… термин "форма" прилагается не к чему-то, что трансцендентно по отношению к опыту, а прилагается к стихии, или медиуму, или среде самого опыта, и тем самым составляет внутреннюю ткань опыта, узлы ткани опыта, а не какие-то особые предметы, которые лежали бы вне этого опыта.
… проблема Всего, или Одного, или проблема формы, формальной материи мира, трансцендентальной материи мира.
… мы всегда должны предполагать, что есть что-то, что отличается от того, как это что-то нам предстает.
Таким внутренним, о котором мы ничего не знаем, являются в том числе сущностные силы.
Те, которые есть, которые существуют, — и одновременно их нет нигде в мире.
… мы представляем себе так, что мы начинаем идти и это целое, или бесконечность, стоит в конце нашего движения.
Кант же показывает, что тотальность, которую мы предполагаем выполняемой, если она и выполняется где-то в конце нашего движения — она в действительности в начале движения к ней.
… эфиром, или элементом, в котором совершается дедукция, является идеал разума, то есть абсолютное Я, один из идеалов разума, идея — и она не в конце вовсе, а в начале.
… полемизирует со Сведенборгом … очень деликатно.
… везде, где фигурируют термины "сверхчувственное воздействие" или "невидимая системная организация духов" ... Кант … говорит: очень может быть, что есть какая-то наша связь с невидимым миром и с его существами, находящимися между собой в некоторых потусторонних связях. "Когда я имею такого рода представления — если имею (Кант не спорит, имею или не имею), то я не сознаю себя в качестве человека, а когда я сознаю себя в качестве человека, я не могу иметь эти представления" … Ниже сознания мы спуститься ни к чему не можем, и это очень существенно, потому что, находясь в мире, в котором происходит взаимодействие, полное общение, мы допускаем или предполагаем, что душа содержит в себе отражения всего мира.
|