Серебряные нити
http://serebniti.ru/forum/

Рождённые из глины
http://serebniti.ru/forum/viewtopic.php?f=52&t=1560
Страница 1 из 2

Автор:  quagga [ 15 июн 2013, 08:17 ]
Заголовок сообщения:  Рождённые из глины

..Из века в век смертные человеки выдумывали собственные миры и населяли их игрушечными персонажами- героями выдуманных историй. Кто-то создавал свои миры на бумаге- с помощью красок и карандаша, или с помощью символов- букв, кто-то, чтобы создать свой мир, призывал себе в помощь звуки, гончар же творит свои миры из глины ( может быть он и образы черпает из глины, достает из глиняной аморфной массы скрытые от глаз людских образы?) Я написала "выдуманные истории". Но разве можно что-то выдумать в этом мире? Можно только найти в немыслимо огромной кладовой историй ту, которую тебе захочется по- своему пересказать..
Итак, первый мой коротенький рассказ будет- О Мировом Древе. Почему я решила начать с этого образа, отраженного в хлудневской глиняной игрушке? Народное искусство всегда сказочно. Оно несет в себе мировоззрение целого народа, то есть сказки и мифы этого народа. Миф приходит в современность из глубины времен, и он непрерывен- пусть даже отдельный мастер до конца и не ведает значения образа и работает "по памяти", как до него делалось. Мифы разных народов таинственным образом перекликаются и пересекаются, и заинтересовавшемуся исследователю станет ясно- традиции, такие разные, появились на свет из одного, древнего и могучего- корня.. Как дерево.
Гончарным искусством в Хлуднево занимается почти вся деревня, 70 человек. Игрушечный промысел зародился как побочный от главного гончарного промысла — производства глиняной посуды и труб для печей. Игрушками занимались в основном женщины, среди известных сегодня мастеров только один мужчина, Александр Заборских.

Хлудневская игрушка делается из синей глины, которую добывают в нескольких километрах от Хлуднева. Основной цвет — белый, отдельные детали каждой игрушки расписывают яркими красками. Основной сюжет большинства традиционных игрушек — древо жизни, которое появляется как само по себе, так и в виде узора на одежде хлудневских Барынь.

Итак, игрушка которая понравилась мне по неизвестным причинам, и которую мне захотелось "пересказать", называется "Древо Жизни". А что это значит? Почему она мне понравилась?
Мирово́е де́рево (лат. Arbor mundi) — мифологический архетип, вселенское дерево, объединяющее все сферы мироздания. Как правило, его ветви соотносятся с небом, ствол — с земным миром, корни — с преисподней.
У славян
Мировое дерево, древо жизни — в славянской мифологии мировая ось и символ мироздания в целом. Крона мирового дерева достигает небес, корни (у которых течет священный источник) — преисподней, ствол и ветви организуют земное пространство.

Да, но Википедия предупреждает: Не следует путать с Деревом жизни!
А мне почему-то упорно хочется назвать свое глиняное дерево именно Мировым древом! И в той же статье я нахожу подтверждение своим предположениям, что хлудевская игрушка изображает именно Мировое Дерево:
В свадебном фольклоре и «вьюнишных» песнях (исполнявшихся для молодых — «вьюнцов») образ мирового дерева воплощал плодородие живой природы, древо жизни: в кроне свивает гнездо соловей, в стволе — пчёлы, приносящие мёд, у корней — горностай, выводящий малых деток, или обитают сами молодые, стоит супружеская кровать; возле «трехугодливого» дерева стоит терем, где происходит пир и приготовлены «медвяны яства» (мёд — пища бессмертия во многих традициях). Мотив медового (молочного и т. п.) источника у мирового дерева сопоставим с мотивом райского дерева, плывущего по реке (ср. Дунай). В восточно-славянском фольклоре образ мирового дерева непосредственно связан со свадебным обрядом: жених должен ставить коней не у «несчастливого дерева» калины, а у счастливого явора, где пчёлы приносят мёд, стекающий к корням, чтобы напились кони, у корней обитают бобры, в кроне — сокол и т. п.
Мед, стекающий к корням.. А у корня моего дерева стоит медведь с гармоникой! Маленькое открытие, еще одна тайна мироздания стала для меня не чужой..
Вложение:
IMG_0545.JPG

