Серебряные нити

психологический и психоаналитический форум
Прямой эфир в 21:00
Текущее время: 21 окт 2017, 20:55

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Правила форума


Уважаемые форумчане! Просим для каждого занятия заводить отдельную тему...



Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 3 ] 
Автор Сообщение
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 26 сен 2017, 11:22 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 04 авг 2017, 12:14
Сообщения: 4
Откуда: Сыктывкар
Выкладываю тексты тренинга, напечатанные мной и те, которые уже набраны (не мной). Потом сделаю по порядку.


Последний раз редактировалось Valeri 26 сен 2017, 11:25, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 26 сен 2017, 11:24 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 04 авг 2017, 12:14
Сообщения: 4
Откуда: Сыктывкар
Занятие 1.
Любой человек рано или поздно задумывается о своей жизни и своей судьбе. Чаще это происходит во второй половине жизни, когда наши желания и страсти уже не так остры. Или наоборот, они по-прежнему не удовлетворены и ещё более ненасытны. Человек уже достиг чего-то. Чего-то многого или совсем малого. Но независимо от достижений, наша с Вами душа продолжает чего-то вожделеть, стремиться к чему-то большему. И, как правило, это "большее", к чему мы все стремимся, остаётся абсолютно невыразимым. Несбывшиеся надежды и планы тревожат нас и не позволяют насладиться тем, что уже достигнуто в первые половины жизни. Большинство из нас пытается продолжить своё стремление ровно к тому же, к чему стремилось и всю первую половину. Ко всё большему и большему обладанию предметами материального мира и всё большему и большему обладанию людьми. Надеясь через простое накопление достичь блаженства. Все мы тогда так или иначе являемся коллекционерами. Коллекционерами денег, друзей, автомобилей и т.д. Однако с возрастом ты всё больше понимаешь, что накопленные предметы и воспоминания об удовольствиях невозможно взять с собой и унести через угольное ушко общего для нас конца.
Во второй половине жизни особенно остро ощущается некая иная и не признаваемая официальной наукой человеческая потребность. Даже в программе "Серебряные нити" мы называли эту потребность десятками разных слов: потребностью в вере, желанием бога, метафизической потребностью, потребностью в романтике. Но главное её название не столько в психологии, которая так и не нашла единой формулировки для этой потребности, сколько в повседневном общении. Этот мотив, который настойчиво стучится в наши души, особенно после сорока. Ведь чаще всего мы называем его потребностью в обретении смысла собственной жизни.
Смысл жизни — понятие, таящее целую бездну значений. За право окончательно определить, как-то назвать, в чём заключается смысл человеческой жизни, бились и продолжают биться все религии и все идеологии. Существует неисчислимое количество ответов на вопрос "в чём смысл человеческой жизни", претендующих на роль истины. Однако, ответов этих великое множество. Но когда нам около сорока, почему-то любой мыслящий человек остаётся один на один с этим вопросом. И если всё те же самые религии и идеологии не смогли окончательно лишить человека способности думать, отвечать на этот вопрос себе и своим детям ему придётся всё равно самому.
Нет-нет, окончательного ответа на этот вопрос не сможет и дать очередной радио-тренинг в программе "Серебряные нити". Мы сможем только попробовать помочь Вам ответить на одну из составных частей этого вечного маячащего как тень в глубине таинственного кристалла наших душ вечного вопроса. Мы можем вместе с Вами попробовать понять или описать словами то, что происходило в нашей жизни раньше. То, что происходило до того момента, когда нас с Вами охватило это чувство неудовлетворённости самим собой. Неудовлетворённости тем, чего мы смогли добиться в своей предшествующей жизни.
Хотим мы с Вами этого или нет, но люди думают с помощью слов. Для того, чтобы понять, как бороться с этой своей неудовлетворённостью, куда двигаться дальше, нужны какие-то способы определить самого себя. Нужно как-то назвать рисунок собственной жизни, варианты своего поведения, своей реакции на внешний мир, наши болезни. Для того, чтобы помочь человеку сделать это, психология с самого начала своего существования разрабатывала типологию личности. Есть только одна беда: любая типология на самом деле абсолютно бессмысленна. Какая разница, каким словом назовёт себя немолодая дама? Скажет ли она сама себе, что она человек тревожный и мнительный, или назовёт себя истеричкой, или скажет, например, что она меланхолик.
В сущности, такое простое называние себя превращается как ни странно в способ бегства от самого себя. "Да! Я истеричка", не без некоторой гордости скажет такая дама и получит своё распоряжение что-то вроде диагноза, некий защитный щит, дающий ей право больше не задумываться о себе и, следовательно, полное право не меняться. Не менять ни себя саму, ни своё отношение к людям. Но как-то определить самого себя всё-таки нужно. Иначе нет способа научиться понимать, как-то формулировать тот самый смысл собственной жизни или собственных неприятностей, или тех самых болезней.
Можно попробовать капнуть немножко поглубже. И в словах "истеричка" или "меланхолик" когда-то заключалось больше смысла. Дело в том, что в Древней Греции врачи и философы, такие как Гиппократ и Теофраст, которые говорили и писали о человеческих темпераментах, имели в виду не просто характер, а всю человеческую судьбу. Они описывали не просто типы, они определяли мифологемы или притчи о человеческой жизни, включавшие в себя и взаимоотношения человека с окружающими и его болезни, и даже его личный способ умирания. Большую часть древнего учения о характерах наука отбросила как архаическую, никому не нужную, оставив лишь описание способов реагирования человека на внешний мир и на других людей. Именно это мы сегодня называем типологией личности.
Значит, для того, чтобы придумать некоторую типологию, в которой слушатели могли бы услышать притчу о себе, может быть, стоит вернуть какие-то исконные древние смыслы или образы души? Хотите ли Вы как-то разобраться в себе? Если, да, тогда вперёд, мы с Вами попробуем вместе представить себе типологию человеческих душ в новом тренинговом цикле программы "Серебряные нити". Наверное, к серебряным струнам гитары крепче всего привязаны разноцветные шарики наших душ. Сегодняшнее занятие — это размышление о том как устроена человеческая душа и пусть разобраться в этом нам поможет замечательная гитара Бадена Пауэлла.

