Трансовые состояния в компьютерных играх.
Я называю трансовым состоянием, некое состояние, которое наступает во время компьютерной игры(далее просто игры), когда человек играет какое-то время. Чаще всего больше 1-2часов. Это состояние возникает не у всех. По моим наблюдениям человек должен с некоторой регулярностью играть, чтобы легко попадать в этот транс. Можно сказать, что начиная периодически играть человек попадает в лёгкую фазу транса, а затем во время игры попадает глубокую, затем выйдя из игры он остаётся в средней фазе транса или выходит в лёгкую - всё зависит от того, какими ещё активностями занимается человек.
В состоянии глубокого транса забываются большинство первичных потребностей человека(еда, сон, хождение по нужде). Например мой личный опыт в 2003г, когда я играл 3 недели в очень жёстком режиме по 12-16 часов в сутки. Потребности удовлетворялись таким образом: умираешь в игре, выбрасывается экран загрузки, то есть человек ничего не может делать, а только ждёт. В этом состоянии понимаешь что сильно хочется в туалет, потом пока идёшь до туалета вспоминаешь, что вообще-то хочется жрать(именно жрать, а не есть). Питался я тогда печеньем, так как это дёшево и не нужно никаких усилий. Так как человек, который ест за компьютером поглощён другими занятиями, плюс находится в трансе, то вкус еды особого значения не имеет. Выйти из этого состояния помогло то, что я почувствовал как ноги начинают неметь и слегка подкашиваются. Стало страшно и пришлось даже начать делать приседания и некую импровизированную зарядку.
В сети можно найти громкие случаи когда люди даже умирали за игрой от истощения и отсутствия сна, когда человек играет несколько суток подряд.
Отличия трансовых состояний, возникающих при просмотре видео.
Транс возникающий при просмотре фильмов гораздо менее глубокий и отличает от игрового по качеству. Во-первых фильмовый транс держится меньше по времени(вне источника транса), во-вторых, при фильмовом трансе нет такого размытия приоритетов, как при игровом и последнее, игровой транс гораздо более выматывающий чем фильмовый. Это скорее всего связано с тем, что в фильмах нет вовлечения и управления процессом, какой есть в играх. Даже если рассматривать видеозапись игры и сам процесс игры(то есть на экране будет происходить практически одно и то же), то 6 часов просмотров игрового видео записей воспринимается как лёгкая усталость. 6 часов игры подряд очень сильно выжимает человека, становишься уставшим, одуревшим и теряется скорость соображения, в отдельных случаях начинает тошнить.
То есть можно весь день просмотреть какие-то фильмы или видео об игре(например на Ютубе), потом получить голову полную чужеродных образов и лёгкую усталость. Если поиграть весь день, то получим на выходе страшную усталость, невозможность нормально размышлять, со своей обычной скоростью, воспринимать информацию так же чётко и понятно, начинают выпадать фрагменты информации.
Эффект транса, делающий игру более реальной и привлекательной
Игровой транс помогает человеку лучше ощущать игру, делает её более реальной, интересной, захватывающей. У меня был случай, когда я играл в какую-то игру и она была очень интересной. Понятное дело, что любая игра становится менее интересной со временем, но я ещё не перешёл в такую фазу. Сходив на подработку, а я занимался установкой зеркал, это активность где необходимо очень сильная концетрация и присутствие в реальности, а иначе стекло толщиной в 4мм и с размерами 2 метра на 1 метр, очень легко разбить. Поработав два дня и вернувшись к любой игре, я вдруг заметил, что играть стало не так интересно, игра перестала быть яркой и захватывающей.
Другой показательный случай был, когда я хотел поиграть в игру, по старой памяти. Я знал, что несколько лет назад я в неё играл и получал сильное удовольствие. Установив и запустив игру, я проиграл несколько часов усиленно пытаясь понять, что же конкретно мне так нравилось. В конце-концов игру я удалил. Затем установил снова и через несколько дней игра вдруг стала интересной. Подчёркиваю, что это произошло не от того, что события в игре развернулись и стали более насыщенными, так как игровой процесс был более менее одинаковый по всей игре, а именно длительный и периодический процесс самой игры привёл к тому, что от неё я стал получать удовольствие.
Подобных примеров довольно много
Некоторые побочные психологические эффекты
Игрок не желая разрывать состояние транса становится более раздражительным когда его отвлекают от игры, это так же может подогреваться внутриигровыми неудачами. Так же развивается нетерпение и желание поглощать больше, лучше и дольше. Игра начинает занимать у человека основной приоритет в жизни, все активности становятся менее приоритетными и мешающими. Игра легко может стать основным источником удовольствия так как в ней возможно удовлетворить(сублимировать) практически все потребности.
Остаточный эффект транса по-видимому длится продолжительное время, хотя это может быть связано с тем, что человек теряет обратную связь с телом. Например после 6ти месяцев полного отказа от игр, я почувствовал, что у меня улучшилось обоняние.
По-моему мнению наиболее эффективные способы выхода из транса - это занятие физическими активностями или выезд на природу. (Александр Геннадьевич подсказал, что это непривычные для человека активности). Мне кажется, что это самые непривычные для виртуализированного человека активности.
Приоритеты и ценности играющего человека
В игре очень легко размываются приоритеты, люди перестают понимать, что для них важно, а что неважно. Человек не может делать правильные выборы по жизни.
Из-за того, что для современной игры нужен компьютер, подключение к интернету и собственно всё(кто захочет сможет найти все игры бесплатно), то человеку играющему деньги особо не нужны.
С другой стороны может развиться наоборот большая трата денег на виртуальные предметы. Так как для мозга, по идее, нету разницы между виртуальным и реальным предметом, то многие вещи в игре приобретают для игрока большую ценность. Многие игры позволяют игровому персонажу стать круче, мощнее и сильнее, если купить за реальные деньги игровую броню, оружие или ещё какие-нибудь вещи. Потому игрок может начать спускать на это все свои свободные деньги, а в интернете я находил случаи когда девушки продавали сексуальные услуги за игровые вещи или игровые деньги, на которые можно купить игровые шмотки.
Так же из-за специфики современного типа игр, а именно, возможности играть с большим количеством реальных людей массово по сети интернет, то человек сильно играющий может даже иметь семью. Таких людей привлекают массовые тусовки и виртуальная ответственность перед другими людьми. Я не раз в сети находил случаи когда жёны 30 летних людей жаловались на то, что муж приходит с работы и не общается с ребёнком, не уделяет внимания жене, а просто играет, боясь подвести команду или пропустить ответственно сражение. При этом человек часто оправдывается, что ему нужен отдых и расслабление.
Настоящего расслабления в играх нет. Некое расслабление может наступить если человек занимался физическими нагрузками и просто отдыхает, потому что сидит и ничего не делает, но играя больше 2х часов человек наоборот очень сильно устаёт, так как загружает свой мозг.
|