My English is very good. 1 часть - Дети, кто будет изучать английский, берите свои портфели. Вы пойдёте со мной в другой класс. - А учебники брать? - Брать. - А у кого немецкие учебники? - Те, кто будет изучать немецкий язык, оставайтесь на месте. Сейчас придёт ваша учительница. Захлопали крышки парт... Возятся "англичане", сопят, собирают вещи. А я сижу себе. У меня немецкий учебник. Папка принёс от дяди Лёши. Раньше дядилёшин сын по нему учился, а теперь я буду. Но, что я вижу? Все мои подружки уже столпились у доски... И сейчас уйдут! И Ирка Капошина, и Маринка Ратушная! Как же это? Ирка делает круглые глаза и шипит мне: - Ленка! А ты чего сидишь? - У меня учебник немецкий. - Ну и что? Потом английский купят. И правда! Ну его, этот немецкий! Пойду лучше английский учить. ___________________________ Нас учит Ида Ефимовна Кербель. Мне ужжасно нравится. А в детсаду не нравилось. Там нас пытались учить английскому. Помню только три слова - чай, галстук и стакан. И зачем человеку знать, как будет по-английски чай? Хотя... чай - ладно. А галстук и стакан совсем не к чему. Можно и по-русски сказать. Оказывается, моя бабулька знает Иду Ефимовну! Оказывается, это её брат-скульптор сделал памятник Ленину, что стоит у нас в Смоленске на площади. Если б не бабулька это мне сказала, ни за что бы не поверила. Не может один человек сделать такой громадный памятник! Он же не из пластилина, он же каменный! Как их вообще делают эти памятники? Однажды мы с бабулькой шли по Блонье и встретили Иду Ефимовну. Мне очень хотелось, чтоб бабулька спросила у неё, как из камня памятники делают. Она ж, верно, знает. Но они говорили про что-то совсем неинтересное. Из всего разговора только и можно было понять, что у брата теперь молодая жена... Вот это странно. Ида Ефимовна старенькая, а брат как же?... Молодой, что ли? ___________________________ В новой школе нас учит английскому Нина Стефановна. Она похожа на пухлую подушку, втиснутую в синюю шерстяную наволочку. Такое впечатление, что она нас не видит, и не слышит. Она смотрит только в учебник и в журнал. Мальчишки ходят по классу, рисуют на доске, выходят в коридор, а Нина Стефановна что-то читает и читает себе из учебника. В конце урока в журнале появляются оценки. Мальчишки обступили Нину Стефановну и сообщают остальным какие оценки она выводит в журнале. У меня почему-то всегда появляются "четвёрки"... Странно... Я бы и на "тройку" сейчас не ответила. Так мы "учимся" два года. Моя любовь к английскому застыла в анабиозе... Но вот нам дают другую учительницу. Валентина Ивановна в ужасе от наших "знаний". Начинается лихорадочная работа. Валентина Ивановна не забывает каждый раз сообщать нам о своём ужасе... - Вы должны провернуть двойной, тройной (!) объём работы, чтоб достигнуть хоть мало-мальски приличного уровня. Я думаю, что вы не безнадёжны. Мы тоже так думаем. Почему-то английский язык становится любимым предметом для всех. Внезапно я "догадываюсь", что на этом языке разговаривал Диккенс. Тот самый! Автор "Оливера Твиста"! Как же мне теперь не любить английский?! ___________________________ В институте английский преподаётся только факультативно. Начинаем с азов. Я чувствую себя профессором. Ещё бы не чувствовать! - Игнатович, скажите, как будет по-английски Великобритания? - Великобритэйшн... ___________________________ Гуляем с дочками в парке. Сашке 3 года, Насте - 4,5. Стоим у вольера с заморскими курами. Все ждут, когда