Музыка


Занятие 2.
Доброй ночи! Доброй ночи всем, кто нас слышит желает очередной тренинговый цикл в радиотеатре фантазий программы «Серебряные нити». В этом радиоцикле мы с вами вместе пытаемся научиться понимать себя и других. Мы с вами решили, что попробуем вместе как-то найти новую систему координат, динамическую типологию взглядов на самих себя, на типологию развертывания человеческой жизни. Мы договорились, что попробуем связать эту типологию для того, чтобы сильнее и интереснее было работать воображению во время наших бесед с древними тантрическими представлениями о чакрах.
Чакры — это несуществующие в реальной анатомии центры, расположенные вдоль нашего позвоночного столба, которые древние йоги считали микрокосмическим двойником огромной и бесконечной оси Вселенной. Уровни различных лотосов становятся чем-то вроде платформ для остановок в зданиях многоэтажных зекуратов, остановок человеческой энергии, которая двигается от основания позвоночника к верхушке головы и остановок души, которая движется по сказочной оси Вселенной к возвышенным брачным чертогам лунного и солнечного света.
Первый лотос — первый тип жизни, и, если хотите, первый тип характера, первый тип магического кристалла, ограничивающего человеческую личность, естественно, находится в самом низу, в основании позвоночного столба, или в основании сушумны. Традиционный тантризм называет его «опорой корней», или муладхарой. Считается, что он имеет малиновый цвет и четыре лепестка, на каждом из которых начертан слог санскрита, при чтении по часовой стрелке, начиная с верхнего лепестка «вам-шам-шам-сан». Считается, что это звуки-двойники проявляющихся на этом уровне существования духовных энергий. В белом сферическом центре размещается желтый квадрат — символ стихии земли, и внутри этого квадрата стоит размахивающий семью хоботами белый слон — Айравата — мифическое передвижение царя богов, Индры. Здесь это животное поддерживает спиной знак слога «лам», который считается выражением тонкого звучания сил этого центра. Слон, как считается, олицетворяет силу, устойчивость и твердость земли, кроме того, мы с вами хорошо это знаем, слон является облаком, обреченным ходить по земле, и если бы его освободили от этого состояния, он взлетел бы ввысь, и тогда, может быть станет понятно, почему мы с таким увлечением, и дети и взрослые, смотрим диснеевский мультфильм «Дамбо», потому что это образ силы, которая взлетела вверх, сохраняя за собой одновременно и силу земной, такой привычной и понятной силы реальности. На спине слона начертан обращенный вершиной вниз треугольник — это символ лона богини-матери Вселенной. Внутри этого треугольника, трехстороннего города, можно увидеть первый или главный божественный лингам всеобщего мужского принципа Шивы — спящая и прикрывающая голову тонкая как нить стебля лотоса белая змея-богиня Кундалини совершает три с половиной витка вокруг лингама.
Традиция располагает этот лотос в нижней части тела, между анусом и гениталиями, и это кристалл, который образовывает некоторый человеческий характер и некоторую человеческую судьбу. И судьба эта определяется всеми символами, о которых я рассказывал, но в первую очередь это судьба человека с чрезвычайно реалистичными, приземленными жизненными стремлениями, человека, жизнь которого определяется вялой жадностью и цеплянием за существование, постоянным цеплянием за эту реальность, которая нас окружает. Где-то в глубине его души скрыто величайшее противоречие, выраженное и слоном, и кундалини, обвившейся вокруг лингама, это противоречие связано с тем, что человек этого уровня, уровня, который определяется первой чакрой, это и есть облако, облако, обреченное ходить по земле, которое вечно вынуждено создавать для самого себя систему оправданий или ритуалов, которые позволят ему не взлететь, не вернуться никогда больше к своим собратьям-облакам.

