями. Это позволяет дриаде собирать информацию относительно партий, путешествующих около ее дерева, и даже использовать растительность, чтобы препятствовать потенциальным нападавшим. Некоторые легенды говорят, что дриады – живые души очень старых дубов. Имеет ли это место в действительности или нет, истинно то, что дриады прикреплены к единственному, очень большому дубу в их жизни и, по любой причине не могут отойти больше чем на 360 ярдов от этого дерева. Если дриада отходит дальше, она становится слабой и умирает в пределах 6-36 часов, если не возвращена домой. Дубы дриад не излучают магию, но любой находящий дом дриады имеет великую власть над ней. Дриада переносит повреждение за любое повреждение, причиненное ее домашнему дереву. Любое нападение на дерево дриады, заставит ее сражаться. Хотя дриады вообще очень уединенные, до шести из их может встретится в одном месте. Однако это довольно редко. В действительности это означает, что множество дубов дриады в пределах 100 ярдов друг от друга и пути дриад пересекаются. Эти дриады могут прибывать на помощь друг другу, но никогда действительно не собираются социально. Любое сокровище, принадлежащее духу дерева скрыто близко от ее домашнего дерева. Золото и драгоценные камни, которые составляют сокровище дриады – это почти всегда подарки заколдованных авантюристов. Эти духи дерева понимают, что большинство людей и полулюдей боится их, за их способность к обаянию, так что дриады имеют дело с незнакомцами только в редких случаях. Однако когда к ним приближаются осторожно, дриады, как известно, помогали авантюристам. Они также полезный источник информации, поскольку они знают почти все об области, в которой они живут. Дриады – верные защитники леса и рощ, в которых они проживают. Любые действия, которые вредят области, и особенно ее растительной жизни, встречаются с большой нетерпимостью. Дриады живут изолированно от других рас, в гармонии с тем, что их окружает. Они охотятся, искусно используют яды и ловушки и свято чтут свои традиции. Большинство из них никогда не были за пределами своих земель, их не интересует происходящее во внешнем мире. Тесная связь этих лесных воительниц с дикой природой позволяет им черпать у нее силы. Наиболее могущественные дриадские охотницы помимо прочего известны и как знатоки темных искусств вуду. Хотя дриады и отрезаны от остального мира, даже их затронули изменения, вызванные Большой Машиной. Неконтролируемая Т-энергия уничтожила целые регионы обитания дриад, а животные, которые не были уничтожены, мутировали в страшных чудовищ и наводнили их леса. Дриады — нимфы, следящие за всеми растениями. Считаются самыми красивыми и самыми жестокими. Все несчастья с людьми в лесу — на их совести. Они очень любят повеселиться. Часто их шутки оказываются злыми. Но реального вреда они причинить не могут. Человек попадает под их власть, если испугается. Узнать дриаду среди обычных женщин почти невозможно — она ничем не отличается от человека, даже одевается также. Она старается не появляться там, где причиняют вред растениям. Если же дриада кого-нибудь заметила за этим, его до конца жизни будут преследовать несчастья. Современные представления Сейчас среди так называемых цивилизованных людей популярен, так скажем, путь возвращения к природе. Поэтому древние традиции, культы и понятия воскресают вновь, хотя они носят на себе печать прогресса. Сейчас деревья и их духи связаны с такими словами, как астрал, энергия, параллельный мир. Тогда как для некоторых народов нашей планеты, все еще живущих первобытно общинным строем, духи природы — нечто иное. Дерево может давать пищу, кров, топливо, строительные материалы или лекарственные ингредиенты. Для них дерево — свято, оно не является еще одним инструментом/средством, в унизительном смысле этого слова. Некоторые современные колдуны и ведьмы считают, что лесные духи принадлежат к классу элементалов (Элементаль), то есть обитателей астрала, надеющихся подняться до человеческого достоинства. То есть ниже себя. Такое понятие возникло из-за того, что человек во многом покорил стихию, нашел средства защиты от бедствий. Считается, что они обладают некоторым инстинктивным умом. И их внешний вид меняется вместе с предметом, к которому они приурочены. Их услугами пользовались когда-то розенкрейцеры при своих чудесных исцелениях, ибо элементалы — слуги по природе и, естественно, повинуются развитому человеку. Элементалы обладают довольно значительной властью над материей, потому что обитают в пограничной области между материальным и астральным планами. Они могут производить исцеления или вызывать удивительные видения. Элементалы материального царства производят, при хорошем руководстве со стороны оператора — все алхимические феномены. Элементалы же животного царства воспроизводят большую часть медиумических явлений. Одним словом отношение людей к духам природы резко переменилось со времен древней Греции. Теперь дриады — слуги, а не мудрые помощники и покровители. |
Автор: | Anna Serediná [ 11 окт 2012, 12:14 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Занятие 8. |
пошутю чуть-чуть... |
Автор: | Anna Serediná [ 11 окт 2012, 12:25 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Занятие 8. |
Вашингтон Ирвинг. Рип ван Винкль http://lib.ru/INPROZ/IRWING/ripvanvinkl.txt |
Страница 1 из 3 | Часовой пояс: UTC + 3 часа |
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group https://www.phpbb.com/ |