Автор:  quagga [ 03 июл 2013, 09:16 ]
Заголовок сообщения:  Re: Рождённые из глины

..Зачем нужна глиняная игрушка?
Вот я взяла в руки комок глины и сделала свою первую игрушку, не особо задумываясь, зачем я это делаю. Во мне было неясное желание сделать что-то своими руками, такое же смутное и неоформленное, как сам этот комок. Смутное желание стало яснее только после того, когда я увидела его запечатленным в глине. Глина помогла желанию выбраться наружу. И изнутри, следом за первым образом, запросилась на выход целая череда образов. И вот стоит у меня на полке мое первое глиняное стадо.. А что же дальше? Игрушка, которая восхищала и удивляла меня саму некоторое время, блекнет под напором новых образов, желающих "родится из глины". Кроме меня самой, кому-то они нужны?
Зачем нужна глиняная игрушка? Из ответы@mail.ru
для красоты на полочке стоять

для коллекционеров)))

Играть).
А чем они хуже?


Найдутся ли люди, для которых образы, вызвавшие отклик в моей душе, тоже окажутся родными? Ведь и мои внутренние образы были смутными и непонятными до тех пор, пока я не увидела игрушки, сделанные руками других людей,- узловатыми и потрескавшимися от долгой работы с холодной глиной, но сохранившими нежность и ласку руками бабы Ули, Ульяны Ивановны Бабкиной, и других мастеров, знакомых мне по имени и неизвестных. Я не понимала своих чувств, скрытых под толстым слоем "современности", пока не увидела ее Полканов и баб, коровушек и Сиринов и не воскликнула радостно: "Да, да! И я тоже жива этими сказками! И мне эти сказки могут открыть что-то несказанно важное обо мне самой и об этом постоянно меняющемся мире. Потому что только в них есть что-то неизменное и вечное!" Значит, теперь мой черед передавать эту радость- передавать ее другим людям.

Автор:  quagga [ 06 июл 2013, 15:33 ]
Заголовок сообщения:  Re: Рождённые из глины

Боже, помоги мне быть таким человеком, каким считает меня моя собака!
Януш Леон Вишневский


Собака, наиболее близкое человеку животное, олицетворяет такие добрые качества как верность, бдительность, привязанность, искренность и послушание. В некоторых традициях она выполняет функции культурного героя, мифического первопредка, принесшего людям огонь. Кроме того, собака, посвященная богам войны, может быть образом храброго и решительного воина, символизировать силу, мужество и активное внимание.

Будучи помощником человека, собака ведет его по дороге к цели. Собака сопровождает человека в течение дня жизни и является его проводником через ночь смерти. Великие проводники душ, такие как Анубис, Геката и Гермес изображаются с головой собаки или имеют собаку в качестве своего атрибута. Во многих мифологиях собака охраняет границы между мирами, является стражем и владыкой подземного мира, где властвуют хтонические и лунные божества. Это мир снов, царство тьмы, другая сторона жизни, где, однако находится точка, в которой смерть становится возрождением. Здесь происходит возвращение к истокам, это энергетический центр, где пребывают силы возобновления.
Вложение:
IMG_0578.JPG

Автор:  quagga [ 26 июл 2013, 06:52 ]
Заголовок сообщения:  Re: Рождённые из глины