Музыка

Вас не удивила та странная музыка, которая сейчас звучала? Как это не удивительно, музыканты в 20 веке придумали страшно много, они придумали играть на специально для этого сломанном (препарированном) пианино, из которого убрали часть струн и молоточков. Это для меня и есть образ человека первой чакры. В европейских теориях и традициях уже чисто психологического свойства такому человеку ближе всего характер, который описывается словами «обсессивная личность», или личность «ананкастическая».
Фрейд был удивительно близок к учениям о чакрах, потому что связал этот тип характера с анальной фиксацией, то есть с детским стремлением к задерживанию испражнений в самых ранних стадиях детского развития. Эта задержка испражнений, задержка движения, страсть к накоплению для Фрейда была базовой чертой этого характера. Главная черта личности этого круга — их жизнь строится на системе запретов, а точнее на системе преимущественно запретительных норм, например, нельзя касаться того или иного предмета, не выполнив предварительно некоторого ритуала, не перекрестившись; или не переходить улицу, пока не сложишь две цифры на номере проезжающего автомобиля; возвращаться назад, если навстречу идут люди с пустым ведром и так далее. Ну и, естественно, с этим же застреванием на этом уровне развития связаны наши бытовые навязчивости, мы их чаще называем суевериями: плевки через левое плечо, постукивание по дереву или даже помахать в окно близкому человеку на прощание. Вторую черту, тоже очень важную для человека, живущего в мире запретов, которые он чаще всего себе и придумывает, Фрейд называл «всемогущество мысли», всемогущество с отрицательным знаком, которое заключается в том, что человек сам придумывает для себя предписания и запреты и сам же пытается их выполнять, естественно, сам страдая от этого. Кроме того, этим людям постоянно кажется, что те ритуалы, которые они выполняют, или та система запретов, которую они вокруг себя строят, способна управлять реальностью, это вторая сторона фрейдовой фразы о всемогуществе мыслей. Каждый из этих запретов или ритуалов, или привычек на самом деле обязательно с чем-то связана, но человек не испытывает некоего интеллектуального посыла к действию или к пониманию того, что с ним происходит; вместо этого он предпочитает навязчиво повторять одно и то же действие, грубо говоря, например, креститься перед тем, как прикоснуться к книге, проще понять, чем то, зачем ты крестишься, когда прикасаешься к книге.
Одним из самых распространенных навязчивых повторений является постоянный страх представителей нижней чакры перед старостью. Этот страх на самом деле представляет собой вытеснение желания быть молодым, которое противоречит реальности. Мы чаще всего сталкиваемся с этим, когда говорим, что мы не чувствуем своего возраста, и нам по-прежнему 25. Обычно для того, чтобы избежать анализа собственного возраста и тех обязанностей или той роли, которая с этим возрастом связаны, будет непрерывно сопоставлять возраста различных людей или время происхождения одного итого же события, то есть он будет говорить: «когда такому-то человеку было столько-то лет, мне было столько-то» или вместо называния возраста постоянно повторять фразу «я родился в таком-то и таком-то году». Конечно, одним из главных способов не дать кундалини, не дать душе покинуть своего убежища в треугольнике, не дать ей двинуться вверх, является такое составление правил личной жизни, которое мы называем «педантизм». Педантизм и гиперреалистичность с одной стороны, а с другой стороны — таящиеся внутри таких людей мистицизм, магия, ритуалы, всемогущество мысли, ощущение того, что какие-то их слова и действия способны изменять реальность. Чаще всего эти черты символизируются необыкновенной страстью людей первой чакры к цифрам, к идее всемогущего числа, которое управляет миром. В системе Пифагора, средневековой Каббале, да и просто в мире математической логики число дает иллюзию управления страхом, возникающим вследствие постоянного подавления человеком своих желаний. Навязчивое обсессивное повторение