павлин распустит хвост. А он не спешит. Чует, что он тут самая значимая личность. Ходит себе, расхаживает и хвост свой драгоценный по пыли волочит. Всё на самку поглядывает. И вскрикивает время от времени: "Кёо"!... "Кёо"!... Чего орёшь? Ты хвост распусти! Всем уж надоело ждать... Стали расходиться. Павлин невозмутим. Ему-то что? Хоть все уйдите... "Кёо"!... "Кёо"!... - Кёо!!! Кёо!!! Я аж вздрогнула. Это Настя ему крикнула. Абсолютно как павлин! Один в один! Павлин тоже поверил. Заорал: "Кёо"!!! "Кёо"!!! и хвост свой великолепный раскрыл. Стоит хвостом покачивает, соперника ожидает... А нету соперника! Это Настя смогла крикнуть по-павлиньему. На другой день я купила книжку "Английский для детей". Мысли мои были просты - если Настя павлиний язык освоила, то уж с английским справится легко. Так и вышло - сейчас Анастасия Викторовна работает в английской школе. ___________________________ - Мам, а, что делать? Наш класс будут делить пополам - на немецкий и английский. - Ну и пусть делят. - Так, все хотят английский! - Ну, пусть, будет две английских группы. - Преподавателя нету. - Пусть, наймут. - Ты смеёшься? - Смеюсь. - А мне, что делать? На английский возьмут только тех, кто уже занимается с репетитором. - Значит, тебя возьмут. Нет проблем. Я ж с тобой занималась. - А, разве, мама считается репетитором? - Хм... А будут вас как-то проверять?... - Будут. Завтра. ___________________________ - Мам! Меня взяли в английскую группу! Спросили - занималась ли я с репетитором? Я сказала - "да", но не сказала, что с тобой. - И правильно. Какой я репетитор? Я совсем другое. Вероятно, лучшее. - Сказали передать репетитору "спасибо", что поставил мне хорошее произношение. А, вот, это странно. У меня-то нет хорошего произношения... И я это знаю. Но я помню, как нас учила Ида Ефимовна - как там звуки надо произносить, куда язык поворачивать... Я так Настю и учила. Выходит - получилось? Мне-то произношение было ни к чему. Читать, писать умею, а правильно произносить... Тут у меня, как у Чуковского. Кажется, Набоков насмехался над его произношением. А зря... С Диккенсом-то можно разговаривать и без произношения. Мы поймём друг друга. _______________________ Настя, Саша! Бегу на работу. Котлеты в холодильнике. Да! По радио передавали - в зале гостиницы "Россия" какие-то американцы предлагают б/пл занятия с носителями языка. Хотите - сходите. Мама. - Ну, что там было? - По пять человек распределили. У нас руководителем - Мишель из Сиэтла. Она - учительница начальной школы. Американцы такие смешные... ________________________ 2 часть Познакомились с американцами... Действительно, смешные... Одна спрашивает: - Вы нас ненавидите? - Настя, не могу понять о чём она спрашивает. Вы... нас... Переведи. - Она думает, что мы ненавидим американцев. - Типа... мы? Русские, что ли? - Ну, да. Смешные американцы... За что их ненавидеть? - Настя, как ты их понимаешь? Особенно вон тех из Калифорнии? У них какой-то другой английский. - Да... Мне их трудней всего понять... - Настя! Они неправильно говорят! Двадцать - это "твэнти". Почему они говорят - "твони"??? - Мам! Это же а-ме-ри-канцы. А не англичане. Ладно, простим им. Что с них взять? Дети... Подростки. Почему-то все эти американцы напоминают мне подростков. Радостно забавляющихся своими подростковыми забавами... Вероятно, когда у них плохое настроение, они кушают "правильные" таблетки. Детки... _______________________ Они приехали в Россию, как