Eugenia писал(а):
Многая Лета, про хронотоп – это Бахтин писал, кажется?
Да, совершенно верно М.М. Бахтин.
Eugenia писал(а):
Можно подумать и про «художественную реальность» других произведений – картин, например.
Конечно, и не только картин. По существу каждое произведение искусства несёт свою "художественную правду", своё отражение реальности. Например, Ваши произведения. Более того, если мы обратимся к терминологии постмодернизма, то обнаружим там ряд новых интересных понятий, свидетельствующих о существовании подобной внутренней реальности произведений. Например, текст. Это означает, что Ваши серьги представляют собой текст, несут какой-то мотив, послание. Если серьги рассматривать вместе с Древом, например, и другими Вашими творениями, то это будет уже МЕТАтекст, текст над текстами, где всё это сольётся в одну общую художественную реальность из ряда реальностей. Иными словами, вы так создаёте свой мир среди других текстов. Правдив ли он? Конечно!
Eugenia писал(а):
А ещё мне кажется, вы не случайно исключили массовую литературу, т.е. коммерческую.
«Бестселлеры на продажу» пишутся ради денег, но без особого интереса. Мне кажется, что особая художественное реальность и собственное художественное время возникает только в тех произведениях, которые сочинялись с интересом (ну просто есть у меня свои собственные размышления о связи течения времени и интереса).
Очень сложный вопрос. Почему? Мне для корректорской правки предлагала текст женщина, цитировавшая слова поэта: "Не продаётся вдохновенье, но можно рукопись продать". Её великие "опусы" печатают, ей интересно это. Мне - нет! Просто, возможно, интерес - это сами деньги! Тогда какой это интерес? Если я Вас правильно поняла...
На мой субъективный взгляд, понятие художественности вообще не свойственно массовой культуре. Там нет ни художественной реальности, ни художественной правды, ибо это и не ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ произведения, выкидыши... Знаете, интересный факт. Есть даже терминологическая классификация, где отделяют беллетристику от чтива, а чтиво от массовой литературы. И в этой иерархии массовая литература занимает самую последнюю ступень, не удостоившись даже какого-то отдельного наименования в одно слово.
Какие у вас размышления по этому поводу, если не секрет?