как бы заговаривает человеческие страхи. Число в сущности и возникает из многократного повторения; число, например, дата рождения, накидывает на те случаи или события в человеческой жизни, которые трудно поддаются прогнозу, некий аморфный налет логики, некую дискретную определенность. Люди первой чакры пытаются преодолеть страх, разделив ту или иную проблему на числа, иногда страшно читать, скажем отрывки из подросткового дневника будущего экс-фюрера СС Генриха Кеммлера. Согласно Эриху Фромму, который и анализировал фрагменты дневника Кемммлера, его характер представлял собой некую форму злокачественного, болезненного анального характера ,который мы с вами сейчас пытаемся описать.
«2.08, понедельник. Вечером купался пятый раз. 3.08, вторник. Купался 6-й и 7-й раз. Пятница. Купался 8-й и 9-й раз. Суббота. До обеда купался 9-й раз. 8.08.. Купался 10-й раз. 9.08. До обеда купался 11-й раз, после этого купался 12-й раз. На следующий день играл, потом купался 13-й раз». И так до бесконечности идет навязчивый подсчет событий, который, как кажется, дает возможность управлять ими. Свою неуверенность и мучительную попытку самого себя приземлить с помощью чисел не раз демонстрировал В. Маяковский, причем это огромные числа, вспомним название одной из его поэм, «150 миллионов». Проблема числа Маяковского — проблема, которая много раз описывалась разными людьми.
Первым в русской литературе изобразил характер первой чакры обссесивно-импульсивный, или, как бы сказали европейцы, анальный характер, Александр Сергеевич Пушкин, у него очень много ананкастов, то есть людей первой чакры. Вот, например, бескорыстный, с внутренним полетом, бескорыстный стяжатель, коллекционер денег, скупой рыцарь Барон; Сальери, который проверил алгеброй гармонию, то есть алгеброй проверил числа, ну и, наконец, Герман из «Пиковой дамы». Пушкин, наверное, первым заметил страсть к деньгам, страсть, которая необыкновенно характерна для этого характера, ведь числа — это тоже страсть к деньгам, поэтому первым подлинным портретом человека первой чакры является Пиковая Дама. Обратите внимание, Герман — человек с большими страстями, который тщательно и всеми способами их контролирует, пытаясь загнать их внутрь, не дать проявиться каким-то своим внутренним желаниям и надеждам. Пиковая Дама поглощена страстью к деньгам, наполнена числами, в том числе неоднократной отмеченной исследователями числовой символикой, которая подготавливает разгадку трех карт: там постоянно повторяются выражения типа «прошло три недели». После того, как старая графиня объявляет Герману в бреду или в сновидении три карты, они начинают навязчиво его преследовать, в конце концов они превращаются в психоз, то есть заменяют для Германа всю реальность. «Тройка, семерка, туз скоро заслонили в воображении Германа образ мертвой старухи, тройка семерка туз не выходили из его головы и шевелились на его губах. Увидев молодую девушку, он говорил: «Как она стройна, настоящая тройка червонная!» У него спрашивали, который час, он отвечал: «Без пяти минут семерка», всякий пузатый мужчина напоминал ему туза. Тройка, семерка, туз преследовали его во сне, принимая всевозможные виды: тройка цвела в образе пышного грандифлора, семёрка представлялась готическими воротами, туз огромным пауком». Но после того, как Герман проигрывает Чекалинскому, его сознание сужается, и кроме трех карт в нем больше ничего не остается. Герман сошел с ума, он сидит в Обуховской больнице в 17-м номере, не отвечает ни на какие вопросы и бормочет необыкновенно скоро: «Тройка, семерка, туз, тройка, семерка, туз».
Круг, ритуал цифр, ритуал действий: сделать все, чтобы не взлететь, но внутри всегда есть и остается это желание взлететь, сама возможность лететь, наверное, должна вызывать у слона, привыкшего ходить по земле, жуткий страх, вот такой же страх перед взлетом возникает в душе человека первой чакры, вот только куда он хочет взлететь да и нужно ли это? Или простой педантизм и накопление могут сделать его счастливым и оставить человеком без возраста, как ему хотелось бы надеяться?

