..Из века в век смертные человеки выдумывали собственные миры и населяли их игрушечными персонажами- героями выдуманных историй. Кто-то создавал свои миры на бумаге- с помощью красок и карандаша, или с помощью символов- букв, кто-то, чтобы создать свой мир, призывал себе в помощь звуки, гончар же творит свои миры из глины ( может быть он и образы черпает из глины, достает из глиняной аморфной массы скрытые от глаз людских образы?) Я написала "выдуманные истории". Но разве можно что-то выдумать в этом мире? Можно только найти в немыслимо огромной кладовой историй ту, которую тебе захочется по- своему пересказать..
Итак, первый мой коротенький рассказ будет- О Мировом Древе. Почему я решила начать с этого образа, отраженного в хлудневской глиняной игрушке? Народное искусство всегда сказочно. Оно несет в себе мировоззрение целого народа, то есть сказки и мифы этого народа. Миф приходит в современность из глубины времен, и он непрерывен- пусть даже отдельный мастер до конца и не ведает значения образа и работает "по памяти", как до него делалось. Мифы разных народов таинственным образом перекликаются и пересекаются, и заинтересовавшемуся исследователю станет ясно- традиции, такие разные, появились на свет из одного, древнего и могучего- корня.. Как дерево.
Гончарным искусством в Хлуднево занимается почти вся деревня, 70 человек. Игрушечный промысел зародился как побочный от главного гончарного промысла — производства глиняной посуды и труб для печей. Игрушками занимались в основном женщины, среди известных сегодня мастеров только один мужчина, Александр Заборских.
Хлудневская игрушка делается из синей глины, которую добывают в нескольких километрах от Хлуднева. Основной цвет — белый, отдельные детали каждой игрушки расписывают яркими красками. Основной сюжет большинства традиционных игрушек — древо жизни, которое появляется как само по себе, так и в виде узора на одежде хлудневских Барынь. Итак, игрушка которая понравилась мне по неизвестным причинам, и которую мне захотелось "пересказать", называется "Древо Жизни". А что это значит? Почему она мне понравилась?
Мирово́е де́рево (лат. Arbor mundi) — мифологический архетип, вселенское дерево, объединяющее все сферы мироздания. Как правило, его ветви соотносятся с небом, ствол — с земным миром, корни — с преисподней.
У славян
Мировое дерево, древо жизни — в славянской мифологии мировая ось и символ мироздания в целом. Крона мирового дерева достигает небес, корни (у которых течет священный источник) — преисподней, ствол и ветви организуют земное пространство.Да, но Википедия предупреждает: Не следует путать с
Деревом жизни!А мне почему-то упорно хочется назвать свое глиняное дерево именно Мировым древом! И в той же статье я нахожу подтверждение своим предположениям, что хлудевская игрушка изображает именно Мировое Дерево:
В свадебном фольклоре и «вьюнишных» песнях (исполнявшихся для молодых — «вьюнцов») образ мирового дерева воплощал плодородие живой природы, древо жизни: в кроне свивает гнездо соловей, в стволе — пчёлы, приносящие мёд, у корней — горностай, выводящий малых деток, или обитают сами молодые, стоит супружеская кровать; возле «трехугодливого» дерева стоит терем, где происходит пир и приготовлены «медвяны яства» (мёд — пища бессмертия во многих традициях). Мотив медового (молочного и т. п.) источника у мирового дерева сопоставим с мотивом райского дерева, плывущего по реке (ср. Дунай). В восточно-славянском фольклоре образ мирового дерева непосредственно связан со свадебным обрядом: жених должен ставить коней не у «несчастливого дерева» калины, а у счастливого явора, где пчёлы приносят мёд, стекающий к корням, чтобы напились кони, у корней обитают бобры, в кроне — сокол и т. п.Мед, стекающий к корням.. А у корня моего дерева стоит
медведь с гармоникой! Маленькое открытие, еще одна тайна мироздания стала для меня не чужой..
Вложение:
IMG_0545.JPG