В этом году я участвовала в фестивале православной культуры в селе Чимеево. (В этом селе находится чудотворный источник к которому стекаются паломники, и мужской монастырь. По маленькой речке в село приплыла икона Чимеевской (Казанской) Божьей Матери. На Казанскую в Чимееве проводят фестивали православной культуры.) Народу было немного, жарко пекло солнце, с той поляны на которой для участников поставили столы было видно далеко-далеко, лес и небо с облаками, и маленькую игрушечную церковь рядом с маленьким игрушечным монастырем, похожим на средневековый замок. К моим игрушкам подошла молодая женщина с мужем и ребенком на руках у мужа, в платочке и длинной юбке. Взяла посмотреть "Медведя, задирающего теленка" (Ивана Васильевича и Екатерины Андреевны Дружининых) и у нас произошел такой разговор:
-Жестокость! Он его грызет!
-Но ведь так в жизни бывает? Игрушку можно взять в руки и подумать, почему так бывает. В ней отражена.. полнота жизни в ней отражена! (Я вспомнила недавнюю тему Серебряных Нитей.)
-Полнота жизни бывает только в раю, а там никто никого не грызет.
Она поставила игрушку на место и ушла, а я задумалась. В сценке "загрызания" теленка медведем нет рая, нет полноты.. Причем тут вообще рай? Упоминание рая показалось мне неожиданным в разговоре об игрушке.. Я стала искать и сразу нашла цитату из Николая Бердяева:
Рай в начале есть первоначальная цельность, не знающая отравы сознания, отравы различения и познания добра и зла. В этот рай нет возврата. И этот рай не знает свободы, которой мы так дорожим как высшим своим достоинством. Рай в конце предполагает, что человек уже прошел через обострение и раздвоение сознания, через свободу, через различение и познание добра и зла. Этот рай означает новую цельность и полноту после раздвоения и раздробленности. Но этот рай беспокоит нас потому, что коррелятом его является ад.

После разговора я увидела скрытое в игрушке послание о преодолении разделения- черный медведь плотно обхватил белого теленка так, будто бы две эти фигурки олицетворяют желание слиться воедино, обрести новую цельность и полноту.. Рай обозначен на боку теленка восьмиконечным солярным знаком. Игрушка повествует о достижении рая!

Автор:  quagga [ 27 июл 2013, 06:26 ]
Заголовок сообщения:  Re: Рождённые из глины

Люблю делать игрушки в подарок больше, чем торговать ими. Этих двух собак я сделала для знакомой, у которой потерялась собака "помесь стаффа с шарпеем". http://www.serebniti.ru/forum/download/file.php?id=2908&t=1
В тот день, когда девушка забрала игрушки домой, потерявшаяся собака вернулась..
Другая знакомая попросила "самодельных мужчин". Я снова сделала две фигурки. Мужчина деятельный- "Крестьянин" Ульяны Ивановны Бабкиной, романтичный- "Парень со цветком" Сергея Ивановича Дружинина. Поживем- увидим, может быть, и эти глиняные фигурки тоже станут звеном, которого недоставало в общей связи "всего со всем" в огромном мире!

Автор:  quagga [ 17 авг 2013, 14:45 ]
Заголовок сообщения:  Re: Рождённые из глины

После тренинга "Волшебный остров- исполнение мечт" мне захотелось сделать скомороха.. Игрушка выполнена по канонам каргопольской, но "Танцующего скомороха с медведем" не делал никто из старых мастеров. Я думаю, что мне удалось сделать именно игрушку, а не скульптурку малых форм. Лицо скомороха, как нередко и почти непроизвольно случается с моими игрушками, повторяет черты реального человека.

Автор:  quagga [ 16 сен 2013, 08:22 ]
Заголовок сообщения:  Re: Рождённые из глины

Конь с тремя головами. Фигурки трехголового коня лепят и дымковские, и филимоновские мастера, этого Генерала Топтыгина сделала мастерица из Липецка, а я- вслед а ней. Вроде бы, сюжет игрушки навеян стихотворением Некрасова:
Быстро, бешено неслась
Тройка - и не диво:
На ухабе всякий раз
Зверь рычал ретиво;
Только стон кругом стоял:
"Очищай дорогу!
Сам Топтыгин-генерал
Едет на берлогу!"