Музыка

Вне всякого сомнения, слушатель может мне сказать: «Но куда же, в каком направлении может двигаться душа человека от первой чакры, ведь вся культура, древняя и современная, представляет собой систему запретов. Ведь если бы не было этих запретов, или огромных навязчивостей, или огромных обсессий, что делать в данной культуре запрещено, что разрешено, как нужно общаться с лицами противоположного пола, как нужно выглядеть, как только эта система запретов, очень многие из которых выражены числами, исчезает, так может исчезнуть и само понятие культуры. Что за энергии хотят понять слона воздух, что за энергии движут человеческой душой? Вы говорили о древнерусских заговорах в одной из прошлой передач, но ведь любые заговоры и магические формулы — это тоже одни навязчивости, которые двигаются по своему бесконечному кругу. К большинству текстов заговоров и заклинаний, как правило, прилагается некая инструкция, «повторить столько-то раз», как правило, это число кратно трем: 3,9,12,27 и т. д. до 729. Когда Вы говорите «надо двигаться вверх, не хотите ли вы нарушить ту систему норм и запретов, которая и является человеческой культурой?
Это сложные и интересные вопросы. Если вам хочется подумать о человеческих характерах, о тех энергиях и направлениях, в рамках которых эти характеры могут меняться, давайте встретимся с вами на следующем нашем разговоре в радиотеатре фантазий.

Музыка


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 28 сен 2017, 11:20 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 04 авг 2017, 12:14
Сообщения: 4
Откуда: Сыктывкар
Занятие 8.
Доброй ночи! Мы с вами совершаем путешествие по древу познания добра и зла, который в тантре представлен нашим собственным позвоночником, и пытаемся разглядеть человеческие характеры через призмы, которые их ограничивают. Для описания таких призм мы с Вами используем тантрические лотосы, или кундалини, каждая из которых, с точки зрения автора этого цикла передач, кристалл целостного взгляда человека на мир, кристалл, который ограничивает его личность.
Мы с вами сказали в одной из предшествующих передач этого цикла, что современное человечество, во всяком случае, европейская и русская цивилизация, придумали всего два типа культуры — культуру первой чакры и культуру второй. Средний человек, который проживает в этой культуре, либо является человеком скромным, сереньким, склонным к самоограничению и созданию правил собственной жизни, которые сам никогда не нарушает и пытается создавать новые. Культуре второй чакры, культуре истерической, культуре ярких цветов, актеров и демонстирования самого себя, своих достоинств, культуре, в которой ценится реклама вообще и самореклама в частности, культуре, в которой внешнее значит гораздо большее, чем внутреннее, в культуре, в которой модно подменять внешнее внутренним и ценить человека по одежке: по одежке встречать, по одежке и провожать.
Но это разговор о некоем среднем человеке в культуре, эти две культуры всегда выдвигают своих лидеров, и вот эти лидеры, как кажется со стороны, которые стоят над толпой, при ближайшем рассмотрении оказываются ровно такими же людьми, как мы. Однако над средним человеком первой-второй чакры, конечно, стоит начальник. И вот тот характер, то самоограничение, которое представляет собой третий лотос, и является характером того самого, отчасти карикатурного начальника, образ которого мы всегда носим в своем сознании. Давайте сначала посмотрим на традиционную древнюю картинку самой чакры.
Третья чакра расположена на уровне пупка. Наверное, люди, которые смотрят через кристалл этой чакры, никуда выше, кроме этого уровня, не поднимаются. Она носит название «манипура», что переводится как «горы мерцающих драгоценностей». Энергия человека, характер которого ограничен этим кристаллом, направляет свою жизненную энергию на насилие, понятое в самом широком смысле, целью которого становится поглощение, овладение, покорение другого человека, мирка, мира, страны или всей Вселенной. Чаще всего люди 1-2 чакры по инерции подчиняются тем, кто стремится к власти, и, используя все способы, доказывает, что имеет право на эту власть. Он хочет превратить мир в самого себя, сделать мир своей собственностью, и абсолютно неважно, мир это семьи или учебного класса в школе, или больных, которые приходят на прием к врачу, или целые страны, народы и континенты.
Соответствующей западной философией была бы «воля к власти», понятая по Шопенгауеру или по Адлеру: когда человек, стремящийся к власти через свое чувство, что окружающие люди принадлежат ему, достигает того, что Адлер называл «комплексом полноценности». Даже секс на уровне этой чакры становится не эротическим переживанием, моментом любви, но способом завоевания, самооутверждения, а зачастую даже способом мести.
Недаром это на картинке самый темный из лотосов тантрического древа, он имеет десять темных, как грозовые тучи, лепестков, на которых изображены первослоги: «дам-тхам-нам-там-тхам-дам-тхам-нам». Даже в них можно почувствовать грозное настроение этой чакры. Центральный треугольник на белом фоне является знаком стихии огня, стороны треугольника, которые находятся внутри черных лепестков лотоса, помечены свастикой, символическим животным этого лотоса является баран или телец в некоторых изображениях. Баран или телец являются средством передвижения Агния, ведического бога жертвенного огня, на спине животного как бы стоит слог «авраам», являющийся звуковой формой этого бога, его раскаленной стихии. Здесь изображена богиня Лакини, это богиня зла, она синяя, с тремя лицами, на каждом из которых по три глаза, наружу торчат клыки, это самый свирепый из аспектов женского божества, она обожает мясо, грудь ее покрыта жиром и кровью, стекающей от ненасытных челюстей. Однако в чакре очень много света, и богиня остается лучезарной, покрытой изящными узорами, возвышенной, поскольку питается она не только мясом, но и амброзией; эта богиня покровительствует все обрядам жертвоприношения и царит над полями битвы, на вид ужасная, словно смерть, но для своих поклонников грациозная, прекрасная и миловидная, как сама жизнь.
Лакини превращается в совершенно других ведических культах в богиню смерти Кали, являющуюся одним из аспектов любви, тем самым аспектом любви-власти, которая одновременно является любовью-смертью.