миссионеры. Ага... Миссионеры... Ну-ну... Читают Библию. Поют "песни"... Миссионерчики вы мои... Пионерчики, бойскауты... Ни о чём серьёзном с ними говорить нельзя. Своих мыслей у них нет, только общие. И это их радует. Охо-хо... Смешно-то, смешно, но... _______________________ Через неделю ежедневного общения я уже легко общаюсь с американцами. Нужные слова вспоминаются сами собой. - Мам, ты неправильно произносишь. Жуткое произношение. - Но они ж понимают! Вон, у калифорнийцев ещё хуже произношение. Смотри - с ними даже свои не разговаривают. - Ай, всё ты придумываешь. - Мишель, Мишель! Настя спикс, зэт май инглиш из вэри бэд. - No! No! Your english is very good! - Поняла, Настя? Май инглиш из вэри гуд. Я сейчас буду им анекдоты рассказывать. - Лучше не надо. - Надо, надо... _______________________ Самое лучшее рассказывать анекдоты на пикнике. На травке. - Летят два воздушных шарика. Один говорит другому: "Где-то здесь должен быть гвоздь". Другой отвечает: "Врёш-ш-ш-ш-ш-ш...." Мишель смеётся. Подходит Джон (12 лет). Садится рядом на травку: - А чего вы смеётесь? - Анекдот хочешь? - Хочу. - Слушай: "Летят два воздушных шарика... - Куда летят? - Куда, куда... В небо. Хотя нет, не в небо... Там же гвоздей нет... Просто летят. - Зачем? - Хотят. Хочется им. - Они могут хотеть? - Могут! Это ненастоящие шарики. - А какие? - Волшебные. - Волшебные? Это сказка? - Анекдот! Анекдот это! Будешь слушать или будешь спрашивать? Мишель смеётся и пихает Джона. Джон валится в траву и серьёзно говорит: - Хорошо, я буду слушать. - Повторяю - летят два шарика... Один шарик говорит другому... - Они умеют говорить? - Да! Шарики волшебные! Мишель пихает Джона ногой и советует ему просто выслушать до конца. Джон соглашается и я доканчиваю анекдот. Джон ждёт... и осторожно спрашивает: - Он умер? - Да!!! Это уже Мишель ему кричит. И смеётся. И пихает, пихает Джона своими чистенькими беленькими кроссовками. _______________________ Настя и Саша явились на пикник с полными карманами семечек. У американцев семечки имеют успех. Все уже получили по горсточке. Джереми высыпает свою горсточку семечек прямо в рот. И жуёт. Так нечищенные и жуёт! Я в ужасе: - Так не едят! - Едят. - Это неправильно! - Правильно. - Настя! У меня слов нужных нет. Переведи ему! Переведи, что помрёт. Пусть выплюнет. - Мам, он уже понял. Он так хочет. - Дикари... Семечки есть не умеют... Тут и моя Сашка встревает: - А, может, с ним ничего и не случится? Помнишь Джесси? Она тоже так семечки ела. - Так то - собака! А Джереми - человек! Подходит Маленькая Рейчел (6 лет). За семечками. - Ты умеешь их есть? - Да. - Точно? Ты не будешь, как Джереми? - Я не буду, как Джереми. Американские дети очень послушные. ________________________ Идём на озеро купаться. Мне поручают следить за американскими детьми. Договариваюсь с ними, где встретиться. Озеро большое. Купальщиков полным полно. - Встречаемся у первого грибка. Первый грибок от дороги. - Гриб??? - Ну... Грибок. Грибок от солнца. Железный грибок. - Железный??? У детей едва ли не ужас в глазах. А... понимаю... Надо сказать - зонтик. Зонтик от солнца. - Ноу айрон машрум. Ноу. Амбрелла. Биг айрон амбрелла фром зе сан. Понятно? У детей круглые глаза. В них возникает понимание. Они смеются и быстро-быстро что-то болтают по-своему. И всё повторяют: "Iron mushroom", "Iron mushroom"... ________________________ Потом Мишель написала, что Джереми жив и здоров. Собирается в армию.
|