КАК СТАТЬ ВОРОМ
Как становятся вором? Или не становятся? Или пробуют им быть? Откуда приходит воровская изощренность? Украсть самому и подставить другого. А если это в самом розовом возрасте? Лет десяти. Да, десяти. Украсть десять рублей. На что потратил не помнится, да и боялся наверное, спустить эту десятку, а вдруг дознаются. А ну спросят, мол, откуда деньги у того, у кого их отродясь не бывало?.
Как подставлял - не помнится, но кажется моим двоюродным братишке и сестричке досталось крепко от моего дяди, их отца за украденную мной десятку из чужого кармана. Чудится мне даже слышны их вопли. Заходить в гости с затаенным чувством страха, боясь разоблачения, ловя каждый значимый намек в свою сторону и радуясь, и страшась своей безнаказанности.
У нас в доме денег не помню. На виду их не было. Или были? Иначе их, помнится то были монетки, не вытряхивали бы у меня из сапог в отделении милиции, когда я пытался сбежать из дому и доехать до Москвы в сопливом возрасте.Экономил на школьных завтраках, наверно. Мелочь разлетелась по всему участку. Сколь долго я ее собирал и на чем экономил?
Украсть у матери было невозможно. Она знала счет им до копейки, заметила бы как заметила украденную не то десятку, не то рубль. То, что это были громадные деньги для нас доказывало то, что обнаружив однажды пропажу, она километра два гналась за мной по поселку, крича и плача. А мне всего-навсего хотелось кажется купить книжку или что то еще, может быть, но на память пришла почему то книга. А может пряников или конфет захотелось? На что-то потратил ведь, иначе не гналась бы мать через весь поселок и плевать ей было на то что подумают о ней или сыне. Она хотела чтоб я их вернул, надеялась на это и кричала об этом. Но возвращать было нечего.
Не как тогда, когда почему-то оставленный учительницей после уроков, я достал из шкафа очаровывавшую меня коробку акварельных красок. Или масляных? Коробка притягивала давно. Открывать шкаф учащимся, видимо, было запрещено, поэтому я так напугался когда вошла учительница /кстати ее имя и отчество в точности соответствовало у одной из моих жен, тоже учительницы/ Почему она так вовремя открыла дверь в класс, когда я нагнувшись уже вынимал коробку из шкафа я понял только сейчас, дожидалась когда скрипнет дверца и дождалась. В классе начались кражи и видимо я был подозреваемым или одним из них. И миг истины настал. Каким образом факт только доставания из шкафа коробки с красками превратился в факт воровства мне до сих пор непонятен, Ну достал, посмотреть поближе ну и что страшного? Может шкаф забыли закрыть. Вероятно, признав, что коробка с красками в руках = это воровство, а не баловство, я подписал себе приговор, признавшись в остальных классных кражах. Каких? Помню только фонарик, который прятал в школьном дворе, в поленнице дров. Я даже не мог им пользоваться только наслаждаться владением. Дома он вызвал бы вопросы.
Классное собрание. Исключение из пионеров.И вопрос учителя и мой ответ <- Зачем ты крал. Может тебе не хватает чего то дома? - Мне всего хватает и все есть. > То есть воровал мальчик из любопытства, а не от нужды, что было беспардонным враньем с моей стороны, как это видится мне сейчас.
В пионерском лагере как-то после выхода на природу оставил на пляже ботинки. В лагерь пришел босиком, а когда понял, что бос - уже пришли. . Пионервожатой не хватило мозгов проверить, мол, все ли в порядке у десятилетних сопляков после выхода на природу. Вернуться назад не отпустили или не смог. То ли побоялся уйти из лагеря, то ли еще что, а приехать домой без обуви значит быть с исполосованной задницей. Денег у матери на покупки обуви не было. Я это знал. Украл чужие. Задавала ли мать вопросы по поводу неизвестных ботинок, не помню. Она не приглядывалась. Своих забот хватало.
Лет тридцать спустя, будучи корреспондентом и собирая материал о поселке, какая-то старуха не узнавшая меня, рассказыла мне, что жила здесь когда-то в поселке очень бедная семья и назвала мою мать.Это ж какими нищими надо было быть, чтобы на фоне того нищего времени шестидесятых годов оставить такую память. Но я не помню чтоб мы побирались. Мать всю жизнь работала, не разгибая спины.
(Бред какой то для пацана у которого в доме даже деревянных игрушек не было. Некому было делать. А сам не умел или не хотел. Как-то выписал по Посылторгу книгу по изготовлению поделок. Что то кажется делал}
Воровал ли еще? Носки, вдруг, всплыли в памяти. Чьи? Где? Напрочь забыл. Теплые, шерстяные. Долго висели на батарее. Взял...Потом следил, чтоб не увидели.Не проще ли было купить... Не помню.
..Потом на автобусной остановке. Приглядывался к портфелю без присмотра. Школьницы болтали не обращая внимания казалось ни на что. Покружив около портфеля высмотрел торчащий кошелек и отправил в карман..Когда уже собирался садится в подошедший автобус одна из девчушек накинулась с требованием отдать кошелек. .Поотнекивавшись - отдал. Зачем отважился на приключение: неясно. От скуки что ли, от желания почувствовать холодок в груди - до сих пор непонятно.
Было - подбирал кошельки..Пустые как правило. Только подбирал. Как то подобрал мобильник. И почему-то ощущение вины. Не крал ведь, только подобрал, но ощущение как от кражи. Непонятно.
Кажется вспомнил все, если не считать памяти о самой первой краже. В компании. Семи или восьмилетних огольцов. Огород ОРСа (отдел рабочего снабжения) для рабочей столовой. Там росло то, чего не было на наших огородах. У нас кроме картошки, да лука, кажется ничего не сажали. Ночь. Ползком между грядками и запихиваем за пазуху что попадает под руку уже и не помнится что.
И как раздражает теперь назойливый взгляд продавца в магазинах самообслуживания, хоть и не возникало до сих даже мимолетного желания что-нибудь прикарманить. Видно желающие есть раз есть надсмотрщики. Желание украсть, как некая потребность что-то возместить... утвердить некую справедливость кем то ,якобы попранную и потом либо торжествовать, либо сокрушаться в зависимости от того чем считать присвоение чужого: Кражей или экспроприацией? Как когда то советская власть считала своим то, что ей не принадлежало по определению. За государственный разбой человек может и не чувствовать ответственности, но за свой собственный когда-нибудь, может быть, придется ответить, если достанет мужества признать воровство воровством.
_________________ "Незнание о незнании неизменно сопутствует познанию" С.Лем
|