Бизе. Кармен-сюита.

Наверное, наиболее близким описанием характера, является слово «эпилептоид». Это понятие, «эпилептоидный характер» встречается только в российской, советской и французской психиатрии, американская, английская, испанская психиатрия такого типа личности не выделяют, что очень важно, поскольку эти черты характера в российской и французской культуре считаются плохими. Мы считаем этот характер ужасным и одновременно превозносим его как характер многих героев, мы боимся этих людей и все равно считаем, что из них получаются идеальные начальники. Именно в России мы чаще всего хотим власти «сильной руки», «сильная рука» — это и есть человек третьей чакры, или эпилептоид, по нашей классификации.
Характер третьей чакры, эпилептоид — это характер конкретный, земной, взрывной, сопряженный тягой к власти. Есть одно из главных слов, которое еще Петр Борисович Ганнушкин, известный советский психиатр, применил к описанию этого характера, и это слово «дисфория», которое переводится с греческого как «досада, раздражение». Это очень важное для эпилептоида и с трудом сдерживаемое, с трудом скрываемое состояние психики. Дисфория — затянувшаяся досада, связанная с раздражением и агрессией, она состоит из мрачного настроения, тревожной подозрительности и внутренней плохо скрываемой злобности. Эта смесь всегда чувствуется собеседником, она обжигает, как крапива. Главным чувством, которое содержится внутри нее, является нарастающее напряжение, которое все время испытывает потребность в разрядке, во взрыве. Даже когда такой человек находится в спокойном состоянии, мы чувствуем его напряжение через натянутую улыбку, колкий смех, тяжелую осанку или подозрительный, как будто видящий нас насквозь взгляд.
Эпилептоид реагирует на события гораздо медленнее, чем окружающие его люди, он не умеет так легко, как человек второй чакры, избавляться от каких-то неприятных воспоминаний, событий или переживаний, он постоянно накапливает их, в нем вырастает дискомфорт человека, глубоко и навсегда обиженного. Такой человек может копить обиду в конечном итоге всю жизнь. Иногда это мрачно-злобное состояние усиливатеся по утрам без всяких видимых причин, мы часто говорим про таких людей: «встал не с той ноги», кроме того, такие люди прямолинейны, они четко высказывают правду-матку в глаза, их мысль не бегает, не кружится закоулками сомнений, не громоздит сложных теорий, более того, она их смертельно боится, все должно быть просто, и гордиев узел должен быть разрезан. Такой человек стремится идти напролом к своей цели, срезая гордиевые узлы. Конечно, в такой ситуации у него плохо обстоят дела с чувством юмора, неважно с самоанализом и уж совсем плохо со способностью идти на компромисс.
Конечно, этот человек всегда действует в рамках каких-то раз и навсегда определенных для себя однозначных правил, эта прямолинейность, однонаправленность движения мысли кажется самому человеку абсолютно верной, но давайте попробуем наполнить эту прямолинейность человеческую угнетенным мрачным состоянием души, которое мы назвали дисфорией, и вы сразу почувствуете, что внутри может скрываться агрессивно-злобный заряд, который может взорваться в любой момент. За счет этой внутренней энергии обиды, или энергии досады, или энергии раздражения, прямое мышление не может остановиться, свернуть с пути, а может только неукоснительно идти вперед, оно не терпит никакого инакомыслия, склонно к силовому решению проблемы и совершенно неспособно понять чужую правоту. Такие люди не переносят резких шуток в свой адрес и могут помнить эти шутки всю жизнь; они редко раскаиваются в содеянном, свои неудачи любят объяснять происками врагов, а уж никак не собственной внутренней несостоятельностью.
Однако за счет того, что такое мышление крепко сколочено логически, оно может брать в плен огромное количество людей: людей неуверенных, людей первой и второй чакры, которые по разным причинам лишены собственной внутренней позиции, и такие люди радостно пойдут и очень часто идут за уверенным в себе эпилептоидом. Этот душевный склад называют еще характером воина, хозяина или хранителя традиций. Подобными воинами, как мы видим на примере Кармен, могут быть и женщины, хотя мужчины являются ими чаще.