Вложение:
IMG_0940.JPG

Почему же в упряжке не три коня, а конь с тремя головами? В Каргополе делают свистульки- полуконики.
Вложение:
IMG_0943.JPG

При рождении жеребенок первой на свет показывает голову, и именно поэтому конская голова стала символом солнца молодого, только нарождающегося. С одной лишь лошадиной головкой делали в Каргополье свистульки, связанные когда-то с зимне - весенними обрядовыми играми. Верили, что их свист, как и появление самого вешнего солнца, прогонит с земли силы тьмы и стужи..
Итак, головка коня или конь с одной головой прочно связан с солнцем, обозначает солнце. При взгляде же на коня трехголового вспоминаются существа не такие уж безобидные, существа угрожающие- драконы.. Но дымковский конь- свистулька такой нарядный, такой добрый, устойчивый и надежный..
Конь — психопомп и посланник богов. В различных традициях конь некогда представлял собой заупокойное животное, переносящее умершего в иной мир. Таким образом, лошадь символизирует как жизнь, так и смерть (пара коней, белый и черный, олицетворяют жизнь и смерть).
Тройка, троица.. Появление третьего элемента между двумя другими, противостоящими один другому.
У некоторых народов лошадь (кобылица) стала воплощением богини матери-земли и двух её спутников-близнецов, олицетворяющих жизнь и смерть, а также инкарнацией богов неба и солнца.

В культе богини-матери лошадь стала играть значимую роль:
— у троянцев была богиня — хозяйка коней, стоящая между двумя всадниками;
— у кельтов почиталась богиня Эпона - также «хозяйка коней» и также между двумя всадниками;
— богине и конным близнецам поклонялись германцы.

Появление "третьего" сделало всего коня белым, а на груди у него расцвел солярный знак.
Вложение:
IMG_0942.JPG

Автор:  quagga [ 22 окт 2013, 14:54 ]
Заголовок сообщения:  Re: Рождённые из глины

Этим летом к нам в Курган приезжала моя младшая племянница-москвичка. Мы гуляли с ней в парке, с бабушкой и дедушкой она ездила на дачу, а в один из дней я пригласила нашу Валентину в мастерскую, где собираются мои друзья, люди, чаще всего далекие от мира искусства, но почему-то, после рабочего дня этих, таких разных, людей, тянет придти в нашу мастерскую, выдвинуть на середину комнаты, где стоит муфельная печь и нет окон, шаткие столы, сесть и взять в руки комок глины.. Первое время мне было сложно работать в компании, я привыкла во время работы быть одна, поэтому первой затеей стал замок- работа достаточно механическая, и кропотливая- не имея опыта в создании архитектурных сооружений, я начала лепить его из кирпичиков. Девочки надо мной подсмеивались- и правда, на построение замка ушло пол-года. Ко времени Валиного приезда замок был наконец, долеплен, и передо мной встала, пожалуй, самая сложная задача- чего дальше лепить буду. Когда мы с Валей уселись рядом за стол, я поняла, что хочу сделать такую скульптурку, которая могла бы без слов, за меня, рассказать Валентине о важном.. Для Вали эта игрушка называется "Бабушка и мама", а для меня "Мама и сестра Лена" :-):

Автор:  quagga [ 16 ноя 2013, 08:55 ]
Заголовок сообщения:  Re: Рождённые из глины

Желание построить замок появилось благодаря тренингу "Волшебный остров". Замок "строился" 8 месяцев.. Теперь он будет стоять в детской школе искусств, как образчик глиняной архитектуры, "побуждая" детей (на мой восхищенный возглас: "Ой! А как ты заставила сделать такие чудные аппликации?", моя подруга Вера, преподаватель в школе искусств, весомо ответила: "Мы- не заставляем. Мы- побуждаем!") Будим, то есть, дремлющие потенциальные силы в ребенке.
Вложение:
IMG_1007.JPG
Вложение:
IMG_1012.JPG
Вложение:
IMG_1014.JPG

Автор:  quagga [ 09 янв 2014, 17:00 ]
Заголовок сообщения:  Re: Рождённые из глины

Мой первый вертеп стоит теперь в детском клубе "Колыбелька" прихода церкви Покрова Пресвятой Богородицы с. Юргамыш, и каждый раз, когда я вспоминаю об этом, моё сердце радуется! И второй вертеп будет лучше первого, потому что теперь я уже знаю- мои вертепы будут уходить к людям, чтобы сослужить свою службу.
Вложение:
IMG_1085 - копия.JPG

