Здравствуйте!
У нас на форуме появилась, видимо, новая мода в теме радиотренинги - открывать и вести индивидуальные темы.. Но так как тема, посвящённая определённому занятию, Катей открыта.. - нахально сунусь сюда.. не открывать же новую тему? Просто не представляю - как это должно выглядеть: занятие 16 так, как его вижу я?
Короче, Катерина, прошу прощения за вторжение...
***
Тоже это занятие про двух стариков ( зелёное чудище) и белого старика, олицетворяющего человечность,( по мнению А.Г.) запомнилось и понравилось..
Не знаю, насколько оригинальна будет моя версия.. просто уже по прошествии времени речь А.Г. немного подзабылась.. зато остались некие мыслительные впечатления.. только ли они мои? Надо, видимо, перепроверять..
но я же не книгу издаю, поэтому, надеюсь, Александр Геннадиевич простит мне невольный плагиат...
когда А.Г. на предыдущем занятии спросил: что по нашему мнению означают эти два старика в сказке про Пиноккио (или как в моей книжке в переводе Ю.Н. Ильина написано Пиноккьо)?
Тогда эта раздвоенность мудрости в душе Пиноккьо напомнила мне легенды о двуликом боге Янусе
В Италии бога Януса чтили, так как он покровительствовал одному из двух священных мест в доме. Имя этого божества происходит от латинского слова janua, что означает «дверь», а также «начало».
Цитата:
всякая дверь имеет две стороны: одна обращена внутрь помещения, другая — наружу. Вот и Януса изображали с двумя лицами. Иногда одно из этих лиц делали молодым, а другое — старым; одно из них смотрит вперед, другое — назад, одно на восток, другое — на запад, одно видит прошлое, другое — будущее.
Покровитель всех начинающих. Постепенно Янус стал не просто богом дверей, а богом всякого входа и выхода, а затем — покровителем всех начал и начинаний, а также завершения любого дела. Считалось, что Янус каждое утро начинает новый день, отпирая небесные врата и выпуская на небосклон светила, а каждый вечер вновь эти врата запирает. Поэтому каждое утро было посвящено Янусу, и ему возносилась первая молитва с просьбой, чтобы день был удачным. Ему были посвящены и календы каждого месяца, а так как месяцев в году двенадцать, то алтарей у Януса в Риме было тоже двенадцать.
http://www.licey.net/myth/book2/yanusВообщем, если развивать эту версию, то зелёное чудище в сказке о Пиноккьо - обращённость мальчика в прошлое, которое его чуть не сожрало, потому что опирался наш главный герой в своём прошлом в основном на инстинкты, кишащие в его бессознательном, как рыбы, которых без счёта пожирало в своей пещере Зелёное Чудище...
Пещера Чудища тогда - материнское лоно, а само оно - инфантильная связь с этим бессознательным..
Именно здесь, в пещере зелёного чудища (в недрах бессознательного) , как отметил в передаче А.Г., Пиноккьо лишился своего привычного образа, когда его обваляли в муке, как рыбу... или как человека, проходящего обряд посвящения в избушке бабы Яги .. Потом "новоиспечённый" малец с помощью нового верного друга (пса Алидора) оказался на берегу, где встретил доброго рыбака. А.Г. сказал, что этот рыбак олицетворяет человечность Пиноккьо..ведь он отдаёт нагому мальчишке последнюю тряпицу, что у него есть - мешок для семян. (И это один план сиволов) Не помню - говорил ли А.Г. в передаче об этом или не говорил? Рыбак может также символизировать Сознание, разума растущего человечка.. а отданный им мешок для семян, который Пиноккьо надел на себя
может, символизирует простенькие и незамысловатые мысли, с помощью которых мальчик пытается сладить со своим ... прожорливым бессознательным?
Помните, как мы разбирали образ мешка в передаче по рассказу "Ведьма" Чехова? Тогда мешок вроде бы мы считали формой .. В сказке о Пиноккьо мешок не пуст, в нём находится герой (ведь он надел его на себя). А наш герой мечтает обрести новую форму, превратиться из деревянного сорванца в настоящего мальчика..Частичное перерождение вроде бы наступает... Но полному перерождению мешает враньё Пиноккьо рыбаку (или своему разуму, то бишь самому себе?), то есть самообманы, которые герой пока не в силах преодолеть...