Музыка

Таково рода особенности мышления при общении с другими людьми оборачиваются авторитарностью, это стремление доминировать, начальствовать, глухота к другим мнениям. «Все должно быть так, как я сказал и точка. Идите». Эпилептоиды оказываются на своем месте там, где нужно держать дисциплину и единство мнений. Благодаря несгибаемой твердости они могут держать в кулаке трудный коллектив, построить завод, заставить всех шагать в ногу. Типичный путь для эпилептоида — пойти в армию и дослужиться до высоких чинов или занять место спортивного тренера или кресло начальника или всего-навсего учителя или диванного тирана своей семьи или, на худой конец, хотя бы жестокого хозяина своей собаки. Эпилептоиду легче набирать власть в системе, где низшие подчиняются высшим, а высшие — самому высокому. Эпилептоид, человек третьей чакры, прекрасно чувствует себя в такой системе: он с радостью подчиняется начальнику и радостно руководит подчиненными.
Однако, если в системе произошел сбой, например та организация, в которой он двигался по ступенькам служебной лестницы, закрывается или разваливается, такой человек испытывает тяжелейший жизненный кризис: он не может принять для себя другую роль. Такие черты характера психиатры называют «вязкостью». Человек второй чакры очень легко меняет мировоззрение, место работы, внешность — лишь бы нравиться; человек третьей чакры, когда все вокруг изменилось, все равно продолжает двигаться по инерции, даже если все внешние обстоятельства говорят ему «мир изменился, давным-давно пора меняться тебе», он предпочтет пить, уехать куда-нибудь или спрятаться где-нибудь, чтобы эти изменения мира не смогли его догнать или достать, пьяному же море по колено, поэтому он не будет замечать того, что мир меняется, если, конечно, пить непрерывно после того, как организация закрылась.
Но и конечно, легендарная склонность людей третьей чакры к порядку. Нельзя без спросу трогать его вещи, необходимо в общении с таким человеком быть обязательным и выполнять то, что вы ему пообещали даже случайно, эти люди всегда помнят обещания. Попытка что-либо изменить в комнате эпилептоида могут вызвать взрыв раздражения и ненависти, совершенно не сопоставимый с теми изменениями, которые вы ему нанесли, например, взяли или переложили книжку или пачку бумаг с одного места стола на другое. Чаще всего люди такого типа в нашей стране являются воинствующими атеистами, презирающими все идеалистическое как вредную выдумку, смысл жизни понятен им без поисков и размышлений: это удовлетворение своих сильных влечений, прежде всего сексуального, и радости обладания другими людьми.
Правда, среди них встречаются, несмотря на некую ограниченность люди духовные, с чувством святого в душе и с философскими поисками и размышлениями, однако в их духовных размышлениях звучит тема власти с ее многоликими гранями, стремление воевать за правду, бичевать недостатки, и наиболее типичным примером из нашей литературы является злая сатира Салтыкова-Щедрина.
Человеческая речь, которая развертывается в «Истории одного города», это концепция речи, которой люди хотят, но ни в коем случае не получают, градоначальники города Глупова не хотят вступать в диалог с обычными жителями, с обывателями, и их речь — это речь эпилептоида, поскольку в ней вообще нет диалога. Мы с вами не очень обращаем внимания на такую речь, потому что давно к ней привыкли. «Новый градоначальник оказался молчалив и угрюм, он безмолвно обошел ряды чиновных архистратигов, сверкнул глазами, произнес «Не потерплю!» и скрылся в кабинет. Что же это такое — фыркнул и затылок показал, нечто мы затылков не видали, ты по душам снами по говори, ты лаской-то, лаской пронимай, ты пригрозить-то пригрози, а потом и помилуй».
Но эпилептоидная личность сильна не разговорами, а прямыми действиями, его речь, как правило, направлена не от слова к слову, а от слова к действию: «Кругом!, Пшел вон!, Всем встать!». Угрюм-Бурчеев на протяжении нескольких страниц повествования произносит только одно слово «гони» как непосредственное побуждение к действию. «Гони! — скомандовал он булочникам, вскидывая глаза на колышущуюся толпу, сурово выслушивал Угрюм-Бурчеев ежедневные рапорты десятников о числе выбывших из строя рабочих и не дрогнув ни одним мускулом командовал: «Гони!» Градоначальник Беневоленский пытался издавать законы, тотально регламентирующие все стороны жизни обывателя, вплоть до еды, спанья, печенья пирогов. «1. Всякий да песет по праздникам пироги, не возбраняя себе таковое печенье и в будни. 2. Начинку всякий раз да употребляет по состоянию. Тако: поймав в реке рыбу, класть, изрубив намелко скотское мясо — класть же; изрубив капусту — тоже класть. Люди неимущие да кладут в пироги требуху. 3. По положении начинки и удобрении оной должным числом масла и яиц,класть пирог в печь и содержать в вольном духе, доколе не зарумянится. 4. По вынутии из печи всякий да возьмет в руку нож, и, вырезав из середины часть, да принесет оную в дар. 5. Исполнивший сие да яст».