Вложение:
IMG_1086 - копия.JPG

Вложение:
IMG_1087 - копия.JPG

Автор:  quagga [ 22 мар 2014, 12:26 ]
Заголовок сообщения:  Re: Рождённые из глины

Один из первых образов детского рисунка- "домик с трубой". Если попросить взрослого нарисовать "что-нибудь", то и взрослый, если он берёт в руки карандаш и краски очень редко, скорее всего, тоже изобразит "домик с трубой". Современные "домики", те, что городской человек видит ежедневно, на листе бумаги не отобразятся. Перед Новым Годом желание увидеть какой-то "пряничный домик", которого нет и не могло быть в пределах видимости моей городской жизни (то есть частного сектора у нас тоже хватает, но и там искать было бесполезно) пересилило у меня сомнения по поводу несерьёзности и детскости такого изделия.. Когда дом был слеплен, он оказался скучным. Делать рядом с ним людей- значило бы сильно искажать масштабы. Девочка 9 лет, которая случилась рядом, думала так же: "Сделай кошку!"
-Саша, кошка получится слишком большая по сравнению с домом!
-Тогда сделай снеговика..
В общем, во всём нужна последовательность, и в несерьёзности и детскости тоже.. И кошка и снеговик появились, и нарушили масштаб ровно настолько, чтобы дом стал сказочным пряничным домиком из моего (и Сашиного, на недолгое время у нас оказалось одно на двоих!) воображения.
Вложение:
IMG_1162 - копия.JPG

Вложение:
IMG_1173 - копия.JPG

Автор:  quagga [ 27 мар 2014, 20:44 ]
Заголовок сообщения:  Re: Рождённые из глины

Всадник и птица Сирин.
СИРИН в средневековой мифологии райская птица-дева, образ которой восходит к древнегреческим сиренам.
В греческой мифологии сирены - - полуженщины-полуптицы, рожденные рекой Ахелоем и одной из муз (Мельпоменой, Терпсихорой); они наделяются способностью к сладкозвучному, завораживающему пению.
В крестьянских поверьях XIX в. сирены смешиваются с сиринами; так могли называться и «полуженщины-полурыбы» - последние чаще именовались "фараонками". И те и другие пугают или завораживают людей своими голосами, пением. По определению В.Даля, сирена- «лукавая соблазнительница из греческой боговщины» (Даль, 1882).

СИРИН (ПТИЦА СИРИН) фантастическое существо в облике женщины с головой птицы. Сирины, полуженщины-Сирины, полуженщины-полуптицы, «райские птицы», часто изображаются на русских лубочных картинках XVII —XVIII вв. Этот образ, почерпнутый из старинных книг, возможно, перекликается с образом "вещицы" великорусских поверий (женщины-птицы, ведьмы-птицы). В русских духовных стихах птица Сирин опускается из рая и зачаровывает своим пением.
Вложение:
IMG_0344 - копия.JPG

Вложение:
IMG_0350 - копия.JPG

Вложение:
IMG_0387 - копия.JPG

Вложение:
IMG_0374 - копия.JPG

Автор:  quagga [ 25 май 2014, 17:26 ]
Заголовок сообщения:  Re: Рождённые из глины