Музыка

Конечно, бывает, что люди данного типа по причине воспитания или сами с годами приходят в вере в Бога, но и здесь они отличаются сверх убежденностью в истинности своей веры, как правило, не сомневаются, что сами попадут в рай, гневно проклинают иноверцев, уверяют, что их ждет кара небесная. Они верят трудолюбиво, истово, с соблюдением всех обрядов, и ненавидят людей, которые эти обряды соблюдать не успевают. Они воспринимают Бога точно таким же напряженно-авторитарным человеком, как и он сам. Бог эпилептоида — неумолимый судья, карающий за грехи и крепко держащий все мироздание в своей властной руке. Мир наполнен кровью и страданиями грешников, милосердие — это слабость. Эпилептоид порой может делать то, что ему хочется, и Бог тут ему не помеха, наоборот, он Богом оправдывает свои грешные поступки: если Бог точно такой же как он, это означает, что они в целом заодно. Можно вспомнить детство Горького и описание Горьким своего деда в повести «Детство».
Такой характер легко обнаружить, если вчитаться в строки наших знаменитых поэтов, например, декабристов. Вот рылеевское послание «К временщику»:
Надменный временщик, и подлый и коварный,
Монарха хитрый льстец и друг неблагодарный,
Неистовый тиран родной страны своей,
Взнесённый в важный сан пронырствами злодей!
Ты на меня взирать с презрением дерзаешь
И в грозном взоре мне свой ярый гнев являешь!
Твоим вниманием не дорожу, подлец;
Из уст твоих хула — достойных хвал венец!
Тема этого произведения — обличение, оно сурово и бескомпромиссно, и герой, к которому обращено стихотворение, граф Аракчеев, был главным объектом такого рода обличений, в том числе и Угрюм-Бурчеев в «Истории одного города» очень похож на Аракчеева: все время обвиняется в тех свойствах, которые противоположны некому идеалу этой чакры: прямоте, простоте и честности. Хотя, вполне возможно, что это портрет неприятных черт самого Рылеева, ведь это тоже механизм защиты, внутри каждого человека третьей чакры существует своя боль, своя ранимость и свои болезни.

Музыка


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 3 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
POWERED_BY
Русская поддержка phpBB
[ Time : 0.037s | 18 Queries | GZIP : On ]