Передо мной стояла задача- изобразить букву (игрушку делала ко Дню Славянской письменности и Культуры). Приглашение получила за неделю до праздника.. Идея сделать что-то похожее на картинку карты Таро "Шут" пришла сразу. Но как преобразовать шута с карты Таро в трехмерную народную игрушку? Задача представлялась очень интересной! Нужно делать филимоновскую- вытянутая форма и чередующиеся, полоски характерные для филимоновской традиции, позволят "всунуть" в игрушку букву. Сделала за один вечер (это я, такая копуша в своей глиняной работе!) Потом была заминка с обжигом, и на роспись тоже оставался один вечер.. Полосатую радугу- за один только вечер.. Для меня- почти невозможно! Раз за разом я смываю краски, даже если роспись игрушки проще- например, локальные яркие пятна разных размеров на каргопольских оленях, конях и бабах. Но случилось неожиданное- старательно наводя полоски, я услышала музыкальный размер.. И всё получилось, быстро и хорошо! И вот он: Охотник с Собакой (Буква Я). Всё чаще и чаще теперь я довольна своей росписью, не "по книжке", а своей. А в самом начале, хваля формы моих игрушек, одна керамистка сказала мне: "кто силён в форме, тот часто слаб в росписи" Но я теперь познала и эту радость- свободную выдумку росписи народной игрушки. Да и уроки рисунка помогли, наверное. Рука стала твёрже и свободнее
Вложение:
IMG_1375 - копия.JPG

Автор:  quagga [ 12 июн 2014, 19:25 ]
Заголовок сообщения:  Re: Рождённые из глины

Народная игрушка- как иконопись. Сюжеты и изобразительные средства ограничены традицией (или каноном). И мне это нравится.. Повторяя один и тот же сюжет, одну и ту же фигурку, сначала просто чувствуешь себя более комфортно (делая то, про что знаешь- можешь, получится). А потом.. Скоморохи и медведи, кони и утицы, как будто в благодарность за внимание к своим персонам, начинают мне кое- что разъяснять. На примере себя объясняют мне такие вещи, которые без них мне ни за что бы не постигнуть. Потому что я лучше всего думаю руками..Вот опять, сделала скомороха с медведем, но эту игрушку назвала "Танцующий скоморох". Здесь две фигурки- медведь и человек, но, в то же время, нечего было бы делать скомороху одному, без медведя, и медведь бы не стал танцевать, если бы не скоморох.. Скоморохи способны были и "растроиться", надевая на себя юбку, которую потом заворачивали над головой- получалась ширма, а невидимый внутри неё человек разыгрывал спектакль с двумя куклами надетыми на руки..
Вложение:
IMG_1453 - копия.JPG
Вложение:
IMG_1462 - копия.JPG

Автор:  quagga [ 22 окт 2014, 10:49 ]
Заголовок сообщения:  Re: Рождённые из глины

Танцующие журавли.
..Танцуют журавли парами и всей стаей. Парный танец такой. Обе птицы (кстати, самца и самку по внешности невозможно различить) вдруг прерывают на время поиски пропитания и поворачиваются друг к другу клювами. Одна из них начинает кланяться: вытягивает шею к партнёру, слегка выгнув её дугой вниз. В этой позе голова и шея журавля легонько покачиваются вверх-вниз, вверх-вниз. Затем птица хлопает крыльями (очевидно, это самец) и танцующим шагом прохаживается вокруг самки. После чего обе птицы, встав друг против друга, прыгают вверх, хлопая крыльями. Поднявшись над землёй метра на два, птицы раскидывают крылья и плавно снижаются. Иногда, подскочив особенно высоко, журавли совершают «танцевальный полёт»: бок о бок медленно и изящно планируют вниз и приземляются метрах в сорока от того места, где поднялись в воздух. Обычно после этого заканчивают танцевать, отряхиваются и снова деловито бродят по лугу.
Танец стаи исполняется несколько иначе. Если какая-нибудь птица приглашает партнёра на танец, другие журавли, мирно пасущиеся на болоте, часто окружают их и тоже начинают прыгать. Иногда танцует целая дюжина птиц. Одни исполняют весь танец, другие делают несколько ленивых прыжков, третьи стоят и смотрят, четвёртые — те, что поближе, —не могут удержаться, чтобы не сплясать. «По-видимому, — пишет один зоолог, — на журавлей танец действует так же заразительно, как на нас смех».
Вложение:
IMG_1587.JPG

(Журавли необожжёные. С весны этого года у меня опять нет печи. Но, как оказалось, это совсем не трагедия. Делаю игрушки на будущее!)

Страница 1 из 2 Часовой пояс: UTC + 3 часа
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
https://www.phpbb.com/